Морфологический разбор прилагательного во множественном числе примеры. Морфемный разбор прилагательного слова. Основные правила морфологического разбора

Как разобрать прилагательное как часть речи, знают все школьники. Без него наша речь была бы бледной и скучной. Такую образность и красочность, какую оно дает нашему языку, не заменит ни одна часть речи. О том, как правильно нужно выполнить так называемый рассмотрим подробнее в этой статье.

Особенности полной формы

Разделяют постоянные признаки и непостоянные. Начнем с первых. У прилагательного выделяют только одни постоянный признак - разряд. Как известно, их всего три:

  • Качественные - описывают внешность предметов, характеристику, цвет. Они выделяются среди других, потому как могут сравниваться по степеням. (Положительная - низкий, сравнительная - ниже, привосходная - самый низкий).
  • Относительные - указывают на место, материал, время (кирпичный гараж - гараж из кирпича; осенняя погода - та, которая можеть быть только осенью).
  • Притяжательные - единственная группа, отвечающая на вопрос «чей?» и обозначающая принадлежность кому-либо (отцовский характер, беличий хвост).

Определить разряд нетрудно. Стоит лишь вникнуть в значение слова и правильно задать вопрос.

Из непостоянных признаков выделяют род (мужской и женский), падеж (их шесть, как и у существительных) и число (единственное или множественное).

Особую категорию здесь составляют качественные, так как только у них еще определяют степень и наличие краткой формы. Если основательно изучить этот план, вы будете знать, как разобрать прилагательное как часть речи.

Что означает «краткая»?

Причастие и прилагательное могут образовывать краткую форму. Она появляется в результате усечения окончания: красивый (полное прилаг.) - красив (краткое прилаг.), ухоженный (полное прич.) - ухожен (краткое прич.).

Они отличаются от полных форм не только синтаксическими функциями, но и орфографическими особенностями. как часть речи обладает своей "изюминкой". Например, в предложении оно никогда не бывает определением как полное. Краткая форма как причастия, так и прилагательного всегда играет более важную роль: оно является сказуемым или, что чаще, его частью. (Девушка была умна.)

Следует различать правописание этих форм. В полных причастиях всегда пишут две буквы Н в суффиксе, а в кратком - одну. С прилагательным дело обстоит иначе: в краткой форме напишем столько Н, сколько употребим в полном варианте.

Для того чтобы знать, как разобрать прилагательное как часть речи, нужно учитывать все его тонкости и особенности. Краткую форму следует отличать от полной и ни в коем случае не путать его с причастием.

Итог

Прилагательное - особенная часть речи. Благодаря ему любой из нас сможет красочно передать свои эмоции, точно описать необходимый предмет или его местоположение. В кратких формах оно не только обозначает какой-либо признак, но и придает динамичность тексту.

Теперь вы все знаете о том, как разобрать прилагательное как часть речи. Воспользовавшись нашими несложными рекомендациями, вы справитесь с заданием без труда!

Морфологический разбор слова подразумевает полную грамматическую характеристику слова как части речи и члена предложения. В данном разборе прописываются все грамматические признаки этого слова (те признаки, которые отличают эту часть речи от других).

Слово всегда разбирается по определенному алгоритму.

Прилагательное как часть речи

Прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении чаще всего выступает в роли определения.

Прилагательное имеет следующие грамматические признаки:

  • род (мужской, средний, женский);
  • число (единственное, множественное);
  • падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

Мы выделяем эти грамматические признаки, так как в этом прилагательное зависит от существительного к которому относится. Рассмотрим на примере слова "красный":

  • Красный цветок (мужской род существительного - мужской род прилагательного), красное лицо (средний род существительного - средний род прилагательного), красная рубашка (женский род существительного - женский род прилагательного). Если у нас прилагательное идет без существительного (слово взято отдельно от контекста), то его род определяется по вопросу: какой - мужской, какая - женский, какое - средний.
  • Красные глаза (множественное число существительного - множественное число прилагательного), красный цвет (единственное число существительного - единственное число прилагательного). Если прилагательное без существительного, то смотрим на его окончание, подставляем по смыслу существительное во множественном или единственном числе).
  • Красное лицо (кто? что? - именительный падеж), красного лица (кого? чего? - родительный падеж и так далее).

