Методические советы родителям от учителя русского языка "как помочь ребенку хорошо учиться". Семейное образование. Русский язык Как учить слабых детей русскому языку

Добрый день, уважаемый студент! Эта статья больше подойдет родителям -иностранцам, которые хотят обучить своих детей русскому языку, ведь на данный момент есть пособия, но они описывают школьную грамматику, в основном, и родителям достаточно тяжело самим её освоить, не говоря уже про маленьких детей. Очень часто я вижу семьи, где ребёнок уже говорит на своём родном языке, но, проживает, например, в России или планирует переехать вместе с родителями.

Первое, что я советую делать, это играть со своим ребёнком в карточки. Для этого не обязательно покупать какие-то материалы, потому что не у всех есть возможность, да и не часто они есть в наличии в магазинах. Можно взять лист бумаги или лучше картон, чтобы карточки не рвались, а оставались подольше в целости. Разделим картон на небольшие квадраты и впишем или впечатаем слова. Если ребёнок маленький, можно на этих карточках нарисовать или взять с интернета небольшие рисунки и наклеить рядом со словом. Например:

Карточка - в неё записываем слово " мама" и рисуем или вклеиваем своё фото.

Первое время ребёнок будет показывать на вас, но вы должны при этом говорить вслух "мама" и стараться повторять до тех пор, пока ребёнок не повторит за вами. В маленьком возрасте- около 3-5 лет, дети очень быстро осваивают слова, поэтому можно еще сделать книжку. Если нет возможности взять рисунки с интернета, можно нарисовать самим, например:

Вы выбираете тему "Погода", выписываете все слова связанные с погодой на русском языке:

Небо и рисуете к каждому слову свою картинку, можно её раскрасить, сделать тучам лицо

Это помогает ребёнку в освоении материала, так ему будет интереснее разглядывать и запоминать. Не забываем проговаривать слова, старайтесь говорить чётко и не спеша, чтобы ребёнок уловил название слова:

Смотри, что это (показываете пальцем на карточку) - это солнце (можно на родном языке ему сказать, что солнце улыбается или машет ручкой, но обязательно проговаривайте слово "солнце" на русском)

Из карточек можно складывать картинку, когда ребёнок подучит слова по какой-то теме, например, по погоде, можно рассказать ему рассказ, употребляя небольшие предложения:

Солнышко светит, цветочки начали расти, бабочки летают над ними. В корзине много фруктов: бананы, яблоки, груши и виноград. Сейчас (назвать имя вашего ребёнка) будет их кушать. Вот такое у нас лето (показать на картинку).

Слова: солнышко, цветочки, бабочки, фрукты, бананы, яблоки, груши и виноград, лето являются ключевыми, их вы должны были с ребёнком выучить, а потом пусть он вам показывает и рассказывает историю, когда ребёнок назовёт слово, например, солнышко и будет ждать от вас помощи, чтобы назвать, например, глагол, вы ему помогите и скажите: "светит" и пусть он повторит.

С детьми постарше можно играть в слова за обедом или ужином, когда вы никуда не спешите, можно подключить еще человека, чтобы был дух соперничества, например:

А давайте поиграем в слова, я вам буду загадывать слова, описывать их, а вы должны угадать это слово.

Он зелёный, мы любим кушать его с разными блюдами, его добавляют в салаты. Что это?

Кто быстрее угадал, тому ставите плюс и поощряете. Повторять эту игру надо периодически.

Чтобы выучить с ребёнком части тела, а дети очень любят эту тему, надо взять куклу или любимую игрушку и показывать на ней части тела, чтобы он повторил. Потом можно поиграть на то, кто быстрее покажет часть тела, вы называете по-русски, например: "уши" или "ушки" и он должен взять себя за уши. Если ребёнок ошибается, вы должны показать ему на уши и объяснить на родном языке. Иногда ребёнок будет говорить на родном языке, делайте вид, что не понимате и повторяйте на русском. Процесс достаточно трудоёмкий, но, чем быстрее вы начнёте учить детей русскому языку, тем лучше.

