Ефанов о себе (зрелость) - Искусство, культура - Поэзия, искусство, культура - Каталог статей - История Рамони. Художник Э. Ефанов о себе (зрелость) - Искусство, культура - Поэзия, искусство, культура - Каталог статей - История Рамони Ефанов художник кар

Родился 3 июня 1953 года в городе Суворове Тульской области. Русский. Из рабочей семьи. В 1970 году окончил 10 классов средней школы № 2 города Суворова.

В Военно-морском флоте с 1970 года. В 1975 году окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А. С. Попова по специальности «Радиотехническое вооружение подводных лодок». В том же году вступил в КПСС.

После окончания училища был направлен на Краснознамённый Северный флот, службу проходил на атомных подводных лодках в 11-й дивизии 1-й флотилии атомных подводных лодок. Был командиром гидроакустической группы подводной лодки К-479 (1.1976 - 11.1978), начальником радиотехнической службы (РТС) подводной лодки К-302 (11.1978 - 9.1981), помощником командира того же экипажа (9.1981 - 10.1983), старшим помощником командира подводной лодки К-173 «Красноярск» (10.1983 - 10.1985).

В 1986 году Ефанов окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ и был назначен старшим помощником командира подводной лодки «Архангельск».

С сентября 1987 года по сентябрь 1991 года А. П. Ефанов был командиром подводной лодки К-173 «Красноярск». Под руководством Ефанова в период с 15 августа по 9 сентября 1991 года подводная лодка «Красноярск» (старший на борту - капитан 1-го ранга М. В. Моцак) совместно с подводной лодкой К-442 «Челябинск» совершила групповой подлёдный трансарктический переход с Краснознамённого Северного флота на Краснознамённый Тихоокеанский флот. В период плавания лично командиром была обеспечена высокая надёжность, безопасность и устойчивость управления подводным крейсером, отработаны новые тактические приёмы использования корабля с современным ракетным комплексом.

В сентябре 1991 года - августе 1993 года А. П. Ефанов командовал подводной лодкой К-410 «Смоленск». Экипаж корабля в декабре 1992 года завоевал приз главнокомандующего ВМФ по ракетной стрельбе крылатыми ракетами большой дальности.

В августе 1993 года А. П. Ефанов был назначен командиром атомной подводной лодки К-456 «Касатка». С 18 августа по 14 сентября 1993 года подводная лодка совершила трансарктический переход из губы Западная Лица к месту постоянной дислокации в бухту Крашенинникова на Камчатке (руководитель перехода - контр-адмирал М. В. Моцак, начальник походного штаба - капитан 1-го ранга И. Н. Козлов).

Во время плавания были отработаны новые тактические приёмы нанесения ракетного удара по авианосно-ударному соединению, а также освоен новый приём применения унифицированных торпед для обеспечения аварийного всплытия корабля во льдах способом «полынья». В ходе подготовки и в период перехода пройдено 15500 миль. Переход осуществлялся под почти сплошным ледовым покровом (средняя сплочённость льда составляла 8 - 9 баллов).

Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1994 года «за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания в условиях, сопряжённых с риском для жизни», капитану 1-го ранга Ефанову Аркадию Петровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

В 1996 году А. П. Ефанов окончил Военно-морскую академию имени Н. Г. Кузнецова. С июля 1996 года - заместитель начальника Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе по подготовке иностранных военнослужащих. С июня 1997 года А. П. Ефанов - в запасе по сокращению Вооружённых Сил.

Живёт в Санкт-Петербурге. В настоящее время - заместитель генерального директора Международной ассоциации общественных организаций ветеранов подводного флота и моряков-подводников, заместитель директора Музея подводных сил России имени А. И. Маринеско.

Э. Ефанов, училище - 1955 год

Так что при поступлении в училище у меня были уже работы акварелью, маслом и естественно - карандашом. Я благодарен судьбе за годы, проведенные в Елецком художественном училище. Именно в нем я созрел как начинающий художник. Низкий поклон моим родителям, школьным учителям и конечно преподавательскому составу Елецкого художественного училища: нашему курсовому руководителю Валентину Андреевичу Дудченко, Николаю Николаевичу Маревскому, Берте Арнольдовне Геллеровой, Николаю Константиновичу Ростовцеву и всеми обожаемому Виктору Семеновичу Сорокину. Директором был, добрейший душевный человек, Николай Николаевич Просянкин.

