Социально психологические особенности личности в социальной психологии. Изучение личности в социальной психологии. Список использованных источников

Тема 2.2.: Социальная психология личности.

План лекции:

  1. Понятие личности в социальной психологии
  2. Социализация личности
  3. Механизмы социального поведения

Почти 150 лет назад философ О. Конт удивительно точно выявил главную сложность проблемы человека, подчеркнув, что он не только нечто большее, чем биологическое существо, но и больше, чем «сгусток культуры». Иными словами, человек стал носителем каких то новых, неизвестных качеств, поэтому назрела потребность в появлении специальной науки его изучения и понимания. Такой наукой должна была стать психология, призванная осуществить творческий синтез биологических и социологических знаний о природе человека.

Итак, разные науки изучают различные аспекты личности :

o общая психология изучает всю совокупность свойств человека, включая биологически детерминированные, которые обуславливают социально значимое поведение и деятельность личности.

o для социологии личность выступает в «деиндивидуализированном, деперсонализированном виде», как представитель определенной социальной группы, как лишь элемент общественной системы, как носитель той или иной социальной роли.

o социальная психология рассматривает личность прежде всего в контексте всех разнообразных социальных связей и включенности в различные социальные группы как на макро-, так и на микро уровне. При этом акцент делается на процессах взаимодействия и взаимовлияния личности и тех групп и связей, в которые она включена.

Специфика социальной психологии личности связана, во-первых , с исследованием закономерностей и причин поведения личности в контексте реальной группы . В центре внимания социальной психологии личности находятся взаимоотношения человека с окружающими его людьми, оказывающие влияние на непрерывный процесс становления его личности.

Во-вторых , социальная психология личности выделяет специфический аспект рассмотрения проблем, традиционных для социальной психологии малой группы: проблем лидерства, эмоциональных связей между членами группы, их конформизма или самостоятельности, принятия ими ролевых позиций. Данный аспект предполагает анализ индивидуальных социально-психологических качеств личности.

В-третьих , социальная психология личности занимается вопросами социализации – усвоения и воспроизводства индивидом норм, ценностей и обычаев своего общества. При этом важно, через посредство каких групп и каким именно образом осуществляется социализация данной личности, от чего зависят особенности или, возможно, патология протекания этого процесса. Итоги социализации проявляются в деятельности, общении и самосознании (в том числе социальной идентичности) человека.

В-четвертых , социальная психология личности уделяет особое внимание происхождению и реализации социальных установок личности (аттитюдов) – т. е. готовности вести себя тем или иным образом в определенных ситуациях, связанных с общением.

В социальной психологии в структуру личности принято включать Я - концепцию, мотивы и потребности, установки, социальные роли, ценности.

Одними из основных компонентов в социально-психологической структуре личности являются мотивы и потребности. Мотив - это «побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность…». «Потребность-свойство организма требовать для своего нормального функционирования строго определенных условий, без которых он не может поддерживать состояние внутреннего равновесия» (Обуховский К.).

Важным компонентом социальной структуры личности являются установки, под которыми принято понимать готовность к определенному поведению, реакции. Они могут быть перцептивными, моторными, социальными. В.Б. Ольшанский пишет, что «в конечном счете всякая установка ориентирована на определенную линию поведения. Но для того, чтобы достигнуть цели, надо нацеливаться не туда, где она находится в данный момент, а туда, где, вероятно, окажется, когда до нее дойдут направляемые усилия. Установку можно рассматривать как своеобразный аппарат вероятностного предвидения, служащий для направления активности организма в соответствии с поступающей в мозг информацией и информацией, хранящейся в нем». Любая установка выражает избирательное отношение человека к чему-то для него в данный момент важному и фиксирует его готовность к определенной деятельности. Установкой объясняются знакомые учителям "ошибки адаптации", когда ученик "по привычке" и на новые стимулы отвечает прежней реакцией, и "ошибки ожидания", когда он реагирует еще до того, как поступила исполнительная команда (Узнадзе,1966).

Близким к понятию «установка» является «аттитюд». Первыми ввели этот термин в научный оборот У.Томас и Ф. Знанецкий (1882–1958), понимая под ним установку, направленность личности на тот или иной вектор поведения.

На уровне обыденного сознания в науке давно существует вопрос: «Почему люди в определенных ситуациях поступают тем или иным образом, и чем они руководствуются, выбирая именно данный мотив? Ответ кроется в наличии у человека аттитюда. Как пишет В.Б.Ольшанский, в авторитетном обзоре отмечены пять признаков, которые повторяются в разных определениях аттитюда: а) состояние сознания и нервной системы; б) выражающее готовность к реакции; в) организованное; г) на основании предыдущего опыта; д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Однако в ходе экспериментов и наблюдений за вербальным сообщением и поведением можно заметить рассогласованность. Можно еще надеяться, что люди будут говорить то же, что они написали в анкетах, но быть уверенным, что они так же поступят, по меньшей мере, наивно. В. Н. Мясищев не раз отмечал, что "обращение с человеком может не отражать подлинного к нему отношения". Даже наблюдение за внешним поведением не всегда служит точным показателем аттитюдов. Некто может говорить о своей глубокой религиозности и регулярно посещать церковь, но поступает так по соображениям, далеким от религиозных ценностей (Ольшанский, 1994 ).


В историю социальной психологии вошел известный эксперимент американского исследователя Ричарда Лапьера в начале 30-х годов ХХ века. Вместе со знакомой молодой супружеской парой китайской национальности на личном автомобиле он отправился в многомесячное путешествие по дорогам Америки, каждую ночь останавливаясь в придорожных мотелях. Всего таких заведений Лапьер и его китайские друзья посетили две с половиной сотни. Не всюду их встречали гостеприимно, однако не было ни одного случая, чтобы перед ними захлопнули дверь. Возвратившись из путешествия, Лапьер разослал по всем адресам, которые посетил, письма с просьбой зарезервировать места для супружеской пары китайской национальности. Половина писем остались без ответа. Однако 128 владельцев мотелей прислали ответы, причем 90% из них содержали категорический отказ. (Можно предположить, что большинство не удосужившихся ответить подразумевали то же самое.) До той поры исследователи даже не задумывались, насколько в поведении людей согласуются “слово” и “дело”. Негласно подразумевалось - как человек говорит, так он и поступает. Лапьеру удалось продемонстрировать, что это далеко не всегда происходит так. Многие наши словесные заявления продиктованы нормами и ценностями того социального круга, к которому мы принадлежим. То есть фактически многие слова мы произносим под давлением социального окружения - потому что полагаем, что «такие, как мы» говорят, думают и поступают именно так. Оказавшись в реальной ситуации взаимодействия с конкретными живыми людьми, мы испытываем влияние другого рода - давление самой этой ситуации и готовы подчиниться скорее сложившимся условиям, нежели абстрактным установкам. Отсюда следуют важные практические выводы.

