Творческая жизнь марины цветаевой презентация. Презентация - Жизнь и творчество М.И. Цветаевой. Жизнь и творчество Цветаевой

МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района Московской области.

Презентацию подготовила: Привезенцева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.


Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская.


Родилась 26 сентября 1892 г . в Москве. Отец - Иван Владимирович Цветаев -профессор Московского университета, основатель Музея изящных искусств (ныне - Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина); мать - Мария Александровна, урожденная Мейн из обрусевшей польско-немецкой семьи, одаренная пианистка.

Родители

Марины

Цветаевой


Детство и юность

Эпоха, полная трагедий и кровопролитных событий, наложила отпечаток на все ее существование. Казалось бы, о чем еще может мечтать девочка, которой повезло появиться на свет в семье профессора московского университета? И о своем детстве Марина, действительно, вспоминает с теплотой и душевностью. В ее дневниках каждая страница полна любовью в родным людям.

Марина Цветаева


Марина начала писать стихи - не только на русском, но и на французском и немецком языках. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом.

После такой матери мне оставалось лишь одно: стать поэтом

М.Цветаева



190 0 -1905 гг. - поездка за границу с матерью, нуждавшейся в лечении (Италия, Швейцария, Германия). Зарубежные пансионы, учеба в московских гимназиях.

1909 г., лето – слушает лекции по истории литературы в Сорбонне.

М.И. Цветаева


  • В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов - «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую» направленность.) Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов - Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва.
  • В этот же год Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник - «Волшебный фонарь».

Начало семейной жизни

5 мая. Цветаева приехала к М. Волошину в Коктебель, где встретилась со своим будущим мужем - Сергеем Яковлевичем Эфроном.


1912 г., январь - венчание М.И. Цветаевой и С.Я.Эфрона в Москве, в Палашевской церкви Рождества Христова.

Однажды вечером пришел из тьмы Печальный принц в одежде серой. Он говорил без веры, ах, а мы Внимали с верой.

Сергей Эфрон и Марина Цветаева незадолго до свадьбы. 1911 год.


31 мая. Открытие Музея Александра III (он же - Музей изящных искусств, потом - изобразительных искусств).

М. И. Цветаева. «Версты». Обложка работы Н. Н. Вышеславцева



Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором М. Цветаева жила с 1914 г. по 1922 г.

  • - 1914 г., осень - покупка дома в Борисоглебском переулке, 6 (ныне - Музей М.И. Цветаевой).

Дача в Тарусе. Слева направо: И. В. Цветаев, Лера. Андрей, Анастасия, Марина, Мария Александровна и гувернантка Мария Генриховна. 1902 г.

Отношения с Софией Парнок

Об этом факте биографии Цветаевой не принято говорить вслух, об этом часто умалчивают. После свадьбы Цветаевой с Эфроном, поэтесса сразу же родила дочь Ариадну. Ухаживать за ребенком ей помогала Софья Парнок.

Сведений об этой «колдунье», практически очаровавшей Марину и уведшей из семьи, нет. Известно, что она была потрясающе красива и умело спекулировала тем, что Цветаева нуждалась в материнской любви и ласке. На глазах Сергея Эфрона у жены разворачивался бурный и страстный роман, набирая обороты, тем больнее было Сергею оттого, что предметом обожания стала женщина. Но он прекрасно осознавал, что Марина личность творческая, остро и болезненно переживающая каждый новый приток воздуха. А притоком воздуха для нее всегда были увлечения.

На протяжении всей жизни Сергей мирился со своим положением и никогда не роптал, любовь его и привязанность были безграничны, даже болезненны. Сам он называл страсть к жене «патологической любовью, сродни психической болезни». А Марина все больше отдалялась, придаваясь пагубной страсти. Он принимает мучительное решение уйти, но к тому моменту Цветаева сама сознает, что идеал земной любви, который она нашла в Софье просто порочен, а Софья – коварная и опасная женщина.