Училище располагалось в трех этажном здании в центре г. Ельца, неподалеку от действующего храма, куда мы иногда заглядывали, за что получали нагоняй от партийного ока училища. Внутренняя роспись храма была осуществлена по эскизам самого Виктора Васнецова. Наша жизнь была очень активной. При училище был отличный хор, существовал драмкружок, литературный кружок. Многие хорошо пели (под руководством Алексея Петровича Лукса), некоторые закончили консерватории. У меня тоже обнаружился неплохой баритон и мне он настоятельно рекомендовал поступать в Саратовскую консерваторию.

Но основное призвание пересилило. Возвращаюсь к нашим семейным мытарствам (иначе никак не назовешь). За годы учения в Ельце наша семья сменила три места жительства: г. Задонск, п. Тербуны, затем Бор. Чем объяснить такие частые переезды? Не знаю, может бытьвседело в «мягкотелости» отца. Короче говоря, все это надоело моему родителю и он уже самостоятельно решил окончательно обосноваться в Рамони.

Это было в 1958 году. Вначале устроился корректором в местную газету, затем старшим рабочим на кагатное поле при Рамонском сахарном заводе. Вот наступил 1957 год и он принес нам, учащимся, большую беду. Дело в том, что решением Министерства было сокращено 11 училищ, в том числе и наше. Не предать словами состояние в коем мы прибывали в то время. Вспомнилось все доброе, что нас связывало в этом училище. Первое это летние практики, второе поездки вМоскву посещение Третьяковки, Пушкинского музеев. Периодические (усеченные правда) выставки союзного масштаба расположенные в актовом зале и по мастерским училища, ежегодные «отчетные» выставки наших преподавателей, что для Саратова явилось новостью (после наших выступлений на общеучилищных собраниях). Итак пришло время расставания с милым нам всем училищем, с его пропахшими красками мастерскими, с нашими наставниками. И так нас оказалось трое дипломников из Воронежа. Я, Анатолий Буреев , Иван Бураков. Мы с Анатолием получили отсрочки на год, с тем чтобы мы защитили дипломы.

В Саратове отличный художественный музей им. Радищева, мы там подолгу «пропадали». После защиты нам дали еще по месяцу отдохнуть и призвали на службу. Помню, нам вручили билеты на пароход и мы отправились вверх по Волге в г. Куйбышев (ныне Самара). Служили мы в разных полках, но в одной дивизии. Там же в одной из частей той же дивизии проходил службу выпускник Пензенского худ. Училища Беднов Виктор Андреевич, ныне заслуженный художник РФ. Изредка мы собирались вместе в одном из клубов части для обсуждения «нагоревших» оформительских вопросов. Все мы одногодки (с 38 г). Службу Беднов В. А. закончил раньше нас на год, по-видимому поступил в училище после семилетки. Меня обрадовало сообщение моихмладших ельчан о том,чтомой диплом был подарен саратовскому государственному университету в честь какого-то юбилея. В увольнение мы с удовольствием посещали местный художественный музей. Был он по беднее Саратовского, но и там были представлены работы художников прошлого века.

В армии были оформлена комната боевой славы, а также солдатская столовая, где наряду с копиями работ, с репродукциями были и мои «фантазии» на вольные темы. В красках я не нуждался благодаря зав. клубом капитану Муфелю.

Настала весна 60- го года. Я был демобилизован и приехал к себе в долгожданную Рамонь. Надо было приодеться, и я подрядился оформить фойе местного кинотеатра «Колос». Начал с повторения своей дипломной работы «Проводы русской зимы» (Масленица) размер: 1,5мхЗм. И вот тут-то судьба подала мне шанс. В Рамонский райком обратились два художника-москвича. К сожалению, запомнил одного, ведущего живописца той поры, Цейтлина. Они приехали за каким-то документом или справкой о том, чтобы им создали условия для работы в селе Староживотинное, писать портреты советских колхозников. Посмотрели на мою работу и пригласили с ними поработать. Я тушевался, замялся и остался на месте. Дело в том, что я еще не заработал себе на костюм, туфли, ходил во всем солдатском, в неизменных «кирзачах».

Э. Ефанов, п. Рамонь

1956 год

Далее, в начале 60-го года, я решил вернуться в Саратов, где устроился на работу в художественный фонд.Проработал, где-то около года. В конце года, 8-го августа, зарегистрировал брак с Людмилой Чугайновой. Она тоже уже работала в Саратовском художественном фонде. Работа ее была по профилю: скульптура малых форм. Мне не везло, поручали черную работу.

