Русская поэтесса зинаида 7 букв. Определение слова гиппиус в словарях

Зинаида Гиппиус. Фотография. Санкт-Петербург. 1910-е гг.

«Я не знаю ваших московских обычаев. Можно ли всюду бывать в белых платьях? Я иначе не могу. У меня иного цвета как-то кожа не переносит». Не напиши она ни строчки, не «сожги глаголом» ни одного сердца - её образ всё равно остался бы в истории русской культуры ХХ века - в том самом белом воздушном платье и в диадеме с огромным бриллиантом на роскошных золотисто-рыжих волосах…

Зинаида Гиппиус родилась 8 ноября 1869 года в городе Белёве Тульской губернии. Отец Николай Романович Гиппиус послеокончания юридического факультета находился на государственной службе и вся семья, в которой кроме Зины были ещё три маленькие сестры, бабушка и незамужняя сестра матери, находилась в постоянных переездах - Тула, Саратов, Харьков, Питер, Нежин Черниговской области.

Служебные переезды отца делали систематичное образование невозможным. Зина начала учиться в Киевском институте благородных девиц, но из-за частых болезней, вызванных, как посчитали наставники, чрезмерной тоской по семье, родители были вынуждены забрать её домой.

В марте 1881 Николай Романович умер от туберкулёза. А когда к ужасу матери, боявшейся наследственности, туберкулёз обнаружили у Зины, было решено, что семья переезжает в Крым. Гиппиус к тому времени уже полностью перешла на домашнее обучение, много читала, вела дневники и писала смешные стихотворные пародии на родных и близких.

«Книги - и бесконечные собственные, почти всегда тайные писания - только это одно меня, главным образом, занимало».

После Крыма семья переехала на Кавказ. Именно там, в Тифлисе - в круговороте веселья, танцев, поэтических состязаний и скачек - состоялась судьбоносная встреча Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского - молодого, но уже довольно известного поэта. Она как-то читала его стихи, опубликованные в петербургском журнале "Живописное обозрение". Даже запомнила имя, но сами рифмы тогда не произвели на неё большого впечатления.

«Мы встретились и оба вдруг стали разговаривать так, как будто давно уже было решено, что мы женимся, и что это будет хорошо».

Через год, 8 января 1889 года Гиппиус и Мережковский обвенчались в тифлисской церкви Михаила Архангела. Невеста была в тёмном стогом костюме и маленькой шляпке на розовой подкладке, жених - в сюртуке и в форменной шинели. Ей было 19, ему - 23. Они прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни разу, ни на один день.

Сразу после свадьбы Гиппиус и Мережковский переехали в Петербург и поселились в небольшой съёмной квартире: у каждого была отдельная спальня, собственный кабинет и общая гостиная, где они принимали гостей - поэтов, писателей, художников, религиозных и политических деятелей. Гиппиус стала царицей этого блестящего литературного салона. Не хозяйкой, а именно царицей. Хрупкая капризная девочка, которую поначалу воспринимали лишь как тень знаменитого мужа, сумела сломать все возможные стереотипы и завоевать среди современников титул "декадентской мадонны" - вдохновительницы и одного из самых беспощадных критиков своей эпохи.

Гиппиус, Философов, Мережковский



«Про Гиппиус говорили - зла, горда, умна, самомнительна. Кроме «умна», всё неверно, то есть, может быть и зла, да не в той мере, не в том стиле, как об этом принято думать. Горда не более тех, кто знает себе цену. Самомнительна - нет, нисколько в дурном смысле. Но, конечно, она знает свой удельный вес …», - напишет позднее в своих мемуарах жена Бунина.

Поначалу её стихи не были приняты. «Электрические», как называл их сам Бунин, «строчки как будто потрескивают и светятсясиневатыми искрами», добавлял Г. Адамович, - они были так не похожи на «хорошую литературу» шестидесятников. Когда в Россию пришёл символизм, именно этим «электрическим» рифмам, наряду с поэзией Брюсова, Сологуба, Бальмонта, было суждено встать у истоков нового движения и возрождённой эстетикой сместить с литературного пьедестала главенствующую идею «гражданско-обличительной пользы».

