История боевой техники, водруженной на постаменты. Памятники, посвященные участникам великой отечественной войны Какая боевая техника увековечена в городских памятниках

  • Памятник-трактор ЛТЗ: Липецк , рядом с тракторным заводом
  • Трелевочный трактор ТДТ-40 : Петрозаводск , установлен 30 января 2006 перед главным корпусом Онежского тракторного завода
  • Памятник-трактор МТЗ-2: Минск , возле центральной проходной Минского тракторного завода .
  • Трактор Универсал : Зеленинские Дворики (Рязанская область), элемент памятника Д. М. Гармаш .
  • Трактор Универсал: Камышин, Камышинский технический колледж

Трамваи

  • Архангельск - трамвай КТМ-1 на площадке при бывшем депо
  • Витебск - модернизированный трамвай Х
  • Волгоград - трамвай Х , установленный к 100-летию со дня пуска трамвайного движения в городе
  • Волжский - трамвай «Гота», первый трамвай Волжского. Установлен в честь сорокалетия городского трамвая
  • Евпатория - трамвай Gotha T57 , установленный к 100-летию городского трамвая
  • Казань - трамвай Х, Эрликон, конка на Аллее Славы
  • Набережные Челны - трамвай КТМ-5 на территории депо
  • Новосибирск - трамвай КТМ-1
  • Одесса - узкоколейный трамвай, обеспечивавший перевозки для боевых действий в ВОВ , в музейном парке Мемориала 411-й батареи
  • Саратов - трамвай Х в Парке Победы
  • Советск - трамвай МС-4 на улице Победы
  • Тула - трамвай КТМ-1
  • Уфа - трамвай РВЗ-6М2 на территории депо

    Kh tram monument in Volgograd 001.JPG

    Трамвай серии Х в Волгограде

    Muzeum partyz tram.jpg

    Трамвайный поезд времён войны в Одессе

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Трамвай Х на Аллее Славы в Казани

    The motor tram of Kh type in Vitebsk.jpg

    Модернизированный трамвай Х в Витебске

    Музейный трамвай 71-605 в трамвайном депо города Набережные Челны.jpg

    Трамвай 71-605 в депо города Набережные Челны

Троллейбусы

  • Škoda 9TrH29: Ангарский перевал
  • МТБ-82Д и ЗиУ-5: на площадке завода Тролза в Энгельсе
  • МТБ-82Д № 1877: Москва , троллейбусный парк
  • ЗиУ-5 № 130 маршрута № 2 (частично, только передняя часть): Пенза , на территории троллейбусного депо
  • ЗиУ-5 (частично, только передняя часть): Саратов , Саратовский областной музей краеведения

В музее МУП Нижегородэлектротранс:

    Mtb82 and ZiU-5 in Nizhni Novgorod by front.jpg

    ЗиУ-5 и МТБ-82

    Mtb82 and ZiU-5 in Nizhni Novgorod by side.jpg

    ЗиУ-5 и МТБ-82

Автобусы

Музейные коллекции раритетных автобусов под открытым небом есть в московском музее пассажирского транспорта и санкт-петербургском ГУП «Пассажиравтотранс» (). В Кемерово расположен памятник автобусу на пересечении ул. 2-й Камышинской и ул. Камышинской - ЛАЗ 695Н.

Автомобили

Автомобили-памятники Кемеровской области:

  • г. Кемерово на предзаводской автобазе по адресу Топкинский Лог 3-й участок, 1 к. 1 с 2009 года установлен памятник грузовику- ЗИС 5;
  • Г. Кемерово, Музей-заповедник «Красная горка», ул. Красная Горка, 17 в 2007 году установлен БелАЗ 7522 (рис.1);
  • Трактор Т 70 (Музей-заповедник «Красная горка», ул. Красная Горка, 17) (рис. 2);
  • Буровой станок СЗБШ 200 60 (Музей-заповедник «Красная горка», ул. Красная Горка, 17) (рис. 3);
  • Экскаватор одноковшовый карьерный гусеничный ЭКГ -5А (Музей-заповедник «Красная горка», ул. Красная Горка, 17) (рис. 4);
  • Г. Кемерово, Пересечение 2-ой Камышинской и ул. Камышинской установлен ЛАЗ-695Н;
  • Г. Кемерово, Пожарная машина ЗИЛ-157 Ул. Красная, 11, установлен в 2008;
  • В городе Березовский по адресу ул. Нижний Барзасс, 1 установлен памятник грузовику - Урал-Зис (рис. 5);
  • В г. Мариинске (ул. Антибесская, 18) вход в АТП украшает памятник Волге 21;
  • В г. Новокузнецке 28.04.2014 прошло торжественное открытие памятника пожарной машине не территории 11 отряда ФПС по Кемеровской области - ГАЗ-53;
  • В г. Ленинск-Кузнецком в 2008 году установлен памятник машине МЧС на территории "Научно-клинического центра охраны здоровья шахтеров" по адресу: Микрорайон, 9 - УАЗ (рис. 6);
  • В г. Таштагол по ул. Поспелова, 5а установлен памятник грузовику: ЗИЛ-157;
  • Пос. Тяжинский – ЗИС;
  • Г. Новокузнецк: Волга 21 на ул. Орджоникидзе, 35;

Самолёты

  • Л-410 : Томск , на Транспортной площади (ни в честь чего, просто так поставили)
  • ЛИ-2 : Калининградская область, пос.Храброво , Сразу за аэропортом, в посёлке Храброво стоит самолет-памятник Ли-2. Лисунов Ли-2 - советский военно-транспортный самолёт, производство которого было начато в Ташкенте, по лицензии американского Douglas DC-3.
  • МИГ-21 : Чернигов ,при въезде на территорию бывшего летного училища (ЧВАУЛ)