Помню бесчисленные планшеты, какие-то схемы. Одна только работа была выполнена с удовольствием, портрет К. Э. Циолковского. Менядаже похвалили Настал 61 год, самый трудный для нашей семейной пары. Жена забеременела, беременность проходила очень тяжело. Мои родители написали мне, что готовы принять нас и оказать посильную помощь. Отец договорился с профсоюзом рамонского сахарного завода, у них оказалась вакансия художника народного театра при клубе Сахарников.

Семья Э. Ефанова

п. Рамонь - 1964 год

18-го мая 1962 года у нас родился сын Константин. В конце 64 года мне неожиданно прислал письмо Виктор Беднов. Как он меня отыскал? В письмах он часто вспоминал наши армейские встречи, беседы о искусстве, делился своими достижениями на этом поприще. Приглашал меня к себе в Мордовию. Я сразу же отозвался на это. Был я у него два раза. Особенно продуктивной оказалась вторая поездка.

Он арендовал в деревне «Красный молот» школу, собрал группу из пяти человек, мы там все работали взахлеб. Отпуск мой был двухнедельный, но и этого было достаточно, чтобы не бросать своего призвания. Виктор посещал и меня. В Рамони он так же был два раза. Завязалась дружеская переписка, которая продолжается и по сей день (правда сейчас мы общаемся больше по телефону).

В 1967 году, когда мы с женой работали над образом знаменитого рамонца Сергея Ивановича Мосина, нас подбадривал и даже несколько раз позировал мой друг, Виктор Андреевич Беднов. Я организовал свою первую персональную выставку в фойе клуба сахарников в 1965 году. Это явилось пусть маленьким, но каким-то событием в культурной жизни Рамони.

А в конце 1967 года, в нижнем зале Дворца Ольденбургских, была вторая выставка на открытие которой были приглашены художники Воронежа: Михаил Иванович Лихачев, Масабих Фатхулисламович Ахунов, Юрий Федорович Внодченко, Зиновей Ефимович Попов, Петр Денисович Пономарев. Вскоре появилась небольшая заметка в журнале «Художник», где, правда с опечаткой, говорилось о выставке профессионального художника В. П. Ефанова (жив еще был академик живописи Василий Прокофьевич Ефанов) в пос. Рамонь Воронежской области. Вскоре, после моей персональной выставки, в этом же зале разместилась картинная галерея рамони (инициатива моя). Предоставили работы многие живописцы Воронежа, подарил свою работу М. И. Лихачев. Но... это продолжилось месяца четыре.

Специалисты заметили, что потолок над залом начал провисать и срочно надо было демонтировать краеведческий музей, что располагался над картинной галереей и саму галерею. (Реставрационные работы идут до сих пор). Да, по окончании второй выставки, у меня выпросили две работы для Суздальского музея народного творчества. «Полдень», «Большая вода». В том же 1967 году состоялось торжественное открытие памятника - бюста С. И. Мосину. По этому поводу была помещена небольшая заметка в газете «Правда» (на первой странице). В 1972 году я устроился в Художественный фонд Воронежского Союза художников, по настоятельной просьбе или совету, моего Воронежского друга Анатолия Яковлевича Бунеева, с ним мы учились вместе, служили в одной дивизии и наконец-то начали совместную работу по оформлению Дома культуры ВНИИСС. Здесь уместно еще раз выразить слова огромной благодарности своим собратьям по искусству.

В 1972 году я впервые участвовал в областной (молодежной) художественной выставке. Затем в 1974 году на региональной выставке Черноземья в г. Орле картиной «К Весне», которую отметил в своей статье Петр Петрович Никифоров, искусствовед. В том же году еду на «Академическую дачу» им. И. Е. Репина. Руководителем потока был известный живописец В. Ф. Токарев. Первый заезд продлился три месяца подряд. Меня оставили еще на месяц. Принимающий поток академик живописи Ю. П. Кугач осмотрев мои работы сказал следующие: «глаз поставлен, есть сердечность, теплота – не хватает конструктивности». После я спрашивал у ребят, что такое конструктивность? Те только пожимали плечами. Позже я сам « дошел» до этого.

Республиканской

художественной выставки «Мое Нечерноземье». Мой пейзаж был приобретен Министерством культуры РФ. В том же 1977 году я снова на «Академической даче» - руководил потоком замечательный художник и человек В. Ф. Загонек. Для себя отмечу, что посещение дома творчества «Академическая дача», придало мне больше уверенности. Позволило освободиться от того балласта, кой напоминал о себе постоянно. Сказалось одиночество, в которое я попал находясь в Рамони, выполняя отнюдь не творческую работу.