Во-первых, любым заявлениям, касающимся принятых человеком норм и ценностей, следует доверять с осторожностью. Никакая самая патетическая декларация еще не дает стопроцентной гарантии, что в реальных жизненных условиях человек поведет себя в соответствии с нею.

Во-вторых, если мы рассчитываем на чью-то поддержку или услугу, но не уверены, что человек настроен нам ее оказать, просить о ней лучше лично - в соответствии с феноменом Лапьера вероятность получить отказ письмом или по телефону гораздо выше.

В межличностных отношениях аттитюд имеет следующие социальные функции:

Инструментальную или утилитарную, как готовность приспособить какого-либо человека для достижения собственных целей,

Защитительную, как повышенная уязвимость, готовность в любой момент дать отпор другому: огрызнуться, отстоять представления о самом себе и свою самооценку,

Ценностно-экспрессивную функцию как готовность отстаивать перед другим человеком собственную систему взглядов, убеждать его в обоснованности определенных мнений и оценок,

Познавательную функцию как стремление почерпнуть из беседы с новым человеком сведения о мире и людях, дополнительные к сложившейся картине мира.

Как пишет В.Б.Ольшанский, «выделение четырех функций в достаточной степени условно. Иногда их сводят к двум основным: "понимать мир настолько, насколько это возможно, и защищаться от него настолько, насколько это возможно". Именно сочетание стремления к знанию и страха перед знанием приводит к построению (принятию) псевдознаний, суеверий и предрассудков, извращающих реальное положение дел в угоду чувству самоуважения - хозяину всех чувств, как его назвал Мак-Дугалл.

Чтобы сохранить к себе уважение, индивиду нужно оправдать свою прошлую жизнь, объяснить существующее положение и обосновать надежду на будущее. Эти функции выполняют мифологические системы. «Миф есть объяснение, оправдание и надежда. Функция мифа состоит в том, чтобы сделать желательным подчинение индивида общественным порядком, чтобы подчинить личность группе и убедить ее в том, что это подчинение добровольно... Если большинство начинают терять веру в миф, вся полиция мира не в состоянии удержать в целости расползающуюся общественную структуру».

Аттитюды тесно связаны с ценностями и убеждениями человека. М.Рокич является одним из первых ученых наиболее полно изучившим и описавшим типы человеческих убеждений.

1.Анонимные примитивные убеждения , они аксиометричны, поддерживаются всеобщим ("анонимным") согласием.

Например: Солнце излучает свет;

Матери рожают детей;

Чтобы сделать покупку, надо иметь деньги.

2.Приватные, примитивные убеждения – исключительно субъективны, не подтверждаются никем.

Например: Я убежден, что моя мать меня любит;

Иногда у меня возникают мысли о смерти;

Например: Дети должны слушаться своих родителей;

Гомосексуалисты едва ли не лучше преступников, их следует сурово наказывать.

4.Извлеченные (derived) убеждения – усвоенные из источников, заслуживающих доверия.

Например: Землю не раз посещали инопланетяне;

Есть два сорта людей: слабые и сильные.

В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности: 1) биологический; 2)социологический; 3) индивидуально-психологический; 4) социально-психологический и др.

На Западе отрасль психологии, которая занимается изучением личности, называется персонологией, т.к. по-английски слово личность – это персона. В русском языке слово «личность» означает – маска. Это обстоятельство подчеркивает типическое в личности, что позволяет говорить о ней как о социотипе, архетипе.

Специфика социально-психологического подхода к личности заключается в следующем:

1. он объясняет механизмы социализации личности;

2. раскрывает ее социально-психологическую структуру;

3. позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на ее.

Исследование личности в с.п. надо отличать от исследований в социологии и психологии. С.п. занимается рассмотрением личности как представителя определенной соц. группы.

Главные проблемы общей психологии - проблема соц. типологии личности, социализации личности, структуры личности. структура личности рассматривается как:

1. конкретный субъект д-ти в единстве его инд св-в и соц. ролей

2. соц св-во индивида, совокупность интегрированных в нем соц. черт.

С.п выясняет, каким образом, т.е. в каких конкретных группах личность усваивает соц влияния, и каким образом она реализует свою соц. сущность. С.п. выясняет, каким образом складываются социально-типические черты личности. исследуется и макро- и микросреда индивида. осн проблемы здесь –

1. взаимоотношение личности с группой

2. проблема социализации и вопрос, посредством каких групп осуществляется влияние общества на личность.

3. проблема соц. установки (см 45)

теории развития личности:

Мид: Я - соц. продукт, сформированный на осн. взаимодействий с др. людьми

Кули: эффект зеркального отражения: чел воспр себя так, как его оценивают другие.

Фрейд: личность проходит стадии, на кажд. из которых возн напряженность между Ид и Суперэго. различные кач-ва формируются у человека в зависимости от успешности прохождения стадии.

Пиаже: стадии

сенсомоторная стадия – 0-2

предоперациональная стадия - 2-7

стадия конкретных операций – 7-11

стадия формальных операций – 12-15

Колберг: стадии

избегание наказания

завоевание поощрения

завоевание одобрения других

осознание интересов общества и правил поведения в нем.

осмысление возможных противоречий между различными нравственными убеждениями

формирование собственных нравственных принципов.

Социально-психологическая структура личности включает в себя: ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы, жизненный путь), когнитивные характеристики (картины мира), «Я-характеристики» (Я-концепцию, Я-образ, самоотношение, самооценку); локус контроля; статусно-релевые характеристики личности, эмоциональные психические состояния, социальные чувства личности.


В структуре проявления личности выделяются три главные составляющие: 1) индивид, 2) персона и 3) индивидуальность. Индивид – живое существо, представитель человеческого рода. Персона – социально-типические образования личности, что, как правило, обусловлено сходным для большинства людей влиянием социального окружения. Индивидуальность – это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого.

Ключевыми признаками личности выступают: эмоциональность, активность, саморегуляция, побуждение, черты личности.

Эмоциональность – это совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний человека; чувствительность к эмоциональным ситуациям.

Активность – характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий.

Саморегуляция – это системная характеристика личности, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности.

Побуждение – это мотивационный компонент характера.

Черты личности – это обобщенные ее характеристики, представляющие собой ряд взаимосвязанных между собой признаков. В психологии описывается ряд типов личностей, которым присущи те или иные черты. Психологические портреты учащихся в терминах черт легко доступны для неспециалистов. Использование таких обыденных описаний оптимально при совместных корекционно-развивающих мероприятиях, проводимых психологом вместе с родителями.