Прочая военная техника

Артиллерия

  • Царь-пушка : Москва , кремль
  • Копия царь-пушки: Донецк , перед зданием мэрии
  • Зис-3 (2 шт.): Великий Новгород, около Монумента Победы
  • А-19 (2 шт.): Тула, пр. Ленина, д. 99, около
  • Зенитная пушка: Тула, угол пр. Ленина и ул. Циолковского, в память боёв 732-го зенитного артиллерийского полка во время ВОв, установлена в ноябре 1966 г.
  • ЗИС-3 : Тула, угол ул. Староникитской и ул. Оборонной, в память боёв полка НКВД и 732-го зенитно-артиллерийского полка во время ВОв, установлена в ноябре 1966 г.
  • 2 пушки Д-44 : Тула, пл. Победы, мемориал Победы в ВОВ (Три Штыка)
  • Пушка: Москва, пл. Крестьянской заставы
  • Шестая Героическая батарея: Мурманск, пр. Ленина
  • 2 пушки Д-44: Михайловск Ставропольский край
  • 52-К, Невинномысск Бульвар Мира
  • Д-30, ЗиС-3, Майкоп Вечный огонь славы

Танки

  • Т-34 - Владикавказ , Монумент Славы на площади Победы .
  • Т-34-85 (Южно-Сахалинск , мемориал на пл. Победы)
  • Т-34-85 (Калининград , на улице Соммера)
  • НИ «На испуг» (Одесса)
  • Т-80: Санкт-Петербург, Нефтяная дорога, д.3а, около ж/д ст. Навалочная
  • Т-70: Великий Новгород, около Монумента Победы
  • Т-34-85: Подберезье (Новгородская обл.) на трассе Москва - Санкт-Петербург, памятник освобождению Новгорода в Великой Отечественной войне
  • Т-26: Выборг, угол пр. Победы и ул. Гагарина
  • танковые башни, обозначающие передний край обороны, Волгоград
  • Т-34-85: Ставрополь, Проспект Кулакова
  • ИС-3М: Майкоп, Вечный огонь славы
  • ИС-3М: Станица Кавказская, Аллея воинской славы

Военные корабли

  • Торпедный катер (Калининград, Московский проспект)
  • крейсер Аврора (Санкт-Петербург)
  • Подводная лодка С-56 (Владивосток)
  • Рубка АПЛ Курск (Мурманск)

Другое

  • Царь-колокол : Москва, кремль
  • Секция моста на пешеходной набережной в Новосибирске (в трёхстах метрах от настоящего моста)

См. также

Напишите отзыв о статье "Технические памятники"

Отрывок, характеризующий Технические памятники

– Имею честь докладывать вам сущую правду, – повторил Алпатыч.
Ростов слез с лошади и, передав ее вестовому, пошел с Алпатычем к дому, расспрашивая его о подробностях дела. Действительно, вчерашнее предложение княжны мужикам хлеба, ее объяснение с Дроном и с сходкою так испортили дело, что Дрон окончательно сдал ключи, присоединился к мужикам и не являлся по требованию Алпатыча и что поутру, когда княжна велела закладывать, чтобы ехать, мужики вышли большой толпой к амбару и выслали сказать, что они не выпустят княжны из деревни, что есть приказ, чтобы не вывозиться, и они выпрягут лошадей. Алпатыч выходил к ним, усовещивая их, но ему отвечали (больше всех говорил Карп; Дрон не показывался из толпы), что княжну нельзя выпустить, что на то приказ есть; а что пускай княжна остается, и они по старому будут служить ей и во всем повиноваться.
В ту минуту, когда Ростов и Ильин проскакали по дороге, княжна Марья, несмотря на отговариванье Алпатыча, няни и девушек, велела закладывать и хотела ехать; но, увидав проскакавших кавалеристов, их приняли за французов, кучера разбежались, и в доме поднялся плач женщин.
– Батюшка! отец родной! бог тебя послал, – говорили умиленные голоса, в то время как Ростов проходил через переднюю.
Княжна Марья, потерянная и бессильная, сидела в зале, в то время как к ней ввели Ростова. Она не понимала, кто он, и зачем он, и что с нею будет. Увидав его русское лицо и по входу его и первым сказанным словам признав его за человека своего круга, она взглянула на него своим глубоким и лучистым взглядом и начала говорить обрывавшимся и дрожавшим от волнения голосом. Ростову тотчас же представилось что то романическое в этой встрече. «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая то странная судьба натолкнула меня сюда! – думал Ростов, слушяя ее и глядя на нее. – И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении! – думал он, слушая ее робкий рассказ.
Когда она заговорила о том, что все это случилось на другой день после похорон отца, ее голос задрожал. Она отвернулась и потом, как бы боясь, чтобы Ростов не принял ее слова за желание разжалобить его, вопросительно испуганно взглянула на него. У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица.
– Не могу выразить, княжна, как я счастлив тем, что я случайно заехал сюда и буду в состоянии показать вам свою готовность, – сказал Ростов, вставая. – Извольте ехать, и я отвечаю вам своей честью, что ни один человек не посмеет сделать вам неприятность, ежели вы мне только позволите конвоировать вас, – и, почтительно поклонившись, как кланяются дамам царской крови, он направился к двери.
Почтительностью своего тона Ростов как будто показывал, что, несмотря на то, что он за счастье бы счел свое знакомство с нею, он не хотел пользоваться случаем ее несчастия для сближения с нею.
Княжна Марья поняла и оценила этот тон.
– Я очень, очень благодарна вам, – сказала ему княжна по французски, – но надеюсь, что все это было только недоразуменье и что никто не виноват в том. – Княжна вдруг заплакала. – Извините меня, – сказала она.
Ростов, нахмурившись, еще раз низко поклонился и вышел из комнаты.