Также прилагательное обладает следующими признаками:

  • качественное (зеленый), относительное (каменный), притяжательное (лисий) - в зависимости от того, что обозначает;
  • степень сравнения - быстрый, быстрее, самый быстрый;
  • краткая и полная форма: какой? быстрый - каков? быстр.

Морфологический разбор прилагательного

Приведем алгоритм разбора прилагательного на примере слова "красивый" в предложении: Он сорвал красивый цветок.

  1. Часть речи - прилагательное.
  2. Морфологические признаки.

2.1. Начальная форма слова - красивый.

2.2. Постоянные признаки (качественное, относительное или притяжательное) - качественное.

2.3. Непостоянные признаки (число, род, падеж, степень сравнения, краткое или полное) - ед.ч., муж.р., Вин.п.).

3. Синтаксическая роль в предложении.

Цветок (какой? красивый) - определение.

План разбора имени прилагательного

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 только для качественных прилагательных:
а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
б) полная или краткая форма;
2 число, род (в единственном числе), падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).

Образцы разбора имён прилагательных

После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).

(На) горячем (песке)

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на песке) каком?
  2. Н. ф. - горячий .
    горячее ) и краткая форма (горяч );
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в полной форме, в единственном числе, мужском роде, предложном падеже.

(От) южного (солнца)

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (от солнца) какого?
  2. Н. ф. - южный .
    А) Постоянные морфологические признаки: относительное прилагательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в единственном числе, среднем роде, родительном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.

Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех (Исаковский).

Хороша

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (страна) какова?
  2. Н. ф. - хороший .
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше ) и краткая форма (хорош );
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в краткой форме, в единственном числе, женском роде.

лучше

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (Россия) какова?
  2. Н. ф. - хороший .
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше ), краткая форма (хорош );
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в сравнительной степени (простая форма).
  3. В предложении выполняет роль именной части сказуемого.

Не отвечая на сестрины слова, Никифор пожимал плечами и разводил плечами (Мельников-Печерский).

(на) сестрины (слова)

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на слова) чьи?
  2. Н. ф. - сестрин .
    А) Постоянные морфологические признаки: притяжательное прилагательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено во множественном числе, винительном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.

Упражнение к теме «3.3.4. Морфологический разбор имён прилагательных»

  • 3.3.1. Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных. Разряды имён прилагательных

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

Урок русского языка

на тему:

Саратов 2015г.

Конспект урока

Русского языка в 4 «А» классе по теме:

«Разбор имени прилагательного как части речи»

Тема

«Разбор имени прилагательного как части речи»

Цель:

Формировать умение разбирать имя прилагательное как части речи

УУД:

Познавательные: отнесение объектов к известным понятиям; построение логической цепи рассуждений, доказательство; умение пользоваться справочной литературой;

Коммуникативные: речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий;

Регулятивные: определение цели учебной деятельности; фиксирование несоответствия между результатом деятельности и нормативным предписанием;

Личностные: ответственное отношение к учению.

Оборудование:

Презентация, учебник.

Основные понятия:

Имя прилагательное; имя существительное.

Межпредметные связи:

Русский язык

Ресурсы

Основные:

Дополнительные:

Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий. Русский язык: Учебник для 4 класса: В 2 частях - Москва: Издательство «Просвещение», 2012. Ч.2

Презентация

Организация пространства

Фронтальная.

I.Организационный момент

( 5 мин)

- Давайте проверим, все ли готовы к уроку. Готовы? Молодцы. Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, садитесь.

- Здравствуйте, меня зовут Екатерина Игоревна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

II.Актуализация знаний.

(7 мин)

1.Орфографическая минутка.

НО ДО ЧКА ПЕ БЕ ЛО ЛЕН ТО МО ЧКО

Ребята, посмотрите у нас рассыпались слова, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и потом мне скажите какое же у нас задание.

Посмотрите, что случилось –

Так рассыпались слова,

Что узнать теперь их сложно –

Что и кто? Откуда? Ах!

Может быть, удастся снова

Нам вернуть слова назад?

