Вооружение боевых парусных кораблей с X по XVIII вв. Классификация парусных кораблей Военные парусники 18 века

Артиллерия на парусных кораблях в полной мере стала проявляться только в XVI веке. Хотя появление первых орудий на кораблях отмечается в 1336-1338 годах. Одно из первых упоминаний говорит о пушке, стрелявшей миниатюрными ядрами или арбалетными стрелами, которая была установлена на английском королевском судне.
Первое применение корабельной артиллерии зафиксировано в 1340 году во время битвы при Слёйсе, которое, впрочем, не было замечено большинством участников сражения. Не только в XIV, но и на протяжении XV века артиллерия на флоте представляла собой редкое и малоиспытанное оружие. Так, на крупнейшем судне того времени, английской каракке «Грейс Дью» («Милость Божья», годы службы: 1418-1439) было установлено всего 3 пушки. Предположительно в 1500 году на каракке "Шарант" французский судостроитель Дешарж впервые применил пушечные порты.
Вслед за этим событием, в первой четверти XVI века в Англии появляются большие каракки - «Пётр Помигрэнит» (1510), «Мэри Роуз» (1511), «Генри Грейс э"Дью («Милость Божья Генриха», 1514). Последний был крупнейшим из них и нёс 43 пушки и 141 небольшое поворотное орудие класса ручных кулеврин.

До конца XVI века на кораблях ещё применялись катапульты и баллисты. Первым корабельным артиллерийским орудием стала бомбарда. С середины XV века в артиллерии начинают применять чугунные ядра, а также стали использовать раскаленные ядра для поджога кораблей противника.
Ящики с бомбардами обычно ставили без креплений, чтобы не повредить палубу при отдаче, привязывая их к борту парой канатов, а на конце ящика приделывали небольшие колеса для возвращения в исходное положение. Наличие колес стало предшествием станков на колесах, которые оказались необходимы, когда пушки постепенно переместились с главной палубы ниже кватерлинии. С развитием металлургии орудия стали изготавливать не только из меди и кованого железа, но и из чугуна. По сравнению с коваными, чугунные орудия оказались проще в производстве и надежнее в эксплуатации, поэтому к XVII веку кованые пушки полностью выведены из употребления.

Бомбарды XV века.

В эпоху парусного флота потопить деревянный корабль, даже загруженный пушками и боеприпасами, оказывалось не так просто. К тому же, эффективность, дальность и точность орудий того времени оставляли желать лучшего. Во многих случаях успех сражения решал абордаж, поэтому основной целью корабельной артиллерии было поражение экипажа и такелажа корабля для лишения его возможности управляться. К концу XV века на палубах кораблей появились мортиры, просуществовавшие в почти неизменном виде до середины XIX века.

Мортира 1727 года.

В XVI веке появились орудия длиной 5-8 калибров - гаубицы, которые были приспособлены для стрельбы картечью и разрывными снарядами. Примерно в то же время появляется и первая классификация орудий в зависимости от отношения их длины ствола к калибру: в порядке увеличения - мортиры, гаубицы, пушки, кулеврины. Появились и основные типы боеприпасов: чугунные ядра, разрывные, зажигательные, картечь. Усовершенствован был и порох: вместо привычной порошковой смеси (древесный уголь, селитра, сера), имевшей ряд неудобств в использовании и существенный недостаток в виде свойства впитывать влагу, появился зернистый порох.

Бронзовые корабельные кулеврины XVI века.

С XVI века артиллерия становится предметом научных работ и это сказывается на её развитии - появляются квадрант и артиллерийская шкала. В бортах кораблей появились орудийные порты, а орудия стали размещать на нескольких палубах, что заметно повысило мощь бортового залпа. Кроме увеличения количества орудий на борт, изобретение орудийного порта позволило устанавливать артиллерию более крупного калибра, не нарушая остойчивости корабля путем размещения их ближе к ватерлинии. К тому времени артиллерия на кораблях ещё несущественно отличалась от береговой, но к XVII веку постепенно определились типы, калибр, длина орудий, принадлежности и способы стрельбы, что привело к закономерному отделению корабельной артиллерии с учетом спецификации стрельбы с корабля.

Фрагмент нижней батареи парусного корабля.

Появляются станки с колесами для удобства перезарядки, винград для ограничения отката, ряд специальных принадлежностей. Начинается введение прицельной стрельбы, а также развивается баллистика. Основной целью корабельной артиллерии все также является поражение экипажа противника, и вся тактика морского боя сводится к производству успешного залпа. В XVIII веке улучшается порох, заряд орудия производится в картузах и патронах, появляются кремниевые замки для воспламенения. Результатом становится повышение скорострельности. Появляются книппели, разрывные бомбы, брандскугели и гранаты. Введено новое орудие - корабельный «единорог». В 1779 году специально для флота сконструировано орудие, называвшееся карронада. Она стала самым легким корабельным орудием, которое размещалось на верхней палубе, имело длину 7 калибров и малый пороховой заряд, а также было без цапф.

Орудие, закреплённое в походном положении.

В XIX веке задачи корабельной артиллерии меняются - теперь главная цель не экипаж, а сам корабль. Для решения таких задач было призвано введение на флоте бомбовых пушек - это короткие пушки большого калибра, стреляющие разрывными снарядами. Демонстрация пушек Пексана коммодором Перри во время его экспедиции в Японию в 1854 г.убедила власти Японии в необходимости принять неравноправный торговый договор с Америкой и покончить с политикой изоляции государства.
С введением этих орудий заметно изменилось вооружение кораблей, а также началось их бронирование. К XIX веку развитие гладкоствольной корабельной артиллерии достигло высочайшего уровня. Усовершенствования коснулись не только самих орудий, но и станков, принадлежностей, пороховых зарядов, боеприпасов, а также методов и способов стрельбы. Вместе с бронированием кораблей вводится башенная система размещения орудий и увеличение калибра. Вес установок достигал 100 тонн. Для управления такими тяжелыми и мощными орудиями стали применять паровую тягу, гидравлику и электродвигатели. Но главный шаг корабельной артиллерии - введение во второй половине XIX века нарезных орудий.

Я поделился с Вами информацией, которую "накопал" и систематизировал. При этом ничуть не обеднел и готов делится дальше, не реже двух раз в неделю. Если Вы обнаружили в статье ошибки или неточности - пожалуйста сообщите. Буду очень благодарен.