В психологии широко применяется различная типология личности. Различия в потребностно-волевых переживаниях позволяют выделить: «пессимиста», «уравновешенного», «оптимиста». По содержательным направленностям: «деловой», «экстраверт», «игрок», «интроверт». По уровню усвоения деятельности: «ученик», «исполнитель», «творец» и др.

Т.о., в социальной психологии под личностью понимают человека, как представителя общества и социальных групп, занимающегося определенным видом дятельности, осознающего свое отношение к окружающему, наделенного индивидуально-психологическими особенностями.

Характеристика социально-психологических теорий личности.

В СП существует различное множество теорий, которые тем или иным образом трактуют социальную природу личности.

Психоанализ З.Фрейда. В структуре личности рассматривал три эго состояния: Оно, я, Сверх я. В поведении человека доминирующую роль играет бессознательное Оно.

Психоанализ К.Юнга. Наряду с индивидуальным бессознательным выделял коллективное бессознательное, содержанием которого являются так называемые архитипы – образы. Коллектисное бесссознательное существует в мыслях каждого отдельного индивида, коллективное оно потому, что является одинаковым у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации и человечество в целом. В структуре личности Юнг выделял: персона (то каким мы представляем себя миру), эго (центр сознания), тень (бессознательное), анима и анимус (представление о женственности и мужественности соответственно), самость(совпадение бессознательного и сознания)

Психоанализ А.Адлера. Кочевым в личности видел «комплекс неполноценности», с которым ребенок уже рождается на свет. Чувство неполноценности вызывает у него стремление к превосходству. Адлер также подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть.

Бихевиоризм (Уотстн, Скинер). Бихевиористы использовали для объяснения поведения два основных понятия: стимул и реакцию, важность сознания и бессознательного отрицали.

Гуманистическая психология (К.Роджерс) В каждом из нас есть стремление стать компетентным и способным настолько, насколько это возможно для нас биологически.

Трансактный анализ Э.Бёрна. В структуре личности выделяет три состояния: Родитель, Взрослый, Дитя. Эти состояния и определяют систему отношения людей друг к другу при взаимодействии и совместной деятельности.

Экзистенциональный подход (Дильтей, Фромм, Франкл). Нормальное развитие личности возможно лишь при ясном представлении и наличии у него смысла жизни.

В отечественной психологии можно выделить следующие теории личности: теорию отношению Мясищева, теорию установки Узнадзе, диспозиционную теорию личности, структуру личности К.К.Платонова, теорию интегральной индивидуальности.

Концепция личностных отношений (выдвинута Лазурским, разработана В.Н.Мясищевым)

Ядром личности, по Мясищеву, является система ее отношений к внешнему миру и к самому себе. Личность формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности и является одной из форм этого отражения. Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Положительный или отрицательный опыт взаимодействия с людьми, однозначно формирует и соответствующую систему внутренних отношений личности.

Теория установки Д.Н.Узнадзе – общепсихологическая система представлений, выделяющая в качестве центрального объяснительного понятия принцип установки. (Установка – готовность, предрасположенность субъекта к деятельности по отношению к данному объекту.). Узнадзе развил представления об установке как «целостной модификации субъекта», его готовности к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной избирательной активности. Установка возникает при «встрече» двух факторов – потребности и ситуации удовлетворения потребности. Установка регулирует широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности. Для экспериментального исследования установки предложен метод фиксации, различные варианты которого применяются для анализа развития личности в онтогенезе и межличностных отношениях.

Одна из перспектив развития У.т. – концепция уровней психического развития (Ш.А.Надирашвили)

Исследованиями в области личности занималась Л.И.Божович

Основная область исследования педагогическая и детская психология. Божович изучала познавательную сферу школьника, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связь со сферой социальных мотивов. Использовала для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека.

Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

Культурно-историческая теория личности Л.С.Выгодского. (при участии А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия).

Согласно этой теории главная закономерность в развитии личности состоит в интериоризации (формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности) ребенком структуры его внешней социально-символической (т.е. совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как «натуральных» изменяется – опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся «культурными». Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем чтобы вновь трансформироваться и развернуться в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится «внешняя» социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает слово.

Деятельностный подход А.Н.Леонтьева. – теория рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессе деятельности индивида.

Основные теоретические направления в социальной психологии. Бихевиоризм. Психоанализ. Когнитивизм. Интеракционизм. Основные положения и объяснительные принципы социального поведения в различных направлениях

Европейская критика американской социальной психологии и возрождение интереса к анализу психологии больших групп, межгрупповых отношений и массовых социальных процессов.

Общая характеристика современной американской социальной психологии.

Период экспериментального развития социальной психологии в 20 в.

В 20-е годы ХХ в. оформляется научный этап развития социальной психологии. Он отмечен применением экспериментального метода для изучения личности и групп, техники получения и количественной обработки данных. Начало научного этапа развития обычно связывают с работами Меде, Ф.Оллпорта, В.М.Бехтерева, которые перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах. При этом эксперимент для его распространения (с исследования простейших психических процессов на изучение социально-психических явлений) должен быть значительно усовершенствован и преобразован в силу большей сложности учета социальных влияний.

В результате проведенных экспериментов В.Меде установил: 1) имеются различные типы людей относительно влияния на них группы (положительного, отрицательного, нейтрального); 2) в познавательной сфере влияние группы меньше, чем в сфере эмоций, моторики и воли; 3) в зависимости от типа отношения к группе происходят и сдвиги в психической сфере.

Таким образом, были выявлены особенности протекания познавательных процессов в условиях изоляции и присутствия группы.

Несколько позже, уже в ином направлении, проводил эксперименты в группах В.М.Бехтерев. Он установил, что группа способствует увеличению объема знаний своих членов, исправлению ошибок, смягчению отношения к проступку, позволяет выдерживать более сильные раздражители, дает общие сдвиги в показателях. В ходе исследования были выявлены половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой деятельности.

Использование эксперимента позволило исследователям перейти от простого описания социально-психологических явлений к выявлению их закономерностей.

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии весьма значителен. Следует заметить, что любая психологическая школа не могла не внести свой вклад в разработку проблем социальной психологии, исходя из ее предмета. В связи с этим можно выделить некоторые идем, разрабатываемые в рамках психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, символического интеракционизма, когнитивизма и гуманистической психологии.