В 1977 году меня приняли в члены СХФР вместе с Ю. П. Саниным. РекомендациимнедалиМ. И. Лихачев, Ю. Ф. Внодченко, А. П. Еременко. И отмечу свой последний заезд в Дом творчества -это 1982-83 гг. декабрь-январь, руководителем потока был живописец из Ульяновска В. Сафронов - этот творческий поток был военным. Писали генералов, работали над батальными полотнами. Я же остался верен себе, продолжал писать этюды, на основе которых возникали работы на пейзажные темы.

В частных коллекциях России, Франции, Германии, Финляндии, Корее, Китае и США. Награды - юбилейная медаль за доблестный труд 1970 г. Диплом правления С. Х. РФ – 1995 г. и присвоение мне звания «Заслуженный гражданин Рамонсокго района» - в мае 2008 г., решением Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области.Удостоверениезаномером11.

Эдуард Ефанов. 2008 год


ЕФАНОВ, ВАСИЛИЙ ПРОКОФЬЕВИЧ (1900–1978), русский художник, мастер живописи, автор произведений, наглядно и ярко воплотивших программу соцреализма.
Родился в Самаре 10 (23) ноября 1900 в семье мелкого предпринимателя, недавнего крестьянина. Учился в местном Художественно-промышленном техникуме (1917–1921). После неудачных попыток поступить в петроградские Свободные художественные мастерские (бывшая Академия художеств) и московские Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас) все же переселился в 1922 в Москву, где занимался в студиях А.Е. Архипова (1919–1921) и Д.Н. Кардовского (1921–1926). Был членом АХРР.
В 1934–1938 работал в панорамной бригаде мастерской «Перекоп» под руководством Г.К.Савицкого. Выдвинулся именно как автор «панорам», изображавших, правда, уже не батальное прошлое, а ослепительно-счастливую современность – с верховными вождями, военными, партийной элитой, деятелями культуры и науки, представленными в воодушевленном взаимообщении. Как раз в «Перекопе» были написаны известнейшее его полотно Незабываемая встреча (Встреча И.В.Сталина и членов правительства с женами руководителей Наркомата тяжелой промышленности) (1936–1937, Третьяковская галерея; Сталинская премия 1941) и Встреча артистов театра имени К.С. Станиславского с учащимися Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, 1938, Русский музей). В 1939 возглавил бригаду художников, создавших самое масштабное из соцреалистических живописных полотен, грандиозный (9 на 16 м) групповой портрет Знатные люди Страны Советов для советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке (ныне – в Русском музее). Позднее, также бригадным методом, были написаны: Передовые люди Москвы в Кремле (Третьяковская галерея; Сталинская премия 1950) и Заседание Президиума Академии наук СССР (1951, Президиум АН, Москва; Сталинская премия 1952).
Солнечный «академический импрессионизм» – типический как для манеры Ефанова, так и для официальной живописи тех лет в целом – драматически приглушен в картине И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов и В.М. Молотов у постели больного А.М. Горького (1940–1944, Третьяковская галерея; Сталинская премия 1946). Написал целый ряд одиночных парадных портретов (В.М.Молотов на фоне Кремлевской стены, 1947, там же; Сталинская премия 1948).
Работал как педагог: в Художественном институте имени В.И. Сурикова (1948–1957) и Педагогическом институте имени В.И. Ленина (с 1959). Для его творчества «оттепельно-застойного» периода наиболее характерны салонные портреты (Дедушка (художник М.И. Курилко) с внучкой, 1957, там же; Г.П.Вишневская, 1963, частное собрание, Москва).
Умер Ефанов в Москве 3 марта 1978.


Автопортрет. 1920.
Бум., тушь, перо. 18х15 см.

Автопортрет. 1924.
Бум., тушь. 18,5х14,7 см.

Актриса Е.Д. Морозова. 1930.
Бум., сангина. 50х40 см.

Портрет И.К. Скобцевой. 1952. Х.М. 43х33 см.
Омский художественный музей

Девушка индианка. 1952

Портрет Сергея Дрезнина. 1975

Портрет Л. Г. Крамаренко. 1970. Х.М. 50х55 см.

Пейзаж. 1974. К.М. 34,6х47,8 см.

Баньки. 1974. К.М. 23,5х33,5 см.

Надвигается гроза. 1974. К.М.

Натюрморт. 1974. К.М.

Лунная ночь. 1974. К.М.

1965. Зимой с женой, Суворовой А.П.