Лине́йный кора́бль (англ. ship-of-the-line , фр. navire de ligne ) - класс парусных трёхмачтовых деревянных военных кораблей. Парусные линейные корабли характеризовались следующими особенностями: полным водоизмещением от 500 до 5500 тонн, вооружением, включающим от 30-50 до 135 орудий в бортовых портах (в 2-4 деках), численность экипажа составляла от 300 до 800 человек при полном укомплектовании. Линейные корабли строились и применялись с XVII века и до начала 1860-х годов для морских боёв с использованием линейной тактики. Парусные линейные корабли линкорами не назывались.

Общие сведения

В 1907 году линейными кораблями (сокращённо - линкорами) был назван новый класс броненосных кораблей водоизмещением от 20 тыс. до 64 тыс. тонн.

История создания

"Во времена, уже давно минувшие … в открытом море он линейный корабль не опасался ничего. Не было ни тени чувства беззащитности от возможных атак миноносцев, подводных лодок или авиации, ни трепетных мыслей о вражеских минах или авиаторпедах, не было по сути дела ничего, за исключением разве жестокого шторма, сноса на подветренный берег или сосредоточенной атаки нескольких равноценных противников, что могло бы поколебать гордую уверенность парусного линейного корабля в собственной несокрушимости, принятую им на себя с полным на то правом." - Оскар Паркс. Линкоры Британской Империи.

Технологические новшества

К появлению линейных кораблей как основной силы военно-морских флотов привело множество связанных между собой технических достижений.

Считающаяся сегодня классической технология строительства деревянных кораблей - сначала каркас, затем обшивка - окончательно оформилась в Византии на рубеже I и II тысячелетий н.э., и благодаря своим преимуществам со временем вытеснила бытовавшие до этого способы: использовавшийся в Средиземноморье римский, с обшивкой вгладь из досок, торцы которых соединялись шипами, и бытовавший от Руси до Страны Басков в Испании клинкерный, с обшивкой внакрой и вставляющимися в готовый корпус поперечными рёбрами-усилителями. На юге Европы этот переход окончательно состоялся до середины XIV века, в Англии - около 1500 года, а в Северной Европе торговые суда с клинкерной обшивкой (хольки) строили ещё в XVI веке, возможно и позже. На большинстве европейских языков этот способ обозначался производными от слова carvel; отсюда - каравелла, то есть, изначально, корабль, построенный начиная с каркаса и с обшивкой вгладь.

Новая технология давала кораблестроителями целый ряд преимуществ. Наличие у корабля каркаса позволяло заранее точно определить его размеры и характер обводов, что при прежней технологии становилось в полной мере очевидным лишь в процессе постройки; корабли теперь строят по заранее утверждённому плану. Кроме того, новая технология позволила существенно увеличить размеры кораблей - как вследствие большей прочности корпуса, так и ввиду снижения требований к ширине досок, идущих на обшивку, что позволило использовать для строительства кораблей менее качественный лес. Также снизились требования к квалификации задействованной в строительстве рабочей силы, что позволило строить корабли быстрее и в намного больших количествах, чем раньше.

В XIV-XV веках на кораблях начинает применяться пороховая артиллерия, однако первоначально её в силу инерции мышления располагали на предназначенных для лучников надстройках - форкастеле и ахтеркастеле, что ограничивало допустимую массу орудий соображениями сохранения остойчивости. Позднее артиллерию стали устанавливать вдоль борта в середине корабля, что во многом сняло ограничения на массу орудий, однако наведение их на цель было весьма затруднено, так как огонь вели через сделанные по размеру ствола орудия круглые прорези в бортах, которые в походном положении затыкали изнутри. Настоящие орудийные порты с крышками появились лишь к концу XV века, что открыло дорогу к созданию тяжеловооружённых артиллерийских кораблей. На протяжении XVI века происходит полное изменение характера морских сражений: бывшие до этого в течение тысячелетий основными боевыми кораблями гребные галеры уступают место вооружённым артиллерией парусникам, а абордажный бой - артиллерийскому.

Массовое изготовление тяжёлых артиллерийских орудий в течение долгого времени было весьма затруднено, поэтому вплоть до XIX века самыми крупными из устанавливаемых на корабли оставались 32…42-фунтовые (по массе соответствующего сплошного чугунного ядра), с диаметром канала ствола не более 170 мм. Но и работа с ними при заряжании и наведении была весьма осложнена из-за отсутствия сервоприводов, что требовало огромного расчёта для их обслуживания: весили такие орудия по несколько тонн каждое. Поэтому в течение столетий корабли старались вооружить как можно большим количеством сравнительно небольших орудий, которые располагались вдоль борта. Вместе с тем, по соображениям прочности длина военного корабля с деревянным корпусом ограничена примерно 70-80 метрами, что ограничивало и длину бортовой батареи: более двух-трёх десятков орудий можно было разместить только в несколько рядов. Так возникли военные корабли с несколькими закрытыми орудийными палубами (деками), несущими от нескольких десятков до сотни и более орудий различного калибра.

В XVI веке в Англии стали использоваться литые чугунные пушки, бывшие большим технологическим новшеством благодаря меньшей стоимости относительно бронзовых и меньшей трудоёмкости изготовления по сравнению с железными, и при этом обладавшие более высоким характеристикам. Превосходство в артиллерии проявилось во время боев английского флота с Непобедимой Армадой (1588 год) и стало с тех пор определять силу флота, сделав историей абордажные схватки - после этого абордаж применяется исключительно в целях захвата уже выведенного из строя огнём орудий вражеского судна.

В середине XVII века появляются методы математического расчета корабельных корпусов. Введённый в практику около 1660-х годов английским корабелом А. Дином метод определения водоизмещения и уровня ватерлинии корабля на основе его полной массы и формы обводов позволил заранее рассчитать то, на какой высоте от поверхности моря будут располагаться порты нижней батареи, и соответствующим образом располагать палубы и орудия ещё на стапеле - ранее для этого требовалось спустить корпус корабля на воду. Это позволило ещё на этапе проектирования определять огневую мощь будущего корабля, а также избежать происшествий, подобных случившемуся со шведским «Вазой» из-за слишком низко расположенных портов. Кроме того, на кораблях с мощной артиллерией часть орудийных портов обязательно приходилась на шпангоуты; силовыми были только настоящие шпангоуты, не перерезанные портами, а остальные - дополнительными, поэтому была важна точная увязка их взаимного расположения.

История появления

Непосредственными предшественниками линейных кораблей были тяжеловооруженные галеоны, каракки и так называемые «большие корабли» (Great Ships) . Первым специально построенным артиллерийским кораблем иногда считается английская каракка Мэри Роуз (1510), хотя португальцы приписывают честь их изобретения своему королю Жуану II (1455-1495), повелевшему вооружить тяжёлыми орудиями несколько каравелл.