  • - 1917 г., 13 апреля - рождение дочери Ирины.
  • - 1918 г., 18 января - последняя встреча с мужем перед четырехлетней разлукой (С.Я. Эфрон уезжает в Добровольческую армию).
  • - 1920 г., 3 февраля - смерть дочери Ирины.
  • - 1921 г.- выход сборника «Версты».
  • - 1922 г. - выход в Москве книг: «Версты. Стихи» (вып.1), «Царь-Девица. Поэма-сказка», «Конец Казановы», «Разлука. Книга стихов» (Москва; Берлин: Геликон), «Стихи к Блоку» (Берлин: Огоньки ).

Марина Цветаева. 1913 год. Портрет работы Магды Нахман.


  • - 1925 г., 1 февраля - рождение сына Георгия (Мура).
  • - 1925 г., 31 октября - отъезд семьи из Чехии во Францию.
  • - 1928 г. - выход последнего прижизненного сборника «После России».

М. Цветаева с сыном.


  • Преследования НКВД вынудили Марину и ее мужа Сергея Эфрона покинуть Россию. Для людей, безгранично преданных своей стране, это было равносильно смерти. Но тогда уезжали все, кто думал и писал иначе, чем того требовала эпоха «крови и слез». В начале 20-х годов 19 века Марина вместе с семьей покидает Россию, «любимую, родную и больную» и начинаются ее скитания по миру, причем в прямом смысле этого слова. Столько потерь, с которыми столкнулась Цветаева в эмиграции, пережил, наверное, только Блок.


  • Время, проведенное во Франции, ознаменовало жизнь Цветаевой новыми драмами и трагедиями. Ее муж, Сергей Эфрон, активно сотрудничал с организацией стремящихся на родину поэтов. Его тоска по России доходила до такого отчаяния, что порой становилась невыносимо даже Марине.
  • Она не могла препятствовать организационной работе любимого мужчины. Так же, как не могла препятствовать вступлению в организацию своей дочери Ариадны. После некоторых столкновений с полицией Франции Сергей с Ариадной были вынуждены бежать в СССР. Здесь их уже поджидал «черный воронок». Буквально через несколько дней Сергея расстреляли, а Ариадну сослали в ссылку. Цветаевой удалось посмотреть на них еще раз, свидание было настолько коротким, что «рука не успела дотянуться до руки».


  • 31 августа , в воскресенье, когда дома никого не было, Марина Ивановна Цветаева покончила с собой, повесившись в сенях избы. Оставила три записки: сыну, Асеевым и тем, кто будет ее хоронить. 2 сентября Марину Ивановну похоронили на Елабужском кладбище. Могила не найдена.

Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна , это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик .


  • Отпевание Цветаевой
  • В 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой (отпевание состоялась в день пятидесятой годовщины кончины Марины Цветаевой в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот), тогда как отпевать самоубийц в РПЦ запрещено.
  • Основанием для того послужило прошение Анастасии Цветаевой, а с нею - группы людей, в том числе диакона Андрея Кураева, к патриарху.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты...

В купели морской крещена - и в полете

Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной - воскресаю!

Да здравствует пена - веселая пена –

Высокая пена морская!

Слайд 1

Марина Цветаева
Выполнила: Сурина Александра

Слайд 2

Если душа родилась крылатой - Что ей хоромы - и что ей хаты! Что Чингис-Хан ей и о - Орда! Два на миру у меня врага, Два близнеца, неразрывно-слитых: Голод голодных - и сытость сытых! 5 августа 1918

Слайд 3

Слайд 4

Иван Владимирович Цветаев
Профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета
Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн)
Пианистка, ученица А. Г. Рубинштейна

Слайд 5

В 1903 Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 – весной 1905 обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.
Образование

Слайд 6

Начало творчества
Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов; она знакомится с В. Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на ее раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским), участвует в деятельности кружков и студий при издательстве "Мусагет".
Л. Л. Кобылинский
В. Я. Брюсов

Слайд 7

В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи и на свои деньги, выпускает довольно объемный сборник “Вечерний альбом”, посвящённый памяти Марии Башкирцевой. Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин.
«Первая моя книга «Вечерний альбом», - вспоминала Марина Цветаева, - вышла, когда мне было 17 лет,- стихи 15-ти, 16-ти и 17 лет. Издала я ее по причинам, литературе посторонним, поэзии же родственным, взамен письма к человеку, с которым я была лишена возможности сноситься иначе».

