Китай история становления. Краткая история древнего китая. Политика древнего Китая

Раздел - I - КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Раздел - II - КИТАЙ В III ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ — II ВЕКЕ НАШЕЙ ЭРЫ

Раздел - III -Культура древнего Китая

Раздел - IV - Искусство Древнего Китая кратко

Раздел - V - Религия Древнего Китая кратко

Древний Китай — одна из величественнейших цивилизаций Древнего мира . Происхождение древнего Китая похоже на происхождение Шумера, Древней Индии, и Древнего Египта . Величественная река Хуанхэ постоянно приносит с гор частички плодоносных почв — лесса.

В долине Желтой реки(Хуанхэ) зародилась древняя цивилизация. Первое царство появилось во втором тысячелетии до нашей эры и называлось Инь или Шан.

Современные археологи проводили раскопки, в результате чего им удалось раскопать столицу данного царства Великий Город Шан и гробницы некоторых шанских царей —их звали ваны. Хоронили Вана в достаточно глубоком (до 10 метров) котловане, в который была проведена вела лесенка. В могилу клали золотые украшения, украшения из нефрита, яшмы, а так же устанавливали огромные бронзовые сосуды. В обязанности ванна входило следующее: управлять государством, исполнение особых религиозных обрядов а так же верховный суд.

Ван считался священной и неприкосновенной личность. В тысяча сто двадцать втором году до нашей эры племя под названием Чжоу во главе с У-ваном нанесло большое поражение шанцам, установив тем самым свое господство, а большая часть жителей государства Шан-Инь было обращено в рабство. В восьмом веке до нашей эры под ударами кочевников распалось государство Чжоу; теперь, на главную роль выдвигаются то одни, то другие царства, из которых самым крупным государством было царство под названием Цзинь (седьмой - пятый века до нашей эры). После распада государства Цзинь начался тяжелый период Чжаньго (в переводе как «Сражающиеся царства»), когда древний Китай был поделен на два десятка мелких княжеств которые постоянно враждовали между собой, а так же практически не подчинялась чжоускому вану.

6-5 в.до.н.э — время когда в древнего Китае начинают появляться первые философские учения. В шестом столетии до нашей эры в Китае жил великий мудрец, его звали Конфуций, он был очень почитаемый среди китайцев, как в то время, так и во все последующие столетия. Учение Конфуция об уважении к старшим, о «благородном человеке», о важности образования, о скромности, и т.д стали в последствии важным эталоном взаимоотношений в Китае между людьми — как в семье, так и в самой стране.

В 221г.до н. э. правитель Цинь Ин Чжэн стал объединять огромные территории в единственную империю и взял титул Цинь Шихуанди, что означает «Первый император династии Цинь». Этот
правитель достаточно жестоко уничтожал всякое сопротивление, используя самые ужасные виды экзекуции. Если человек не соблюдал закон, то в этом случае наказанию подвергалась и вся семья этого человека: его членов семьи попросту превращали в рабов заставляя их работать на тяжелых строительных работах.

Когда Цинь Шихуанди установил свою собственную власть в империи, он начал войну с кочевниками-гуннами, которые часто нападали с северной стороны на его границы. Свою победу он решил навсегда закрепить, построив мощную пограничную стену, которая получила название Великая Китайская стен. После падения династии Цинь к власти приходит Лю Бан. Он уменьшил налогообложение и отменил некоторые наиболее жестокие законы, которые были введенные в Древнем Китае императором Цинь Шихуанди. Лю Бан, которому наследовали затем одиннадцать его потомков, стал основателем династии Хань. В эпоху Ханьской династии сложились основные черты Древнекитайского государства. В Древнем Китае были заложены основы китайской цивилизации и ее культуры — искусства, литературы, науки. В двести двадцатом году династия Хань пршла в упадок, а на все ее территории сформировалось несколько независимых друг от друга государств. Это событие считается концом античного периода в китайской истории.

Природные условия Древнего Китая кратко

Древние китайцы населяли Северо-Китайскую равнину, находящуюся на крайнем востоке Азии, С запада на восток равнину пересекала Хуанхэ (Желтая река), несшая много плодородного ила. Оседая, ил заполнял русло и заставлял реку менять его. Хуанхэ затопляла поля, смывая селения. Народ прозвал ее «горем Китая». Упорным трудом, вырубая леса, осушая болота, укрепляя берега рек, древние китайцы превратили свою родину в страну развитого земледелия. Долина реки Янцзы (Голубая река), расположенная южнее Хуанхэ, была завоевана китайцами позднее, Реки, в особенности Янцзы со своими многочисленными притоками, служили в древности важнейшими путями сообщения.

Занятия населения.

В середине второго тысячелетия до н. э, область Хуанхэ и ее притоков населяли многочисленные племена охотников и рыболовов. Одному из этих племен, племени инь, удалось подчинить своих соседей. В последнее время учеными- археологами раскопаны десятки поселений иньцев. Обнаружены многие тысячи надписей на костях животных и черепашьих щитках. Это позволяет изучить быт и занятия древнейшего населения Китая.

Основным занятием древних китайцев, осевших в долине Хуанхэ, было земледелие. Этому благоприятствовали мягкий, умеренный климат, плодородная почва и обилие влаги.

На полях произрастали просо, пшеница, ячмень, рис. В течение года убиралось два урожая: в первую половину года снимали урожай проса, а во вторую — пшеницы. Землю обрабатывали деревянной сохой, деревянными мотыгами, каменными серпами.

Скотоводство, рыболовство, охоте приобрели подсобное значение, Кроме крупного рогатого скота и лошадей, древние китайцы разводили овец, коз, свиней, Молочные продукты китайцами в древности в пишу не употреблялись.

Первоначально земледельцы сами изготавливали простейшие сельскохозяйственные орудия, глиняную посуду, ткани. Со временем ремесло превращается в особую, самостоятельную отрасль производства. Раньше всего выделилось ремесло литейщика, требовавшее особого умения и навыков. Бронзолитейщики Плавили И ковали металл и делали из негооружие и различную утварь. Гончары стали выделывать красивую и прочную посуду, пользуясь гончарным кругом и печью. С древнейших времен китайцы умели изготавливать тонкие
шелковые ткани. Мастерство это держалось в тайне.

С развитием земледелия и ремесла возникает и развивается торговля. Торговля велась не только с непосредственными соседями, но и с народами на берегах Тихого океана. Роль денег вначале выполняли драгоценные раковины. Добывать их было трудно. Поэтому стали мастерить искусственные раковины из драгоценного камня и из кости. Затем начали отливать из бронзы слитки в форме раковин и других предметов. Так в Китае появились металлические деньги.

Древнейшие рабовладельческие государства.

Во втором тысячелетии до н. э. у китайцев возникает рабство. Главный источник его — войны с соседями, в особенности с северными кочевыми племенами. Рабов получали также в виде дани с покоренных племен.

Труд рабов начал применяться в хозяйстве. В этот период рабы еще находились в коллективной собственности общины. Рабов не только заставляли работать до изнеможения, но и приносили в жертву богам. Археологи раскопали погребения с захоронениями сотен людей, погибших насильственной смертью. Это были принесенные в жертву рабы.