Первые линейные корабли появились во флотах европейских стран в начале XVII века, а первым трёхпалубным линейным кораблём считается HMS Prince Royal (1610) . Они были легче и короче существовавших в то время «кораблей-башен» - галеонов, что позволяло быстро выстроиться в линию бортом к противнику, когда нос последующего корабля смотрел на корму предыдущего. Также линейные корабли отличаются от галеонов прямыми парусами на бизань-мачте (у галеонов было от трёх до пяти мачт, из которых обычно одна или две были «сухими», с косым парусным вооружением), отсутствием длинного горизонтального гальюна на носу и прямоугольной башни на корме, и максимальным использованием надводной площади бортов под пушки. Линейный корабль маневреннее и сильнее галеона в артиллерийском бою, в то время, как галеон лучше приспособлен для боя абордажного. В отличие от линейных кораблей, галеоны применялись также для перевозки войск и торговых грузов.

Появившиеся в результате этого многопалубные парусные линейные корабли более чем 250 лет являлись основным средством ведения войны на море и позволили таким странам как Голландия, Великобритания и Испания создать огромные торговые империи.

К середине XVII века возникло чёткое разделение линейных кораблей по классам: старые двудечные (то есть в которых две закрытые палубы одна над другой были заставлены пушками, стреляющими через порты - прорези в бортах) корабли с 50 орудиями были недостаточно сильны для линейного боя и использовались в основном для эскорта конвоев. Двухпалубные линейные корабли, несущие от 64 до 90 пушек, составляли основную часть военного флота, в то время как трёх- или даже четырёхпалубные корабли (98-144 орудия) выполняли роль флагманов. Флот из 10-25 таких кораблей позволял контролировать морские торговые линии и в случае войны перекрывать их для противника.

Линейные корабли следует отличать от фрегатов. Фрегаты имели либо только одну закрытую батарею, либо одну закрытую и одну открытую на верхней палубе. Парусное оснащение у линейных кораблей и у фрегатов было одинаковым (три мачты, на каждой присутствовали прямые паруса). Линейные корабли превосходили фрегаты числом пушек (в несколько раз) и высотой бортов, но уступали в скорости и не могли действовать на мелководье.

Тактика линейных кораблей

С увеличением силы военного корабля и с усовершенствованием его мореходных и боевых качеств проявился и равносильный успех в искусстве пользования ими... По мере того, как морские эволюции делаются более искусными, их важность растет день ото дня. Этим эволюциям нужна была база, пункт, от которого они могли бы отправляться и к которому могли бы возвращаться. Флот военных кораблей должен быть всегда готов встретить неприятеля логично поэтому, чтобы такой базой для морских эволюции был боевой строй. Далее, с упразднением галер, почти вся артиллерия переместилась на борта корабля, почему и возникла необходимость держать корабль всегда в таком положении, чтобы неприятель был у него на траверзе. С другой стороны, необходимо, чтобы ни один корабль своего флота не мог помешать стрельбе по неприятельским судам. Только один строй позволяет удовлетворить вполне этим требованиям, это - строй кильватера. Последний, поэтому, избран, как единственный боевой строй, а следовательно и как базис для всей тактики флота. В то же время осознали, что для того, чтобы боевой строй, эта длинная тонкая линия орудий, не мог быть поврежден или разорван в слабейшем его пункте, необходимо вводить в него только суда если не равной силы, то, по крайней мере, с одинаково сильными бортами. Логически вытекает отсюда, что одновременно с тем, как кильватерная колонна делается окончательно боевым строем, устанавливается различие между линейными кораблями, которые одни только предназначены для него, и более мелкими судами для других целей.

Мэхэн, Альфред Тайер

Сам термин «линейный корабль» возник вследствие того, что в бою многопалубные корабли стали выстраивать в линию друг за другом - так, чтобы во время своего залпа быть повёрнутыми противнику бортом, ведь наибольший урон цели наносил залп из всех бортовых орудий. Такая тактика называлась линейной. Построение в линию во время морского боя впервые стало применяться флотами Англии и Испании в начале XVII века и считалось основным вплоть до середины XIX. Линейная тактика также неплохо защищала ведущую бой эскадру от атак брандерами.

Стоит отметить, что в ряде случаев флоты, состоящие из линейных кораблей, могли варьировать тактику, часто отступая от канонов классической перестрелки двух идущих параллельными курсами кильватерных колонн. Так, при Кампердауне англичане, не успев выстроиться в правильную кильватерную колонну, атаковали голландскую линию баталии строем, близким к строю фронта с последующей беспорядочной свалкой, а при Трафальгаре атаковали французскую линию двумя идущими наперерез колоннами, грамотно использовав преимущества продольного огня, наносящего не разделённым поперечными переборками деревянным кораблям страшный урон (при Трафальгаре адмирал Нельсон применил тактику, разработанную адмиралом Ушаковым). Хотя это и были из ряда вон выходящие случаи, всё же, даже в рамках общей парадигмы линейной тактики у командующего эскадрой нередко оставалось достаточное пространство для смелого манёвра, а у капитанов - для проявления собственной инициативы.

Особенности конструкции и боевые качества

Дерево для постройки линейных кораблей (обычно дуб, реже тик или красное дерево) отбиралось самым тщательным образом, вымачивалось и высушивалось в течение ряда лет, после чего тщательно укладывалось несколькими слоями. Обшивка борта была двойной - внутри и снаружи от шпангоутов; толщина одной наружной обшивки на некоторых линейных кораблях достигала 60 см у гондека (у испанского Santisima Trinidad ), а общая внутренней и наружной - до 37 дюймов, то есть около 95 см. Англичане строили корабли со сравнительно тонкой обшивкой, но часто расположенными шпангоутами, в районе которых общая толщина борта у гондека достигала 70-90 см сплошного дерева; между шпангоутами суммарная толщина борта, образованная только двумя слоями обшивки, была меньше и достигала 2 футов (60 см). Французские линейные корабли для большей скорости строились с более редкими шпангоутами, но более толстой обшивкой - в сумме до 70 см между шпангоутами.

Для защиты подводной части от гнили и обрастания на неё накладывали наружную обшивку из тонких планок мягкого дерева, которую регулярно меняли в процессе тимберовки в доке. Впоследствии, на рубеже XVIII и XIX веков, в тех же целях стала использоваться обшивка медью.