Разработка психоаналитического направления в психологии связана прежде всего с именем З. Фрейда он исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении. Бессознательные процессы в жизни человека имеют огромное значение. Они служат единой цели: не перегружать сознание человека, не доводить до его осознания часть информации о себе и окружающем мире, допускать в область восприятия только такую информацию, которая не противоречит социальным нормам. Несмотря на то что большая часть психической жизни индивида проходит на уровне неосознаваемых процессов, она существенно влияет на принятие решений и поступки.

Особая роль неосознаваемой сферы связана с источниками социальной активности личности. З. Фрейд полагал, что центральной, движущей силой человека выступает совокупность влечений, основой которых является половое влечение. Становление психического склада личности происходит в первые годы жизни ребенка, когда его естественные влечения сталкиваются с системой нормативных запретов. Глубинные тенденции личности (биологические по своей природе) вытесняются в подсознание. Они могут проявляться в виде неожиданных ассоциаций, ошибочных действиях, оговорках и т.д. Если эти тенденции не находят адекватного выхода, то они обусловливают различные нарушения психики и соматики, от невротических нарушений до болезни.

Позднее некоторые вопросы психоаналитического направления, связанные с социальной психологией, получили свое развитие в работах учеников Фрейда – К. Юнга и А. Адлера.

Можно выделить две социально-психологические проблемы психоаналитического направления: проблема конфликта человека и общества, проявляющаяся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности. В психоанализе основным источником активности выступает стремление человека к редукции напряжения, т.е. стремление снять внутреннее напряжение за счет удовлетворения первичных, биологических потребностей. Многие аспекты человеческой активности объяснялись с точки зрения редукции напряжения. Однако эта теория не может объяснить многие формы активности личности, поскольку нормальному человеку свойственно не только снимать напряжение, но и, напротив, стремиться к нему: человек ставит перед собой новые задачи и решает их новыми способами. Его деятельность требует усилий, а поступки целенаправленны. Многое в социальном поведении личности можно объяснить с точки зрения стремления к достижению, успеху.

Неофрейдисты выдвинули ряд положений о доминирующей роли раннего детства в развитии характера взрослого человека (даже национального характера) и семейного воспитания для выбора групп и лидеров в обществе; сведении социально-психологических и общественных связей к глубинным, бессознательным процессам, выводимости из взаимоотношений родителей и детей модели малых и больших групп и т.п. В отличие от раннего фрейдизма, они рассматривали душевные расстройства как нарушения межличностных отношений.

В рамках неофрейдизма были разработаны различные локальные модели, описывающие поведение людей; тренинговые методы, позволяющие корректировать поведение и взаимодействия личности с социальным окружением.

Бихевиоризм (от англ. – поведение) – это направление в психологии, выдвинувшее требование изучения психики объективными методами. "Объективность" бихевиоризма состояла в том, что для исследования использовались методы регистрации, записи, фиксирования исключительно внешних проявлений психики процессов – поведения. Бихевиористы полагали, что изучать можно лишь то, что воспринимается органами чувств. Единицей изучаемого предмета – поведения – они считали связь (сочетание) между определенным стимулом и реакцией (S R), закрепляющуюся в опыте как навык. Развитие человека представлялось как накопление опыта реагирования на стимулы, закрепление полезных реакций.

Первым в США распространил принцип бихевиоризма на область социальной психологии Ф. Оллпорт. По его мнению, социальная психология изучает тот уровень поведения индивида, на котором он сам является стимулом для другого, либо другой является стимулом для него. Поэтому социальное поведение – это такое поведения, которое стимулирует поведение других людей или само стимулируется другими людьми. В таком поведении наблюдаются две формы:

линейная (воздействие) (А→В→С→Д …);

круговая (взаимодействие) (А↔В).

примером линейного поведения является реализация приказа в армии, а кругового поведения – беседа, обмен мнениями. В качестве социальных стимулов могут выступать речь, жесты, мимика, действия и некоторые соматические реакции. Социальными реакциями на стимулы являются: подражание, симпатии, обсуждения, общая работа, заразительность реакций в толпе и т.п.

Основные достижения бихевиоризма связаны с изучением диадных (парных) взаимодействий. Однако упрощенное представление о человеческом взаимодействии, принятое в бихевиоризме, не позволяет адекватно описать сложные формы социального поведения людей.

Резкая критика бихевиоризма в конце 20-х – начале 30-х годов заставила классический бихевиоризм в США принять форму необихевиоризма. В социальной психологии необихевиоризм разрабатывался в исследованиях Э. Богардуса, Г. Оллпорта, В. Ламберта, Р. Бейлза, Г. Хоманса, Э. Мэйо и др. В плане общей теории необихевиористы изменили основную формулу поведения, введя промежуточные переменные в традиционную формулу "стимул – реакция" (S→N→R). Для Э. Толмена, например, в качестве таких переменных выступали врожденные и приобретенные детерминанты в виде стремлений, намерений, осознания гипотез, целей поведения.

Дж. Миллер вместе с Е. Галантером и К. Прибрамом также пред­принял попытку модифицировать бихевиористскую формулу S→R, добавив к ней средние звенья: образ и план. Эта теория поведения стала опираться на план поведения человека, строящийся по системе: проба – операция – проба – исполнение (t – o – t – e). План поведения представляет собой иерархию t – o – t – e, где операция высшего порядка есть завершение t – o – t – e низшего порядка. Этот путь разложения по операциям целостного плана поведения приближает необихевиоризм к возможностям моделирования поведения человека.

В рамках необихевиоризма, вводящего промежуточные пере­менные (К. Халл) и оперантное обусловливание (Б. Скиннер), были разработаны теории: фрустрации – агрессии, социального обмена и т.д. Кроме того, с позиций этого направления конструировались активные методы поведенческого тренинга, позволяющие осуществлять обучение, терапию, коррекцию поведения. Центральной идеей этого направления выступает идея подкрепления. Основной проблемой бихевиористской ориентации является научение, т.е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Было выделено четыре основных закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига. Сущность закона эффекта заключается в том, что из всех реакций на одну и ту же ситуацию закрепляется и становится доминирующей только та, которая сопровождается положительными эмоциями от стимулировании, награды или другого позитивного подкрепления окружающих. Закон упражнения проявляется в том, что реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения. Данный закон лежит в основе формирования социальных привычек человека, любых процессов обучении, а также при установлении и стабилизации социальных шаблонов поведения на индивидуальном и групповом уровне. Закон готовности определяет возможности человека посредством упражнений улучшать готовность организма к соответствующим реакциям, к проведению соответствующих нервных импульсов (адаптация на психофизиологическом уровне). Закон ассоциативного сдвига заключается в том, что если при одновременном действии двух раздражителей один из них вызывает положительную (отрицательную) реакцию, то и другой (до этого относительно нейтральны) раздражитель приобретает способность вызывать ту же реакцию.