Наряду с погребениями, содержащими богатые вещи, а также " принесенных в жертву рабов, раскопаны могилы, в которых нет никаких вещей. Это говорит о том, что в обществе появились богатые и бедные, рабы и рабовладельцы.

Чтобы держать в повиновении рабов и бедняков, рабовладельческая знать создает государство. Во главе древнейшего Китайского государства становится военный вождь — ван. Его опорой были знать и многочисленные чиновники. Они взимали с населения непосильные подати. За службу ван раздаривал приближенным землю и рабов. Это вело к развитию крупного землевладения.

В XII в. до н. э. племя чжоу, жившее к западу от государства Шань-Инь, подчиняет себе иньцев. Образовалось государство Чжоу. Помимо этого, в Китае появилось много других рабовладельческих государств.

Земледельцы в этих государствах жили общинами, но каждая семья получала в пользование земельный надел. Орудия труда, скот, семена также находились в частной собственности отдель

ной семьи. Родовая и племенная знать, пользуясь своим положением руководителей общины, стала захватывать лучшие земли. Свободные общинники изнемогали от малоземелья, попадали в долговую зависимость к своим богатым соседям — крупным землевладельцам.

Недовольство крестьян нашло отражение в песнях, порицающих алчность и жестокость богачей. В одной из таких песен крупные землевладельцы сравниваются с полчищем крыс, поедающих плоды человеческого труда:

«Наши крысы, наши крысы, Не грызите наше просо. Мы живем у вас три года, А забот от вас не видно... Наши крысы, наши крысы, Не грызите вы посевы. Мы живем у вас три года, А наград от вас не видно»,

В городах жили искусные ремесленники. Из глины и металлов они изготовляли красивую посуду. С середины первого тысячелетия до н. э. китайцам был известен лак. Лаком покрывали мебель и другие деревянные изделия. Сок лакового дерева был ядовит, поэтому ремесленники, делавшие красивые, нарядные вещи, рано умирали.

В первой половине первого тысячелетия до н. э. расширяются торговые связи китайцев. Развитию торговли способствовало появление первых монет из металла. Постепенно города превращаются в центры ремесла и торговли.

Северные границы Китая постоянно подвергались нападениям кочевников, которые впоследствии стали известны под названием «гунны». Китайские государства заключали между собой союзы, так как силами одного государства бороться с кочевниками было невозможно. Но эти союзы были непрочными. Часто китайские государства воевали друг с другом. Междоусобные войны разоряли хозяйство Китая и вели к еще большему усилению эксплуатации трудящихся масс.

китай сословный право судебный

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

  • - Государство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;
  • - Государство Чжоу - с XII в. до н. э. до 221 г. до н. э.;
  • - Государство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;
  • - Государство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.

В ЧVІІІ веке до н.э. вследствие завоевания Иньскими племенами другого племени образуется государство Древнего Китая. Основным занятием жителей Древнего Китая было земледелие. К тому же развитие земледелия у китайцев древности находилось на довольно высоком для того времени уровне. Они использовали такие сельскохозяйственные приспособления, как мотыга, плуг и др. Наряду с земледелием в Древнем Китае развивалось ремесло, торговля и даже существовало денежное обращение.

Главой государства в Древнем Китае был император, опирающийся на разветвленный аппарат чиновников. Территория Древнего Китая была разделена на области и уезды. Каждым уездом и областью управляли два чиновника - военный и гражданский губернаторы. Уже во время правления династии Хань вводится продажа должностей и экзаменация чиновников перед вступлением в должность.

Государство Шан (Инь) - общественный и государственный строй.

Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государственный аппарат.

В царствование династии Шан, в более позднее время названной Инь, общество и государство были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства. Иньский господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных темен. Социальное положение светской аристократии определялось земельными владениями, наличием рабов, близостью к царю, занимаемой должностью. В соответствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные привилегии.

Большую часть населения составляли свободные общинники. Земля считалась государственной собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две категории:

  • - общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной;
  • - весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался

Частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании семьи, не являясь, однако, собственностью их держателей.

В частной собственности были рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества. Основными источниками рабства были:

  • - захват пленных на войне;
  • - продажа в рабство за долги;
  • - обращение в рабство за некоторые преступления;
  • - получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.

В государстве Шан, (Инь) государственный строй на раннем этапе сохранял черты родоплеменной военной демократии.

В дальнейшем наблюдается переход всей полноты власти к царю - вану. Старейшины из племенных вождей становятся единоличными правителями. Среди подданных укрепляется представление о них как о "сыновьях Неба", получивших власть по воле божественных сил. Самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником был царь. Он же возглавлял государственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники. Более мелкие должности - профессиональные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т. п. В Древнем Китае существовало разделение должностных лиц на три основные категории:

  • - высшие гражданские чиновники;
  • - военные чиновники;
  • - советники, прорицатели.

В XII в. до н. э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние противоречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством этого племени объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства.

В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.

Период Западного Чжоу, Восточного Чжоу и Чжаньго.

Время правления в Древнем Китае династии Чжоу (с XII в. до н. з. до 221 г. до н. э.) подразделяется на три основных периода:

  • - период Западного Чжоу - 1122 - 742 гг. до н. э.;
  • - период Восточного Чжоу - 770 - 403 гг. до н. э.;
  • - период Чжаньго ("семи воюющих царств") - 403 - 221 гг. до н. э.

В период Западного Чжоу (1122 - 742 гг. до н. э.) укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура. Общество характеризуется более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением численности рабов, развитием крупного землевладения.

Верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное государство в течение всего периода Чжоу создано не было. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а остальная территория страны делилась на княжества, которыми управляли владетельные князья (чжухоу). Территории княжеств подразделялись на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-территориальной единицей была сельская община. Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала в себя большое количество чиновников, имеющих разнообразную компетенцию. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три класса - старшие, средние, младшие.

На верху общественной лестницы находилась рабовладельческая аристократия, которая состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также отчасти уцелевшей после покорения иньской аристократии.

В данный период интенсивно развивается крупное землевладение, появляется тенденция к превращению владений в частную земельную собственность. Формально собственником земли считался царь, однако рабовладельческая аристократия могла свободно распоряжаться своими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей превращается в право собственности на землю. Общинное землепользование в период Западного Чжоу продолжало играть заметную роль. Положение земледельцев (нунфу) было в целом тяжелым. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных арендаторов. Число рабов пополнялось в этот период за счет:

  • - военнопленных;
  • - завоеванного мирного населения;
  • - государственных преступников.

Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, будучи составлена из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоединялось к ним во время войны.

В середине VIII в. до н. э. произошел развал Западного Чжоу ввиду ослабления связей центральной власти и правителей зависимых княжеств, а также неудачных войн с кочевниками. Когда страна распалась на ряд самостоятельных государств, то чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения - Восточного Чжоу.

Экономическая и политическая жизнь страны в период Восточного Чжоу (770 - 403 гг. до н. э.) характеризуется следующими изменениями:

  • - развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купечества в общественной жизни;
  • - упадком наследственного землевладения родовой аристократии. Ее земли постепенно переходят к служилой знати.