  • List of men-of-war 1650-1700. Part II. French ships 1648-1700.
  • Histoire de la Marine Francaise. French naval history.
  • Les Vaisseaux du roi Soleil. Contain for instance list of ships 1661 to 1715 (1-3 rates). Author: J.C Lemineur: 1996 ISBN 2906381225

Примечания

Для ранних кораблей «Это название боевого корабля представляет собой сложносокращенное слово, возникшее в 20-е годы XX в. на базе словосочетания линейный корабль.» Этимологический словарь Крылова https://www.slovopedia.com/25/203/1650517.html

  • Список галеонов Испанского флота
  • Кратко о статье: Парусные корабли использовались для торговли и пиратства, с их помощью совершались великие географические открытия, их эскадрильи участвовали в масштабных морских сражениях. Как выглядели парусники, чем они были вооружены, какова была численность команды и каких правил стоило придерживаться при морских сражениях - в материале нашего постоянного автора Игоря Края.

    Пушки и паруса

    Парусные корабли нового времени

    И вот в глухую полночь, звездную, но безлунную, величественный фрегат, бывший некогда гордостью верфей Кадиса, бесшумно поднял якорь и, ловя парусами попутный бриз, используя отлив, повернул в открытое море.

    Рафаэль Сабатини, «Хроника капитана Блада»

    Крутобокие, увенчанные белыми шапками парусов каравеллы, рассекающие лазурные волны южных морей, навсегда останутся символом романтики дальних странствий и эпохи великих географических открытий. Но что же на самом деле знаем мы о появлении, развитии и тактике боевого использования парусных судов?

    Круглые корабли

    Боевые корабли, представлявшие собой развитие идеи «длинного корабля », - ладьи - господствовали на морях в течение 3000 лет. Но все это время параллельно с ними существовала и развивалась и другая разновидность судов. Для перевозки товаров еще в середине 2 тысячелетия до нашей эры финикийцы стали строить специальные «круглые » транспортники.

    Ветер странствий раздувает паруса.

    «Круглыми» торговые корабли именовались из-за чрезвычайно широкого корпуса. Если у ладей и галер ширина относилась к длине как 1:6 или даже 1:9, то у торговых судов это отношение достигало 1:3. Широкий корпус в сочетании с высоким бортом обеспечивал кораблю вместимость, а главное, живучесть. В шторм неуклюжее судно с единственным прямым парусом становилось совершенно неуправляемым, но удерживать его носом на волну и не требовалось. Даже повернувшись бортом к ветру, такой корабль не опрокидывался и не заливался волнами.

    Уже в 15 веке до нашей эры из Финикии в Египет ходили круглые корабли, имевшие палубу, водоизмещение 300 тонн и длину 30 метров. На каждый борт приходилось по 15 весел, необходимых для маневрирования и перемещения в отсутствие попутного ветра. А такая необходимость возникала часто. Примитивное парусное вооружение позволяло круглому кораблю двигаться лишь под очень небольшим углом к ветру.

    Большинство круглых парусников греко-финикийской эпохи, впрочем, не имели палубы и были значительно меньше - всего 10-16 метров длины и 10-50 тонн водоизмещения. В открытом море их борта наращивались высоким кожаным фальшбортом. Такими же оказались и круглые корабли народов северной Европы, появившиеся 2000 лет спустя, уже в 5 веке новой эры. Первыми в дальние странствия начали пускаться ирландцы. Уже в 8 веке они открыли Исландию и, вполне вероятно, задолго до викингов достигли берегов Америки.

    Рождение легенды

    Мореходство всегда играло для жителей Европы намного большую роль, чем для азиатов. С другой стороны, если европейцам приходилось плавать преимущественно в небольших внутренних морях, то индийским и китайским мореходам из рек пришлось выйти сразу на бурные просторы океанов. Поэтому первые пригодные для дальних походов суда были построены все-таки в Азии.

    На Средиземном море торговые корабли, способные ходить при боковом ветре, появились в римское время. Зерно и даже песок для стадионов из Александрии в Рим перевозили 4000-тонные многомачтовые гиганты.

    После заката Рима просторы Средиземного моря бороздили парусники водоизмещением до 300 тонн. Византийцы и венецианцы называли свои корабли нефами , а арабы - куркурами . Арабским названием, произнося его «каракка» , скоро стали пользоваться и европейцы. От римских кораблей нефы отличались заимствованными у арабов косыми парусами. Это нововведение дало возможность купцам более эффективно использовать боковой ветер.

    В середине 15 века корабелы севера и юга Европы объединили свои достижения. От ганзейских коггов каравеллы Колумба унаследовали рулевую лопасть, киль и расположенные в два-три яруса прямые паруса, позволявшие хорошо улавливать попутный ветер. От средиземноморских же нефов корабли нового времени получили косые паруса, незаменимые при маневрах и боковом ветре.

    В сумме эти новшества позволили повысить скорость парусников до 15-18 км/ч и дали им возможность двигаться даже под острым углом к ветру. С этого времени парусники обрели настоящую свободу маневра в открытом море. Галсами (зигзагом) судно могло идти и против ветра.

    Первые боевые парусники

    Боевой кнарр.

    До начала 16 века парусные корабли рассматривались почти исключительно как транспортники. Даже нефы и когги слишком зависели от направления и силы ветра и не обладали необходимой для военного судна маневренностью.

    С другой стороны, в непогоду парусное судно было куда безопаснее, чем сидящая почти вровень с водой галера. Парусники имели возможность брать на борт большие запасы воды и пищи и надолго уходить в море, имея на борту до 200 лучников. Наконец, 4-метровый борт давал 300-тонному транспортнику огромный оборонительный потенциал. Залезть на него с ладьи или галеры было очень непросто.

    Боевой круглый корабль отличался от гражданского башнями на носу и корме (форкастлем и ахтеркастлем ) и громадным «вороньим гнездом » на мачте. С внешней стороны борта приколачивался закрытый балкон для гребцов - кринолин .

    Морская артиллерия

    К концу 15 века корабли водоизмещением 500-800 тонн перестали быть редкостью, и океанские плавания уже не пугали мореходов. Но военные все еще относились к парусникам с недоверием. В маневренности когги уступали гребным судам, а вооружением не превосходили их. Правда, с середины 15 века в борта кораблей стали вделываться небольшие казнозарядные бомбарды , а из бойниц башен на врага смотрели раструбы гаковниц ... Но много ли артиллерии можно было поставить на верхнюю палубу без риска опрокинуть судно?