Слайд 8

"Вечерний альбом"
Стихи Вечернего альбома отличались «домашностью», в них варьировались такие мотивы, как пробуждение юной девичьей души, счастье доверительных отношений, связывающих лирическую героиню и ее мать, радости впечатлений от мира природы, первая влюбленность, дружба со сверстницами-гимназистками. Раздел Любовь составили стихотворения, обращенные к В.О.Нилендеру, которым тогда была увлечена Цветаева. Стихи сочетали темы и настроения, присущие детской поэзии, с виртуозной поэтической техникой.

Слайд 9

Зимой 1910–1911 М.А.Волошин пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию провести лето 1911 в Коктебеле, где он жил. В Коктебеле Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном.

Слайд 10

В Сергее Эфроне Цветаева увидела воплощенный идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность. Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой.
Я с вызовом ношу его кольцо - Да, в Вечности - жена, не на бумаге.- Его чрезмерно узкое лицо Подобно шпаге.
Встречу с ним Цветаева восприняла как начало новой, взрослой жизни и как обретение счастья.

Слайд 11

В январе 1912 произошло венчание Цветаевой и Сергея Эфрона.

Слайд 12

В сентябре этого же года у них родилась дочь Ариадна

Слайд 13

Сергею Эфрону Цветаева посвящает второй сборник своих стихов “Волшебный фонарь“(1912 г)
Спи, царевна! Уж в долине Колокол затих, Уж коснулся сумрак синий Башмачков твоих. Чуть колышутся березы, Ветерок свежей. Ты во сне увидишь слезы Брошенных пажей. Тронет землю легким взмахом Трепетный плюмаж. Обо всем шепнет со страхом Непокорный паж. Будут споры… и уступки, (Ах, нельзя без них!) И коснутся чьи-то губки Башмачков твоих. (Колыбельная песня Асе)

Слайд 14

Стихотворения 1916, отражают роман Цветаевой с О.Э.Мандельштамом (1915–начало 1916). Мандельштам посвятил Цветаевой несколько стихотворений.

Слайд 15

Имя твое - птица в руке, Имя твое - льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твое - пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок. Имя твое - ах, нельзя! - Имя твое - поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твое - поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток… С именем твоим - сон глубок.

Слайд 16

На протяжении 1913–1915 совершается постепенная смена цветаевской поэтической манеры. В поэтический мир Цветаевой проникают страшные и трагические темы, а лирическая героиня наделяется и чертами святости, сравнивается с Богородицей, и чертами демоническими, темными, именуется «чернокнижницей».
Собирая любимых в путь, Я им песни пою на память - Чтобы приняли как-нибудь, Что когда-то дарили сами. Зеленеющею тропой Довожу их до перекрестка. Ты без устали, ветер, пой, Ты, дорога, не будь им жесткой! Туча сизая, слез не лей,- Как на праздник они обуты! Ущеми себе жало, змей, Кинь, разбойничек, нож свой лютый. Ты, прохожая красота, Будь веселою им невестой. Потруди за меня уста,- Наградит тебя Царь Небесный! Разгорайтесь, костры, в лесах, Разгоняйте зверей берложьих. Богородица в небесах, Вспомяни о моих прохожих!

Слайд 17

Первую мировую войну Цветаева восприняла как взрыв ненависти против дорогой с детства ее сердцу Германии. Она откликнулась на войну стихами, резко диссонировавшими с патриотическими и шовинистическими настроениями конца 1914.
Ты миру отдана на травлю, И счета нет твоим врагам, Ну, как же я тебя оставлю? Ну, как же я тебя предам?