Значительные земельные владения сосредоточиваются в руках военачальников, служилых людей, купцов. Укрепляется частная собственность рабовладельцев на землю.

В период "воюющих царств" - Чжаньго (403 - 221 гг. до н. э.) продолжается развитие крупного землевладения. Оно сопровождается разрушением старого типа землевладения - общинного. С введением земельного налога, когда вместо обработки общинных полей земледельцев обязали уплачивать налог со своей земли, по общинному землевладению был нанесен один из первых ударов.

Государство Цинь и реформы Шан Яна.

Третий период истории Древнего Китая - царство Цинь, с 221 г. до н. э. до 207 г. до н.э.

С середины VIII в. до н. э., после уничтожения монархии Западного Чжоу страна распалась на множество самостоятельных государств. Они вели между собой завоевательные войны, в ходе которых более слабые государства поглощались более сильными. Царство Цинь возникло примерно в X в. до н. э. Первоначально оно находилось в зависимости от династии Чжоу, а затем, в период Чжаньго вошло в число семи могущественных "воюющих царств". В III в. до н. э оно подчинило себе остальные китайские государства.

В 359 - 348 гг. до н.э. государственный деятель, главный советник императора Шан Ян провел серию реформ, которые способствовали усилению центральной власти.

Шан Ян являлся одним из основоположников философской школы легистов, ставившей превыше всего государственный закон. При нем строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием порядка в стране. В этот период императором были утверждены обязательные для всех законы, введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины. В результате преобразований Шан Яна:

  • - узаконивалось право частной собственности на землю и была официально разрешена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению;
  • - проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей, что также ускоряло распад общины;
  • - в целях централизации вся территория государства была разделена на административные уезды - новое административное деление было проведено по территориальному принципу;
  • - налоги стали взиматься исходя из количества обрабатываемой земли;
  • - войско было перевооружено и реорганизовано.

В централизованной Циньской империи главой государства являлся император - хуанди. В его руках была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.

Имелся разветвленный государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами - левым и правым ченсянами. Заместителями ченсянов были секретари. Другими высшими государственными чиновниками являлись начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

Когда царство Цинь подчинило себе остальные древнекитайские царства, реформы Шан Яна были распространены на всю страну. В империи были произведены следующие преобразования:

  • - административное: территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды - на волости, а волости - на тин, представлявший собой низшую административную единицу;
  • - аграрное: поощрялось земледелие;
  • - финансовое;
  • - военное.

Каждую область возглавляли два управителя - представители военной и гражданской власти, назначаемые и смещаемые императором. Твердо установленные единые законы, каравшие за малейшие проступки, направляли деятельность имперских чиновников. Прежние аристократические титулы были уничтожены, критерием знатности стали богатство и заслуги перед государством.

В Циньской империи наличествовало специальное судебное ведомство, что свидетельствует о выделении судебных функций из общеадминистративных.

В качестве высшей судебной инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебное ведомство следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками. Во главе этого ведомства стоял тинвэй.

Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе. Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что определялось частыми войнами и крестьянскими восстаниями.

Постепенно формировалась постоянная армия, находившаяся на содержании казны. Поначалу ее составляли телохранители императора и части, охранявшие столицу. На эти части возлагались и полицейские функции.

В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. Без указания сроков службы на охрану государственных границ направлялись провинившиеся чиновники, преступники, бродячие торговцы, а также те, кто потерял свободу за долги.

Государство Хань и падение Ханьской империи.

Из-за социальных противоречий в империи Цинь постоянно вспыхивали восстания, наиболее мощное из которых в 207 - 206 гг. до н. э. привело к гибели Циньской монархии. Основателем новой династии - Ханьской - стал один из руководителей этого восстания, сельский староста Лю Бан.

Императорская династия Хань правила с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э. Этот период принято делить на следующие:

  • - Западная или Ранняя (Старшая), Хань (206 г. до н. э. - 8 г. н. э.);
  • - правление Ван Мана (9 - 23 гг. н. э.) и правление Лю Сюаня, или Гэнши (23 - 25 гг. н. э.);
  • - Восточная, или Поздняя (Младшая), Хань (25 - 220 гг. н. э.).

Лю Бан, провозгласивший себя императором Гао-цзу, в начале своего правления сделал ряд уступок земледельцам, снизив налоги и отменив суровые законы династии Цинь. Однако его реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения. Новым моментом в аграрных отношениях Западной Хань было то, что появились землевладения "сильных домов", своеобразные поместья-крепости с собственной вооруженной охраной.

Рабство, сочетаясь с феодальным укладом, достигло наибольшего развития, что явилось причиной, обострившей социальные противоречия. Оставив прежней структуру центрального и местного государственного аппарата, царская власть направила свои усилия на централизацию страны. Было проведено новое территориально-административное деление - на 13 крупных округов, с увеличением числа областей и уездов. Во главе округов ставились окружные ревизоры - наместники императора, осуществлявшие контроль за местной администрацией. Области и уезды возглавляли три назначаемых из центра чиновника: правитель и его помощники по гражданским и военным делам. Деятельность местной администрации контролировалась инспекторами из центра.

В 8 г. н. э. престол в результате дворцового переворота захватил Ван Ман. Провозгласив себя императором (в 9 г. н. э.), он предпринял новую попытку смягчить реформами классовые противоречия. Вдохновителями его реформ были конфуцианцы, пришедшие на смену легистам.

В области землевладения Ван Маном было сделано следующее:

  • - путем запрета на куплю-продажу земли отменялась частная собственность на нее;
  • - все земли объявлялись царскими;
  • - восстанавливалась система общинного землевладения.

В области рабовладения:

  • - отменялось частное рабовладение - запрещена купля-продажа рабов;
  • - государство получало законное право владеть рабами, то есть рабы становились государственными.

Ван Маном проводились и другие реформы, в том числе денежные, были введены новые налоги, учреждены особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссудный процент.

Однако все это не привело к стабилизации политического положения, а лишь к углублению и обострению классовых противоречий, к разрушению экономики страны.

В 18 г. н.э. вспыхнуло восстание, участники которого получили название "краснобровых".

В ходе борьбы с восставшими землевладельческая аристократия основала новую династию - Позднюю (Младшую, или Восточную) Хань. Восстание "краснобровых" было подавлено в конце 27 г. н. э., но страну удалось объединить только к 37 г. н. э.

Вернувшись в 23 г. н. э. на престол, Ханьская династия отменила указы и распоряжения Ван Мана. Были сделаны некоторые уступки крестьянству, отчасти облегчено налоговое бремя.

Существенным изменениям подвергся государственный аппарат - был создан императорский совет, высший совещательный орган при императоре; функции по управлению страной разделили между собой пять ведомств. Экономика страны стала стабилизироваться.

Во второй половине II в. н. э. власть династии Восточной Хань в результате мощных крестьянских восстаний пришла в упадок. В ходе борьбы с восставшими крупные военачальники, возглавлявшие различные вооруженные политические группировки, стали независимыми от центрального правительства. Это привело к политическому кризису и к разрушению хозяйственной системы страны. В 220 г. единая Ханьская империя была уничтожена - она распалась на три самостоятельных царства, период существования которых получил название Саньго (Троецарствие).