    Прорезать в бортах корабля порты , чтобы размещать пушки на нижних палубах, догадались в начале 16 века. Возможность брать на борт десятки мощных орудий, не слишком поднимая центр тяжести судна, дала парусным кораблям огромное преимущество. Эпоха галер кончилось.

    Военный корабль 16-18 веков почти обязательно имел к названию приставку «пушечный»: 20-пушечный, 40-пушечный и т. п. «Стандартной» морской пушкой считалось 24-фунтовое (по весу чугунного ядра, 1 фунт равен 0,45 кг) орудие. Соответственно, 48-фунтовка оказывалась «двойной пушкой », а 12-фунтовка - «полупушкой ». Орудия калибром менее 12 фунтов на флоте классифицировались как фальконеты . Если галера имела не более 0,3 фунта огневой мощи на тонну водоизмещения, то парусный военный корабль мог нести 1 фунт на тонну и больше.

    Фальконеты устанавливались на расположенных на высоких поворотных станках - тумбах , и предназначались для обстрела вражеской палубы картечью. Пушки же крупных калибров имели колесные лафеты, крепящиеся к борту цепями за вбитое ниже ствола кольцо.

    Морская пушка.

    Так как вырывающиеся из ствола раскаленные газы представляли большую опасность, перед выстрелом дульный срез должен был несколько выступать за пределы борта. Для заряжения же пушку надо было втянуть обратно, причем на достаточную глубину, чтобы между нею и бортом можно было развернуться с банником и шомполом . Иногда, впрочем, заряжающий спускался на веревке с верхней палубы и работал, стоя на узком карнизе, расположенном ниже портов на наружной поверхности борта.

    После выстрела пушка отлетала на длину цепей и благодаря отдаче возвращалась в положение для заряжения. Выкатывать ее обратно в боевое положение приходилось вручную. Это был тяжкий труд, ведь весило орудие в 120-180 раз больше своего снаряда. Расчет же 12-фунтовой пушки составлял всего 3 человека, а 24-фунтовой - 4 человека. Только 96-фунтовки обслуживали по 10-12 матросов.

    Один расчет приходился на 2 орудия. Фактически, корабль мог вести бой только одним бортом. Малая численность обслуживающего персонала обуславливала и половинную по сравнению с сухопутными пушками скорострельность пушек морских.

    Точность стрельбы морских орудий оставалась удовлетворительной только до 300-400 метров. Картечь и предназначенные для разрушения такелажа «гирлянды» ядер были опасны на вдвое меньшей дистанции. Дальше всего - до 1500 метров - огонь мог вестись по крупным береговым целям.

    Не всегда была достаточна и энергия ядер. Деревянная броня линейных кораблей, изготовленная из нескольких слоев перекрещивающихся балок мореного дуба, «держала» даже выпущенные в упор снаряды «двойных» пушек.

    Численность экипажей

    Боеспособность парусного корабля обеспечивал многочисленный экипаж. Только для заряжения орудий 40-пушечного фрегата требовалось минимум 70 человек. А ведь кому-то еще нужно было подавать боеприпасы из трюма, заделывать пробоины и работать на помпах.

    С парусами крупного фрегата в хорошую погоду могли справиться всего 10-15 человек, но в бою обслуживать мачты должны были сотни матросов. Ведь скорость выполнения маневров зависела от того, насколько быстро экипаж способен убирать и разворачивать паруса. В общей же сложности, с учетом нескольких офицеров, для управления 40-пушечным фрегатом требовалось 150-200 человек.

    Парусник мог вместить примерно одного человека на тонну водоизмещения. Конечно же, в таком случае в трюмах и надстройках становилось очень тесно, а людей в дальнем плавании приходилось обеспечивать водой и пищей. Но капитанов это не смущало. Отправляясь открывать новые земли, Христофор Колумб нанял экипажи максимальной численности. Как в 10, так и в 18 веке залогом живучести и безопасности корабля считалось «множество сильных матросов».

    Абордаж

    Появившиеся в 16 веке крупные парусники с мощным артиллерийским вооружением стали первыми кораблями, предназначенными специально для дистанционного боя. Если линкор или фрегат и шел «в рукопашную», то не иначе как расстреляв все снаряды, либо уже против выведенного из строя противника. Но перестрелка между небольшими военными, а тем более торговыми судами обычно оказывалась нерезультативной. Ведь пушек они имели меньше, а сами представляли небольшую и подвижную цель.

    Морской бой.

    Особенностью абордажа в 16-19 веках стало то, что парусные корабли не предоставляли никаких удобств для такого вида боя. Если во времена гребного флота моряки переходили на борт плоской, как камбала, галеры по широкому абордажному трапу, то теперь им предстояло штурмовать высокий, заваленный внутрь борт. Палубы даже стоящих впритык судов не соприкасались, и, к тому же, доступ к ним затрудняли противоабордажные сети . При столь сложных условиях абордаж приобретал смысл только в случае подавляющего численного перевеса.

    Огонь мушкетеров, конечно, мог играть роль, в первую очередь, в бою между небольшими кораблями, но при случае залпами обменивались и линкоры. В частности, пулей в морском бою был сражен знаменитый адмирал Горацио Нельсон .

    Корабли пиратские и торговые

    Всякое уважающее себя судно 16-18 веков несло какое-то вооружение для защиты от пиратов. Испанские и португальские галеоны (нао, нефы), как правило, ограничивались лишь несколькими небольшими пушками на верхней палубе. Но английские и голландские корабли, заполнившие океаны в 17 веке, вооружались куда основательнее.

    Орудия на них располагались точно так же, как и на кораблях военных, - в портах на нижней палубе. Хотя несли их гражданские суда в 3-5 раз меньше. Океанский транспорт массой 800 тонн мог располагать дюжиной 12-фунтовых «полупушек» по бортам и фальконетами на носу, корме и надстройках.

    Сэр Фрэнсис Дрейк.

    Но пиратам и не нужно было много пушек. Ведь топить или сжигать «купца» они не намеревались. При атаке на торговый корабль стрельба если и велась, то по парусам, чтобы не дать ему спастись бегством. В свою очередь, «купец» старался попасть по парусам «пирата».

    Если же пиратскому кораблю удавалось настичь свою жертву, он пускал в ход свое главное оружие - головорезов на палубе. Успех абордажной тактики обеспечивал в несколько раз более многочисленный, чем это было принято на торговых кораблях, экипаж.

    Тактика морского боя

    Тактика эскадренного боя в эпоху гребного флота во многом напоминала сухопутные сражения. Прикрывая борта друг друга, галеры выстраивались широким фронтом глубиной 2-4 ряда и стремились прорвать вражеский боевой порядок или охватить его с флангов.