Семейное образование. Как заниматься русским?

Читайте также:
"Круглый стол" по проблемам преподавания русского языка в семейной школе (записи вебинаров с участием родителей, преподавателей, авторов учебников и психолога)

В этом материале речь пойдёт о домашнем обучении ребёнка. Не о вынужденном домашнем обучении из-за болезни, когда к ученику приходит школьный учитель, а о семейном образовании , выбранном родителями сознательно. В этом случае семья своими силами старается дать ребёнку лучшее образование, избежав всех недостатков обычной школы. Но, как известно, лучшее - враг хорошего. Получив свободу, некоторые мамы и папы не могут справиться с задачами школы сами. Поэтому мы позволим себе дать несколько советов родителям, ступившим на столь сложный путь.

Итак, вы выбрали семейное обучение, и перед вами немедленно встал вопрос: что делать с русским языком? Какие пособия выбрать? Какие методы позволят быстрее (и желательно без скуки) научить ребёнка грамотно писать? Сколько времени уделять предмету? И вообще, в каком месте то лучшее, что надо бы дать ребёнку, в отличие от государственной школы?

Дело в том, что даже самая плохая школа с безумным учителем загружает детей достаточно большим количеством различных упражнений, позволяющих поднять грамотность. Количество по закону диалектики переходит в качество. Если ученик не слушает или не понимает объяснение учителя, но иногда что-нибудь списывает, он всё же будет постепенно запоминать слова. Ваша основная задача не в наиболее удачном объяснении правил (хотя и это важно), не в изобретении развлекательных упражнений, не в проведении командных игр и викторин, а в организации рутины. Русский нельзя выучить, как историю, литературу и даже физику, устраивая яркие уроки. Выработка навыка связана с методичной, достаточно нудной, кропотливой работой в течение нескольких лет. Грамотное письмо основано не столько на знаниях, сколько на моторных навыках. Как спортсмен, добиваясь автоматизма, ежедневно набивает грушу, или отрабатывает удар в теннисе, или плавает по несколько километров, так и ваш ребёнок должен выполнять обязательные упражнения. Так что прежде всего это надо осмыслить и принять, настроиться на занятия по часу в день с недельными погружениями в предмет несколько раз в год .

Второе, что нужно сделать: разработать или взять у кого-нибудь (да хоть у нас) жёсткий стратегический план и примерную структуру каждого урока русского языка . Иначе вы увлечётесь интересной темой и что-нибудь упустите. И вообще, имея структуру, вы легко войдёте в жёсткий режим занятий. Чуть ниже я расскажу, что обязательно должно быть включено в этот план. Поурочники для школ не годятся. Так вы скатитесь к тому, от чего уходите, только исполнение может оказаться хуже.

Третье. Надо определиться, кто именно будет учить ребёнка русскому языку . Если вы этого никогда не делали, т.е. никогда и никого не учили русскому, сами лучше не беритесь. Объединяйтесь с другими родителями, нанимайте специалистов. Как минимум, раз в неделю с ребёнком должен работать филолог, контролирующий процесс. Проверьте собственную грамотность: напишите онлайн диктант или попросите знакомого учителя погонять вас по правилам. Начинайте заниматься с ребёнком русским языком, если убеждены, что сами не наделаете ошибок. Если ребёнку 6 - 8 лет, обязательно посетите логопеда, убедитесь, что нет каких-либо патологий, которые помешают научиться читать и писать. Если обнаружатся проблемы, сначала занятия надо будет поручить логопеду.

Надеемся, вы всё хорошо обдумали, взяли на себя ответственность и приготовились к рутинной работе. Теперь к делу.