История Древнего Китая отходит в далекое прошлое: несколько тысяч лет назад уже образовывался великий Китай. Известны были и взлёты, и падения.

Периодизация Древнего Китая обусловлена сменой династий, которые и создают в итоге эту самую историю. Давайте рассмотрим ее.

Периодизация Древнего Китая

Все эти династии также делятся на несколько групп.

Этапы периодизации истории государства в Древнем Китае:

1. Первые люди в эпоху неолита.

2. Период с тремя первыми династиями, когда Китай был раздроблён, не было империи как таковой.

3. Традиционный Китай и империя.

На этом весь старый Китай заканчивается, династии как таковые перестают править и начинается последний этап, охватывающий только лишь XX и XXI века.

Однако к Древнему Китаю относится период до начала Средневековья, заканчивается он на династии Хань. Весь период существования Древнего Китая можно выразить как застройку фундамента для великого государства, для такого, какое оно есть сейчас.

Рассмотрим ниже кратко историю цивилизации и периодизацию Древнего Китая, общественные и государственные строи, а также философию того времени и великие изобретения.

Начало истории

Известно, что первые предки китайцев жили 400 тысяч лет назад в эпоху неолита. В пещере недалеко от Пекина были найдены останки синантропа. Первые люди уже владели окрашиванием и некоторыми другими навыками.

Вообще территория Китая удобна для жизни, поэтому история отходит в такое далёкое прошлое. Почва плодородна, а сама степь окружена морем, горами, что могло бы защищать людей от нападок врагов. Такое удобное расположение и привлекало первых жителей, которые являлись предками нынешних китайцев.

Учёным известно также, что существовало две культуры после синантропов: Яншао и Луншань. Вероятно, их было больше, но они смешались между собой. Археологически подтверждены только две.

Культура Яншао существовала 2-3 тысячи лет до нашей эры. Люди того периода жили на обширной территории от провинции Ганьсу и вплоть до юга Маньчжурии. Известно, что они могли делать красивые цветные керамические изделия.

Луншань же располагалась в основном на территории провинции Шаньдунь. В центральной части Китая обе культуры накладывались друг на друга. Люди тоже владели мастерством обработки керамики, но их основной гордостью было умение изготавливать из кости различные предметы. На некоторых из них, которые были найдены учёными, обнаружены выскобленные надписи. Это являлось первой предпосылкой для письменности.

Далее условно можно выделить несколько этапов периодизации истории и культуры Древнего Китая. Первые три династии относятся к этапу до образования затем множество династий в период существовании Империи, а последним этапом следует строй без династий и современный Китай.

Династия Ся

Первой известной династией в хронологии и периодизации Древнего Китая является Основателем её был Юй, а существовала она с 2205 по 1557 год до нашей эры. По некоторым теориям, государство располагалось на всём востоке Северного Китая или же только на севере и в центре провинции Хэнань.

Первые правители справлялись со своими задачами управления государством неплохо. Главным достоянием эпохи Ся является календарь того времени, которым впоследствии восхищался сам Конфуций.

Однако упадок случился, а вызван он был давлением духовенства, а правители-духовники в скором времени стали пренебрегать своим обязанностями духовенства. Календарные даты начали путаться, сбивалась периодизация Древнего Китая, социальное и политическое устройство хромало. Этим ослаблением и воспользовался император Ли государства Шан, который начал последующую династию.

Династия Шан-Инь

Период правления начинается в XVIII или XVI веке до н. э. по разным теориям, а заканчивается в XII или XI веке до н. э.

Всего у этой династии насчитывается около 30 правителей. Ли Тан (основатель династии) и его племя верил в тотемизм. Они переняли обычай гадать на костях от культуры Луншань, также они использовали для предсказаний черепашьи панцири.

Во время правления Шан-Инь царствовала централизованная политика управления во главе с императорами династии.

Конец периоду пришёл, когда племена Чжоу свергли правителя.

Династия Чжоу

Чжоу — последняя могущественная династия первого этапа в периодизации истории государства Древнего Китая до формирования Китайской империи, которая существовала с IX по III век до нашей эры.

Существует два этапа: Западное и Восточное Чжоу. Западное Чжоу имело столицу Цзунчжоу на западе, а владения охватывали почти весь бассейн реки Хуанхэ. Суть политики того времени заключалась в том, главный император правил в столице, а его приближенные (обычно родственники) правили множествами уделов, на которые раскололось государство. Это повлекло за собой междоусобицы и борьбу за власть. Но в итоге более сильные владения порабощали более слабые.

Китай в это же время защищался от постоянных нападок варваров. Именно поэтому правитель перешёл из западной столицы в восточную столицу Чэнчжоу в государстве Лои в 770 году до нашей эры, и начался период истории Древнего Китая под названием Западное Чжоу. Переезд правителя означал условно отказ от власти и от управления государством.

Весь Китай был расколот на несколько царств: Янь, Чжао, Сун, Чжэн, Лу, Ци, Чу, Вэй, Хань, Цинь, и на множество мелких княжеств, которые большие царства со временем завоёвывали. Фактически некоторые царства были намного мощнее по политике, чем царство, где находился главный правитель Чжоу. Ци и Цинь считались наиболее сильными, и именно их правители вносили больший вклад в политику и в борьбу с варварами.

Отдельно стоит выделить из этих царств царство Лу. В нём царило образование и письменность, хотя в политическом плане Лу было не сильно. Именно тут родился и жил Конфуций — основоположник конфуцианства. Концом периода Чжоу обычно считают год смерти философа в 479 году до нашей эры. Конфуций написал историю Западного Чжоу в летописи «Чуньцю». Многие события того времени известны только благодаря этим записям. Известно также, что в этот период в Китай начал проникать даосизм.

Концом династии послужило то, что все царства сражались между собой за власть. Победило самое мощное - Цинь с правителем Цинь Шихуанди, который после завоевания смог объединить весь Китай и начал новую династию. А сам правитель Чжоу потерял статус небесного мандата.

Цинь

Так как правитель Цинь объединил весь Китай, то начался новый этап истории и периодизации Древнего Китая. Эпоха раздробленности сменилась эпохой императорского правления с объединёнными частями всего государства.

Эпоха просуществовала недолго. Всего лишь с 221 по 207 год до н.э., но именно Цинь Шихуанди (первый император) вносит особый вклад в культуру Древнего Китая. В этот период построили Великую Китайскую стену — особое достояние государства, величие которого поражает до сих пор. Правитель Цинь Шихуанди провёл множество реформ. Например, денежную и судебную реформу, и также реформу письменности. При нём начали строительство единой сети дорог.

Несмотря на все плюсы, историки выделяют значительные минусы, которые и послужили причиной тому, что период Цинь просуществовал недолго. Цинь Шихуанди являлся сторонником легизма. Легизм — это философская школа того периода, суть которой была в очень жёстких мерах для людей и наказаниях за любые провинности и не только. Это повлияло на такой резкий скачок в виде побед над разными племенами и на столь быстрое строительство Китайской стены в целях защиты от варваров и вражеских пленен. Но именно жестокость повлекла нелюбовь людей и резкую смену династий сразу после смерти Цинь Шихуанди.