    Парусный корабль 18 века также сражался в строю, ибо, как и галера средневековья, он менее всего стремился оказаться в одиночку против двух противников, атакующих с разных сторон. Но теперь в прикрытии нуждались не вооруженные пушками борта, а уязвимые нос и корма корабля. На корме находились капитанский мостик и рулевые механизмы, а на носу - необходимая для маневрирования наклонная мачта, бушприт .

    Боевым порядком эпохи парусного флота стала кильватерная колонна, в которой каждый корабль прикрывал впереди идущего от обхода сзади. Но если фалангу пехоты можно было охватить с флангов, то эскадра опасалась обхода с головы и хвоста колонны. Тяжелыми последствиями грозил также и прорыв вражеских кораблей сквозь строй. Когда «хвост» оказывался «обрублен», «голова» эскадры уже не могла развернуться ему на помощь. Возвращающиеся корабли вынуждены были бы идти галсами против ветра, что делало их очень уязвимыми для вражеского огня.

    В XVIII столетии парусные суда достигли определенной степени совершенства, хотя постройка их все еще не имела под собой никакой солидной научной базы. Даже такие признанные корабельные мастера, как голландцы, в основном руководствовались своим эмпирическим опытом, а не детально проработанными чертежами.

    Недаром царь Петр I, в молодости бывший подмастерьем у голландца Класа Поля, быстро разочаровывается в познаниях своего учителя, а затем и вовсе начинает считать голландских судостроителей ремесленниками, полагающимися лишь на природную сметку и верность глаза.

    Кстати, следующим «пунктом назначения» Петра-ученика стала Англия - родина фрегатов и, пожалуй, единственная страна, где к началу XVIII в. теория кораблестроения получила достойное развитие.

    Деревянные конструкции судна удалось улучшить настолько, что постройка больших военных кораблей (линейных и фрегатов) с водоизмещением в 2000 тонн из исключения становится правилом. Крупные суда постепенно приобретают специфическую форму корпуса - с наклоненными внутрь бортами, высокими кормовыми надстройками, разным уровнем палуб, которые уступами спускались к миделю, и такими полными оконечностями, что в плане ватерлиния приближалась к прямоугольнику.

    Полнота оконечностей обеспечивала кораблю легкий всход на волну и спокойную килевую качку а прямоугольные обводы ватерлинии повышали его остойчивость. Из-за «заваленного» фальшборта верхняя палуба корабля оказывалась длинной и узкой. Вероятно, судостроители боялись, что судно не будет достаточно остойчивым, если тяжелые орудия, располагавшиеся по борту на верхних палубах, выйдут за ширину ватерлинии.

    Расплатой за выгнутые борта стали снижение плавучести судна и повышенный расход древесины. Корма корабля по-прежнему оставалась плоской - транцевой. На судах прочно обосновывается штурвал, преимущества которого по сравнению с румпелем и колдерштоком быстро оценили капитаны дальних плаваний. Штурвал позволял управлять рулем, находясь на квартердеке судна.

    Франиусзкий фрегат «Флора», 1780г.

    Мидель - в теории корабля обозначает самое широкое место корпуса.

    Кое-что изменилось и в парусной оснастке судна: приблизительно с 1750г. корабелы отказываются от блинд-стеньги. Вместо нее на бушприте устанавливался утлегарь для крепления среднего кливера, кливера и бом-кливера - парусов, введенных на английских кораблях еще в начале столетия. Элементы мачт и рангоута начинают скреплять железными обручами, так называемыми бугелями.

    С увеличением числа шпангоутов набор судна приобретает значительную прочность. Усиливается и сама конструкция шпангоута, и, наконец, корабелы начинают вырезать каждый второй шпангоут с удвоенной толщиной. К концу столетия на военных судах для дополнительного скрепления шпангоутов в моду вошли ридерсы - диагональные полосы, которые накладывались на шпангоуты во избежание сильного изгиба и поломки корабля во время шторма.

    Кливер - передний треугольный косой парус, ставился впереди фок-мачты.

    Стаксель - косой парус, поднимаемый по лееру или штагу между мачтами. В зависимости от местоположения получает дополнительные приставки: грот-брам-стакселъ и т. д.

    Да, с таким прочным судном можно было идти и в огонь и в воду Кстати, слово «огонь» мы упомянули совсем не случайно: именно в огне кончали свою жизнь старые военные брандеры - корабли-камикадзе, нагруженные горючими и взрывчатыми веществами. Преследуя одну цель - сжечь суда противника, хотя бы и ценой собственной жизни, они втихомолку, ночью или в тумане, проникали в самое сердце неприятельской флотилии. Брандер снаряжали так, чтобы он мог мгновенно вспыхнуть, столкнувшись с вражеским кораблем.

    Французский линейный корабль «Солей Руайалъ», 1690г.

    Пример настоящего триумфа брандеров - сожжение турецкого флота в Чесменской морской битве 1770г. Для действий против турок русскими было построено целых четыре брандера. Успеха добился только один из них, бывший под командованием лейтенанта Д.С. Ильина - но зато какого успеха! Несмотря на сильный огонь противника, Ильину удалось вплотную подойти к 84-пушечному турецкому линейному кораблю, зажечь брандер и вместе с командой пересесть в шлюпку.

    Горящие обломки взорванного судна вызвали взрывы и пожары на кораблях противника. Из-за одного старого брандера в огне погибло 15 турецких линейных кораблей, 6 фрегатов и более 40 мелких судов. Сохранением прочности корпуса корабль XVIII в. был обязан своей тщательной окраске, предохранявшей дерево от гниения. Судовая мазь, которой обычно красили подводную часть корпуса, имела грязно-белый цвет. Изготовлялась она из серы, сала, свинцовых белил, растительного жира и рыбьего жира, смешиваемых в определенных пропорциях.

    Позднее корпус ниже ватерлинии начали покрывать минеральными тирами черного цвета, а в 1761г. английский Совет Адмиралтейства, осуществлявший надзор за постройкой судов, повелевает накладывать на подводную часть судна дополнительную обшивку из медных листов на медных же гвоздях, чтобы защитить его от разрушения жучками-древоточцами. Борта судов красят в черный и желтый (или белый) цвет.

    Черными полосами оттеняют батарейные палубы. Для окраски внутренних помещений судна использовали охряно-желтые тона, а внутренние стороны пушечных портов, как и на галерах, продолжали оставаться кроваво-красными. Так же красили и борта изнутри. Иначе после первого же сражения могло показаться, что корабль весь истекает кровью - на самом деле это была кровь погибших в бою матросов.