Стремления ваши мы полностью разделяем. Действительно, давно разработаны эффективные методы, позволяющие быстрее повышать грамотность, но не прижившиеся в школе. Такова судьба орфографического чтения. Тоцкий доказал его пользу, люди диссертации защитили, но в школах метод не используют, потому что на это в программе не предусмотрено время, нет текстов, пришлось бы изменять учебники и т.д. На вебинарах мы учим преподавателей проводить тренинги грамотности, но только частная школа может себе позволить организовать такие тренинги, ведь в обычной СОШ невозможно для группы 10-12 человек отменить все остальные предметы на 7-10 дней. Невозможно выделить для такой группы второго преподавателя, который будет помогать ведущему тренинга.

Вот некоторые эффективные методы, приёмы и подходы, которые не используются или почти не используются в обычной школе, но могут применяться при домашнем обучении и в семейных школах:

  • орфографическое чтение,
  • запоминание на слух,
  • раскрашивание слов,
  • соревнование в малых группах,
  • изучение правил целиком, а не частями, раскиданными по четвертям и учебным годам,
  • предупреждение и коррекция дисграфии при помощи специальных упражнений, которых нет в школьных учебниках,
  • индивидуальная работа с компьютерными тренажёрами (а они очень эффективны),
  • тренинги грамотности (с погружением в предмет).

Кроме прочего, семейное образование обеспечивает пресловутый индивидуальный подход. Вы не должны строго придерживаться программы, можете менять темы местами, держать темп, удобный ребёнку: не бросать тему только потому, что вышли отведённые на неё часы, если тема не освоена, и не тратить время впустую, если ребёнок быстро справился с темой.

И ещё один плюс. Можно избежать недостатков современной школьной программы. Вы можете работать на опережение, фоном предлагая материал, который будет изучен позже. Можно объединить лёгкие темы по лексикологии и посвятить им игру, конкурс, праздник, а выигранное время потратить на тренинг. Можно больше времени уделить развитию речи. В общем, можно много чего. Лишь бы вы понимали, что делаете и зачем.

Изучение русского языка включает в себя письмо, работу с орфографией, пунктуацией, культурой речи, изучением теории языка и развитие письменной речи.

Работа по этим направлениям должна стоять на трёх китах: познавательные способности, мотивация и словарный запас. Вы должны выстроить логику работы по каждому направлению и учитывать общую стратегию на каждом уроке.

Изучение русского языка в семейной школе

Цели Задачи Основные методы и виды работ Рекомендуемые пособия
Обучение письму
  • Обучение письму на бумаге
  • Обучение компьютерному набору
Работа с прописями.

Работа с клавиатурными тренажёрами.


Соболева О.Л., Агафонов В.В. Космические прописи, или Путешествие к звезде Альфа Вита

Формирование навыка грамотного письма (орфография)
  • Словарная работа
  • Изучение правил орфографии
  • Повторение изученных правил
  • Работа на опережение
  • (формирование способностей на уровне рефлекса замечать незнакомые слова, прочитывать слова орфографически, работать с ошибками)
Изучение правил по плану (сетка изучения правил по классам).

Орфографическое чтение (см. Что такое орфографическое чтение и как оно работает)

Запоминание слов с использованием всех видов памяти (см. Сенсорно-моторные методы изучения орфографии)

Списывание.

Зрительные диктанты

Выделение слов маркером (см. Три простых упражнения, которые помогут быстро повысить грамотность)

Работа с неологизмами и новыми для ребёнка незнакомыми словами (см. Современная стратегия изучения орфографии)

Работа с компьютерными тренажёрами.

Комментированное письмо.

Запоминание списков слов на правило.

Задания типа "вставь букву".

Выполнение упражнений из стандартных учебников.


Курс Орфография без правил (интенсивная работа со словарными словами, развитие познавательных способностей)

Начальная школа

В запущенных случаях:
Кожевникова Д.В. Кожевников П.В. Домашний логопед. СПб. 2009 г.

Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Безударные гласные. Коррекция дисграфии. Рабочие материалы для 2, 3, 4 классов. М. 2010 г.

Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Непроверяемые гласные. Коррекция дисграфии. М. 2010 г.

Парамонова Л.Г. Лёгкий способ стать грамотным. М. 2009 г.