– Ну что, мила? Нет, брат, розовая моя прелесть, и Дуняшей зовут… – Но, взглянув на лицо Ростова, Ильин замолк. Он видел, что его герой и командир находился совсем в другом строе мыслей.
Ростов злобно оглянулся на Ильина и, не отвечая ему, быстрыми шагами направился к деревне.
– Я им покажу, я им задам, разбойникам! – говорил он про себя.
Алпатыч плывущим шагом, чтобы только не бежать, рысью едва догнал Ростова.
– Какое решение изволили принять? – сказал он, догнав его.
Ростов остановился и, сжав кулаки, вдруг грозно подвинулся на Алпатыча.
– Решенье? Какое решенье? Старый хрыч! – крикнул он на него. – Ты чего смотрел? А? Мужики бунтуют, а ты не умеешь справиться? Ты сам изменник. Знаю я вас, шкуру спущу со всех… – И, как будто боясь растратить понапрасну запас своей горячности, он оставил Алпатыча и быстро пошел вперед. Алпатыч, подавив чувство оскорбления, плывущим шагом поспевал за Ростовым и продолжал сообщать ему свои соображения. Он говорил, что мужики находились в закоснелости, что в настоящую минуту было неблагоразумно противуборствовать им, не имея военной команды, что не лучше ли бы было послать прежде за командой.
– Я им дам воинскую команду… Я их попротивоборствую, – бессмысленно приговаривал Николай, задыхаясь от неразумной животной злобы и потребности излить эту злобу. Не соображая того, что будет делать, бессознательно, быстрым, решительным шагом он подвигался к толпе. И чем ближе он подвигался к ней, тем больше чувствовал Алпатыч, что неблагоразумный поступок его может произвести хорошие результаты. То же чувствовали и мужики толпы, глядя на его быструю и твердую походку и решительное, нахмуренное лицо.
После того как гусары въехали в деревню и Ростов прошел к княжне, в толпе произошло замешательство и раздор. Некоторые мужики стали говорить, что эти приехавшие были русские и как бы они не обиделись тем, что не выпускают барышню. Дрон был того же мнения; но как только он выразил его, так Карп и другие мужики напали на бывшего старосту.
– Ты мир то поедом ел сколько годов? – кричал на него Карп. – Тебе все одно! Ты кубышку выроешь, увезешь, тебе что, разори наши дома али нет?
– Сказано, порядок чтоб был, не езди никто из домов, чтобы ни синь пороха не вывозить, – вот она и вся! – кричал другой.
– Очередь на твоего сына была, а ты небось гладуха своего пожалел, – вдруг быстро заговорил маленький старичок, нападая на Дрона, – а моего Ваньку забрил. Эх, умирать будем!
– То то умирать будем!
– Я от миру не отказчик, – говорил Дрон.
– То то не отказчик, брюхо отрастил!..
Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее.
– Эй! кто у вас староста тут? – крикнул Ростов, быстрым шагом подойдя к толпе.
– Староста то? На что вам?.. – спросил Карп. Но не успел он договорить, как шапка слетела с него и голова мотнулась набок от сильного удара.
– Шапки долой, изменники! – крикнул полнокровный голос Ростова. – Где староста? – неистовым голосом кричал он.
– Старосту, старосту кличет… Дрон Захарыч, вас, – послышались кое где торопливо покорные голоса, и шапки стали сниматься с голов.
– Нам бунтовать нельзя, мы порядки блюдем, – проговорил Карп, и несколько голосов сзади в то же мгновенье заговорили вдруг:
– Как старички пороптали, много вас начальства…
– Разговаривать?.. Бунт!.. Разбойники! Изменники! – бессмысленно, не своим голосом завопил Ростов, хватая за юрот Карпа. – Вяжи его, вяжи! – кричал он, хотя некому было вязать его, кроме Лаврушки и Алпатыча.
Лаврушка, однако, подбежал к Карпу и схватил его сзади за руки.
– Прикажете наших из под горы кликнуть? – крикнул он.
Алпатыч обратился к мужикам, вызывая двоих по именам, чтобы вязать Карпа. Мужики покорно вышли из толпы и стали распоясываться.
– Староста где? – кричал Ростов.
Дрон, с нахмуренным и бледным лицом, вышел из толпы.
– Ты староста? Вязать, Лаврушка! – кричал Ростов, как будто и это приказание не могло встретить препятствий. И действительно, еще два мужика стали вязать Дрона, который, как бы помогая им, снял с себя кушан и подал им.
– А вы все слушайте меня, – Ростов обратился к мужикам: – Сейчас марш по домам, и чтобы голоса вашего я не слыхал.
– Что ж, мы никакой обиды не делали. Мы только, значит, по глупости. Только вздор наделали… Я же сказывал, что непорядки, – послышались голоса, упрекавшие друг друга.
– Вот я же вам говорил, – сказал Алпатыч, вступая в свои права. – Нехорошо, ребята!
– Глупость наша, Яков Алпатыч, – отвечали голоса, и толпа тотчас же стала расходиться и рассыпаться по деревне.
Связанных двух мужиков повели на барский двор. Два пьяные мужика шли за ними.
– Эх, посмотрю я на тебя! – говорил один из них, обращаясь к Карпу.
– Разве можно так с господами говорить? Ты думал что?
– Дурак, – подтверждал другой, – право, дурак!
Через два часа подводы стояли на дворе богучаровского дома. Мужики оживленно выносили и укладывали на подводы господские вещи, и Дрон, по желанию княжны Марьи выпущенный из рундука, куда его заперли, стоя на дворе, распоряжался мужиками.

Важными символами воинской славы являются памятники и монументы вооруженным защитникам Отечества.