Хань и Синь

Империя Хань просуществовала с 206 года до нашей эры по 220 год нашей эры. Её делят на два периода: Западная Хань (с 206 года до н. э. по 9 год н. э.) и Поздняя (Восточная) Хань (25-220 гг. н. э.)

Западной Хань пришлось устранять последствия разрухи после периода Цинь. В империи царствовали голод и смертность.

Правитель Лю Бан освободил многих государственных рабов, которые стали невольными при Цинь за провинности. Он также отменил жёсткие налоги и сильные наказания.

Однако в 140-87 годах до н. э. империя вернулась к деспотизму, как и при правителе Цинь. Правитель династии У-ди снова ввёл высокие налоги, которые взимались даже с детей и пожилых людей (это повлекло за собой частые убийства в семьях). Территории Китая к этому времени сильно расширились.

Между Западной и Восточной Хань был промежуток династии Синь во главе с правителем Ван Ман, которому удалось свергнуть Восточную Хань. Он пытался укрепить свою власть путём проведения множества положительных реформ. Например, на каждую семью устанавливалась определённая территория земли. Если она была выше положенного, то часть отдавали бедным или людям без земли.

Но в то же время произошёл беспредел с чиновниками, из-за которых казна опустела, и пришлось сильно увеличить налоги. Это послужило поводом для недовольства людей. Начались народные восстания, также это послужило преимуществом для представителей Ван Ман был убит во время восстания под названием «Красные брови».

Лю Сю был выдвинут в кандидаты на трон. Он хотел уменьшить враждебность к власти у людей путём снижения налогов и освобождения рабов. Начался период Западной Хань. Это время тоже внесло значительный вклад в историю. Именно тогда установился Великий Шелковый Путь.

В конце второго века снова вспыхнуло волнение среди народа. Началось восстание «жёлтых повязок», которое продлилось почти 20 лет. Династию свергли, начался период троецарствия.

Хоть ханьский период был периодом подъёма, под конец эпохи после двадцатилетней войны началась постоянная борьба между полководцами династии и другими предводителями. Это повлекло за собой ещё одно волнение в империи и смертность.

Цзинь

Эпоху Цзинь и последующие периоды уже можно отнести к Средневековью, но рассмотрим самые первые династии, чтобы понять, к чему привела политика Древнего Китая и как правителям приходилось устранять последствия.

Численность населения после ханьских войн снизилась в несколько раз. Имели место также катаклизмы. Реки начали менять свои русла, тем самым вызывая наводнения и упадок хозяйства. Усугубляли ситуацию постоянные набеги кочевников.

Цао Цао, который завершил восстание «желтых повязок», объединил раздробленный север Китая в 216 году. А в 220 году его сын Цао Пэй основал династию Вэй. В это же время возникли государства Шу и У. Так и начался период троецарствия. Начались постоянные войны между ними, что обострило военно-политическую ситуацию внутри Китая.

В 249 году Сыма Чжао встал во главу Вэй. А его сын Сыма Янь, когда отец умер, занял престол и основал династию Цзинь. Сначала Вэй завоевал государство Шу, а затем и У. Периоду троецарствия пришёл конец, началась эпоха Цзинь (265-316 гг.). В скором времени кочевники завоевали север, столицу пришлось перенести из Лояна на юг Китая.

Сымя Янь начал раздавать земли своим родственникам. В 280 году вышел указ о надельной системе, суть которой была в том, что каждому человеку полагается земельный участок, но взамен люди должны платить казну. Это нужно было для улучшения отношений с простыми людьми, пополнения казны и поднятия хозяйства.

Однако это повлекло за собой не улучшение централизации, как полагалось, а наоборот. После смерти Сыма Яна в 290 году началась борьба между владельцами крупных уделов — родственниками умершего правителя. Она длилась 15 лет, с 291 по 306 год. В то же время на севере государства позиции кочевников укреплялись. Постепенно они располагались вдоль рек, стали выращивать рис и порабощать целые поселения людей.

В период Цзинь, как известно, начала укрепляться религия буддизма. Появлялось множество монахов и буддистских храмов.

Суй

Только в 581 году после длительного периода смуты Чжоу Ян Цзяну удалось объединить раздробленный кочевниками север. Начинается правление династии Суй. Затем он захватывает государство Чэнь на юге и тем самым объединяет весь Китай. Его сын Ян Ди занялся войнами с некоторыми государствами Кореи и Вьетнама, создал Великий канал для перевозки риса и улучшил Китайскую стену. Но люди находились в тягостных условиях, из-за чего началось новое восстание, и Яна Ди убили в 618 году.

Тян

Ли Юань основал династию, которая просуществовала с 618 по 907 год. Империя в этот период достигла своего расцвета. Правители Ли улучшили экономические связи с другими государствами. Города и численность в них стали увеличиваться. Начали активно развивать сельскохозяйственные культуры (чай, хлопок). Особенно в этом плане выделился сын Ли Юаня - Ли Шиминь, политика которого вышла на новый уровень. Однако в VIII веке достиг своего пика конфликт между военными и властью в центре империи. В 874 году началась война Хуан Чао, длившаяся вплоть до 901 года, из-за которой династия оборвалась. В 907-960 годах Китайская Империя снова была раздроблена.

Государственные и общественные строи Древнего Китая

Периодизацию всех периодов Древнего Китая можно рассматривать как сходные между собой этапы истории по своему устройству. В основе общественного устройства — коллективное земледелие. Основная деятельность людей — скотоводство и ремёсла (которые были развиты до высокого уровня).

На верхушке власти находилась аристократия, ниже находились рабы и крестьяне.

Ярко выраженным было родовое наследие. В период Шан-Инь каждому из родственников правителя давался особый титул в зависимости от того, насколько это близкие родственники. Каждый титул давал свои привилегии.

В периоды Инь и Западного Чжоу земля выдавалась только для пользования и хозяйства, но не как частное имущество. А с периода Восточного Чжоу землю уже раздавали для частного владения.

Рабы сначала были государственными, а затем стали частными. В их категорию обычно попадали пленные, совсем бедные общинники, бродяги и другие.

В этапах периодизации Древнего Китая общественного и государственного устройства можно выделить то, что в эпоху Инь в первую очередь наследовал трон брат умершего правителя, а в Чжоу титул переходил к сыну от отца.

При правителе царила дворцовая система управления.

Отдельно стоит выделить, говоря о периодизации истории государства и Древнего Китая: право уже существовало, но на начальном этапе сильно переплеталось с религиозными принципами и обычной этикой. Царил патриархат, почитали старших и отцов.

В V—III веках до н. э. право было неотъемлемой частью с жестокими наказаниями, в то время как раз уже был легизм. А при династии Хань снова люди вернулись к конфуцианству и идее гармоничного неравенства людей в зависимости от ранга.

Первые письменные источники права датируются примерно 536 годом до нашей эры.