1966. В мастерской

1975. С Тишкой в Ново-Дарьино

Участие в выставках

1927 Вторая выставка графики. Москва
1928 Выставка картин московских и ленинградских художников, организованная к 25-летию творческой и педагогической деятельности профессора Д. Н. Кардовского. Москва
1930 «Красная Армия в советском искусстве». Москва
1933 Художественная выставка «XV лет РККА». Москва. Ленинград
1938 Выставка макетов, этюдов и эскизов панорамы и диорам «Штурм Перекопа». Москва. Ленинград
Художественная выставка «ХХ лет РККА и Военно-Морского Флота». Москва. Ленинград
1939 Всесоюзная выставка «Индустрия социализма». Москва
Всемирная выставка в Нью-Йорке «Мир завтрашнего дня»
1940 Выставка графики на темы истории ВКП(б). Москва
1941 Всесоюзная выставка лучших произведений советских художников. Москва
Художественная выставка графики. Москва
1942 Всесоюзная выставка живописи, графики, скульптуры и архитектуры «Великая Отечественная война». Москва
Персональная выставка произведений. Куйбышев
1943 Выставка «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками». Москва
1943-1944 Всесоюзная художественная выставка «Героический фронт и тыл». Москва
1946
Выставка, посвященная лауреатам Государственной премии СССР. Москва
1947 Всесоюзная художественная выставка «30 лет Великой Октябрьской социалистической революции». Москва
Весенняя
Выставка «Москва в произведениях художников», посвященная 800-летию Москвы. Москва
1948 Художественная выставка «ХХХ лет Советских Вооруженных Сил». Москва
1949 Выставка советской живописи и графики. Москва
Выставка произведений московских художников. Москва
Всесоюзная художественная выставка. Москва
Тематическая выставка произведений советских художников. Москва
1951 Всесоюзная художественная выставка. Москва
1952 Всесоюзная художественная выставка. Москва
Вторая выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
1953 Весенняя выставка живописи московских художников. Москва
1955 Всесоюзная художественная выставка. Москва
1957 Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Москва
Москва социалистическая в произведениях московских художников. Москва
Выставка живописи, скульптуры и графики к Первому Всесоюзному съезду художников Москва
IV выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва Всемирная выставка в Брюсселе
1959 V выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
1960 Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Москва
Выставка произведений московских художников. Москва
1961 Всесоюзная художественная выставка. Москва
1962 VI выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
Выставка произведений московских художников к 30-летию творческого Союза Москва
1964-1965 Выставка произведений московских художников «Москва-столица нашей Родины». Москва
Передвижная выставка произведений художников РСФСР
1965 Вторая республиканская выставка «Советская Россия». Москва
VII выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
1966 VIII выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
Художественная выставка к 25-летию со дня разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Москва
1967 Юбилейная Всесоюзная художественная выставка, посвященная 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Москва
Художники Москвы 50-летию Октября. Москва
1969 IX выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва. Тбилиси. Ереван. Баку
1970 Выставка произведений художников Москвы, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Москва
1971 Х выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
Персональная выставка произведений к 70-летию со дня рождения. Москва
1972 «СССР - наша Родина». Всесоюзная художественная выставка к 50-ле­тию образования СССР. Москва. Кишинев. Киев. Одесса. Баку
1972-1973 Всесоюзная художественная выставка «На страже Родины» к 55-летию Советской Армии и Военно-Морского Флота. Москва. Баку
1974 Юбилейная выставка произведений членов Академии художеств СССР к 25-летию преобразования Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР. Москва. Ленинград. Москва
1975 Международная художественная выставка «30 победных лет». Москва
Выставка произведений членов Академии художеств СССР в Польской Народной Республике. Варшава, Щецин
Персональная выставка произведений к 75-летию со дня рождения. Москва
1976 XII выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
1977 XIII выставка произведений членов Академии художеств СССР. Москва
Всесоюзная художественная выставка «Советский спорт» Москва
1982 Персональная выставка произведений к 82-летию со дня рождения. Москва, Берлин
2002 Персональная выставка произведений к 100-летию со дня рождения. Москва