Для текущей работы с нормальной успеваемостью:
Соболева О.Л. Русский язык. Учебники для четырехлетней начальной школы. 1 - 4
Интервью с Ольгой Соболевой о методике обучения русскому языку

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 300000 учебных примеров и заданий по русскому языку. Супертренинг. 1 – 4 классы. М. 2012 г.

И.Т.Федоренко Комплекс зрительных диктантов. г. Харьков

Повышенный уровень сложности:

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Русский язык. Комплект учебников и рабочих тетрадей для начальной школы. 2002.

Ольга Соболева: Волшебный черновичок. Раб. тетрадь к уч. "Русский язык". (небольшое опережение)

Средняя и старшая школа

Для повторения:
Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором. Русский язык. Сборники для 5, 6, 7, 8 классов. М.

Для нормального уровня:

Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Часть 1. М., 2010 или другие издания.

Штоль А. А. Русский язык для старшеклассников в таблицах. Новосибирск, 2007

Жердеева Л.А. Русский язык в средней школе. Карточки-задания. Новосибирск. 2010. Сборники для 5, 6, 7, 8 кл.

Великова Л.В. Русский язык для старшеклассников и абитуриентов в 2 книгах.

Великова Л.В. Русский язык. Навигатор для старшеклассников и абитуриентов.

Для углублённого изучения:

И.И. Бакланова. Тематические тесты по русской орфографии и пунктуации. М. 2010

Т.И. Сурикова. Русский язык. Повторительный курс.М. Издательский Дом «Альфа-М»

Рабочие тетради Богдановой Г.А.


Формирование навыка постановки знаков препинания
  • Изучение синтаксиса
  • Изучение пунктуации и формирование навыка постановки знаков препинания

Синтаксические разборы

Пунктуационные разборы

Диктанты


Громов С.А. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. М. 2012 г.

Громов С.А. Сборник упражнений и диктантов. М. 2012 г.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография, пунктуация. М., 1997г. или более поздние издания.

Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в вузы. М., 2006.

Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. Часть 2. М., 2010 или другие издания.

Сочинение (эссе)

Изложение

Сочинение-рассуждение по литературе


Начальная школа

Есенина С.А. Как научить вашего ребёнка писать сочинения. Сборники для 2, 3, 4 классов. М. 2008 г.

Средняя и старшая школа

Розенталь Д.Э Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. М., 2005.

Полтавец Е.Ю. Как писать сочинение М., 1999.

Изучение теории языка (для сдачи экзаменов)
  • Изучение лексикологии
  • Изучение морфологии
  • Изучение истории языка
Курс Подготовка к ЕГЭ (вебинары и упражнения)

Полыгалова Н., Сорокина М. Русский язык. Пособие для систематизации знаний и подготовки к экзаменам. (таблицы по Шаталову)

Базовые навыки и познавательные способности Мотивация Развитие устной речи и расширение словарного запаса
Восприятие

Внимание

Синхронизация
работы полушарий мозга

Техника чтения

Мелкая моторика рук

Логическое мышление


Создание ситуаций, доказывающих необходимость письма вообще и грамотного письма в частности
(организация бумажной переписки, выпуск газет и журналов, ведение блогов, выступления на ученических конференциях).

Формирование интереса к филологическим наукам через исследовательскую деятельность, игры, посещение театров и т.п.


Расширение понятийного аппарата через деятельность.

Обсуждение непонятных слов, встретившихся в разных ситуациях.

Развитие связной устной речи.

Консультация для родителей начальной школы: «Как помочь ребенку добиться успехов по русскому языку»

Цель: оказание помощи родителям в осознании причин трудностей обучения письму и определении способов коррекции.
Продолжительность: 40 мин.
Категория участников: родители учащихся начального звена школы.

Ход консультации:

Чтение и изучение русского языка связаны друг с другом самым тесным образом. Поэтому любовь к чтению, к книгам многие стараются привить своим детям еще в младшем возрасте. Сначала это совместное разглядывание иллюстраций, беседы. У малыша появятся любимые книжки с картинками, чтение которых станет ритуалом, и вскоре он будет цитировать их содержание практически наизусть.