Философия

Философия Древнего Китая сильно отличается от философии любых других европейских стран. Если в христианстве и мусульманстве есть бог и жизнь после смерти, то в азиатских школах был принцип «здесь и сейчас». В Китае тоже взывали к доброте при жизни, однако просто для гармонии и благополучия, а не под страхом кары после смерти.

В основе лежало триединство: небо, земля и сам человек. Люди также считали, что есть энергия Ци, а во всем должна быть гармония. Выделяли женское и мужское начало: инь и янь, которые взаимодополняли друг друга для гармонии.

Всего существует несколько основных философских школ того времени: конфуцианство, буддизм, моизм, легизм, даосизм.

Таким образом, если обобщить сказанное, то можно сделать вывод: уже до нашей эры Древний Китай сформулировал определённую философию и придерживался некоторых религий, которые до сих пор в Китае являются неотъемлемой частью духовной жизни населения. В то время все основные школы менялись и лишь иногда накладывались друг на друга в зависимости от этапа периодизации.

Культура Древнего Китая: достояния, ремёсла и изобретения

Одними из самых великих достояний Китая и по сей день считаются и Великая Китайская стена. Самое удивительное здесь то, что построили их под управлением первого императора Древнего Китая Цинь Шихуанди из династии Цинь. Именно тогда царствовал легализм и жестокость к людям, которые под страхом и напором сооружали эти поистине великие сооружения.

А вот к великим изобретениям можно отнести порох, бумагу, книгопечатание и компас.

Считается, что бумагу изобрёл Цай Лун в 105 году до н. э. Для её изготовления требовалась особая технология, которая все же напоминает нынешний процесс изготовления бумаги. До этого периода люди выскабливали письмена на панцирях, костях, глиняных табличках и бамбуковых свёртках. Изобретение бумаги повлекло за собой изобретение книгопечатания в более позднем периоде уже нашей эры.

Первое подобие компаса возникло ещё в Древнем Китае при династии Хань.

А вот ремёсел в Древнем Китае существовало бессчётное множество. Несколько тысяч лет до н. э. стали добывать шёлк (технология добычи которого долгое время оставалась секретной), появился чай, делали глиняные изделия и изделия из кости. Чуть позже появился Великий Шёлковый Путь, делали рисунки на шёлке, скульптуры из мрамора, роспись на стенах. И также в Древнем Китае появились всеми известные пагоды и иглоукалывание.

Заключение

Социальное и политическое устройство Древнего Китая (периодизацией от эпохи неолита вплоть до династии Хань) имело свои недостатки и достоинства. Последующие династие скорректировали способы ведения политики. А всю историю Древнего Китая можно описать как периоды расцетов и упадков, движущихся по спирали. Движущихся вверх, поэтому "расцветы" с каждым разом становились все усовершенствованнее и лучше. Периодизация истории Древнего Китая - объемная и интересная тема, которую мы рассмотрели в статье.


Три тысячи лет назад Великую китайскую равнину между реками Хуанхэ и Янцзы стали заселять первые китайцы. Несмотря на то, что на этой территории быстро стали появляться первые государства, их жители считали себя единым народом с единой культурой и языком.

Возникновение Древнего Китая происходило почти так же, как в Древнем Египте, Шумере и Древней Индии – на берегах больших рек. В долине Хуанхэ (по-китайски - «Жёлтая река») и зародилась древнекитайская цивилизация. Первое царство возникло во 2 тысячелетии до н. э. и называлось Шан или Инь. Археологи раскопали столицу этого царства Великий Город Шан и гробницы шанских царей - ванов.

В 1122 до н. э. воинственное племя Чжоу во главе с У-ваном нанесло поражение шанцам и установила свое главенство, а большую часть населения страны Шан-Инь обратил в рабство. Но в 8 веке до н. э. государство Чжоу распалось под ударами кочевников; теперь на главную роль выдвигается то одно, то другое царство, из которых наиболее крупным государством было царство Цзинь (7–5 века до н. э.). С распадом государства Цзинь начался период Чжаньго («Сражающихся царств»), когда Китай был разделен на два десятка небольших враждующих друг с другом княжеств, плохо подчинявшихся чжоускомувану.

6–5 века до н. э. - время появления первых философских учений древнего Китая. Из всех мудрецов этого времени, особенно почитаемый китайцами был Конфуций. Его учение о «благородном человеке», об уважении к старшим, о скромности, о важности образования, об отношении к правителю как главе семьи надолго стали в Китае идеалом взаимоотношений между людьми - и в семье, и в государстве.

В 221 году до нашей эры правитель Цинь Ин Чжэн объединил большие территории в единую империю и принял титул Цинь Шихуанди, что значит «Первый император династии Цинь. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. Цинь Шихуанди жестоко подавлял всякое сопротивление, применяя самые страшные виды казни, например, могли заживо сварить в котле. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. Если человек нарушал закон, то наказанию подвергалась и вся его семья: родственников осужденного превращали в рабов, которых использовали на тяжелых строительных работах.

Установив свою полную власть в империи, Цинь Шихуанди начал войну с кочевниками-гуннами, нападавшими с севера на его границы. Свою победу он решил навсегда закрепить строительством мощной пограничной стены, получившей название Великой Китайской стены. Её возводили из каменных глыб и кирпичей сотни тысяч осуждённых преступников и простых крестьян. Высота стены была с трёхэтажный дом. По верху могли без всякого труда разъехаться две повозки. В башнях несла службу охрана. Внизу её они жили, а на верхней площадке часовые внимательно следили за окрестностями и в случае опасности разжигали костёр, дым, которого было видно далеко. На его сигнал к этому месту спешил большой отряд воинов.

С падением династии Цинь к власти пришел один из вождей крестьянской войны - ЛюБан. Он снизил налоги и отменил наиболее жестокие законы, введенные в Китае императором ЦиньШихуанди. ЛюБан стал основателем Ханьской династии. В эпоху Хань сформировались главные черты Китайского государства, которые и были присущи ему до начала 20 века.

Сбор налогов в большой стране требовало от чиновников Хань познаний в геометрии и арифметике. Для обучения основам математики использовали специальные учебники и сборники задач. Древнекитайские астрономы точно вычислили продолжительность солнечного года и составили совершенный календарь; им были известны сотни звезд и созвездий, они вычисляли периоды обращения планет. В Древнем Китае были заложены начала китайской цивилизации и ее культуры - науки, литературы, искусства.

Гибель династии Хань была связана с восстанием «жёлтых повязок», охватившем страну в 184 году. Хотя восстание было жестоко подавлено, оно нанесло тяжелейший удар по стране. В 220 году династия Хань пала, а на ее территории образовалось несколько независимых государств. Это событие обычно считается концом периода древности в китайской истории.

Вторая половина I тысячелетия до н. э. в обществе Древнего Китая получила название Чжаньго - Борющиеся царства. Это была эпоха постоянных войн между мелкими княжествами и царствами, образовавшимися на развалинах некогда могущественной державы Чжоу. Со временем среди них выделялись семь сильнейших, которые подчинили своей власти слабых соседей и продолжали вести борьбу за наследство династии Чжоу: царства Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь . Но это была и эпоха изменений во всех областях жизни, производства и общественных отношений. Росли города, совершенствовались ремёсла, и развивалось сельское хозяйство, железо пришло на смену бронзе. Учёные и писатели создавали замечательные трактовки в области естествознания, философии, истории, романтики и поэзии продолжающие до сих пор волновать читателя. Достаточно сказать, что именно в это время жили Конфуций и Лао-цзы основатели двух философско-религиозных школ - конфуцианства и даосизма, приверженцами которых и сейчас считают себя большинство китайцев.