Итак, какое же у нас задание?(составить слова)

Какие слова получились ?(молочко, ночка, дочка, печка, белочка, ленточка, мочка,точка)

Что общего в этих словах? (буквосочетания, которые пишутся без ь- мягкого знака)

Какие ещё буквосочетания пишутся без ъ? (чн,щн,нщ,нч)

Откройте тетради, запишите число.

Я вам буду диктовать слова, вы их будите записывать и подчеркивать буквосочетания. (Один ученик работает у доски)

Мощные, точность, конечно, помощник, обманщик, банщик, болельщик, кончик.

Какое слово лишнее? (Болельщик) Почему? (пишется с ь)

2.Работа по карточкам.

Замените словом с непроизносимым согласным.

Нечестный (бессовестный) , любящий повелевать (властный) , унылый (грустный) , постоянно завидующий (завистливый) , знаменитый (известный) , способный причинить вред (опасный), не письменный (устный ), люди одного возраста (сверстники).

Какое слово может быть лишним? (опасный – нет непроизносимого согласного)

Слушают учителя.

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы.

Открывают тетради.

Записывают слова.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание по карточкам.

Ι II .Самоопределение к деятельности.

( 5 мин)

Найдите среди записанных слов на доске имя прилагательное. (мощные)

Охарактеризуйте слово как часть речи.

Отвечают на вопросы.

Прочитайте тему урока, сформулируйте цель урока.

Формулируют цель урока.

I V. Работа по теме урока.

(10 мин)

Как изменяются имена прилагательные? (по родам (только в единственном числе), числам и падежам – число, род и падеж зависят от того существительного, к которому данное прилагательное относится.)

Работа по учебнику.

Прочитайте на стр. 66, как выполнила разбор Аня.

Как она определяла род, число и падеж имени прилагательного? (Аня разбирала только прилагательное, нужно с зависимым словом существительным)

Значит при разборе имени прилагательного его необходимо выписывать вместе с именем существительным, от которого оно зависит.

Посмотрите, как оформляется разбор. Упражнение 113 стр.66

Найдите ошибки в разборе имён прилагательных. Давайте исправим их.

Сделайте правильный разбор.

Откройте упражнение 114 на стр. 67. Прочитайте задание.

Найдите словосочетание «прил.+сущ.» (белый дом, чудесный дом, живое чудо, теплое чудо, пушистое чудо, золотое чудо)

Первые 2 слова разбираем фронтально, остальные самостоятельно.

Отвечают на вопросы.

Работают с учебником.

Отвечают на вопросы.

Выполняют упражнение.

V. Динамическая пауза.

VI.Закрепление изученного материала.

(10 мин)

Что за птица?

Стоит прекрасный зимний денек. На улице легкий морозец. Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок. На колючей веточке елки сидит прелестная птичка. Хочу разглядеть ее получше. Красавица! На головке у нее черная шапочка. На короткую шейку повязала галстучек. Спинка, крылья и хвост желтенькие. А какая яркая грудка! Словно птичка в желтом жилете. Клюв у птички тоненький. Подлетела она к моему окошку. Полакомилась шустрая птичка вкусным салом и запела радостную песенку: си-си-си. Догадались? Это…

Давайте прочитаем текст.

Подчеркните имена прилагательные, существительные от которых они зависят.

Разберите прилагательные в словосочетаниях яркого солнца,на колючей веточке, на короткую шейку как часть речи.

Проверка.

Откройте упражнение 115 на странице 67. Прочитайте задание.

После выполнения упр. 115 подводится итог.

Что такое имя существительное? ( Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

Что такое имя прилагательное? ( Имя прилага́тельное - самостоятельная часть речи, обозначающая свойство предмета и отвечающая на вопрос «како́й», «кака́я», «каки́е», «чей». )

Чем они похожи? ( это самостоятельные части речи ) . Чем отличаются? ( они отвечают на разные вопросы – сущ. Кто? Что?,прил. Какой? Какая? Какие? Сущ. Обозначают предмет, а прил. обозначают признак )

Читают текст.

Разбирают прилагательные как часть речи.

Проверяют выполненное задание.

Читают задание.

Отвечают на вопросы.

VII. Рефлексия.

(5 мин)

Прочитайте стихотворение. Выпишите из текста словосочетания «прил.+сущ.», разберите имена прилагательные.