В начальной школе начинается важнейший этап становления лингвистической грамотности. Все крючки, соединения, образцы букв, предложенные учителем, обязательно должны прописываться. Приобретите прописи и поработайте над почерком вместе. К почерку проявляйте требовательность, твердость и последовательность. Выполняйте следующие требования: соблюдение орфографического режима, подчеркивание опасных мест, выделение орфограмм. И, конечно же, выполнение домашних заданий должно быть под контролем. Это отнимает много времени, тяжело, но только так вы войдете в ритм учебной деятельности, приучите ребенка к обязательности и ответственности. Если вы не поработаете над почерком и ведением тетрадок в начальной школе, в дальнейшем будет сложно что-либо изменить. Не упускайте возможности позаниматься и на каникулах, не перегружая ребенка.

Следите за «комплектацией» портфеля и пенала школьника. Все учебники и тетрадки должны быть обернуты, лежать аккуратно, чтобы не измяться. В пенале должна быть запасная ручка, простой карандаш, резинка, точилка. Необходимы также блокнот или тетрадь для черновика. Приучите разборчиво записывать домашнее задание в дневнике. Еженедельно просматривайте дневник и расписывайтесь. Никогда не ругайте ребенка за «двойки», выражайте свою озабоченность, обсуждайте, сочувствуйте, помогайте. Поможет и доля юмора. Так вы сохраните взаимное доверие.

Ходите на родительские собрания. Не стесняйтесь подойти к учителю и спросить об успехах ребенка, получить рекомендации. Если ребенок отстает, например, в скорости письма от всего класса и поэтому пишет неаккуратно и с ошибками, необходимо дополнительно позаниматься дома. Заведите тетрадь по чистописанию. Пусть ребенок в свободное время аккуратно списывает страницы любимой книги, укрепляет руку. Обязательно обсуждайте с ним результат, поощряйте за успехи. Ведение тетради для списываний – отличное упражнение для совершенствования техники чтения.

Ребята со временем не только быстрее пишут, но и лучше читают. Следовательно, повышаются оценки по всем устным предметам. Следите за выполнением заданий по литературному чтению: тексты должны быть прочитаны, стихи выучены, подготовлены ответы на вопросы. Еще раз подчеркну: чтение и письмо связаны теснейшим образом, чтение способствует выработке орфографической зоркости.

Что надо не забыть сделать
1. Напомнить ребёнку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят.
2. Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически не формируется, таковы законы усвоения.
3. Если родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребёнок может его не делать и не записывать.
4. Важно первоначально проверять и сопоставлять то, что ребёнок записал в дневник и то, что было реально задано – дети порой не записывают часть заданий в дневник.
5. Необходимо определить конкретное время для выполнения домашнего задания и стремиться, чтобы ребёнок делал уроки в одно и тоже время.
6. Помогать ребёнку делать домашнее задание и проверять то, что ребёнок сделал.
7. Научить ребёнка организовывать свое рабочее место для выполнения работы.
8. Показывать пример организованности и собранности.
9. Принять, что двойки и тройки в процессе учёбы неизбежны, поэтому важно не ругать ребёнка за них, а наоборот, помочь разобраться.
10. Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: двойка – это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не нравоучение.
11. Не думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет ребёнок отличник или ударник – мы все разные.
12. Ребёнку ничем не помогут рассказы родителей о том, что они окончили школу с золотой медалью, а в ВУЗ с красным дипломом, зато тревожность могут сформировать.
13. Если ругать ребёнка за двойки, то у него может появиться школьная тревожность, которая сильно влияет на успешность ребёнка. Даже самый умный ребёнок может получить низкую отметку, если он боится, т.к. страх блокирует познавательную деятельность.
14. Не требовать от ребёнка больше, чем он может в данный момент.
15. Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребёнка только пятёрок или четвёрок – если мама очень сильно переживает из-за отметок, то и у ребёнка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы.
16. Важно учить ребёнка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в предыдущем периоде.
17. Обязательно хвалить за успехи, создавать ситуации успеха, отмечать малейшие продвижения.
18. Никогда не сравнивать достижения ребёнка с другими детьми.
19. Ребёнок должен видеть, что ошибаться – это нормально, что ошибаются и мамы, и папы и бабушки и дедушки.
20. Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности, поэтому надо быть предельно тактичным в общении с ребёнком и учить разделять: «Я хороший, но в работе я сделал 20 ошибок и поэтому получил 2».
21. Важно ребёнка настраивать на то, что если верить в успех и стараться, то все обязательно получится.