В начале 1890-х Гиппиус и Мережковский совершают два путешествия по Европе и по возвращению поселяются на углу Литейного проспекта и Пантелеймоновской улицы. Именно туда стекалась творческая интеллигенция Петербурга. Для молодого литератора оказаться в салоне Гиппиус означало получить путёвку в жизнь. Своим дебютом ей обязан и Блок, и Мандельштам, в некотором роде и Сергей Есенин. Благосклонная рецензия на стихи последнего была написана Антоном Крайним. Многие ненавидели этого дерзкого и острого на язык критика, отчасти потому, что знали: Антон Крайний и Зинаида Гиппиус - одно и то же лицо.

Едкие публикации под мужскими псевдонимами - меньшее, на что была способна Гиппиус. Гораздо больший резонанс вызывала манера носить мужское платье и писать стихи, под которыми она ставила своё имя, от мужского лица. В этом видели - ни больше, ни меньше - сознательную попытку отречься от "женственности как от ненужной слабости".

Недоброжелатели называли Гиппиус мужем, а Мережковского - женой, которого она оплодотворяет своими идеями. Она действительно дарила ему свои стихи. У неё случались романы с женщинами... Для знаменитого портрета кисти Бакста (1906) Зинаида Гиппиус позировала в костюме щёголя XVIII века - камзол, узкие панталоны и батистовая манишка, непокорные волосы забраны в пышную причёску, тонкие губы застыли в презрительной усмешке, а взгляд холоден и насмешлив. Вряд ли можно представить себе что-то более женственное, чем эта деланная небрежность.

Она сильно красилась: густой слой румян и белил придавал её лицу вид маски. В XIX веке так откровенно красились только актрисы. Гиппиус тоже была актрисой. Она играла людьми. Очаровывала, а потом окатывала ушатом ледяной надменности, злыми насмешками и откровенным презрением. Её ненавидели, терпеть не могли её дурацкий лорнет, который она подносила к близоруким глазам, бесцеремонно разглядывая собеседника. Андрей Белый, завсегдатай её литературного салона, в мемуарах «Начало века» довольно язвительно описывает свою первую встречу с «дерзкой сатанессой»:

Тут зажмурил глаза; из качалки - сверкало; 3. Гиппиус, точно оса в человеческий рост... ком вспученных красных волос (коль распустит - до пят) укрывал очень маленькое и кривое какое-то личико; пудра и блеск от лорнетки, в которую вставился зеленоватый глаз; перебирала граненые бусы, уставясь в меня, пятя пламень губы, осыпаяся пудрою; с лобика, точно сияющий глаз, свисал камень: на черной подвеске; с безгрудой груди тарахтел черный крест; и ударила блесками пряжка с ботиночки; нога на ногу; шлейф белого платья в обтяжку закинула; прелесть ее костяного, безбокого остова напоминала причастницу, ловко пленяющую сатану.

Накануне первой русской революции Гиппиус была связана главным образом с журналом «Новый путь», вернее с новым его редактором Дмитрием Философовым. Гиппиус, Мережковский и Философов даже заключили между собой особый «тройственный союз», отчасти напоминающий брачный, за небольшой лишь разницей - единение носило сугубо интеллектуальный характер. В этом союзе нашла отражение идея Гиппиус о «тройственном устройстве мира», о так называемом Царстве Третьего Завета, которое должно было прийти на смену христианству. И Гиппиус, и многочисленные её «любовники», обручальные кольца которых она пустила себе на ожерелье, признавали «соитие душ», но не тел. В глазах же непосвящённых совместное проживание троих выглядело откровенным эпатажем.

С 1906 года Гиппиус, Мережковский и Философов жили в основном за границей. Они ещё вернутся на Родину. В 1914. В преддверии первой мировой. Вернутся для того, чтобы увидеть, что России, которую они так любили, в которой они жили и были счастливы, больше нет. Гиппиус открыто порвала со всеми, кто стал сотрудничать с новой властью, в 1919 они нелегально переходят польскую границу в районе Бобруйска, и снова бесконечные переезды: Минск, Варшава, Париж, Биарриц...