Слайд 18

Февральскую революцию 1917 она приветствовала, как и ее муж. Октябрьскую революцию восприняла как торжество губительного деспотизма. Сергей Эфрон встал на сторону Временного правительства и участвовал в московских боях, обороняя Кремль от красногвардейцев. Известие об Октябрьской революции застало Цветаеву в Крыму, в гостях у Волошина. Вскоре сюда приехал и ее муж. 25 ноября 1917 она выехала из Крыма в Москву, чтобы забрать детей – Алю и маленькую Ирину, родившуюся в апреле этого года.

Слайд 19

Фронты Гражданской войны разлучили Цветаеву с мужем и с Волошиным. С Волошиными она больше никогда не увиделась. Сергей Эфрон сражался в рядах Белой армии, и оставшаяся в Москве Цветаева не имела о нем никаких известий. В голодной и нищей Москве в 1917–1920 она пишет стихи, воспевающие жертвенный подвиг Белой армии.
Белая гвардия, путь твой высок: Черному дулу - грудь и висок. Божье да белое твое дело: Белое тело твое - в песок.
К концу 1921 эти стихотворения были объединены в сборник Лебединый стан, подготовленный к изданию. (При жизни Цветаевой сборник напечатан не был, впервые опубликован на Западе в1957).

Слайд 20

В мае – июле 1921 она написала цикл Разлука, обращенный к мужу. Она и дети с трудом сводили концы с концами, голодали. В начале зимы 1919–1920 Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она узнала о тяжелом состоянии дочерей и забрала домой старшую, Алю, к которой была привязана как к другу и которую исступленно любила. Выбор Цветаевой объяснялся и невозможностью прокормить обеих, и равнодушным отношением к Ирине. В начале февраля 1920 Ирина умерла. Ее смерть отражена в стихотворении Две руки, легко опущенные… (1920) и в лирическом цикле Разлука (1921).

Слайд 21

Две руки, легко опущенные На младенческую голову! Были - по одной на каждую - Две головки мне дарованы. Но обеими - зажатыми - Яростными - как могла! - Старшую у тьмы выхватывая - Младшей не уберегла. Две руки - ласкать - разглаживать Нежные головки пышные. Две руки - и вот одна из них За ночь оказалась лишняя. Светлая - на шейке тоненькой - Одуванчик на стебле! Мной еще совсем непонято, Что дитя мое в земле.

Слайд 22

Наступивший НЭП Цветаева, как и многие ее литераторы-современники, восприняла резко отрицательно, как торжество буржуазной «сытости», самодовольного и эгоистического меркантилизма.

Слайд 23

11 июля 1921 она получила письмо от мужа, эвакуировавшегося с остатками Добровольческой армии из Крыма в Константинополь. Вскоре он перебрался в Чехию, в Прагу. После нескольких изнурительных попыток Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и 11 мая 1922 вместе с дочерью Алей покинула родину. 15 мая 1922 Марина Ивановна и Аля приехали в Берлин.
«…я не эмигрант… я по духу, то есть по воздуху и по размаху - там, туда, оттуда…»

Слайд 24

В Берлине она отдает в печать новый сборник стихотворений – Ремесло (опубл. в 1923) – и поэму Царь-Девица. Сергей Эфрон приехал к жене и дочери в Берлин, но вскоре вернулся в Чехию, в Прагу. Цветаева с дочерью приехала к мужу в Прагу в августе 1922. В Чехии она провела более четырех лет. В феврале 1925 у нее родился долгожданный сын, названный Георгием (домашнее имя – Мур).

Слайд 25

Цветаева его обожала. Стремление сделать всё возможное для счастья и благополучия сына воспринимались взрослевшим Муром отчужденно и эгоистично; вольно и невольно он сыграл трагическую роль в судьбе матери.

Слайд 26

Слайд 27

В Праге у Цветаевой впервые устанавливаются постоянные отношения с литературными кругами, с издательствами и редакциями журналов. Ее произведения печатались на страницах журналов «Воля России» и «Своими путями», Цветаева выполняла редакторскую работу для альманаха «Ковчег». В 1928 в Париже выходит последний сборник- «После России»

Слайд 28

В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому»
Превыше крестов и труб, Крещенный в огне и дыме, Архангел-тяжелоступ - Здорово, в веках Владимир! Он возчик и он же конь, Он прихоть и он же право. Вздохнул, поплевал в ладонь: - Держись, ломовая слава! Певец площадных чудес - Здорово, гордец чумазый, Что камнем - тяжеловес Избрал, не прельщась алмазом. Здорово, булыжный гром! Зевнул, козырнул и снова Оглоблей гребет - крылом Архангела ломового.