    Брандер Ильина

    Корму судна все еще снабжают богатым резным декором и громадными фонарями с ажурной резьбой. Кстати, роскошь и пышность отделки всецело зависели от ранга корабля. У россиян, к примеру, небольшие суда имели вполне определенную схему декора: в центре кормы помещался герб, который поддерживался с двух сторон позолоченными фигурами; чуть ниже шло название судна.

    Скромное разнообразие достигалось тем, что герб поддерживали либо скульптуры святых, либо воинов, либо путти (так называли изображения маленьких пухленьких мальчиков). У кораблей и фрегатов, кроме кормы, украшались кормовые галереи, верхний пояс бортов, крамболы, гальюн и носовая оконечность.

    66-пушечный корабль «Трех иерархов». 1760г.

    Крамболы - толстый короткий брус, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницей. Служил для подтягивания к борту якорей.

    Кормы французских военных кораблей «Инвинсибл», 1747г. (слева), и «Глориосс», . 1740г. (справа)

    В XVIII в. английский фрегат не только занимает достойное место во всех западноевропейских флотах, но и получает широкое признание в России. По указу Екатерины II, обратившей царственный взор на южные границы своей империи, в устье Днепра для обороны от турок строится город-крепость Херсон, при котором создается новое адмиралтейство.

    Заботы о строительстве херсонских верфей и военных баз Екатерина возложила на двух генерал-аншефов - главнокомандующего русской армией на юге ГА. Потемкина и начальника всей морской артиллерии А.П. Ганнибала. В 1778 г. Россия активизирует свои действия против турецкого флота, и имена непобедимых фрегатов построенной в Херсоне Черноморской флотилии - «Андрей Первозванный», «Берислав», «Стрела», «Кинбурн», «Георгий Победоносец» и многие другие - начинают звучать угрозой для врага.

    Постепенно русские адмиралы, предпочитая этот тип кораблей другим небольшим судам, вводят вместо шняв 16- и 20-пушечные фрегаты, безкоторых последующие военные действия против турецкого флота были бы попросту невозможны.

    Американский фрегат «Эссекс», 1799г.

    Во многих победах русских фрегаты сыграли решающую роль. Пример тому- сражение у острова Фидониси (1778г.). Севастопольская эскадра, состоявшая всего из 36 судов, в том числе двух линейных кораблей и 10 фрегатов, встретилась здесь с превосходящим турецким флотом, включавшим 49 судов, 17 из которых были большими линейными кораблями. Маневренный русский флот под командованием капитана-бригадира Ф.Ф. Ушакова быстро контратаковал турецкий авангард, и после трех часов битвы турецкая эскадра, потерявшая одно судно, была вынуждена ретироваться, спасаясь от противника.

    В 1788г. по приказу Потемкина при слиянии рек Ингула и Южного Буга была заложена большая корабельная верфь, которая дала начало городу Николаеву. А спустя всего два года со стапелей новой верфи сходит на воду первый 4б-пушечный парусный фрегат «Святой Николай». Этому кораблю суждено было прожить сравнительно долгую для деревянных судов жизнь: целых двенадцать лет находился он в строю, получив боевое крещение в июле 1791 г. в сражении у мыса Калиакрия.

    Корвет

    Торговые суда этого времени, имевшие сравнительно небольшое водоизмещение (порядка 600 тонн), по конструкции почти ни в чем не уступали военным. Преимущество крупных боевых кораблей выражалось, пожалуй, только в оптимальном соотношении между длиной и шириной корпуса, благодаря чему они были более быстроходны.

    Меньшие, чем фрегат, размеры имели корветы, вооруженные 20-30 орудиями, двухмачтовые бригантины с 10-20 пушками и тендеры - маленькие военные суда с одной мачтой. Хотя бригантины строили давно, в XVIII столетии это название закрепляется за судами, у которых фок-мачта несет прямые паруса, а более высокая грот-мачта - единственный косой.

    Около 1760г. на грот-стеньгу бригантины начинают ставить легкий прямой парус, а еще позже прямые паруса начинают натягивать на реи грот-стеньги и грот-брам-стеньги - такое судно называют бригом. Боевые бригантины и бриги водоизмещением до 300 тонн, вооруженные десятком пушек, служили для разведывательных и посыльных целей, а в составе торговых флотилий использовались как небольшие сухогрузы.

    Бомбардирский корабль «Юпитер», 1771г.

    К концу XVIII в. появляется еще один тип военного судна, названный бомбардой. Это судно оснащалось только двумя мачтами, причем передней служила грот-мачта, которая несла прямые паруса. Вооружение бизань-мачты состояло из косых парусов. Место фок-мачты на французской бомбарде занимала платформа, на которой находились две большие пушки-мортиры. При осаде прибрежного города и обстреле крепостных стен бомбардирские галиоты французов не имели себе равных. В Англии бомбардирские суда были несколько иными: они сохранили все три мачты, между которыми на поворотных платформах устанавливались мортиры, использовавшие, как и их предшественники, «запальную» технологию.

    Но если конструкция судовых орудий в XVIII в. практически не изменилась, то вопрос, чем стрелять, по-прежнему оставался животрепещущим. В 1784 г. англичанин Е. Шрапнель изобретает разрывные снаряды, наполненные круглыми пулями и очень напоминавшие бомбы, которые метали мортиры, пришедшие во флот из сухопутных войск.

    Бомбы применялись для стрельбы навесным огнем и представляли собой полые железные ядра с фитилем и пороховым зарядом внутри. Фитиль поджигали, а бомбу за специальные ушки опускали в мортиру. Промедление было смерти подобно. Долетев до вражеского судна, ядро разрывалось, оставляя пробоины в корпусе и по пути круша мачты. Позже ядра стали опускать в дуло мортиры, не зажигая фитиля: он воспламенялся при взрыве пороха в зарядной камере орудия.

    Мортира - короткоствольное орудие большого калибра из бронзы или чугуна. Имела дальность стрельбы до Зкм с навесной траекторией стрельбы.