В соответствии с положениями гештальтпсихологии, основу психического явления составляет его целостность. Это направление возникло как противопоставление ассоционистской концепции Вундта и опиралось на феноменологию, развитую в работах Эмиля Гуссерля. По мнению Гуссерля, мир постигается как целое, выходящее за пределы составляющих его частей. В основе восприятия вещей лежат интенции (от лат. – стремление) субъекта, т.е. направленности его сознании, мышления на какой-либо предмет. Каждая из таких интенций ведет к различному, но целостному и непосредственному, внутреннему восприятию вещей.

В рамках этого направления были развиты теория психологического поля и концепция групповой динамики (в работах К. Левина и его последователей), разработаны методы манипулятивного эксперимента, групповой дискуссии, гештальттерапии и т.п.

Такое направление, как интеракционизм (взаимодействие), берет свое начало из социологической ориентации. Его источник – теория символического интеракционизма Дж. Мида.

Интеракционизм исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Одна из основных идей интеракционизма заключается в том, что личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов, выраженных в тех или иных знаковых системах, главнейшей из которых является язык. В широком понимании символ – это слово, жест, знак. Символическая коммуникация – начало человеческой психики. Это то, что выделяет человека из животного мира. Развитие личности рассматривается через усвоение различных знаковых систем. В рамках данного направления изучались также проблемы референтных групп, структура и динамика развития личности, полевые теории, микропроцессы социального взаимодействия, среда социальной деятельности.

Личность рассматривалась в двух аспектах: как автономная система, проявление которой можно наблюдать в независимом и импульсивном поведении, и как зависимая социальная система, проявление которой наблюдается в поведении. Обусловленном ожиданиями окружающих. Активное начало личности лежит в основе изменений не только самого человека, но также и общества. И в этом смысле изменения общественных отношений можно рассматривать как случайные, которые не подчиняются закономерностям.

Интеракционизм сосредоточивается на четырех проблемных областях: социальном контроле, мотивации, межличностных взаимоотношениях и социализации. Ведущими постулатами этого направления являются:

1) человеческая природа и социальный порядок – продукты коммуникации;

2) направление поведения человека – результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу;

3) личность человека формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми;

4) культура группы состоит из моделей поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни.

В рамках интеракционизма разработаны теории ролей (Т. Сарбин), референтных групп (Г.Хаймар, Р.Мергон), социальной драматургии (Э.Гофман) и др.

В силу специфики идей интеракционизма они внесли существенный вклад не только в социальную психологию, но прежде всего в социологию как науку, изучающую общество во всех его проявлениях.

Значительным направлением в развитии социальной психологии являлся когнитивизм, зародившийся в недрах гештальтпсихологии и теории поля К. Левина. Исходный принцип когнитивизма – рассмотрение социального поведения с позиции познавательных, когнитивных процессов индивида. Данная психологическая школа делает акцент на процессе познания мира, постижении сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (память, внимание, ощущение и т.д.), развития интеллектуальных функций, изменения системы представлений и ценностей. Образы, понятия, идеи, менталитет и подобные явления играют существенную роль в социальном поведении человека, так как на основании подобных феноменов происходит процесс принятия решений. Собственно, ведущей социально-психологической проблемой когнитивизма является проблема принятия решений человеком. Речь идет об определенной структуре восприятия, когда та или иная ситуация видится под каким-либо углом зрения. В отличие от психоанализа когнитивная психология занимается в основном сознательными процессами. Психика человека рассматривается прежде всего как сознание. Но сознание человека воспринимает окружающий мир в определенной структуре. Люди склонны развивать упорядоченный взгляд на мир. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что происходит, то он стремиться разрешить его через собственную трактовку, интерпретацию, объяснение, чтобы вновь достигнуть состояния внутренней когнитивной согласованности.

Когнинивизм возник как реакция на бихевиоризм, отрицающий значение внутренней организации психических процессов в поведении человека. В связи с этим представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, У. Найсер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования: преобразование сенсорной информации, возникновение и развитие структурных блоков познавательных процессов, решающую роль знания в поведении человека, организацию знания в памяти субъекта, развитие интеллектуальных функций и соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Изучение данных проблем показало, что человек во многих ситуациях своей жизни принимает решения опосредованно и эта опосредованность связана с типичными для него особенностями мышления.

Таким образом, каждый человек имеет свое собственное объяснение мира и окружающих явлений, которое обусловлено не только социальным опытом, но и особенностями его мышления. Он принимает решения на основании собственного взгляда, своей точки зрения, своего видения и понимания событий. Зная когнитивную структуру данного человека, можно многое понять в его поведении.

Основная проблема, разрабатываемая когнитивистами – взаимодействие когнитивных структур, возникновение между ними отношений соответствия (несоответствия)

Особое место в когнитивной социальной психологии занимают так называемые теории когнитивного соответствия. Согласно этим теориям, главным мотивирующим фактором поведения индивида признается потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивных структур. К подобным теориям относятся теория сбалансированных структур (Ф. Хайдера), коммуникативных актов (Т. Ньюкома), теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингера) и теория конгруэнтности (Ч. Осгуда и П. Танненбаумана).

Гуманистическая психология (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция выразить себя, реализовать свои способности, создать что-то неповторимое, в чем, как в зеркале, отразились бы и специфические особенности данного человека. Результаты любой деятельности несут в себе отпечаток личности, ее реализующей. Высшие потребности, потребности роста заставляют человека идти вперед и стремиться к напряжению.

Таким образом, с одной стороны, источником активности индивида является стремление к редукции напряжения, с другой – стремление к напряжению. Личность функционирует как активная, открытая, саморазвивающаяся система, которая что-то постоянно получает от окружающего мира и что-то отдает ему. Личность интенциональна, т.е. нацелена на окружающий мир. Личность функционирует на нескольких уровнях социальной адаптации. На одних уровнях она действительно стремится к разрядке напряженности, на других – наоборот. Диалектическое единство данных двух тенденций и составляет основу социальной активности. Нарушение меры социальной активности человека связано обычно с явным преобладанием той или иной тенденции. Так, например, у больного человека будет преобладать тенденция к редукции напряжения. С другой стороны, многие стрессы сопровождаются повышенной активностью, стремлением к чрезмерному напряжению, возбуждению в ущерб здоровью человека.