Однако эмиграция не изолировала Мережковских от культурной жизни. В Париже они организовали закрытое литературное и философское общество «Зелёная лампа», Гиппиус много печаталась, писала мемуары. Казалось, она не замечала, что всё вокруг менялось, все вокруг менялись. Мережковский неожиданно увлёкся фашизмом, даже лично встречался с Муссолини. Когда он летом 1941, выступая на немецком радио, сравнил Гитлера с Жанной д’Арк, «призванной спасти мир от власти дьявола», Гиппиус была готова перечеркнуть всё, что связывало их на протяжении полувека. 7 декабря 1941 года Мережковского не стало. Гиппиус хотела покончить с собой, но осталась жить. Потому что слышала его голос. Тэффи, часто посещавшая её в то время, пишет:

Огромные, когда-то рыжие волосы были странно закручены и притянуты сеткой. Щеки накрашены в ярко-розовый цвет. Косые, зеленоватые, плохо видящие глаза. Одевалась она очень странно... На шею натягивала розовую ленточку, за ухо перекидывала шнурок, на котором болтался у самой щеки монокль. Зимой она носила какие-то душегрейки, пелеринки, несколько штук сразу, одна на другой. Когда ей предлагали папироску, из этой груды мохнатых обверток быстро, словно язычок муравьеда, вытягивалась сухонькая ручка, цепко хватала ее и снова втягивалась.

Гиппиус по-прежнему собирала у себя общество. По-прежнему её окружали недоброжелатели, плодившие невероятные слухи о «декадентствующей мадонне» и преданные поклонники - добровольные жертвы природного очарования и женственности, от которой она сознательно открещивалась всю свою жизнь. Последним - настоящим другом стала безобразная кошка, у которой не было даже клички. Все звали её просто Кошшшка - с тремя «ш». Теффи вспоминала, как, умирая, уже почти не приходя в сознание, Гиппиус всё искала руками, тут ли её Кошшшка.

Зинаида Николаевна Гиппиус умерла 9 сентября 1945, пережив Мережковского всего на четыре года. Она так и не успела закончить свои мемуары о нём...

Увы, в печали безумной я умираю,
Я умираю.
Стремлюсь к тому,
чего я не знаю,
Не знаю...
...Но плачу без слёз
О неверном обете,
О неверном обете...
Мне нужно то, чего нет на свете,
Чего нет на свете.

Дмитрий Мережковский (1866−1941)

Если Валерий Брюсов продвигал символизм «в массы» в Москве, то Мережковский стоял у истоков этого движения в Петербурге. Был мужем поэтессы Зинаиды Гиппиус. Десять раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе. Запомнился радикальными политическими взглядами и необычным религиозно-философским подходом к поэзии.

«Одна из глубочайших особенностей русского духа заключается в том, что нас очень трудно сдвинуть, но раз мы сдвинулись, мы доходим во всем, в добре и зле, в истине и лжи, в мудрости и безумии, до крайности»

Федор Сологуб (1863−1927)

Настоящее имя поэта — Федор Тетерников. Стал известен благодаря публикациям стихотворений и рассказов в литературном журнале «Северный вестник». У Сологуба не сложились отношения с новой советской властью после революции 1917 года, отчего он пытался переехать заграницу. Но отъезд его сорвался, и писателю часто приходилось писать «в стол» — никто его не печатал.

«Умертвили Россию мою,
Схоронили в могиле немой!
Я глубоко печаль затаю,
Замолчу перед злою толпой.
Спи в могиле, Россия моя,
До желанной и светлой весны!
Вашей молнии брызнет струя,
И прольются весенние сны».

Константин Бальмонт (1867−1942)

Один из самых плодотворных символистов и писателей Серебряного века русской литературы. Его перу принадлежат десятки сборников поэзии и прозы. Он переводил Шекспира, Уайльда, По, а также произведения из японской, мексиканской, болгарской, литовской, грузинской литературы. До самой старости считал себя революционером, мечтавший «о воплощении человеческого счастья на земле».

«Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше».