Василий Прокофьевич Ефанов
(из книги А.БЕРЕЗИНА "Вороново. Художественная галерея". 1978 г.) Действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР, лауреат Государственных премий СССР, профессор В.П.Ефанов (1900-1978) родился в Самаре. В 1917-1919 годах он учился в Самарском художественно-промышленном техникуме, а в 1920-1926 годах - в студии Д.Н.Кардовского в Москве.
Ефанов более полувека своей жизни посвятил напряженному творческому труду.
Ефанов является автором портретов выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, например, Г.К.Орджоникидзе (1937). В нем художник сумел убедительно передать живописными средствами характер этого необыкновенного человека: сердечность, мужественность, могучую волю и бесстрашие, душевную щедрость, высокую принципиальность.
В 1969 году он исполнил портрет Я.М.Свердлова - один из лучших среди портретов выдающегося деятеля нашей партии и Советского государства.
Очень много портретов создал Ефанов. Ему удалось воплотить самые различные характеры. Но кого бы он ни писал, кто бы ему ни позировал, художник ищет в человеке черты благородные, возвышенные. Это можно видеть в портретах генерал-лейтенанта А.А.Игнатьева (1942), народного художника Грузинской ССР Я.И.Николадзе (1944) и народного артиста СССР П.М.Садовского (1946), народной артистки СССР А.А.Яблочкиной (1946), профессора А.Н.Кирхенштейна (1947) и метростроевки Т.К.Рожковой (1949)...
В.П.Ефанов - автор большой серии портретов советских ученых-академиков А.И.Абрикосова, А.Н.Несмеянова, А.В.Топчиева, И.М.Виноградова, П.Л.Капицы, И.Г.Петровского, А.Н.Бакулева, И.И.Артоболевского, И.В.Курчатова.
Особенностью этих, как многих других, ефановских полотен является то, что в них запечатлены не одни лишь портретные черты, свойственные данному лицу. Например, в "Портрете трижды Героя Социалистического Труда академика И.В.Курчатова" очень скупыми и в то же время точными, выразительными средствами создается образ советского ученого, с его необычайной целеустремленностью, напряженностью мысли.
А сколь выразителен образ замечательного советского ученого-физика, лауреата Ленинской и Нобелевской премий, одного из открывателей волшебного луча лазера Александра Михайловича Прохорова (!970)! С холста смотрят умные, проникновенные глаза...
Особая эмоциональная приподнятость наблюдается в портретах артистов, музыкантов, художников. Творческая одухотворенность отражена в "Портрете народной артистки СССР А.А.Яблочкиной", широко и звучно написан портрет народной артистки СССР Е.Н.Гоголевой (1946), проникновенен образ композитора Ю.А.Шапорина (1954).
Высокой оценки заслуживает созданный Ефановым "Портрет художника В.Н.Бакшеева", принадлежащий Третьяковской галерее. Это произведение, исполненное в 1952 году, когда Бакшееву уже перевалило за 90 лет, представляет собой одно из самых совершенных творений Ефанова. Престарелый художник изображен в состоянии глубокого раздумья - словно перед его мысленным взором проходит длинная, насыщенная творческими поисками жизнь.
В.П.Ефанов написал огромную портретную галерею наших современников.
Из множества женских образов, созданных в разное время Ефановым, следует отметить портрет матери (1957). Трепетно передает он свою любовь к этой старой женщине, полной трогательной нежности к людям. Художник сумел создать собирательный образ простой русской женщины, прожившей нелегкую жизнь, полную труда и забот.
Есть у Ефанова и обобщающие образы. Такова "Москвичка" (1965). Даже не зная имени этой женщины, нельзя не почувствовать, что это наша современница. Великолепная по композиции и колориту работа, исполненная в гамме открытых - красного, розового, коричневого и синего - цветов, покоряет своей цельностью.
Следует заметит, что при работе над портретом Ефанов большое внимание уделяет изображению рук, которые рисовать не менее трудно, чем лицо.
"Руки, - говорил Василий Прокофиевич, - помогают и дополняют характеристику личности. Они как бы его второй портрет. Я по своей практике знаю, если не уделить должного внимания рукам. то самый хороший портрет окажется неглубоким, поверхностным".
Портреты Г.К.Орджоникидзе, А.А.Игнатьева, В.Н.Бакшеева, И.И.Артоболевского, И.В.Курчатова и многих других намного выигрывают от того, что они скомпонованы так, что жест, типичный для модели, способствует выявлению характера человека.
В 1937 году Ефанов создал звучную и убедительную по цвету картину "На новой родине". Она была посвящена детям героической республиканской Испании, нашедшим вторую родину на советской земле. Центральный образ картины - образ испанской девочки - овеян трогательной теплотой.
В 1938 году художник написал большую многофигурную композицию "Встреча слушателей Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского с артистами театра имени К.С.Станиславского". Этот огромный холст, исполненный в лучших традициях русской реалистической живописи, отличается композиционной слаженностью, портретным сходством и колористическим мастерством.
Есть у Ефанова и много других произведений, свидетельствующих о композиционном мастерстве художника, разнообразии его художественного дарования. И все же Ефанов - прежде всего портретист.
Много и плодотворно работает Ефанов над образом вождя пролетарской революции В.И.Ленина. Картины "В.И.Ленин и А.М.Горький в Горках" (1942), "Ленин - вождь октября" (1969) отличаются глубиной мысли и высокими художественными достоинствами.
В годы Великой Отечественной войны Ефанов создал эпическое полотно "Сталинград", отразившее размах великого сражения, мужество защитников города-героя.
В 1953 году Ефанов побывал в Индии, а в 1956 году - в Монголии. В результате этих поездок появилась обширная серия работ, посвященная природе и быту этих стран. Вы еще раз убеждаетесь, какой удивительной способностью обладал этот художник, умевший точно передать колорит необычной природы. Ефанов - один из тех немногих художников, кто лепил форму цветом. Он словно рисовал самой кистью, избегая предварительного контура.
Это вы видите также в многочисленных пейзажах и портретах, созданных В.П.Ефановым в последние годы: портрет Героя Социалистического Труда генерал-майора инженерных войск в отставке И.М.Рабиновича (1976), "Женский портрет" (1977), "Мужской портрет" (1977), экспонировавшиеся на XIII академической выставке 1977 года.