Постановка вопроса. Проблема структуры личности относится к числу актуальнейших вопросов социально-психологической теории. Здесь предпринята попытка определить основные параметры моделирования структуры личности, а также дать их конкретную характеристику. В соответствии с этим, в отличие от распространенной точки зрения на структуру личности, говорится не о структуре личности вообще, а о различных подходах к ее построению и соответственно о двух качественно различных моделях структуры личности: статической и динамической. Здесь же определяется особая роль и место эмоционального фактора в структуре личности и рассматриваются понятие, природа, структура и функции психического настроя в связи с понятием установки. Понятие психического настроя при этом рассматривается как эквивалент динамической структуры личности.

Представляется, что есть все необходимые основания для того, чтобы говорить о двух основных параметрах социально-психологической модели личности или даже о двух различных структурных моделях личности - статической и динамической.

Статическая структура личности . Под статической структурой следует понимать предельно отвлеченную от реально функционирующей личности абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида.

Степень обобщенности или дифференцированности такой модели может быть весьма различной. Это зависит уже от того, каков инструментальный подход исследователя к статической структуре личности - аналитический или интегральный.

При интегральном, т. е. самом обобщенном подходе, статическая структура личности может рассматриваться как бы состоящей из трех основных пластов:

  1. общечеловеческого, биосоциального;
  2. социально-специфического;
  3. индивидуально-неповторимого.

При аналитическом подходе к статической структуре предполагается более высокая степень дифференциации представлений. А это означает уже расчленение на составляющие каждого из трех названных выше пластов в структуре личности.

Однако независимо от того, какова степень дифференцированности представлений об основных компонентах личности, основным признаком статической структуры остается ее отвлеченность от реального процесса динамики и формирования личности, от ее конкретно-исторического психического состояния и поведения.

Понятие динамической структуры личности . В отличие от модели статической структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не в их отвлеченности от каждодневного существования человека, а, наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой деятельности.

В каждый конкретный момент своей жизнедеятельности человек предстает перед исследователем не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается на сиюминутном поведении индивида.

Под динамической структурой личности мы и подразумеваем ту одномоментную фотографию или модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и структурных пластов в психике индивида.

Естественно поэтому, что если мы начинаем рассматривать основные компоненты статической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статической к динамической структуре личности.

Здесь, пожалуй, уместно такое сравнение из области медицины. Патологоанатом, исследуя труп, имеет дело со статической структурой животного или человеческого организма. Физиолог же, изучающий не труп, а живой, постоянно меняющийся, функционирующий организм, имеет дело не со статической, а с динамической структурой.

Здесь же можно видеть и различия в возможностях и пределах как интеграции, так и дифференциации целого. У патологоанатома неограниченные возможности анализа, расчленения, дифференциации объекта его исследования и крайне ограниченные возможности интеграции. Последние носят про-жективный характер. У физиолога же, наоборот, неограниченные возможности для изучения процессов интеграции и взаимодействия, но зато в гораздо большей степени затруднены и ограничены возможности анализа и расчленения соматических и конституционных компонентов организма друг от друга, чем у патологоанатома.

В этом вообще сказываются различия, связанные с особенностями (пределами и возможностями) манипулирования с двумя различными типами моделей тех или иных объектов - с моделью статической и динамической структуры.

Вместе с тем, как было установлено выше, как в случае исследования статической, так и в случае изучения динамической структур личности возможны два различных инструментальных подхода - аналитический и интегральный.

Это дает основание для построения следующей схемы, характеризующей соотношение между собой двух различных моделей структуры личности (статической и динамической), с одной стороны, и двух различных подходов к изучению названных структур (аналитического и интегрального) - с другой (см. схему 3).

Таким образом, в характеристике модели социально-психологической структуры личности мы различаем два основных параметра: во-первых, тот, который связан с определением характера самой модели, могущей быть статической или динамической, и, во-вторых, тот, который связан с определением инструментального подхода к исследованию, могущего быть аналитическим или интегральным.

Основные параметры статической структуры личности

Прежде чем охарактеризовать основные параметры статической структуры личности, необходимо вспомнить о том, что обязательным условием логически строгого, обоснованного вычленения данных параметров является наличие единого основания, по которому осуществляется названная выше операция.

В качестве такого основания в рассматриваемом случае было взято различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности, которая, как мы уже говорили, выражена в следующих категориях, фиксирующих степень распространенности того или иного свойства психики:

  1. всеобщие, т. е. единые для всех людей;
  2. социально-специфические, т. е. присущие только тем или иным группам людей или общностям;
  3. индивидуально-неповторимые, т. е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности.

Общечеловеческие психические свойства индивида . Общечеловеческие психические свойства индивида являются исторически первыми и, следовательно, фундаментальными образованиями социальной психологии личности.

Общечеловеческим в психике человека является, во-первых, наличие необходимого комплекса основных психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воля) и состояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизиологическим механизмам, без которых не может быть и речи о психической деятельности личности; во-вторых, факт биосоциальной детерминированности психического мира и поведения человека (результатом и проявлением последней являются такие устойчивые черты и свойства личности, как ее темперамент и характер); в-третьих, факт социальности психики человека в отличие от психики животных.

Последнее обстоятельство находит свое выражение уже в самом элементарном акте психической деятельности людей, в ощущениях, поскольку в последнем сказывается специфически человеческий социальный опыт. Орел, замечал Ф. Энгельс, видит дальше человека, но зато человек видит гораздо больше орла, подмечая такие стороны и свойства явлений природы и общества, которые раскрываются лишь в практической, человеческой деятельности.

Социально-специфический опыт. Наряду с общечеловеческим необходимо различать социально-специфический опыт личности. Здесь имеются в виду все те особенности психики личности, которые связаны с фактом ее принадлежности к той или иной социальной общности или совокупности социальных общностей (этнических, классовых, политических, идеологических, экономических, профессиональных, национальных и т. д.).

За принадлежностью личности к той или иной общности или группе общностей стоит определенная программа предписанного извне поведения, которое находит выражение в системе требований, норм, правил и шаблонов деятельности.

Последние принято различать по их функциям на роли, нормы, ценности и символы.

Общим для названных элементов социально-специфического опыта личности является то, что все они выполняют определенные функции, санкционируя, регламентируя, регулируя и направляя поведение индивида.

Однако за пределами данной общности начинаются особенности каждого из элементов. Это находит свое отражение не только в том, что каждый из приведенных выше элементов опыта претендует на описание его функций в рамках специальной теории (теория ролей, теория ценностей и т. д.), но и в том, что за каждым из них стоит специфическая отрасль научного знания (за теорией ролей - социология; за нормативным подходом - этика и правоведение; за ценностным подходом - аксиология: за символикой - семиотика и т. д.).