Александр Блок (1880−1921)

Александр Блок был из рядов так называемых «младших символистов» или младосимволистов. Они отличались от «старших» тем, что в основе их поэзии лежала идеалистическая концепция Владимира Соловьева. Младосимволисты смотрели на поэзию с философской точки зрения. Таким и был Блок, который уже в возрасте пяти лет черкал первые стихи. Женился на дочери известного химика Менделеева — Любови Менделеевой.

«Прямая обязанность художника — показывать, а не доказывать».

Андрей Белый (1880−1934)

Тоже, как и Александр Блок, был из числа младосимволистов. Вокруг его персоны образовался литературный кружок «Аргонавты», куда входили молодые поэты. Тесно сотрудничал с ежемесячным журналом «Весы», которое выпускало издательство русских символистов «Скорпион». Осип Мандельштам называл Белого «вершиной русской психологической прозы».

«Петербургские улицы обладают несомненнейшим свойством: превращают в тени прохожих; тени же петербургские улицы превращают в людей»

Зинаида Гиппиус (1869−1945)

Ее брак с Мережковским был одним из самых оригинальных творческих союзов в истории литературы. Несмотря на то, что они были обручены, Гиппиус была конкурентом для мужа. Потому она договорилась с Мережковским, что будет писать только прозу, а он — поэзию. Правда, их уговор был совсем скоро нарушен. Она питала особый интерес к мужской одежде, и потому часто можно увидеть на фотографиях в мужском костюме.

«Не хочу, ничего не хочу,
Принимаю всё так, как есть.
Изменять ничего не хочу.
Я дышу, я живу, я молчу.
Принимаю и то, чему быть
Принимаю болезнь и смерть.
Да исполнится все, чему быть!
Не хочу ни ломать, ни творить».

Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами » (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм».

Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты .

  • «Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.
  • «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.

Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вячеслава Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт , В. Брюсов , И. Анненский , А. Блок , А. Белый . Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.

Русская поэтесса по имени Зинаида

Первая буква "г"

Вторая буква "и"

Третья буква "п"

Последняя бука буква "с"

Ответ на вопрос "Русская поэтесса по имени Зинаида ", 7 букв:
гиппиус

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова гиппиус

Росийская писательница Серебрянного века

Супруга Мережковского

Зинаида (псевд. Антон Крайний) (1869-1945) российская поэтесса, жена Мережковского

Поэтесса

Жена Дмитрия Мережковского

Эта русская писательница свои критические статьи подписывала псевдонимом Антон Крайний

Русская писательница, поэт, идеолог символизма, жена Д. Мережковского (1869-1945)

Определение слова гиппиус в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Ги́ппиус (нем. Hippius) - фамилия. Известные носители: Гиппиус, Александр Васильевич (1878-1942) - юрист, один из ближайших друзей юности А. А. Блока. Гиппиус, Александр Иванович (1855-?) - русский генерал. Гиппиус, Алексей Алексеевич (род. 1963) - лингвист...

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ГИППИУС Зинаида Николаевна (1869-1945) русская писательница. Идеолог символизма. В сборниках лирических стихов - мотивы трагической замкнутости, отъединенности от мира, волевого самоутверждения личности (1904, 1910). В рассказах (сборники "Алый меч", 1906;...

Примеры употребления слова гиппиус в литературе.

Русская художественная критика уделяла огромное внимание теме любви в русской и западной литературе Зинаида Гиппиус , написавшая серию статей на эту тему, анализировала под этим углом зрения творчество Гете, Льва Толстого, Достоевского, Пруста, Бунина.

Он, так же как и Гиппиус , обращается к русской и мировой литературе, анализирует творчество Стендаля, Гельдерлина, Чехова, Рильке, Гумилева.

Мережковский - Гиппиус - Философов, понятно, никак не укладывались в рамки официального православия.

Говоря о знакомстве с людьми Церкви, Зинаида Гиппиус вспоминала, какой неожиданностью была для нее и ее друзей встреча с ними.

Единственное, в чем память не подвела Гиппиус , это в ее характеристике перелома, совершившегося в настрое архимандрита.

ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА ГИППИУС (1869-1945)Стихи начала писать с 7 лет. Стихотворение «Довольно мне тоской томиться…» предположительно
написано в 9 лет, а стихотворение«Давно печали я не знаю…» написано, когда Зине только 11
лет.
Довольно мне тоской томиться
И будет безнадёжно ждать!
Пора мне с небом примириться
И жизнь загробную начать.
+++
Давно печали я не знаю,
И слез давно уже не лью.
Я никому не помогаю,
Да никого и не люблю.
Любить людей - сам будешь в горе.
Всех не утешишь всё равно.
Мир - не бездонное ли море?
О мире я забыл давно.
Я на печаль смотрю с улыбкой,
От жалоб я храню себя.
Я прожил жизнь мою в ошибках,
Но человека не любя.
Зато печали я не знаю,
Я слез моих давно не лью.
Я никому не помогаю,
И никого я не люблю.

ОБЩИЕ СВОЙСТВА ПОЭЗИИ З.ГИППИУС

Философский строй мысли.
Абстрактность лексики.
Подчинение лексики произносимому.
ЦЕПЬ
Один иду, иду чрез площадь снежную,
Во мглу вечернюю, легко-туманную,
И думу думаю, одну, мятежную,
Всегда безумную, всегда желанную.
Колокола молчат, молчат соборные,
И цепь оградная во мгле недвижнее.
А мимо цепи, вдаль, как тени черные,
Как привидения,- проходят ближние.
Идут - красивые, и безобразные,
Идут веселые, идут печальные;
Такие схожие - такие разные,
Такие близкие, такие дальные...
Где ненавистные - и где любимые?
Пути не те же ли всем уготованы?
Как звенья черные,- неразделимые,
Мы в цепь единую навеки скованы.

1888 год – выходит замуж за Д.С.Мережковского, с которым проживёт вместе 52 года. Это был не только и не столько брачный союз,

БОЖЬЯ ТВАРЬ
За Дьявола Тебя молю,
Господь! И он - Твое созданье.
Я Дьявола за то люблю,
Что вижу в нем - мое страданье.
Борясь и мучаясь, он сеть
Свою заботливо сплетает...
И не могу я не жалеть
Того, кто, как и я,- страдает.
Когда восстанет наша плоть
В Твоем суде, для воздаянья,
О, отпусти ему, Господь,
Его безумство - за страданье.

В конце 1890-х годов на первое место вышли проблемы нового религиозного сознания. Одни из его первых провозвестников –

В конце 1900-го года вместе с Д.Ф.Философовым
создают свою собственную церковь и начинают в
ней богослужения.
29 ноября 1901 года состоялось первое религиознофилософское собрание.
Идеи новой религии формируются в журналах
«Северный вестник», Мир искусства», «Новый
путь», где основную позицию занимают З.Гиппиус,
Д.Мережковский, а затем и Д.Философов.

Революция 1905-1907 гг. повлияла на взгляды З.Гиппиус, Д.Мережковского, Д.Философова.

Лидеры нового учения становятся радикалами,
сближаются с эсерами, с их лидером
Б.Савинковым. Основная идея в годы революции:
для обновления народа необходимо его единое
религиозное самоопределение.

После революции Д.Мережковский (а значит, и З.Гиппиус)возглавляет журнал «Русскую мысль»

Здесь высказываются сформировавшиеся идеи о
создании церкви Третьего Завета.
Подразумевается, что
Третий Завет есть
продолжение откровения
в линии Ветхого и Нового
Заветов, которое, не заменяя
и не отменяя предыдущие
откровения, знаменует
новый этап
во взаимоотношениях
Бога и человека.

СУТЬ УЧЕНИЯ О ЦЕРКВИ ТРЕТЬЕГО ЗАВЕТА

Любовь
Человек
Мировой треугольник
Бог есть Единство
Смерть

Идеи этого учения становятся главными темами поэзии З.Гиппиус

Тройною бездонностью мир богат.
Тройная бездонность дана поэтам.
Но разве поэты не говорят
Только об этом?
Только об этом?
Тройная правда - и тройной порог.
Поэты, этому верному верьте.
Только об этом думает Бог:
О Человеке.
Любви.
И Смерти.