Слайд 29

В сентябре 1937 Сергей Эфрон оказался причастен к убийству советскими агентами И.Рейсса – также бывшего агента советских спецслужб, попытавшегося выйти из игры. Вскоре Эфрон был вынужден скрыться и бежать в СССР. Вслед за ним на родину вернулась дочь Ариадна. Цветаева осталась в Париже вдвоем с сыном, но Мур также хотел ехать в СССР. Не было денег на жизнь и обучение сына, Европе грозила война, и Цветаева боялась за Мура, который был уже почти взрослым. Она опасалась и за судьбу мужа в СССР. Ее долгом и желанием было соединиться с мужем и дочерью.

Слайд 30

12 июня 1939 на пароходе из французского города Гавра Цветаева с Муром отплыли в СССР, 18 июня вернулись на родину. На родине Цветаева с родными первое время жили на государственной даче НКВД в подмосковном Болшеве, предоставленной С.Эфрону. Однако вскоре и Эфрон, и Ариадна были арестованы.
Душа – птица, которая не может жить в клетке. Она должна парить. В неволе душа умирает.
Любовь – трагедия, всегда рядом с разлукой. Любовь – поединок роковой, за которым чаще всего следует разрыв.

Слайд 37

В истории отечественной литературы поэзия Марины Цветаевой всегда будет занимать свое особое место. Ее лирика уникальна, поэтому она так влечет читателя своей неповторимостью, мятущейся, вечно ищущей истины, беспокойной душой.

Спокойные времена восстановлен. Музеи Марины Цветаевой Музей Марины Цветаевой в Москве Музей-квартира Цветаевой М. И. в Болшеве... о Марине Цветаевой Полянская М. Брак мой тайный. Марина Цветаева в Берлине - М.: 2001. Омри Ронен. Часы ученичества Марины Цветаевой // Марина Цветаева ...

Присущие детской поэзии, с виртуозной поэтической техникой.  В 1918 году Марина Цветаева пишет цикл стихов "Комедьянт",      пьесы "Червоный валет" ... высеченными на ней словами: "Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева ". Литература Марина Цветаева «Стихи и проза» Москва Эксмо 2002г www. ...

Года, с субботы на воскресенье, в полночь родилась Марина Цветаева Иван Владимирович Цветаев (1847-1913) Музей изобразительного искусства Мария Александровна Мейн... Бывшая детская в Трехпрудном переулке «Вечерний альбом» 1910 год Марина Цветаева печатала свои стихи с шестнадцати лет. В 1910 году...

Женской гимназии, в московских частных пансионатах. Родители М. Цветаевой ХАРАКТЕР «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед... В.Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин. «Несомненно талантливая Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при...

Марина Цветаева 1892-1941 Вся моя жизнь – роман с собственной душой. Возьмите стихи – это и есть моя жизнь. М.Цветаева Вопросы темы Что... время видений и фантазий, когда все видится в ином свете Марина Цветаева Сборник «Волшебный фонарь» Мотивы Образ сборника лирической героини Своеобразие...

Лишь ощущенье замкнутого круга. – метафора анафора Какова любовь в поэзии Марины Цветаевой ? (на примере 3-х стихотворений) Представление о любви у... как «болезнь». Именно это слово показывает всю глубину ее чувств. Марина Цветаева в своих стихотворениях подчеркивает мысль о том, что нельзя требовать...

Поэт Цель: Изучить жизнь и творчество Марины Цветаевой Биография: Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов; она... действительности. Даже смерть поэта, по Цветаевой , есть нечто большее, чем человеческая утрата. Марину Цветаеву - поэта не спутаешь ни с кем...