Социальные роли . Роли являются исходными и определяющими элементами социального опыта, поскольку в них наиболее полно программируется тот или иной шаблон социального поведения.

Роли - это предписанные обществом в целом, специфической социальной организацией или конкретной совокупностью групп права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального положения.

Каждая из ролей, вытекающих из определенного статуса человека, в свою очередь, представляет собой целый набор прав и обязанностей по отношению к окружающим индивида в конкретной ситуации людям. Так, человек, исполняющий роль врача, обязан заботиться о здоровье пациента, своевременно ставить диагноз, применять нужные и эффективные меры лечения, быть внимательным, отзывчивым, гуманным и т. д. Вместе с тем врач имеет и целый ряд прав.

Роли личности весьма многообразны, человек является, как правило, одновременно и отцом семейства, и членом производственного коллектива, и членом приятельской компании и т. д. В результате складывается некий "узел" прав и обязанностей личности, которые вытекают из набора ролей и образуют ее социальное поле деятельности. Последнее есть целая система норм-шаблонов поведения, вытекающая из ролевой структуры личности.

Социальные нормы . Понятие социальной нормы широко практикуется в социологии и социальной психологии и обозначает правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц.

Все нормы можно представить в виде норм-рамок, которые жестко регламентируют поведение и взаимоотношения людей в настоящем, и норм-идеалов, проектирующих наиболее оптимальные модели и шаблоны поведения людей на будущее. В свою очередь, нормы-рамки включают в себя нормы-запреты, нормы-права и нормы-обязанности.

Степень соотносительной значимости тех или иных социальных норм для индивида различна. Это находит свое выражение в том субъективно-практическом отношении к ним личности, которое принято называть ценностной ориентацией.

Ценностные ориентации . Любая общественно-экономическая формация характеризуется определенной системой и даже иерархией ценностей, которые надо различать на ценности санкционируемые и культивируемые официально, т. е. с помощью разветвленной системы средств, которыми располагает государство, и ценности, которые функционируют на уровне обыденного сознания, независимо от того, культивируются или, наоборот, отвергаются они официально. Во всяком случае не следует отождествлять эти два различных ряда ценностных ориентации. Когда речь идет о системе значений, характеризующих личность как объект социальных отношений, то имеется в виду как раз система официально культивируемых ценностей, которая в той или иной мере оказывается усвоенной индивидом.

Символы . Одним из средств распространения, внедрения и закрепления официально санкционируемой системы ценностей является символика. Символы соединяют в себе рациональный смысл и рационально истолкованное значение той или иной социальной ценности с высоким эмоциональным уровнем и остротой ее восприятия и переживания.

Все названные элементы (роли, нормы, ценности и символы) представляется целесообразным объединить одним обобщающим понятием - "значение". Этот термин употребляется в нашей психологической литературе для обозначения как раз тех специфических форм отражения социальной действительности человеком, которые носят предельно обобщенный, безличный характер .

Усвоение социального опыта. Степень интернализации (усвоения) индивидом системы социального опыта различна. Она зависит от целого ряда моментов, в том числе и от эффективности функционирования средств, культивирующих те или иные значения. Известно, например, что иерархия ценностей в ориентации молодежи при выборе будущей профессии накануне или после окончания средней школы во многом зависит от направленности воздействия средств массовой информации.

Есть основания говорить о сложности и определенной последовательности самого процесса усвоения индивидом системы социальных значений. Весь этот процесс нам представляется в виде четырех последовательных стадий.

На первой стадии индивид получает исходную информацию о тех или иных социальных значениях (ролях, нормах, ценностях и т. д.). Эту стадию можно обозначить как знание.

Следующая стадия наступает, когда вслед за знанием приходит положительное или отрицательное эмоционально-рациональное отношение к культивируемому значению, представляющее собой социально-психологический стереотип восприятия (признание - отвержение) или установку восприятия.

Но степень признания различна: от легкой симпатии, незначительного интереса до глубокого убеждения в ценности того или иного значения и готовности действовать в соответствии с ним. Поэтому есть основания для того, чтобы выделить следующую ступень в процессе интернализации социальных значений - такую установку, которая означает готовность действовать в соответствии с заданным значением. Разновидностью такой осознаваемой установки является убеждение.

И наконец, завершающей, высшей ступенью в процессе усвоения индивидом социального опыта нам представляется тот качественный скачок, который сопровождает переход от убеждения к побуждению, обозначающему волевое усилие, необходимое для того, чтобы готовность к действию переросла в само действие.

Таким образом, в процессе усвоения социальных значений происходит изменение позиции личности от роли стороннего наблюдателя к заинтересованности, от заинтересованности к готовности и убежденности, а затем и к деятельности, соответствующей системе интернализованного социального опыта.

Позиция личности. Позиция - это отношение человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих из его социального положения и предписываемых окружающей его средой. Совокупность всех этих норм опосредована той ролью, которую, как считают окружающие и сам данный человек, он должен выполнять в соответствии с его социальным положением и данной конкретной ситуацией.

Позиция личности обусловлена целым рядом факторов - уровнем самосознания личности, мнением окружающих, системой ценностных ориентацией личности и т. д.

С позиции личности, по существу, и начинается тот структурный пласт психики, который характеризует личность уже не в качестве объекта, а в качестве субъекта социальных отношений. Именно это качество - активность и четкость позиции - выражает наиболее полно и социально-психологическую сущность личности вообще (С. Л. Рубинштейн).

Но позиция личности есть не одномерное, а многомерное образование. Позицию личности в обществе, по словам Б. Ф. Ломова (ее индивидуальное бытие), было бы неверно изображать как некую точку в сложной сети связей между людьми. Скорее ее можно представить как "многомерное динамическое пространство", каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений .

Самосознание личности

Наиболее важным структурным образованием психологии личности, оказывающим значительное воздействие на ее отношение к системе предписанных социальных норм и правил поведения, является самосознание личности.

Существо самосознания состоит в способности и умении человека отделять себя от жесткой и довольно стереотипной как социальной, так и биологической программы поведения, которая характеризует его лишь как объект биосоциальных отношений.

Отношение к своему "Я", осознание своей индивидуальности нередко ставится в один ряд с понятием самосознания личности. Между тем понятие самосознания личности далеко не покрывается ее осознанием своей индивидуальности, а предполагает осознание широкого круга своих отношений с социальным миром.

В этой же связи правомерно говорить о социально-специфическом самосознании личности. Последнее проявляется прежде всего в том, как человек осознает свое специфическое социальное положение. Здесь подразумевается умение отделить себя от санкционированных извне норм и правил поведения. Но не для того, чтобы пытаться подняться над ними вообще, а лишь для того, чтобы отдать предпочтение одной из систем социальных ориентации.