ТЕМА «ЧЕЛОВЕК»

Человек в поэзии Гиппиус – уединённый, вне связей с обществом, но не индивидуалист (как у символистов). Этот
человек - особый, с Высшей правдой.
Посвящение
Небеса унылы и низки,
Но я знаю - дух мой высок.
Мы с тобой так странно близки,
З Гиппиус и О.Флоренская,
И каждый из нас одинок.
художница, сестра
Беспощадна моя дорога,
Она меня к смерти ведет.
Но люблю я себя, как Бога,Любовь мою душу спасет.
Если я на пути устану,
Начну малодушно роптать,
Если я на себя восстану
И счастья осмелюсь желать,Не покинь меня без возврата
В туманные, трудные дни.
Умоляю, слабого брата
Утешь, пожалей, обмани.
Мы с тобою единственно близки,
Мы оба идем на восток.
Небеса злорадны и низки,
Но я верю - дух наш высок.
П.Флоренского

Тема «Любовь» – «тайна двух»

На любовь смотрит со стороны, глазами посторонней, чаще – мужчины. Брак противопоставляется
иррациональной любви, так как в последней только духовное начало. Тайна только у двух, а не у всех пар,
чтобы не исчезла единственность.
К НЕЙ.
О, почему тебя любить
Мне суждено неодолимо?
Ты снишься мне, иль, может быть,
Проходишь где-то близко, мимо,
И шаг твой дымный я ловлю,
Слежу глухие приближенья...
Я холод риз твоих люблю,
Но трепещу прикосновенья.
Теряет бледные листы
Мой сад, тобой завороженный...
В моем саду проходишь ты, И я тоскую, как влюбленный.
Яви же грозное лицо!
Пусть разорвется дым покрова!
Хочу, боюсь - и жду я зова...
Войди ко мне. Сомкни кольцо.

Тема «Смерть» – с дальнейшей общностью в Боге

БЕЛАЯ ОДЕЖДА
Побеждающему Я дам
белые одежды.
Апокалипсис
Он испытует - отдалением,
Я принимаю испытание.
Я принимаю со смирением,
Его любовь - Его молчание.
И чем мольба моя безгласнее Тем неотступней, непрерывнее,
И ожидание - прекраснее,
Союз грядущий - неразрывнее.
Времен и сроков я не ведаю,
В Его руке Его создание...
Но победить - Его победою Хочу последнее страдание.
И отдаю я душу смелую
Мое страданье Сотворившему.
Сказал Господь: "Одежду белую
Я посылаю - победившему".

РУССКИЕ СИМВОЛИСТЫ. Направленность творчества «старших» символистов

Основная цель не создание системы символов, а
эпатаж декадентства.
Импрессионистическая передача тончайших
оттенков настроений.
Слово как н6оситель смысла утрачивает цену;
слово – знак, музыкальная нота, звено мелодики
стихотворения.
З.Гиппиус
Д.Мережковский
Ф.Сологуб
В.Брюсов
К.Бальмонт

Направленность творчества «младших» символистов

Опора на философию Вл.Соловьёва.
Поэзия – «тайнопись неизречённого». Метафора строится не на
сходстве предметов, а на ассоциативных связях, возникающих
лишь в процессе данной мимолётной ситуации.
Поэт не должен стремиться быть понятым читателем. Читатель
теперь не слушатель, а соавтор-творец, поэт помогает ему в
постижении высшей реальности.
Вяч. Иванов
«Младосимволисты»
А.Блок
А.Белый

Признаки «младосимволизма»

Много места любви во всех её проявлениях – от чувственности и
эротики до романтического и почти религиозного мечтания о
Прекрасной Даме, Незнакомке.
Пейзажи только для передачи собственных
переживаний; часто – осень.
Распространённый образ – современный город, живое существо с
сатанинским характером, «город-вампир», материализованный ужас,
олицетворение бездушия
и порока.
После революции 1905-1907 гг. – образы
людей нового мира. Красота – не гармония
теперь, а хаос борьбы, народная стихия.