В завершение консультации хотелось бы дать совет: создайте ребенку условия для выполнения уроков. Не мешайте шумом, гостями, музыкой, телевизором, выяснением отношений. Демонстрируйте личный пример уважительного отношения к знаниям, к книге, к русскому языку.

Повысить грамотность ребенка, помочь ему писать грамотнее — всё это вполне под силу заинтересованным родителям. Предлагаем рекомендации специалиста.

Грамотность. Что это такое?

Называют определенную степень владения навыками чтения и письма в соответствии с принятыми грамматическими нормами.

Одной из важнейших задач обучения в начальных классах школы является формирование у детей орфографической грамотности – умения писать правильно, без ошибок. Русский язык в этом плане считается очень сложным. Чтобы овладеть им, детям приходится запоминать множество правил.

Но даже отличное их знание не гарантирует отсутствия ошибок на письме, если у ребенка отсутствует или не развито языковое чутье – интуитивное владение языком. Чтобы помочь своему ребенку стать грамотным человеком, родители должны позаботиться о развитии у него этого самого языкового чутья.

Развитие языкового чутья

Малыш, только начинающий говорить, усваивает законы языка на подсознательном уровне, воспринимая речь окружающих, пытаясь подражать ей при создании собственных высказываний. С возрастом интуитивное усвоение, как особенность детской памяти, постепенно угасает, если его не тренировать и не закреплять. Лучшим способом тренировки, развивающей языковую интуицию, является чтение книг . Изучение русского языка в школе лучше дается тем детям, которые рано начинают самостоятельно читать и делают это с удовольствием. Поэтому нужно воспитывать интерес к книгам с самого раннего детства. Приучив ребенка с малых лет слушать занимательные истории и чудесные сказки, родители легко добьются того, что в возрасте 5-6 лет он захочет научиться читать их самостоятельно.

Диктанты помогут повысить грамотность

Когда ребенок овладеет письмом, родителям нужно стараться как можно чаще писать с ним диктанты. Для начала можно давать задания по переписыванию коротеньких текстов из книг, затем ребенку необходимо учиться писать под диктовку. В текстах для диктантов должны содержаться практические отработки по всевозможным правилам русского языка.

Зрительное восприятие слов, регулярное прорабатывание орфографических норм их написания способствует развитию памяти, интуитивных и аналитических способностей, логического мышления. Поэтому регулярное написание диктантов наряду с чтением книг лучше всего развивает языковое чутье и помогает ребенку стать по-настоящему грамотным человеком.

Собраны курсы по русскому языку и культуре для детей 6 – 16 лет. О нём и вообще о детской и взрослой грамотности беседуем с одним из авторов – лингвистом, старшим преподавателем Школы лингвистики НИУ ВШЭ русского языка Анной Левинзон.

— Расскажите, чем ваш онлайн-курс русского языка отличается от существующих, в чем его особенность? Почему детям не будет скучно заниматься по нему?

– Особенность «Верных с лов» в том, что этот ресурс, с одной стороны, создан профессионалами-лингвистами, с другой — учитывает возрастные особенности детской психологии.