Если попытаться охарактеризовать основные аспекты социально-специфического самосознания, то они, на наш взгляд, могут быть сведены к следующим: во-первых, к осознанию индивидом своего социального положения, предполагающего соотнесение этого положения с социальным положением других людей, отличных от данного индивида по их статусу; во-вторых, к осознанию индивидом санкционированных извне, предписанных обществом и его различными группами норм, требований, функций и ролей.

В свою очередь каждый из двух названных выше моментов предполагает более детальное расчленение на его составляющие. Так, осознание индивидом своего социального положения предполагает одновременно как национальное, так и классовое; как этническое, в том числе и земляческое, так и профессиональное самосознание.

Другими словами, здесь имеется в виду способность человека к осознанию всего того узла связей и отношений, которые характеризуют его как представителя и функционера самых различных социальных общностей, начиная от малых групп (друзья, семья, учебный и рабочий коллектив и т. д.) и кончая такими большими социальными группами, как класс, нация и народ.

Точно так же многогранен и тот аспект самосознания личности, который связан с ее способностью подняться над своим положением лишь в качестве объекта и продукта биосоциальных отношений. Здесь подразумевается осознание человеком не только своих чисто социальных, но и биосоциальных потребностей и влечений, в том числе и тех, которые связаны с его отношением к природной среде5, но также имеется в виду и способность личности к осознанию своей индивидуальности, то есть всего того, что характеризует неповторимость данного человека: его биосоциальных данных, жизненного опыта и жизненного пути.

Важным элементом в структуре самосознания личности является самооценка человека, то есть его оценка своих возможностей и способностей, соотнесенная определенным образом с его реальным положением и совокупностью выполняемых им обязанностей, функций и ролей.

Таким образом, по своей структуре самосознание личности представлено:

  1. родовым самосознанием или фактом осознания человеком своей принадлежности к человеческому роду;
  2. социально-специфическим самосознанием или фактом осознания человеком своей принадлежности к определенной совокупности социальных групп, представителем которых он является (этому соответствует национальное, политическое, профессиональное, правовое самосознание);
  3. индивидуальным самосознанием или фактом осознания индивидом его индивидуально-неповторимых особенностей, черт характера и специфических жизненных интересов.

Модели динамической структуры личности

Важной особенностью динамической структуры личности в отличие от статической является ее приуроченность к какому-то конкретному отрезку времени, в течение которого можно говорить о состоянии психики или деятельности человека.

В соответствии с этим нужно различать два основных аспекта динамической структуры личности: внутренний, интроспективный, и внешний, поведенческий.

Как интроспективный, так и поведенческий аспекты динамической структуры личности, в свою очередь, могут носить характер вербальной или невербальной модели. Иными словами, как внутреннее психическое состояние, так и внешне очевидное поведение человека может в различной степени осознаваться, предваряться и сопровождаться осознанной мотивацией побуждений и поступков.

Таким образом, можно говорить о четырех основных модификациях динамической структуры личности:

  1. структуре вербального поведения;
  2. структуре невербального поведения;
  3. структуре внутреннего вербального состояния;
  4. структуре невербального психического состояния.

Эквиваленты динамической структуры личности . За каждой из моделей динамической структуры личности стоят определенные эквиваленты, которые можно выразить посредством системы научных терминов и категорий. Под эквивалентами динамической структуры личности мы понимаем, во-первых, определенную феноменологическую характеристику тех или иных аспектов структуры личности и, во-вторых, соответствующую этому единицу измерения исследуемого аспекта структуры.

Применительно к внешнему поведению человека, различаемому на вербальное и невербальное, есть основания в качестве эквивалентов рассматривать соответственно вербальный стереотип и шаблон невербального поведения, которые в совокупности образуют стереотипы социального поведения личности.

Последние характеризуют шаблон поведения или такую совокупность его элементов, которые носят относительно устойчивый характер в той или иной ситуации, являясь наиболее приемлемой и привычной для индивида формой и нормой его ситуативной активности.

Если личность в целом можно охарактеризовать как какой-то один определенный тип, то стереотипов поведения у одной и той же личности может быть очень много.

Моделям внутреннего психического состояния личности как моделям ее динамической структуры в качестве эквивалентов соответствуют другие понятия и категории.

К сожалению, на сегодняшний день в научной литературе нет сложившегося и общепринятого представления об эквивалентах динамической структуры личности.

В качестве такого эквивалента в философской, психологической и социологической литературе за последние годы выдвинуто много различных понятий, в том числе понятия направленности и позиции личности, понятия мотивации и нормы поведения, понятие роли и установки, понятия состояния, ценности и отношения и др.

Все это, безусловно, делает необходимым установление четкой субординации между философскими, социологическими и психологическими категориями, претендующими на роль известного эквивалента динамической структуры личности.

Это делает правомерным поиск и разработку интегральных понятий, которые могли бы быть эквивалентом динамической структуры личности, включающим в себя как предметно направленное, так и беспредметные психические состояния.

Понятие психического настроя личности

В качестве значимого образования психики может рассматриваться психический настрой или настроение личности -.

Под последним подразумевается интегральное структурное образование, которое характеризует тональность и степень предметной направленности психического состояния человека в данный отрезок времени. Эта предложенная нами в 1971 году концепция структуры психического настроя позже, уже в 90-е годы, была принята и другими авторами - .

Значимость психического настроя личности определяется прежде всего многообразием его функций:

  1. в качестве аккумулятора всей текущей информации, воспринимаемой и перерабатываемой индивидом в единицу времени;
  2. в качестве регулятора и тонизатора активности человека;
  3. в качестве установки восприятия информации и деятельности;
  4. в качестве фактора ценностной ориентации личности.

В свете сказанного очевидно, что психический настрой может рассматриваться в качестве эквивалента той модели динамической структуры личности, которая связана с психическим состоянием человека в каждый конкретный момент его деятельности.

В конечном итоге связь между различными моделями динамической структуры личности и их эквивалентами можно представить в виде следующей схемы.

Как видно из данной схемы, динамическая структура личности представлена двумя основными моделями психического состояния и поведения. Каждая из них, в свою очередь, представляет собой двуединство: в одном случае невербального и вербального психического состояния, в другом - невербального и вербального поведения. Соответственно в качестве эквивалентов различных моделей динамической структуры личности выступают: психический настрой личности и стереотип социального поведения. Психический настрой личности представлен, с одной стороны, неосознанным эмоциональным фоном, что соответствует невербальному психическому состоянию, а с другой - умонастроением, осознанным переживанием, системой мотивации и планов поведения, что соответствует вербальному психическому состоянию.