КУЛЬТИВИРОВАНИЕ МИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

Спиритизм В.Брюсова. Поэта влекли к себе образы Агриппы Неттесгеймского,
Парацельса, Сведенборга. «По и Достоевский близки нам именно тем, что
показывают возможность иных чувствований, словно уже отрешенных от условий
земного. Тютчев и Фет дороги нам своим ощущением «двойного бытия» и
«двойной жизни». Мы жадно исследуем всё таинственное и странное, что нашли в
своих душах, спускаемся во все её глубины, чтобы хоть там «коснуться к мирам
иным».
Я действительности нашей не вижу,
Я не знаю нашего века,
Родину я ненавижу,
- Я люблю идеал человека.
И в пространстве звенящие строки
Уплывают в даль и к былому;
Эти строки от жизни далеки,
Этих грез не поверю другому.
Но, когда настанут мгновенья,
Придут существа иные.
И для них мои откровенья
Прозвучат как песни родные.

«Соловьёвство» А.Блока. «Стихи о Прекрасной Даме» написаны под
воздействием Вл. Соловьёва. Но Блок идёт дальше. Сквозь Вечную
Женственность Вл.Соловьёва просматривается Девушка – туманный
призрак, несущий благо, – без мистических корней, здесь – земные корни.
Ночью вьюга снежная
Заметала след.
Розовое, нежное
Утро будит свет.
Встали зори красные,
Озаряя снег.
Яркое и страстное
Всколыхнуло брег.
Вслед за льдиной синею
В полдень я всплыву.
Деву в снежном инее
Встречу наяву.

Культивирование мистических учений среди представителей «серебряного века» (продолжение)

Антропософия А.Белого. Для русского символиста
это прежде всего учение о свободной мысли,
которая раскрывается в культуре мысли, в её
ритмах и композиции. Срыв в хаос чувственности
и склеротизм мышления можно преодолеть лишь
«волевым сознанием», культурой свободной
мысли. Являясь человеком свободной мысли,
А. Белый расплавлял статичную мысль в
энергетически ёмких образах, создавая новые
миры, которые одних восхищали, других
возмущали, вызывая недоумение и непонимание.

Культивирование мистических учений среди представителей «серебряного века» (продолжение)

Антропософия (отрывок)
Ты снилась мне, светясь... когда-то, где-то...
Сестра моя!
Люблю Тебя: Ты - персикова цвета
Цветущая заря.
Как вешний вихрь, гласят неумолимо -
Гласят в голубизне -
Твои слова, пронесшиеся мимо,
Но сказанные мне.
В свои глаза - сплошные синероды
Меня возьми;
Минувшие, глаголющие годы
Мои уйми.
В Твоих глазах блистают: воды, суши,
Бросаюсь в них:
Из глаз Твоих я просияю в души,
Как тихий стих.
И сердце - обезумевшая птица -
В немой мольбе
Пусть из груди - разорванной темницы -
Летит к Тебе.
Мы - вспыхнувшие, вспыхнувшие дети -
В нежданный час:
Меж нами - Он, Неузнанный и Третий:
Не бойтесь нас!

Культивирование мистических учений среди представителей «серебряного века» (продолжение)

Салонный «оккультизм» М.Волошина. Полное
неприятие догм философии Р.Штайнера
обусловило творческий подход Волошина. Стихи
пишутся не о том, что знаешь, а о том, что
чувствуешь,
о чём догадываешься. Они говорят не об
объективной истине, а о том, что
переживает и познаёт моё “я” на одной из
промежуточных ступеней»

ПРИЧИНЫ КРИЗИСА РУССКОГО СИМВОЛИЗМА

Требование обязательной «мистики», «раскрытия
тайны», «постижения бесконечного в конечном»
привело к утрате подлинности поэзии: всё свелось
к мистическим трафаретам, шаблонам.
Увлечение «музыкальной основой» стиха привело
к созданию поэзии, лишённой всякого логического
смысла.
Против идеологии символизма выступили
акмеисты, в защиту слова – футуристы.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Социальность русской истории победила ренессансный
порыв интеллигенции. Отвергнув эстетику «общественной
пользы», люди, строящие русский ренессанс, недооценили
тяжесть социальной правды, знамени левой интеллигенции.