В разделе использованы материалы сайта

Ефанов Аркадий Петрович

Герой Российской Федерации (1994), капитан 1 ранга, подводник.

В 1970 г. окончил 10 классов средней школы № 2 Суворова.

В ВМФ с 1970 г. В 1975 г. окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А.С. Попова по специализации «Радиотехническое вооружение подводных лодок». В том же году вступил в КПСС.

В 1975–1978 гг. – командир группы РТС подводной лодки К-525 Северного флота, затем – командир гидроакустической группы подводных лодок К-479 Северного флота, на которой ходил на первую боевую службу в Средиземное море. В 1979 г. – командир боевой части связи – начальник радиотехнической службы пл К-302 Северного флота. В 1981 г. А.П. Ефанов был назначен начальником радиотехнической службы 504 экипажа пл СФ. Это была советская субмарина 3-го поколения атомных подводных лодок с крылатыми ракетами. На этой подводной лодке он прослужил около трех лет в должности помощника командира подводной лодки. В 1984–1985 гг. был старшим помощником командира еще в двух экипажах. В 1985 г. был зачислен слушателем 6-х Высших офицерских классов ВМФ. После окончания ВОК в 1986 г. пришел старшим помощником на пл К-525, на которой начинал офицерскую службу. В 1987 г. капитан 2 ранга А.П. Ефанов стал командиром пл К-525 и прослужил в этой должности четыре года. В августе – сентябре 1991 г. экипаж атомохода совершил подо льдами Арктики переход с Севера на Камчатку. 9 сентября 1991 г. через 25 суток после выхода из базы на Северном флоте пл К-525 пришла в Петропавловск-Камчатский, где атомоход был передан одному из соединений Тихоокеанского флота. После возвращения на Северный флот А.П. Ефанову в 1990 г. было присвоено воинское звание капитан 1 ранга, а в сентябре 1991 г. он стал командиром новой атомной подводной лодки с крылатыми ракетами К-410 пр. 949-А. В феврале 1993 г. капитан 1 ранга А.П. Ефанов получил приказание – по тому же маршруту, что и в 1991 г., перегнать с Северного флота на Камчатку новый атомоход. 26-дневный переход проходил в тяжелых условиях, но тем не менее, завершился благополучно. По завершении плавания старший перехода контр-адмирал М.В. Моцак и командир пл капитан 1 ранга А.П. Ефанов были представлены к званию Герой Российской Федерации.

В 1993 г. А.П. Ефанов стал слушателем командного факультета Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. Указом Президента РФ от 15 июня 1994 г. за мужество и героизм при выполнении воинского долга капитану 1 ранга А.П. Ефанову было присвоено звание Герой Российской Федерации.

После окончания академии в 1995 г. он был назначен на должность заместителя начальника Высшего военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Но служить ему в прославленном училище пришлось недолго. В 1997 г. в связи с сокращением Вооруженных Сил Герой России капитан 1 ранга Аркадий Петрович Ефанов был уволен в запас. В настоящее время живет в Петербурге.

Награжден орденами «За личное мужество», «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени и медалями.