Практика возведения памятников с целью увековечивать память важных событий возникла в глубокой древности. Наиболее распространенным типом являлись скульптурные фигуры или группы. В Российской империи большую часть памятников составляли статуи в честь героев, полководцев, императоров, а также соборы, церкви и часовни.

В первые годы советской власти памятники ее вождям, народным героям отражали революционный энтузиазм масс.

Монументов, посвященных Гражданской войне, героизму красноармейцев и построенных сразу по горячим следам, почти не сохранилось. Поэтому многие были сооружены в основном после Великой Отечественной войны.

Памятники в честь героев и героических событий Великой Отечественной войны начали создавать еще в военное время, но особо активно они стали возводиться к юбилейным датам.

Памятники героям Великой Отечественной войны имеются во всех уголках нашей страны, а не только там, где шли сражения. По всей России в городах и маленьких селениях стоят обелиски воинам, отдавшим свою жизнь за Родину.

Много памятников советским воинам возведено на территории государств, которые освобождала Советская армия от фашистов.

Огромные мемориальные комплексы с Вечным огнем, посвященные героизму советских военнослужащих, были открыты в городах-героях.

Не ослабевает внимание к героическим событиям (прошлому и настоящему) нашей армии и флота и ныне. В честь военнослужащих, погибших в мирное время при защите интересов России в городах и селах устанавливаются памятники и памятные знаки.

Символическая значимость памятников и монументов заключается в тех многочисленных традициях и ритуалах, которые формируют чувство патриотизма, готовность честно выполнять воинский долг.

Заключение

Внутренние войска МВД России имеют славное военное прошлое, которое по заслугам оценено страной. Немаловажное значение в формировании боевых качеств военнослужащих, привитии им чувства патриотизма имеет военная форма, символика и ритуалы внутренних войск. Пренебрежение историческим прошлым, игнорирование значимости военной формой, неуважение знаков отличия и ритуалов приводит не только к нарушениям воинской дисциплины, но и к снижению морально-психологической устойчивости военнослужащих, ослаблению воинского духа и как следствие сказывается на боевой готовности войск.

Литература

1. Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. №442 «О государственных наградах Российской Федерации».

2. Военный энциклопедический словарь. - М., 2006 г.

В еликая Отечественная война стала одной из самых значимых тем в советском искусстве - литературе, живописи, кино. Портал «Культура.РФ» вспомнил самые важные скульптурные памятники, посвященные трагедии этого времени .

«Родина-мать зовет!» в Волгограде

Фотография: 1zoom.ru

Одна из самых высоких статуй в мире «Родина-мать зовет!» входит в скульптурный триптих вместе с монументами «Тыл - фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине. Автором памятника был Евгений Вучетич, который создал фигуру женщины с поднятым над головой мечом. Сложнейшее строительство шло в период с 1959 по 1967 год. Для изготовления памятника понадобилось 5,5 тысячи тонн бетона и 2,4 тысячи тонн металлических конструкций. Внутри «Родина-мать» абсолютно полая, она состоит из отдельных камер-ячеек, в которых натянуты металлические тросы, поддерживающие каркас памятника. Высота грандиозного монумента - 85 метров, он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая скульптура-статуя в мире на момент строительства памятника.

«Перекуем мечи на орала» в Москве

Фотография: Оксана Алёшина / фотобанк «Лори»

Статуи Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала», изображающие рабочего, который перековывает оружие в плуг, находятся в нескольких городах мира. Самая первая была установлена в 1957 году у Штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке - это был подарок Штатам от Советского Союза в знак дружбы. Другие авторские копии памятника можно увидеть неподалеку от ЦДХ в Москве, в казахском городе Усть-Каменогорске и в Волгограде. Эта работа Евгения Вучетича получила признание не только в СССР, но и за его пределами: за нее он был награжден серебряной медалью Совета Мира и получил Гран-при на выставке в Брюсселе.

«Героическим защитникам Ленинграда» в Санкт-Петербурге

Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»

Проект монумента «Героическим защитникам Ленинграда» был разработан скульпторами и архитекторами, которые участвовали в обороне города, - Валентином Каменским, Сергеем Сперанским и Михаилом Аникушиным. Развернутая к одному из самых кровавых мест в истории битвы за Ленинград - Пулковским высотам, композиция состоит из 26 бронзовых скульптур защитников города (солдат, рабочих) и 48-метрового гранитного обелиска в центре. Здесь же расположен памятный зал «Блокада», отделенный разомкнутым кольцом, символизирующим прорыв фашистской обороны Ленинграда. Строился мемориал за счет добровольных пожертвований горожан.

«Защитникам советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алеша») в Мурманске

Фотография: Ирина Борсученко / фотобанк «Лори»

Один из самых высоких российских памятников, 35-метровый мурманский «Алеша», был возведен в Мурманске в память о неизвестных воинах, отдавших жизнь за советское Заполярье. Памятник расположен на высокой сопке - 173 метра над уровнем моря, поэтому фигуру солдата в плаще с автоматом за плечом видно из любой точки города. Рядом с «Алешей» горит Вечный огонь и стоят два зенитных орудия. Авторы проекта - архитекторы Игорь Покровский и Исаак Бродский.

«Героям-панфиловцам» в Дубосеково

Фотография: rotfront.su

Мемориальный комплекс в Дубосеково, посвященный подвигу 28 воинов из дивизии генерал-майора Ивана Панфилова, состоит из шести 10-метровых скульптур: политрука, двух бойцов с гранатами и еще трех солдат. Перед скульптурной группой находится полоса бетонных плит - это символ рубежа, который немцы так и не смогли преодолеть. Авторами проекта монумента стали Николай Любимов, Алексей Постол, Владимир Федоров, Виталий Датюк, Юрий Кривущенко и Сергей Хаджибаронов.