Несмотря на границы, это был единый мир, одна цивилизация, в ней создались все условия не только для объединения, но и выхода за свои географические пределы Такое объединение в рамках единой империи произошло в конце III в. до н. э. под властью династии одного из «семи сильнейших» - царства Цинь . Династия правила единым Китаем только одно поколение, всего 11 лет (с 221 по 210 г. до н. э.). Но какое это было десятилетие! Реформы затронули все стороны жизни китайского общества.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань

На смену ей пришла новая династия - Хань , которая не только не перечеркнула всё, сделанное первым императором Цинь Шихуанди , но сохранила, приумножила его достижения и распространила их на окружающие народы, от пустоши Гоби на севере, до Южно-Китайского моря на юге и от Ляодунского полуострова на востоке до гор Памира на западе. Империя древнего Китая, сложившаяся к концу III в. до н. э., просуществовала вплоть до конца II в. н. э., когда новые, ещё более значительные изменения привели её к кризису и распаду .

В дальнейшей истории цивилизации древнего Китая сменилось ещё немало династий, как местных, так и пришлых. Эпохи могущества ещё не раз сменялись периодами упадка. Но из каждого кризиса Китай выходил неизменно сохранившим своеобразие и преумножившим своё культурное богатство. Свидетелями очередного взлета китайской цивилизации являемся мы с вами и сейчас. А начало этого удивительного постоянства и своеобразия было положено в ту далёкую эпоху, когда рождалась Поднебесная империя Китая.

Улица китайского города эпохи Восточного Чжоу

Возникновение цивилизации древнего Китая

Царство Цинь среди других крупных образований Древнего Китая было не самым сильным и просвещённым. Оно находилось на севере страны, имело тяжёлые почвы и соседствовало с многочисленными кочевыми племенами. Но ограждённое естественными рубежами - рекой Хуанхэ и горными хребтами, - царство Цинь было более или менее защищено от вражеских вторжений и в то же время занимало удобные стратегические позиции для наступления на соседние державы и племена. Земли царства, лежащие в бассейнах рек Вэйхэ, Цзинхэ и Лохэ, очень плодородные. В середине III в. до н. э. одновременно с созданием канала «Чжэн Го» здесь проводились работы по осушению болот, что значительно повысило урожай. По территории царства Цинь проходили важные торговые пути, и торговля с соседними племенами стала одним из источников его обогащения. Особое значение для государства имела торговля с северными племенами - посредниками в торговле древнекитайских царств со странами Средней Азии. Из Цинь вывозили в основном железо и изделия из него, соль и шёлк. От скотоводческих племён севера и северо-запада жители царства Цинь получали шерсть, шкуры и рабов. На юго-западе царство Цинь торговало с жителями областей Му и Ба. Плодородные земли и горные богатства этих областей, лежавших к тому же на стыке торговых путей, которые вели далеко на юго-запад вплоть до древней Индии, стали причиной экспансии Циньского царства.

Со времени правления Сяо Гуна (361-338 гг. до н. э.) началось усиление Цинь. И дело было не только в успехах экономики и завоевательных походов. То же самое происходило и в других царствах древнего Китая.

В середине IV в. до н. э. в царстве Цинь были осуществлены важные реформы , способствовавшие его всестороннему укреплению. Их проводил сановник Шан Ян - один из наиболее видных представителей и ревностных последователей учения фацзя. Первой была земельная реформа , нанёсшая решительный удар по общинному землевладению. Согласно установлениям Шан Яна, земля стала свободно покупаться и продаваться. В целях централизации государства Шан Ян ввёл новое административное деление по территориальному принципу, нарушавшее прежние границы, установленные ещё старым родоплеменным делением. Всё царство было разбито на уезды (сян). Уезды дробились на более мелкие образования, во главе каждого были поставлены государственные чиновники. Самыми мелкими административными единицами стали связанные круговой порукой объединения из пяти и десяти семей. Второй реформой была налоговая. Вместо прежнего земельного налога составлявшего 1/10 часть урожая, Шан Ян ввёл новый налог, соответствующий количеству обрабатываемой земли. Это обеспечило государству ежегодный постоянный доход, не зависящий от сбора урожая. Засухи, наводнения, неурожаи теперь всей тяжестью ложились на земледельцев. Новая система взимания налогов обеспечивала огромные средства, необходимые правителям царства Цинь для ведения войн.

Согласно военной реформе Шан Яна, циньское войско было перевооружено и реорганизовано. В него включили конницу. Боевые колесницы, составлявшие основу военной мощи прежней потомственной аристократии, исключались из состава армии. Бронзовое оружие заменялось новым - из железа. Длинную верхнюю одежду воинов сменила короткая, как у кочевников-варваров, куртка, удобная в походе и бою. Армия была разделена на пятёрки и десятки, связанные системой круговой поруки. Солдаты, не проявившие должного мужества, подвергались суровому наказанию. После военной реформы Шан Яна циньская армия стала одной из самых боеспособных армий древнекитайских царств. Шан Яном было создано 18 степеней знатности за военные заслуги. За каждого взятого в плен и убитого врага полагалась одна степень. «Родовитые дома, не имеющие военных заслуг, не могут больше состоять в списках знати», - говорилось в указе. Результатом реформ, проведённых Шан Яном, стало появление на месте прежде аморфного образования - царства Цинь - сильного централизованного государства. Уже со времени правления Сяо Гуна началась борьба Циньского царства за объединение под своей гегемонией всей территории Древнего Китая. Циньское царство не имело себе равных по силе и мощи. Дальнейшие завоевания царства, завершившиеся образованием империи, связаны с именем Ин Чжэна (246-221 гг. до н. э.). В результате многолетней борьбы он подчинил одно за другим все царства Древнего Китая: в 230 г. до н. э. - царство Хань, в 228 г. до н. э. - царство Чжао, в 225 г. до н. э. - царство Вэй. В 222 г. до н. э. было окончательно покорено царство Чу В этом же году сдалось и царство Янь. Последним - в 221 г. до н. э. - завоёвано царство Ци. Колесница, возничий и кони выполнены с необычайной точностью, передающей все детали прообразов. Сделавшись главой огромного государства, Ин Чжэн избрал для себя и своих потомков новый титул - хуанди (император). Позднейшие источники обычно именуют его Цинь Шихуанди , что буквально означает «первый император империи Цинь». Почти сразу после завершения завоеваний древнекитайских царств Цинь Шихуанди предпринял успешные походы против гуннов на севере и царства Юэ на юге. Китайское государство вышло за границы национального образования. С этого момента начинается отсчёт истории имперского периода.