Наши курсы учат ребенка понятным ему языком, используют яркие зрительные и аудио образы, обращаются к темам, действительно значимым для современного маленького школьника. Еще одно значимое отличие «Верных слов» от прочих онлайн-платформ — активный подход к обучению. Мы стараемся не формулировать правило раньше, чем ребенок интуитивно выведет его из серии подготовительных заданий. Наконец, последняя значимая особенность нашего ресурса — коммуникативный принцип в обучении родному языку. В центре курса стоит не грамматическая информация, а задача, которую ученик должен решить в письменном общении. Правописание мы представляем как инструмент, позволяющий ребенку успешно достичь поставленной цели.

– Как вообще в последние 10-20 лет изменился подход к обучению детей русскому языку? Или как было бы хорошо его изменить, но изменения эти еще не произошли в силу консервативности нашей образовательной системы?

– В хороших школах учителя в последние годы ставят перед собой именно эту задачу: научить ребенка выражать свои мысли и чувства в разных ситуациях общения. Важное новшество последних лет – это осознание значимости обучения детей устной речи (с этого года в некоторых регионах в государственную итоговую аттестацию по русскому языку включается устная часть). Также у учителей появилось понимание, что нужно обучать родному языку не только в рамках отдельного курса, но и на междисциплинарных занятиях. Например, при написании школьниками исследовательских работ преподаватели русского языка, курирующие процесс, активно сотрудничают с преподавателями других дисциплин.

– Как вы считаете, сегодняшние школьники в целом менее грамотны по сравнению с советской школой? Можно ли говорить о том, что в обществе изменились стандарты общей грамотности, они стали ниже, и это влияет на грамотность детей?

– Подход к языку как к инструменту предполагает изменение отношения к понятию «грамотности». Грамотным можно считать человека, который знает, каким образом достичь нужного эффекта от своего текста. В одних ситуациях этот текст должен быть написан на литературном языке, в других — на молодежном слэнге. Важно, чтобы ребенок владел разными регистрами и знал, когда и как следует их переключать.

Школьная программа по русскому языку с советских времен ориентируется почти исключительно на освоение правил орфографии и пунктуации. В то же время сейчас общество все более осознает необходимость развития письменной и устной речи ребенка.

Способность строить эффективно воздействующий на аудиторию текст — одна из тех, что может обеспечить успех в профессиональной карьере. Под развитием речи мы понимаем расширение словарного запаса, умение переключать регистры в разных ситуациях общения, умение строить яркие и понятные предложения. Для того, чтобы развить эти компетенции, стоит гораздо подробнее, чем это делается сейчас, показывать ребенку возможности использовать в текстах синонимы и антонимы, красочные прилагательные, энергичные глаголы. Своей задачей наш проект видит, в частности, развитие этих навыков. Школьные учителя, хотя и понимают их важность, не имеют возможности обучать этому на уроках из-за нехватки времени.

– Как могут родители способствовать тому, чтобы дети говорили на правильном русском языке? Достаточно ли только школы?

– На месте родителей мы не стремились бы учить ребенка только «правильному языку». Важно развивать языковое чутьё, рефлексию по поводу собственных и чужих текстов. Для этого стоит предпринимать ряд действий:

1. Приучать детей к чтению;

2. Поощрять словесное творчество ребенка; если ребенок сочиняет, стоит показать, что родители серьезно относятся к его текстам — например, оформить их в самодельную книгу;

3. Просить детей дома рассказывать о событиях в детском саду и школе — такого рода рассказы формируют навык связной устной речи, очень востребованный сегодня обществом;

4. Поинтересоваться , каких блогеров читает или смотрит ребенок-подросток, посмотреть их самим и при случае уважительно обсудить достоинства и недостатки их речи и манеры презентации;

5. Записать ребенка на онлайн-курсы – электронные ресурсы воспринимаются современными детьми как часть их мира, таким образом, «правильный язык» тоже будет ассоциироваться у детей с «актуальностью», а не только с «традицией».

– А как взрослому стать более грамотным?

– Сейчас существует множество виртуальных и оффлайн-площадок, на которых можно коллективно «залатывать дыры» в образовании. «Тотальный диктант» — один из примеров таких удачных проектов.