Могила Неизвестного Солдата в Москве

Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»

В 1966 году в Александровском саду у Кремлевской стены был сооружен мемориал, посвященный Неизвестному Солдату. Здесь захоронен прах одного из погребенных в братской могиле воинов и каска времен Великой Отечественной войны. На гранитном надгробии высечена надпись «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» . С 8 мая 1967 года на монументе непрерывно горит Вечный огонь, который был зажжен от огня на Марсовом поле. Другая часть мемориала - бордовые порфирные блоки с изображением золотой звезды, в которых замурованы капсулы с землей из городов-героев (Ленинграда, Волгограда, Тулы и других).

Памятник воинам Уральского добровольческого танкового корпуса в Екатеринбурге

Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

Памятник расположен в южной части площади имени Кирова перед учебными корпусами Уральского федерального университета (бывшего Уральского политехнического института).

На фоне развернутого красного знамени три бронзовые фигуры: воин, высоко поднявший автомат, девушка-санитарка и раненный матрос, сжимающий гранату.

На постаменте надпись: «Нашим товарищам, погибшим в боях за Родину».

На обратной стороне знамени – плиты слова: «Память о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не сотрут века. От комсомольцев Уральского политехнического института им. С.М.Кирова. 9 мая 1961 г.»

Это первый в городе памятник героям Великой Отечественной войны.

Памятник войнам Уральского добровольческого танкового корпуса

В 1962 году на Привокзальной площади был открыт памятник войнам Уральского добровольческого танкового корпуса.

Старый рабочий, cимволизирующий седой трудовой Урал, провожает в бой молодого война танкиста. Постамент памятника выполнен в виде танка. Рабочий и танкист стоят на башне устремленного вперед танка.

По бокам постамента, там где у танка гусеницы, выступы на которых изображены рельефные рисунки трудовые и боевые подвиги уральцев в годы Великой Отечественной войны.

Надпись на постаменте: «Героям Великой Отечественной Войны 1941—1945 гг. воинам Уральского добровольческого танкового корпуса от трудящихся Свердловской области».

«Фронт был огненным - это известно,.
Но и тыл тоже огненным был.
В негасимых печах повсеместно
Гул сражений задуманных плыл.
И машины из грома и стали
Отражались в Исети-реке
Начиналось у нас на Урале наступление
На Курской дуге.
Превращается времени пламя
В мрамор, бронзу и стойкий гранит.
Нынче памятник – города память,
Для потомков былое хранит»

В 11 марта1983 года, когда отмечали 40-летие Уральского добровольческого танкового корпуса, Привокзальную площадь переименовали в площадь Уральского добровольческого танкового корпуса.

Мемориал уралмашевцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

8 мая 1969 на площади Первой пятилетки, в сквере на пересечении улиц Машиностроителей и бульвара Культуры был открыт Мемориал уралмашевцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

Мемориал выполнен из гранита и лабродорита.
В центре стела, на которой на фоне приспущенных знамен изображены рабочие, склонившие головы перед памятью погибших товарищей. Один из них приклонил колено перед знаменами.
Слева плиты из лабродорита. На плитах имена почти тысячи уралмашевцев, погибших c врагом. На фоне черном камня видны голубые вкрапления – символ застывших слез, символ скорби.
Список открывают 3 фамилии героев Советского Союза. Это летчики Владимир Сергеевич Курочкин и Никита Николаевич Дьяконов и легендарный разведчик Николай Иванович Кузнецов.
На мемориале высечены слова: «Мужеству гордых сердец. Нашим отцам, братьям, и сестрам, жизнью своей отстоявшим Родину нашу. Знай, внимающий этому камню, бессмертью храбрых поставил его на века Уралмаш благодарный. Никто не забыт и ничто не забыто!»

Изначально на мемориале каждые полчаса с 8.30 до 22.00 звучала мелодия Шумана «Грезы» и слова, произносимые Юрием Левитаном: «Вечная будет память о вас, сыны России, славные воины-уралмашевцы. Кровь, пролитая вами за Родину, прославит ваш подвиг в веках, а имена ваши навсегда сохранят в сердцах своих благодарные потомки. Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины».

Широкореченский мемориал в память о воинах, умерших от ран в госпиталях города Свердловска

В годы Великой Отечественной войны Екатеринбург-Свердловск был городом госпиталей. Раненных, умерших в госпиталях, хоронили на разных кладбищах. Самое крупное захоронение было на Широкореченском кладбище.

К 30-летию Победы на Широкореченском кладбище был открыт мемориал воинам, умершим от ран в госпиталях. К 40 –летию победы мемориал была проведена реконструкция. Был установлен новый обелиск из красного гранита высотой 28 м.

Слева на мемориале братская могила воинов.


Над могилой на мемориальной стене-ограде располагаются щиты с именами воинов, умерших от ран в госпиталях города.


На правом переднем углу братской могилы лавровый венок – символ славы победителей. На мемориальной стене слава: «Подвиг ваш бессмертен». Основание мемориала - бетонные плиты. Плиты не состыкованы между собой. Летом между плитами пробивается зеленая трава – символ продолжающейся жизни.
Авторы памятника: скульптор Ф.Ф. Фаттахутдинов, архитектор Г.И.Белянкин.

К 70-летию Победы проводится капитальная реконструкция.

На мемориале появятся 6 больших рельефов серии "Вехи Великой войны": «Освобождение Европы от фашизма» «Сталинградская битва» «Битва за Москву», «Блокада Ленинграда», «Битва на Курской дуге» и «Освобождение Европы от фашизма», «Победители». Рельефы выполнены на основе архивных документов и фотографий.
На мемориале будет зажжен Вечный огонь. Вечный огонь доставят из Москвы с Могилы неизвестного солдата.