Варганов Ю.В. и др. Военно-морская академия на службе Отечеству. Можайск, 2001, с. 239.
Военные моряки – герои подводных глубин (1938–2005) / Т.В. Полухина, И.А. Белова, С.В. Власюк и др. М.-Кронштадт: Кучково поле, Морская газета, 2006, с. 99–101.
Морская газета. 1997. 20 марта.
Морской сборник. 1994. № 7, с. 33.
Словарь биографический морской. СПб., 2000, с. 143.
Северный флот России. Мурманск, 1996, с. 223.

24 апреля в Концертном зале имени Н.Я. Мясковского прошел Конкурс импровизаций , организованный Межфакультетской кафедрой фортепиано Московской консерватории.

Событие – весьма необычное, поскольку импровизация как способ и форма спонтанного созидания звуковых идей больше свойственна джазовой, а не классической музыке. И, вместе с тем, привычное: конкурсы импровизаций проводятся в Московской консерватории более 50 лет, а в качестве идей для музыкального воплощения предлагаются стихи, проза, живописные полотна, изображения архитектурных сооружений.

В этот раз в состязании участвовали семь человек. Среди представителей России, Китая и Турции были те, кто учится на подготовительном отделении (Акалын Асрын Джан ), фортепианном и композиторском факультете (Елизавета Терентьева, Сергей Тютин, Ли Хао, Александр Красота, Сергей Нестеров ), и в ассистентуре–стажировке (Никита Хабин ) Московской консерватории.

В состав жюри вошли также семеро: профессора межфакультетской кафедры фортепиано (В.Л. Гинзбург, М.C. Евсеева), преподаватели кафедры сочинения композиторского факультета Московской консерватории (Т.Г. Шатковская–Айзенберг, А.Ю. Чернаков), профессор кафедры специального фортепиано А.А. Вершинин, преподаватель МГК и профессор японского университета «Сакуйо», композитор и пианист А.А. Агажанов. Как и в прошлые годы, жюри возглавила заведующая Межфакультетской кафедрой фортепиано – профессор Е.С. Карпинская.

Выбор темы для импровизации оказался совсем непрост. В каждом из образцов – свои трудности для развития материала. Среди тем были: Песня Вальтера из третьего действия оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера, Песня Порги из первого действия оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, тема Клары Вик и тема из студенческих заданий по гармонии.

Конечно, учитывая стилистическую сложность, многие стали импровизировать на гармоническую тему – знакомую по структуре и ясную по особенностям развития. Сомнений не вызвало, что Гран-при нужно вручить ассистенту-стажеру кафедры специального фортепиано Н. Хабину. Пианист сумел соединить многообразие стилей, приемов и методов в цельное по драматургии высказывание. Обладательница первой премии Е. Терентьева удивила разработкой гармонических и мелодических моделей. С. Тютин и С. Нестеров, разделившие вторую премию, порадовали метроритмической изобретательностью. Акалын Асрын Джан и Ли Хао предложили своеобразные «продолжения темы», а не ее варианты. Оба стали дипломантами конкурса.

Жюри и участники поделились впечатлениями:

Е.С. Карпинская: « Мне кажется, что такие конкурсы очень полезны для студентов. Жаль, сейчас участвует не так много людей. Но будем надеяться, что все продолжится в дальнейшем. Чем хороши импровизации? Они дают возможность показать, что ты можешь извлечь из конкретного фрагмента. Как ты понимаешь и представляешь себе маленький восьмитакт. Импровизация развивает мышление. Когда у нас были тематические конкурсы по рассказам, живописи и архитектуре, то многие чаще всего играли свои произведения, так называемые «домашние заготовки».

Н. Хабин: « Этот конкурс – редкая возможность концертной импровизации на публике в присутствии жюри. Каждый музыкант пробовал импровизировать, но вынести импровизацию на концертную эстраду – большой риск, дело, требующее смелости. Потому для меня подобные конкурсы – это некий стресс-тест, требующий мобилизации всех накопленных знаний, умений, навыков, а также быстрого принятия решений. На мой взгляд, это очень нужно в наше динамичное время».

Е. Терентьева: « В таких конкурсах важно не только выступление, но и подготовительный процесс. Вот, ты сидишь с музыкальной темой в руках. У тебя лишь она или целый мир: комедия с множеством шуток и перекличек-дразнилок с мелодией, жизнь героя (мелодии), меняющегося через путь этой жизни (импровизация как композиция). Благодаря средствам музыкальной выразительности, в зависимости от вдохновения ты меняешь мелодию, гармонию, даешь большее или меньшее развитие. Ты создаешь новый мир, который может родиться и умереть на сцене, оставив след в памяти слушателей».

Профессор А.А. Вершинин,

Анна Ефанова, выпускница