Презентация на тему алексей плещеев. Доклад: Плещеев А.Н. учитель начальных классов

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик.
Родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле.
Алексей Плещеев провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, - в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в "Современнике", в 1846 г. напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность.
Алексей Плещеев входил в нелегальный кружок Петрашевского, в котором проповедовались социалистические идеи. В частности, он доставил Петрашевскому запрещенное властями письмо Белинского к Гоголю. В апреле 1849 г., когда царское правительство разгромило кружок Петрашевского, поэт был арестован и заключен в Петропавловскую крепость.
22 декабря 1849 г. Алексея Плещеева вместе с другими петрашевцами привезли на Семеновскую площадь для казни, которая была отменена лишь в последнюю минуту. Поэт был приговорен к четырем годам каторги, замененной "во внимание к молодым его летам" ссылкой - рядовым в Оренбургский линейный батальон. Он получил разрешение на въезд в "обе столицы" и вернулся к литературной деятельности через десять лет солдатчины. В 1872 г. по приглашению Некрасова он переехал из Москвы в Петербург, заняв должность секретаря журнала "Отечественные записки" и заведовал в нем отделом стихов. После закрытия"Отечественных записок" Плещеев этим же отделом заведовал в "Северном вестнике".
Алексей Плещеев умер в 1893 г. в Париже по пути на французский курорт. Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря при большом стечении молодежи. В день его похорон московские газеты получили предписание, запрещавшее всякое "хвалебное слово покойному поэту".

Плещеев Алексей Николаевич (1825 - 1893), поэт.

Родился 22 ноября (4 декабря н.с.) в Костроме в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду. Детские годы прошли в Нижнем Новгороде, где служил отец, рано умерший. Под руководством матери получил хорошее домашнее образование.

В 1839 вместе с матерью переселяется в Петербург, учится в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем в университете, из которого ушел в 1845. В студенческие годы определился его интерес к литературе и театру, а также к истории и политической экономии. Тогда же сблизился с Ф.Достоевским, Н.Спешневым и Петрашевским, социалистические идеи которого он разделял.

В 1844 в "Современнике" появились первые стихотворения Плещеева ("Сон", "Странник", "На зов друзей"), благодаря которым его стали воспринимать как поэта-борца.

В 1846 выходит первый сборник стихов, в котором было исключительно популярное в кругу петрашевцев стихотворение "Вперед! без страха и сомненья...".

В 1849 вместе с другими петрашевцами был приговорен к смертной казни, замененной солдатчиной, лишением "всех прав состояния" и отправкой в "отдельный оренбургский корпус рядовым".

В 1853 принял участие в штурме крепости Ак-Мечеть, за храбрость был произведен в унтер-офицеры, в мае 1856 получил чин прапорщика и смог перейти на гражданскую службу.

В 1857 женился, в 1859 после длительных хлопот добился разрешения жить в Москве, правда, под "строжайшим надзором", "без срока".

Активно сотрудничает с журналом "Современник", становится сотрудником и пайщиком газеты "Московский вестник", печатается в "Московских ведомостях"и др. Примыкает к некрасовской школе, пишет стихи о народной жизни ("Скучная картина", "Родное", "Нищие"), о жизни городских низов - "На улице". Под впечатлением от тяжелой участи Чернышевского, находившегося уже пять лет в сибирской ссылке, было написано стихотворение "Жаль мне тех, чья гибнет сила" (1868).

Творчество Плещеева высоко оценивалось прогрессивной критикой (М. Михайлов, М. Салтыков-Щедрин и др.).

В 1870 - 80 Плещеев много занимался переводами: он переводил Т. Шевченко, Г. Гейне, Дж. Байрона, Т. Мура, Ш. ПетЕфи и других поэтов.

Как прозаик он выступил еще в 1847 с рассказами в духе натуральной школы. Позже вышли его "Повести и рассказы" (1860). В конце жизни написал монографии "Жизнь и переписка Прудона" (1873), "Жизнь Диккенса" (1891), статьи о Шекспире, Стен-дале и др.

Интерес к театру особенно усилился в 1860-е, когда Плещеев подружился с А.Островским и сам начал писать пьесы ("Что часто бывает", "Попутчики", 1864).