Замены плиты мощения. Обновлены надписи «1941–1945» и «Подвиг ваш бессмертен» на лицевых частях стен, отреставрированы металлические детали комплекса — звезда, картуши и венок, обновлена система освещения. Специалисты отреставрировали 19 мемориальных плит с именами воинов, которые скончались в свердловских госпиталях в годы войны. Сейчас здесь написаны 1354 фамилии.

По правой стороне установлены рельефы «Вехи войны». Рельефы изготовлены творческо-производственным объединением Екатеринбургский художественный фонд. Авторы С.Титлинов, А.Медведев, А.Чернышев при участии А.Поповича.


Интересно, что в рельефы вмонтированы артефакты времен войны: винтовка Мосина, кирпич от мельницы Грудинина, ставшей одним из памятников Сталинградской битве, символическая пайка хлеба, выдававшаяся блокадникам Ленинграда, медаль уральского ветерана «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другие реликвии.


9 мая 2015 года на мемориале был зажжен Вечный огонь.


Право зажечь огонь получили участник битвы на Курской дуге, операций по форсированию Днепра, освобождению Киева, Минска, Варшавы, участник операции "Багратион" Михаил Числов и ветеран труда, награжденный Орденом трудового Красного Знамени, Орденом Славы I, II и III степени Владимир Ник.

Памятник разведчикам- мотоциклиста


В 1995 году в Центральном парке культуры и отдыха им. Маяковского установлен памятник воинам-мотоциклистам 7-го отдельного гвардейского разведывательного батальона.
Место для памятника выбрано неслучайно. На территории парка проводились тренировки будущих разведчиков мотоциклистов.
Автор памятника архитектор Г.А. Голубев.
Памятник выполнен в виде разорванного колеса мотоцикла. Спицы колеса символизируют лучи славы. По ободу колеса мчится мотоциклист, за его спиной идет бой. На внешнем ободе – фамилии 133 разведчиков под названиями операций, которые стали для них последними, и военный адрес батальона: «Полевая почта 51123».
Надпись по кругу: «Живые, помните о нас, мы в свой последний смертный час прикрыли Родину собой. Живые, помните о нас…»
Седьмой гвардейский отдельный разведывательный Пражский орденов Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Красной звезды батальон был корпусной разведкой УТДК и собирал сведения непосредственно для командования корпуса.

Памятник «Седой Урал»

К 60-летию Победы в мае 2005 на площади Обороны был торжественно открыт памятник «Седой Урал».

Свое название площадь Обороны (бывшая Ночлежная, Симео́новская, Макси́ма Го́рького) получила в сороковые годы 20 века. С этой площади свердловчане в годы Великой Отечественной войны провожали на фронт своих родных и близких.


Памятник «Седой Урал» посвящен трудовому и ратному подвигу уральцев.
Огромная бронзовая скульптура мастера-кузнеца, держащего в руке вложенный в ножны меч, олицетворяет Седой Урал, все военные годы ковавший оружие для фронта и отправлявший на поля сражений своих лучших сыновей и дочерей. Высота скульптуры вместе с постаментом 12 метров.

На памятнике – надписи: «Уральцам, ковавшим победу» и «Уральцам - защитникам Родины».

Памятник маршалу Жукову Г.К.

Памятник установлен на проспекте Ленина на площади перед зданием штаба Центрального военного округа (бывшего Уральского, а затем Приволжско-Уральского).

В 1948-1953 гг маршал Жуков Г.К. был командующим Уральского военного округа.

Автор памятника скульптор Грюнберг К.В. изобразил маршала верхом на вздыбленном коне. Однажды во время парада на площади 1905 года Жуков объезжал войска, сидя верхом на коне. И от громогласных приветственных криков «Урааа!» конь под маршалом поднялся на дыбы. Этот момент и запечатлел К.В. Грюнберг.

Отливался памятник на Уралмашзаводе. Говорят, комиссия, которая принимала памятник, долгое время не хотела разрешать его установку. Причина сомнений была в устойчивости скульптуры. Уралмашевские мастера нашли решение — переделали ноги лошади, заменив полую конструкцию с каркасом на монолитную.

Памятник был открыт к 50-летию Победы 8 мая 1995г.
Создавался памятник на народные деньги. На постаменте памятника надпись: «Жукову Г.К., солдату и маршалу от уральцев».

Мемориал детям войны и труженикам тыла


Мемориал расположен в сквере у станции метро «Машиностроителей» на пересечении проспекта Космонавтов и улицы Фронтовых бригад на территории Орджоникидзевского района.
Место для памятника выбрали не случайно: именно в этом районе находились крупнейшие заводы региона, выпускавшие продукцию для фронта. На земле, где сейчас стоит мемориал, в годы войны находились бараки, в которых жили работники, приехавшие отовсюду на Урал. Здесь же рукой подать до всех героических заводов.
С инициативой создания подобного памятника еще 10 лет назад выступили ветераны завода "Уралэлектротяжмаш", бывшие во время войны детьми и трудившиеся в заводских цехах. В 2006 году на этом месте был заложен камень с указанием, что здесь появится памятник. Открыт мемориал был в ноябре 2014 года.
Центральная скульптура высотой 3,5 метра изображает детей. Мальчик и девочка несут символический крест, собранный из снарядов и деталей для военной техники крест изнурительного труда во имя Победы.
За скульптурой 13-метровый барельеф высотой 3 м – своего рода чугунное литейное кружево. На барельефе надпись "И будем жить! И будем помнить!"
Ещё один знаковый элемент композиции – часы на тротуаре, символ бесперебойной работы заводов в военные годы, и рельсы, по которым отправлялась на фронт готовая продукция.