Шелководство. Шелк в древнем Китае

Источники свидетельствуют о почитании древними китайцами шёлкового червя и шелкоткачества. Шелковица - священное дерево, олицетворение Солнца и символ плодородия. В старых китайских текстах упоминаются священные тутовые рощи или отдельные шелковицы как места отправления ритуалов, связанных с культом Матери-прародительницы. Согласно легенде, в дупле шелковицы был найден младенец Инь, ставший родоначальником первой династии Китая. Божеством шелковичного червя считалась женщина, которая стоит у дерева на коленях и плетёт шёлковую нить.

Деньги в древнем Китае

В VI в. до н. э., также как и на другом конце цивилизованного мира в Передней Азии и , в царстве Цзинь впервые появились металлические деньги. Вскоре они стали отливаться и в остальных державах Древнего Китая. В разных царствах деньги имели различную форму : в Чу - форму квадрата, а в Ци и Янь - форму ножей или мечей, в Чжао, Хань и Вэй - форму лопат, в Цинь были крупные деньги с квадратными отверстиями посередине.

Письменность

Для письма до изобретения бумаги в Китае использовались бамбуковые или деревянные пластинки и шёлк. Бамбуковые пластинки сшивались в своеобразные «тетради». Шёлковые «книги» хранились в рулонах.

Совершенствовалась технология письменности древнего Китая. Стволы бамбука китайцы расщепляли на тонкие дощечки и писали на них чёрной тушью иероглифы сверху вниз. Потом сложенными в ряд их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю - получалось длинное бамбуковое полотнище, легко сворачиваемое в рулон. Такой была древняя китайская книга, обычно написанная на нескольких свитках - цзюанях; в скатанном виде их ставили в глиняный сосуд, хранили в каменных ларях императорских библиотек, в плетёных коробах учёных-книжников.

Политика древнего Китая

Китайское общество, по крайней мере наиболее просвещённые умы того времени, хорошо понимало свершившиеся и грядущие перемены Это осознание породило многочисленные идеологические течения, одни из которых защищали старину, другие принимали все новшества как данность, третьи искали пути дальнейшего прогресса. Можно сказать, политика вошла в дом каждого китайца, и страстные споры сторонников различных учений разгорались на площадях и в тавернах, при дворах вельмож и сановников. Самыми известными учениями той эпохи были даосизм, конфуцианство и фацзя, условно называемое школой законников, - легистов. Политические платформы, выдвигавшиеся представителями этих направлений, выражали интересы разных слоев населения. Создателями и проповедниками этих учений выступали как представители высшего света, так и люди незнатные и небогатые. Некоторые из них были выходцами из самых низких слоев общества, даже из среды рабов. Основоположником даосизма считается полулегендарный мудрец Лао-цзы , который жил, по преданию, в VI-V вв. до н. э. Он написал философский трактат, известный под названием «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). Учение, изложенное в этой книге, стало в известной мере выражением пассивного протеста общины против усиления налогового гнёта и разорения. Осуждая богатство, роскошь и знатность, Лао-цзы выступал против произвола и жестокости правителей, против насилия и войн. Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к первобытной общине . Однако наряду со страстным обличением несправедливости и насилия Лао-цзы проповедовал отказ от борьбы, выдвигая теорию «недеяния» , согласно которой человек должен покорно следовать Дао - естественному течению жизни. Эта теория являлась основным принципом социально-этической концепции даосизма.

Конфуцианство возникло как этико-политическое учение на рубеже VI-V вв. до н. э. и в дальнейшем получило очень широкое распространение. Его основателем считается проповедник родом из царства Лу - Кун-цзы (Конфуций, как его называют в европейском мире; около 551-479 до н. э.). Конфуцианцы являлись идеологами старой аристократии , оправдывали сложившийся издревле порядок вещей, отрицательно относились к обогащению и возвышению людей незнатных. Согласно учению Конфуция, каждый человек в обществе должен занимать строго определённое место. «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном», - говорил Конфуций. Его приверженцы настаивали на незыблемости патриархальных отношений и придавали огромное значение культу предков.

Представители третьего направления - фацзя выражали интересы новой знати. Они выступали за установление частной собственности на землю, прекращение междоусобных войн между царствами и настаивали на проведении реформ, соответствующих требованиям времени. Это направление общественной мысли достигло расцвета в IV-III вв. до н. э. Наиболее выдающимися представителями фацзя были Шан Ян, живший в IVв. до н. э. и Хань Фэй (III в. до н. э.). Легисты создали свою теорию политического и государственного устройства. В их произведениях впервые в истории Китая была выдвинута идея «юридического закона» как орудия государственного управления. В противоположность конфуцианцам, руководствовавшимся древними традициями и обычаями, легисты считали, что в основе управления государством должны лежать строгие и обязательные для всех законы (фа), отвечающие запросам современности. Они были сторонниками создания сильного бюрократического государства. В борьбе за объединение древнего Китая победил именно тот, кто следовал этому учению. Его избрали правители окраинного и наименее просвещённого царства Цинь, охотно воспринявшие идею «сильного царства и слабого народа», абсолютной власти над всей Поднебесной.

Ремесло

Об уровне развития древнекитайских ремёсел говорит список профессий. Древние писатели сообщают о ремесленниках самых разных специальностей: искусных литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, специалистах по изготовлению повозок, керамических изделий, ткачах, даже строителях дамб и плотин. Каждая область, город славились своими мастерами: царство Ци - производством шёлковых и льняных тканей, а его столица Линьцзы была крупнейшим в то время центром ткацкого ремесла. Здесь же благодаря удобному местоположению получили особое развитие соляной и рыболовный промыслы. Город Линьцюн в области Шу (Сычуань), богатой рудными месторождениями, стал одним из самых значительных центров добычи и обработки железа. Крупнейшими по тому времени центрами железоделательного производства были Наньян в царстве Хань и Ханьдань - столица царства Чжао. В царстве Чу город Хофэй славился производством кожевенных изделий, Чанша - ювелирными изделиями. Прибрежные города известны строительством судов. О древнекитайских судах даёт представление хорошо сохранившаяся деревянная модель 1б-вёсельной лодки (см. ниже), которую обнаружили археологи при раскопках древних могил. Уже в эту отдалённую эпоху китайцы изобрели примитивный компас; первоначально им пользовались при сухопутных путешествиях, а затем его стали применять и китайские мореплаватели. Рост городов и ремесленного производства, расширение сухопутной и водной дорожной сети дали толчок и развитию торговли.

В это время установились связи не только внутри царств, но и между различными областями древнего Китая и соседними племенами. У северных и западных племён китайцев покупали рабов, лошадей, крупный рогатый скот, баранов, кожу и шерсть; у племён, обитавших на юге, - слоновую кость, красители, золото, серебро, жемчуг. В этот период более сильным и богатым считалось царство, где было значителвное число крупных торговцев. А их влияние на политическую жизнь настолько усилилось, что всё чаще они стали занимать высшие государственные должности при дворе. Так, в царстве Вэй в IV в. до н. э. крупным сановником сделался торговец Бай Туй. В царстве Цинь в III в. до н. э. известый торговец лошадями Люй Бувэй занимал должность первого советника. В царстве Ци возвысилась семья Тянь.