В 1870 - 80 был секретарем редакции "Отечественных записок", после их закрытия - одним из редакторов "Северного вестника".

В 1890 Плещеев получил огромное наследство. Это позволило ему избавиться от многолетней борьбы за существование. На эти деньги он оказывал помощь многим литераторам и внес в литературный фонд значительную сумму, учредив фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей, поддерживал семью больного Г. Успенского, Надсона и других, финансировал журнал "Русское богатство".

Плещеев был "крестным отцом" таких начинающих писателей, как В. Гаршин, А. Чехов, А. Апухтин, С. Надсон.

Музыкальность стихотворений Плещеева привлекала внимание многих композиторов: песни и романсы на его тексты писали Чайковский, Мусоргский, Варламов, Кюи, Гречанинов, Глиэр, Ипполитов-Иванов.

1 слайд

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ЖИЗНЬ И СУДЬБА А.Н. ПЛЕЩЕЕВА» Презентацию подготовил ученик 10-го класса Юлбарсов Александр. Проверила Ниспаева М.И.

2 слайд

3 слайд

БИОГРАФИЯ Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 ноября (4 декабря) 1825 в обедневшей дворянской семье, принадлежавшей древнему роду Плещеевых (в числе предков поэта был св. Алексий Московский). Семья чтила литературные традиции: в роду Плещеевых было несколько литераторов, в том числе известный в конце XVIII века писатель С. И. Плещеев.

4 слайд

ОТЕЦ ПЛЕЩЕЕВА Отец поэта, Николай Сергеевич, служил при олонецком, вологодском и архангельском губернаторах.

5 слайд

ДЕТСТВО Детство А. Н. Плещеева прошло в Нижнем Новгороде:9, где с 1827 года отец служил губернским лесничим. После смерти Николая Сергеевича Плещеева в 1832 году воспитанием сына занималась мать, Елена Александровна (урожденная Горскина). До тринадцати лет мальчик учился дома и получил хорошее образование, овладев тремя языками; затем по желанию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, переехав в Петербург. Здесь будущему поэту пришлось столкнуться с «отупляющей и развращающей» атмосферой «николаевской военщины», которая навсегда поселила в его душе «самую искреннюю антипатию». Утратив интерес к военной службе, Плещеев в 1843 году покинул школу гвардейских прапорщиков (формально - уволившись «по болезни») и поступил в Петербургский университет по разряду восточных языков. Здесь начал складываться круг знакомств Плещеева: ректор университета П. А. Плетнёв, А. А. Краевский, Майковы, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, М. Е. Салтыков-Щедрин

6 слайд

ЗНАКОМСТВА ПЛЕЩЕЕВА Постепенно у Плещеева появились знакомства в литературных кругах (сложившиеся, в основном, на званых вечерах в доме А. Краевского). Свою самую первую подборку стихотворений Плещеев направил Плетнёву, ректору Петербургского университета и издателю журнала «Современник». В письме Я. К. Гроту последний писал: «Видел ли ты в Современнике стихи с подписью А. П-въ? Я узнал, что это наш студент еще 1-го курса, Плещеев. У него виден талант. Я его призвал к себе и обласкал его. Он идёт по восточному отделению, живёт с матерью, у которой он единственный сын»…

7 слайд

ССЫЛКА В ОРЕНБУРГЕ А.Н. Плещеев в Оренбургский край был сослан за участие в кружке М. В. Петрошевского в 1850 году. Сначала поэт служил в Уральске, затем был переведён в 1852 г. В Оренбург. Служба Плещеева в Оренбурге и Илецкой Защите продолжалась до 1859 года. В Оренбургский период поэтом были написаны многие стихотворения и повести «Пашинцев», «Житейские сцены. Отец и дочь».

8 слайд

ПОСЛЕ ССЫЛКИ Начал печататься в 1844. В первом сборнике "Стихотворения" (1846) в абстрактно-романтических образах выражены социалистические идеалы петрашевцев. Стихи "Вперёд! без страха и сомненья", "По чувствам братья мы с тобой" стали революционными песнями. После ссылки П. примкнул к революционным демократам, сотрудничал в "Современнике" и "Отечественных записках".