В создании мемориального комплекса приняли участие скульптор Константин Грюнберг, архитектор Юрий Дорошин, сотрудники «Архитектурной мастерской академика Белянкина» и литейной мастерской «Литейный двор».

Мемориал рабочим Верх-Исетского завода, погибшим на фронте и тем, кто ковал победу в тылу

Мемориал расположен на площади Субботников рядом с проходными Верх-Исетского завода.

Слева на переднем плане скульптура женщины, символизирующей Родину-мать. Она показывает рукой на запад, где наши солдаты бились с врагом. Справа плита с именами рабочих Верх-Исетского завода, погибших в годы Великой Отечественной войны, и две скульптурные группы. Это войны трех родов войск: летчик, моряк и пехотинец – те, кто сражались с врагом на фронте. И рабочие, которые ковали победу в тылу. Рабочих тоже трое: ветеран, женщина и подросток.


Николай Иванович Кузнецов в 1935-1936 гг. работал на Уралмашзаводе.

Памятник воинам-железнодорожникам установлен на улице Челюскинцев у здания Дворца культуры железнодорожников. Памятник выполнен из красного гранита. На основании мемориала слова: «Вечная память воинам-железнодорожникам». На пилонах имена воинов-железнодорожников, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Памятник воинам — спортсменам

В 1996 году жители города Екатеринбурга увековечили подвиг воинов-спортсменов, принимавших активное участие в Великой Отечественной войне. Памятник установлен на аллее, ведущей к Ледовому Дворцу спорта.


За годы войны спортивные организации города и Свердловской области в соответствии со специальной программой подготовили более двух с половиной миллионов лыжников, свыше семисот специалистов рукопашного боя и двести тысяч пловцов. Воины-спортсмены в составе специальных подразделений выполняли особые задания в тылу врага и на фронтах.
Массивный постамент высотой в 4-е метра, изготовлен из полированных гранитных плит серого цвета. На лицевой стороне вверху высечена памятная надпись. На постаменте установлена композиция из трех фигур. Три воина-лыжника в едином строю двигаются на задание, в центре командир группы, с лева от него девушка — санинструктор с медицинской сумкой на плече, справа — боец. Скульптурная группа монолитная, высотой 3,5 метра.
Авторы — скульпторы К. В. Грюнберг К. В., В. А. Говорухин и архитектор А. Ю. Истратов.

Памятник военным медикам

Памятник военным медикам открыт к 70-летию Победы 7 мая 2015 года у главного входа в госпиталь ветеранов войн.
Идея его создания появилась 20 лет назад, но тогда на воплощение не хватало денег. Сейчас уральцы собрали средства всем миром. На изготовление и установку монумента понадобилось около девяти млн. рублей, при этом из бюджета не потратили ни копейки.
Бронзовая скульптура высотой свыше четырех метров и весом в пять тонн представляет собой собирательные образы военного врача и медицинской сестры на фоне расщепленного снарядом дерева, фрагментов мины и железнодорожных рельс.
Авторы памятника — уральские скульпторы Федор и Александр Петровы.

Челябинск, промышленный город-миллионник на Южном Урале, с первых дней своего основания в 1736 году пережил множество исторических событий, а его улицы стали свидетелями многократной смены эпох. Сейчас об этом напоминают многочисленные памятники и монументы, установленные на площадях и в парках.

Самый сказочный

Едва лишь сойдя с поезда и очутившись на железнодорожном вокзале, гости города уже могут увидеть некоторые памятники Челябинска. Скорее всего, в глаза сразу бросится величественная бородатая фигура, напоминающая одновременно былинного богатыря и сказочного Деда Мороза. Это памятник «Сказ об Урале», созданный по мотивам творчества П. П. Бажова и установленный на привокзальной площади в конце 1960-х годов. В настоящее время двенадцатиметровый монумент является одним из символов города. А забавное сходство с Дедом Морозом заметили челябинские общественники, в результате чего появилась традиция наряжать статую на праздник в гигантский новогодний кафтан, который даже попал в книгу рекордов России.

Сложная эпоха

Имеется на карте Челябинска немало памятников, посвященных революции 1917 года и последовавшей за ней гражданской войне. Они существуют здесь наряду с улицами и площадями, названными в честь этих событий. Один из них расположен недалеко от Привокзальной площади и увековечивает память о солдатах Чехословацкого корпуса, воевавших на стороне Антанты в Первой мировой войне и впоследствии застигнутых революцией 1917 года. Другой, относящийся к той же исторической эпохе, установлен на Митрофановском кладбище. Он отмечает место захоронения останков красноармейцев. Ранее, в начале XX века, братская могила располагалась на площади Революции, затем была перенесена на нынешнее место. Из-за своей удаленности монумент мало известен горожанам.

Плененный герой

Знаменит памятник Орлёнку в Челябинске, созданный усилиями скульптора Л. Н. Головницкого и архитектора Е. В. Александрова. Монумент был возведен в честь 40-летия комсомольской организации в 1958 году. Он посвящён юным революционерам и представляет собой фигуру подростка со связанными за спиной руками, одетого в непомерно большую шинель, папаху и тяжелые ботинки. Взрослая военная одежда того времени создаёт выразительный контраст с полудетской внешностью юноши, передавая романтический образ смелого и непримиримого бойца.

Вопреки расхожему мнению, памятник вовсе не был «результатом вдохновения» его авторов известной песней «Орлёнок», написанной Я. Шведовым и В. Белым. Возведённый уже после окончания Великой Отечественной войны, монумент увековечил память обо всех юных героях. В его честь была названа творческая премия Челябинской области, вручавшаяся в 1967-1990 годах за достижения в области искусства, литературы, журналистики, архитектуры, педагогической деятельности, науки и техники. Памятник «Орлёнок» широко известен и за его пределами. На протяжении многих лет возле него проходили разнообразные общественные мероприятия, а также собиралась неформальная молодёжь. Сегодня он входит в реестр «Культурное наследие РФ» и по праву считается примечательным монументальным произведением советской эпохи.