    Только из-за этого музея можно ехать в Стокгольм на выходные! Долго я писал этот пост, если вам лень читать, зацените фотографии)
    Пролог
    10 августа 1628 года из гавани Стокгольма отплыл большой военный корабль. Большой, наверное мало сказано, для шведов он был огромен. Редко они строили корабли такого масштаба. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 150 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников). Это был недавно построенный Vasa, названный так в честь правящей династии. В рамках торжественной церемонии был произведен салют из пушек, расположенных в отверстиях по обоим бортам корабля. Ничего не предвещало беды, корабль двигался ко входу в гавань. Налетел порыв ветра, корабль немного накренился но устоял. Повторный порыв ветра был посильнее и завалил корабль на бок, через открытые отверстия для пушек хлынула вода. С этого момента крушение стало неминуемым. Возможно на судне началась паника, не все успели добраться до верхней палубы и прыгнуть в воду. Но все же большая часть команды успела. На боку корабль продержался лишь шесть минут. Vasa стал могилой как минимум для 30 человек, и заснул на 333 года, прям как в сказке. Под катом вас ждут фотографии и рассказ о судьбе корабля.


    02. Посмотрите на него поближе.

    03. "Васа" был построен в Стокгольме по приказу Густава Адольфа II, короля Швеции, под руководством голландского кораблестроителя Хенрика Хибертсона. В общей сложности на постройке работали 400 человек. Его строительство заняло около двух лет. Корабль имел три мачты, мог нести десять парусов, его размеры составляли 52 метра от верхушки мачты до киля и 69 метров от носа до кормы; вес составлял 1200 тонн. К моменту завершения строительства это был один из самых больших кораблей в мире.

    04. На корабль конечно не пускают, в музее есть локации которые показывают как там внутри.

    05. Что же пошло не так? В 17 веке не было компьютеров, были лишь таблицы габаритов. Но корабль такого уровня нельзя строить "приблизительно". Высокий борт, короткий киль, 64 пушки по бортам в два яруса, Густав Адольф II желал иметь на корабле больше пушек, чем обычно устанавливалось. Корабль был построен с высокой надстройкой, с двумя дополнительными палубами для пушек. Это его и подвело, центр тяжести был слишком высоко. Днище корабля было заполнено большими камнями, которые служили в качестве балласта для устойчивости на воде. Но "Васа" был слишком тяжелым в верхней части. Как всегда наложились мелочи, балласта положили меньше (120 тонн это мало), чем нужно, так как боялись, что скорость будь мала, уменьшенную копию по каким-то причинам тоже не построили. В комментах подсказывают, что больше балласта положить было некуда.

    06. "Васа" должен был стать одним из ведущих кораблей Шведского военно-морского флота. Как я уже говорил, он имел 64 орудия, большинство из них 24 фунтовые (они стреляли ядрами весом 24 фунта или свыше 11 кг). Есть версия, что делали его для войны с Россией. Но в ту пору у шведов было больше проблем с Польшей. Кстати, пушки умудрились достать практически сразу, уж очень ценны они были. Право на поднятие выкупила Англия. Если гид не приврал, эти пушки потом купила Польша для войны со Щвецией).

    07. Почему же другие корабли не поднимают через 300 лет? А от них попросту ничего не остается. Секрет в том, что корабельный червь, Teredo navalis, который пожирает деревянные обломки в соленой воде, не очень распространен в слабо соленых водах Балтики, а в других морях он вполне способен сожрать обшивку действующего корабля за маленький срок. Плюс здешняя вода сама по себе - неплохой консервант, температура и соленость ее оптимальна для парусников.

    08. Нос не вошел в объектив полностью.

    09. Лев держит корону в лапах.

    10. Рядом стоит копия, можно рассмотреть внимательнее.

    11. Все лица разные.

    12. Посмотрите внимательно на корму. Изначально она была цветной и в позолоте.

    13.

    14.

    15.

    16. Он был таким, такой он мне не нравится. Но в 17 веке были явно другие взгляды на кораблестроение.

    17.

    18. Жизнь матросов в разрезе, нет своих кают, все дела на палубе.

    19. Что касается подъема корабля, тут тоже не все было просто. Нашел корабль Андерс Франзен, самостоятельный исследователь, с детства его интересовали обломки кораблей. И конечно он все знал про крушение. В течении нескольких лет при помощи лота и кошки осуществлялся поиск. "В основном я поднимал ржавые железные печи, дамские велосипеды, рождественские ёлки и мертвых кошек". Но в 1956 году "клюнуло". И для подъема корабля Андерс Франзен сделал все. И бюрократов в своей правоте убедил, и организовал кампанию "Спасите "Васу" и по портовым свалкам насобирал и починил кучу считавшегося негодным различного водолазного оборудования. Деньги начали поступать и дело пошло на лад, два года ушло на туннели под кораблем. Тунели в прямом смысле промывались под кораблем, опасная и мужественная работа. Туннели были очень узкие и водолазам приходилось протискиваться в них и при этом не запутаться. И конечно висящий над ними корабль под тысячу тонн не придавал смелости, Никто не знал выдержит ли "Васа" Никто еще в этом мире не поднимал до сих пор кораблей, затонувших так давно! Но "Васа" выдержал, не рассыпался при остропке, когда водолазы - в основном, археологи-любители - опутывали его корпус веревочками и прикрепляли к опущенным в воду гакам с кранов и понтонов, - чудо. Научное чудо.

    20. Еще два года он провисел в таком состоянии, пока водолазы готовили его к подъему, затыкая тысячи дыр образовавшихся от металических ржавых болтов. и 24 апреля 1961 года все получилось. В том почерневшем призраке, что был извлечен на поверхность, никто бы не опознал того самого "Васу". Предстояли годы работы. Первоначально корабль обдавался струями воды, а в это время специалисты разрабатывали надлежащий метод консервации. Выбранным предохранительным материалом оказался полиэтиленгликоль, растворимое в воде вязкое вещество, которое медленно проникает в дерево, заменяя воду. Распыление полиэтиленгликоля продолжалось в течение 17 лет.

    21. На поверхность было поднято 14 000 утраченных деревянных предметов, включая 700 скульптур. Их консервация выполнялась в индивидуальном порядке; затем они заняли свои первоначальные места на корабле. Задача была похожа на мозаичную головоломку.

    22. Рукоятка клинка.

    23.

    24. Обитатели корабля. Кости были извлечены вперемешку, без современных технологий ничего бы не получилось.

    25.

    26. Сотрудники музея пошли дальше, чем просто показать посетителям скелеты. С помощью "спектрального анализа" они восстановили лица некоторых людей.

    27. Выглядят очень близко к живым.

    28. Пугающий взгляд.

    29.

    30.

    31.

    32.

    33. Вот пожалуй и все, что я хотел вам рассказать. Кстати, корабль оригинал на 98%!

    34. Спасибо за внимание.