9 слайд

ТВОРЧЕСТВО (1846-1890) На 60-е гг. падает расцвет его творчества: он опубликовал 3 сборника стихов (1858, 1861, 1863), 2 тома "Повестей и рассказов" (1860). В его стихах, посвященные народной жизни ("Скучная картина", "Родное"), и в сатире на либералов заметно влияние Н. А. Некрасова. Даже в любовную и пейзажную лирику П. вторгаются гражданские мотивы ("Летние песни"). Писал стихи для детей (сборник "Подснежник", 1878).

10 слайд

ПЕРЕВОДЫ ПЛЕЩЕЕВА Переводил из немецкой (Г. Гейне, М. Гартман, Р. Пруц), французский (В. Гюго, М. Монье), английской (Дж. Байрон, А. Теннисон, Р. Саути, Т. Мур), венгерской (Ш. Петёфи, Я. Арапь), итальянской (Дж. Леопарди) и славянской (Т. Г. Шевченко, А. Сова, В. Сырокомля) поэзии. Писал пьесы, близкие к водевилю, критические статьи, фельетоны, в которых защищал и развивал эстетику революционных демократов. Многие стихи П. положены на музыку ("Ни слова, о друг мой..." П. И. Чайковского, "Ночь пролетала над миром" Н. А. Римского-Корсакова и др.).

13 слайд

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ Три последних года жизни Плещеев оказался освобождён от забот о заработках. В 1890 году он получил огромное наследство от пензенского родственника Алексея Павловича Плещеева и поселился с дочерьми в роскошных апартаментах парижского отеля «Mirabeau», куда звал всех своих знакомых литераторов и щедро дарил им крупные суммы денег. По воспоминаниям З. Гиппиус, поэт изменился лишь внешне (похудев от начинавшейся болезни). Огромное богатство, вдруг свалившееся на него «с неба», он принял «с благородным равнодушием, оставаясь таким же простым и хлебосольным хозяином, как и в маленькой клетушке на Преображенской площади». «Что мне это богатство. Вот только радость, что детей я смог обеспечить, ну и сам немножко вздохнул… перед смертью»:101, - так передавала его слова поэтесса. Плещеев сам водил гостей по достопримечательностям Парижа, заказывал роскошные обеды в ресторанах и «почтеннейше просил» принять от него «аванс» на проезд - тысячу рублей:101.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Начал печататься в 1844. В первом сборнике "Стихотворения" (1846) в абстрактно-романтических образах выражены социалистические идеалы петрашевцев. Стихи "Вперёд! без страха и сомненья", "По чувствам братья мы с тобой" стали революционными песнями. После ссылки П. примкнул к революционным демократам, сотрудничал в "Современнике" и "Отечественных записках". Начал печататься в 1844. В первом сборнике "Стихотворения" (1846) в абстрактно-романтических образах выражены социалистические идеалы петрашевцев. Стихи "Вперёд! без страха и сомненья", "По чувствам братья мы с тобой" стали революционными песнями. После ссылки П. примкнул к революционным демократам, сотрудничал в "Современнике" и "Отечественных записках".

Слайд 9

Описание слайда:

На 60-е гг. падает расцвет его творчества: он опубликовал 3 сборника стихов (1858, 1861, 1863), 2 тома "Повестей и рассказов" (1860). В его стихах, посвященные народной жизни ("Скучная картина", "Родное"), и в сатире на либералов заметно влияние Н. А. Некрасова. Даже в любовную и пейзажную лирику П. вторгаются гражданские мотивы ("Летние песни"). Писал стихи для детей (сборник "Подснежник", 1878). На 60-е гг. падает расцвет его творчества: он опубликовал 3 сборника стихов (1858, 1861, 1863), 2 тома "Повестей и рассказов" (1860). В его стихах, посвященные народной жизни ("Скучная картина", "Родное"), и в сатире на либералов заметно влияние Н. А. Некрасова. Даже в любовную и пейзажную лирику П. вторгаются гражданские мотивы ("Летние песни"). Писал стихи для детей (сборник "Подснежник", 1878).