Есть в каждом городе

Другой отголосок относительно недалекого исторического прошлого - памятник Ленину в Челябинске, созданный в 1959 году скульпторами Л. Головницким и В. Зайковым. Установленный на необычном гранитном постаменте в форме трибун (проект архитектора Е. В. Александрова), бронзовый монумент высотой в 17,5 метров возвышается над площадью Революции в центре города.

Этот памятник - одно из самых узнаваемых мест Челябинска. Возле него проходят парады и митинги, назначаются личные встречи. Осенью на площади напротив памятника проходит официальный праздник в честь дня рождения города, а зимой здесь работает детский Неподалеку располагается челябинский драмтеатр, а также знаменитая своими скульптурами пешеходная улица Кировка.

Тяжёлые и героические годы

Многие памятники Челябинска посвящены событиям 1941-1945 годов. Помимо традиционного вечного огня на Аллее славы в центре города, имеются разнообразные монументальные композиции в других районах. Например, памятник «Защитникам Отечества» в который включает в себя облицованный металлом постамент с барельефом, изображающим голову солдата, а также отдельно стоящие прямоугольные колонны, на которых нанесены имена погибших за родину челябинцев.

В других районах города установлены отдельные монументы павшим танкистам и лётчикам. Особого внимания заслуживает трогательный памятник «Сестричка», посвящённый подвигу женщин на войне: медсестёр, связисток, бойцов и разведчиц. Работа скульптора А. Л. Тишина, изображающая сидящую молодую женщину в военной форме, установлена в честь 60-летия Победы в маленьком сквере на одноимённом проспекте. Особая ценность памятника в том, что он один из немногих подобных в России.

Другой пронзительно эмоциональный памятник также посвящен женщинам, но не воевавшим, а ждавшим солдат с войны. Монумент «Память» («Скорбящие матери») расположен на Лесном кладбище. Он был установлен в честь 30-летней годовщины окончания Великой отечественной войны и представляет собой две женские фигуры, держащие в руках каску погибшего воина. Над произведением трудились скульпторы Л. Н. Головницкий и Э. Э. Головницкая, архитекторы Ю. П. Данилов и И. В. Талалай.

Многие монументы военных лет посвящены боевой технике, участвовавшей непосредственно в сражениях либо в Эти сооружения расположены в нескольких местах городского района, что в годы войны звался Танкоград и был одним из опорных пунктов тылового производства. Сейчас о том непростом времени напоминают памятники Челябинска, посвящённые танку ИС-3 (на Комсомольской площади) и легендарной артиллерийской установке «Катюша» (в сквере у ДК им. Колющенко).

Солдаты-интернационалисты

Среди челябинских сооружений на военную тематику нашлось место монументам в честь солдат, павших в боях на чужой земле. К таким относится памятник «Солдатам необъявленной войны», открытый в 2009 году в сквере на Шоссе Металлургов и посвящённый 20-летию вывода войск из Афганистана. Другой монумент под названием «Доблестным сынам Отечества» посвящен всем воинам-интернационалистам и расположен в центре города недалеко от Вечного огня. Композиция, созданная скульптором В. Ф. Митрошиным и архитектором Н. Н. Семейкиным, очень интересна: орёл, парящий над скалистым ущельем, - символ воинской доблести и чести. Памятник был установлен в 2004 году.

Отдельное место в архитектуре города занимают памятники в честь выдающихся деятелей искусства и науки. Среди них можно выделить расположенный на пересечении центрального проспекта Ленина и улицы Лесопарковой памятник Курчатову. Челябинск отмечал свой 250-летний юбилей в 1986 году. По этому случаю городскими властями было решено установить памятник выдающемуся физику-ядерщику, чьей родиной был городок Сим в Челябинской области.

Архитектурно-скульптурная композиция, авторами которой выступили художник В. А. Авакян, а также архитекторы Б. В. Петров, В. Л. Глазырин и И. В. Талалай, отличается оригинальностью задумки и сложностью исполнения. Стоящая на постаменте статуя учёного достигает высоты 11 метров. С двух сторон её окружают два пилона высотой по 27 метров каждый, на которых крепятся полусферы, символизирующие расщеплённый атом. А по вечерам красивая современная подсветка выделяет на фоне темного неба оригинальный памятник Курчатову. Челябинск по праву гордится этим сооружением, место вокруг которого всегда было излюбленным для встреч студентов, влюбленных пар, а также спортсменов. В нескольких шагах от памятника располагаются спортивные площадки и крытый легкоатлетический комплекс. К сожалению, в настоящее время к памятнику почти не подобраться: с 2014 года вокруг него развернуто долгосрочное строительство. Жителям и гостям города приходится любоваться его красотой издали.

Самый знаменитый поэт

Не только выдающихся учёных чествует Челябинск. Памятник Пушкину (самого что ни на есть классического вида) тоже есть в уральском городе. Он находится в городском саду имени великого поэта. Кроме памятника здесь также расположена детская площадка с красочными деревянными скульптурами по мотивам знаменитых сказок русского классика. В его честь в Челябинске названы улица, городской сад, центральная библиотека и кинотеатр.

Заключение

Не меньший интерес, чем статуи и монументы, представляют разнообразные памятники самые старинные из которых относятся к первой половине XIX века. Наиболее известные образцы: торговый дом купца М. Ф. Валеева, магазин братьев Яушевых, водонапорная башня и элеватор. Все исторические и архитектурные памятники Челябинска связаны с различными временными эпохами, что делает их ценными с краеведческой и туристической точек зрения.