Слайд 10

Описание слайда:

Переводил из немецкой (Г. Гейне, М. Гартман, Р. Пруц), французский (В. Гюго, М. Монье), английской (Дж. Байрон, А. Теннисон, Р. Саути, Т. Мур), венгерской (Ш. Петёфи, Я. Арапь), итальянской (Дж. Леопарди) и славянской (Т. Г. Шевченко, А. Сова, В. Сырокомля) поэзии. Писал пьесы, близкие к водевилю, критические статьи, фельетоны, в которых защищал и развивал эстетику революционных демократов. Многие стихи П. положены на музыку ("Ни слова, о друг мой..." П. И. Чайковского, "Ночь пролетала над миром" Н. А. Римского-Корсакова и др.). Переводил из немецкой (Г. Гейне, М. Гартман, Р. Пруц), французский (В. Гюго, М. Монье), английской (Дж. Байрон, А. Теннисон, Р. Саути, Т. Мур), венгерской (Ш. Петёфи, Я. Арапь), итальянской (Дж. Леопарди) и славянской (Т. Г. Шевченко, А. Сова, В. Сырокомля) поэзии. Писал пьесы, близкие к водевилю, критические статьи, фельетоны, в которых защищал и развивал эстетику революционных демократов. Многие стихи П. положены на музыку ("Ни слова, о друг мой..." П. И. Чайковского, "Ночь пролетала над миром" Н. А. Римского-Корсакова и др.).

Слайд 11

Описание слайда:

Описание слайда:

Три последних года жизни Плещеев оказался освобождён от забот о заработках. В 1890 году он получил огромное наследство от пензенского родственника Алексея Павловича Плещеева и поселился с дочерьми в роскошных апартаментах парижского отеля «Mirabeau», куда звал всех своих знакомых литераторов и щедро дарил им крупные суммы денег. По воспоминаниям З. Гиппиус, поэт изменился лишь внешне (похудев от начинавшейся болезни). Огромное богатство, вдруг свалившееся на него «с неба», он принял «с благородным равнодушием, оставаясь таким же простым и хлебосольным хозяином, как и в маленькой клетушке на Преображенской площади». «Что мне это богатство. Вот только радость, что детей я смог обеспечить, ну и сам немножко вздохнул… перед смертью»:101, - так передавала его слова поэтесса. Плещеев сам водил гостей по достопримечательностям Парижа, заказывал роскошные обеды в ресторанах и «почтеннейше просил» принять от него «аванс» на проезд - тысячу рублей:101. Три последних года жизни Плещеев оказался освобождён от забот о заработках. В 1890 году он получил огромное наследство от пензенского родственника Алексея Павловича Плещеева и поселился с дочерьми в роскошных апартаментах парижского отеля «Mirabeau», куда звал всех своих знакомых литераторов и щедро дарил им крупные суммы денег. По воспоминаниям З. Гиппиус, поэт изменился лишь внешне (похудев от начинавшейся болезни). Огромное богатство, вдруг свалившееся на него «с неба», он принял «с благородным равнодушием, оставаясь таким же простым и хлебосольным хозяином, как и в маленькой клетушке на Преображенской площади». «Что мне это богатство. Вот только радость, что детей я смог обеспечить, ну и сам немножко вздохнул… перед смертью»:101, - так передавала его слова поэтесса. Плещеев сам водил гостей по достопримечательностям Парижа, заказывал роскошные обеды в ресторанах и «почтеннейше просил» принять от него «аванс» на проезд - тысячу рублей:101.

  • Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в г. Кострома.
  • Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование.
Алексей Николаевич Плещеев с 1839г учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.
  • Алексей Николаевич Плещеев с 1839г учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.
  • Военная карьера Плещеева не привлекала, и в 1842г. он покинул училище, а осенью 1843г. Поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко – филологического университета.
  • В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом.
Книги
  • Многие произведения поэта (особенно - стихи для детей) стали хрестоматийными, считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста романсов.
Источники:
  • С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению. М., «ВАКО», 2008
  • http://images.yandex.ru
  • http://ru.wikipedia.org/wiki