«Кискино горе»

Плачет Киска в коридоре.

У нее

Большое горе:

Злые люди

Бедной Киске

Не дают

Украсть

Сосиски!

Б.Заходер

Читают стихотворение. Делают разбор имени прилагательного.

VIII .Подведение итогов.

(2 мин)

Что мы повторили на уроке?

Какие трудности вы испытали при выполнении заданий?

За что вы можете себя похвалить?

Отвечают на вопросы.

IX.Домашнее задание.

Записывают в дневник домашнее задание.

Морфологический разбор имён прилагательных обычно не вызывает особых вопросов и трудностей. Прилагательные имеют всего один постоянный морфологический признак - разряд, хотя определить его не всегда просто, и несколько непостоянных (число, род, падеж).

Прежде чем приступить к разбору, давайте вспомним свойства разрядов прилагательных. Без учёта лексического значения определить разряд можно с ошибкой, потому что многие прилагательные в контексте приобретают переносное значение.

Например: качественные становятся относительными (лёгкий пух - лёгкая атлетика), относительные - качественными (серебряная ложка - серебряный голос), а притяжательные - качественными и относительными (собачья конура - собачья шуба, собачий холод).

У каждого разряда прилагательного есть свои отличительные признаки. Рассмотрим характеристику качественных прилагательных. Они обозначают признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, образуют степени сравнения, имеют краткую форму (близкий - ближе, более близкий, самый близкий, ближайший; близок, близка, близко, близки), синонимы и антонимы. Их узнают по сочетаниям с наречиями меры и степени (слишком близкие, очень близкие), по наличию приставки НЕ- (неблизкий), по образованию сложных слов путём повтора (близкий-близкий).

Не все эти характеристики могут проявляться сразу, некоторые отсутствуют, к примеру, у прилагательных, обозначающих цвета (жёлтый, коричневый), нет форм сравнения. Даже если прилагательное обладает не всеми этими свойствами, оно считается качественным.

Нельзя забывать о том, что некоторые качественные прилагательные не имеют либо полной, либо краткой формы, и тогда этот признак является постоянным (чужой, рад). Есть ещё группа несклоняемых слов: кофе мокко, музыка ретро, волна цунами, юбка беж. Напомним, что прилагательные в краткой форме отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы? и выполняют функцию составного именного сказуемого.

Относительные прилагательные, как и качественные, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?. Они обозначают материал, из которого сделан предмет, пространственные и временные признаки (плюшевый мишка, спортивный костюм, пришкольный участок, зимний день).

Словосочетания с относительными прилагательными имеют синонимы: мишка из плюша, костюм для спорта, участок при школе, день зимы. Узнать относительные прилагательные можно по суффиксам -АН-, -ЯН-, -ОНН-, -ЕНН-, -Н-, -СК- (кожаный диван, серебряная ваза, авиационный полк, торжественное заседание, барабанный бой, московский дворик). Не найти у относительных прилагательных степени сравнения и краткой формы.

Бывает трудно различить разряды прилагательных с суффиксов -СК-. Рассуждать нужно так: «пушкинские места» имеют отношение к жизни и творчеству А.С. Пушкина, это относительное прилагательное, «пушкинский роман» написан А.С. Пушкиным и принадлежит только ему, это притяжательное прилагательное.

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность к лицу или животному, отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?, имеют узнаваемые суффиксы -ОВ-, -ЕВ-, -ИН-, -ИЙ, -Й- (отцов кабинет, тестев характер, кошкин дом, куриная печень, рыбий хвост, заячьи уши). Эта группа прилагательных может иметь краткую форму: лосиные следы - папины муки, моржовые - крокодиловы слёзы. К слову сказать, качественные в краткой форме не склоняются, а притяжательные, наоборот, имеют категорию падежа: Плещеево озеро (Им.п.) - у Плещеева озера (Р.п.).

Определить степень сравнения нетрудно: исходная форма называется положительной, простая форма сравнительной и превосходной степеней имеет суффиксы -ЕЕ-, -ЕЙ-, -Е-, -ШЕ- (слабее, смелей, слаще, тоньше) и -АЙШ-, -ЕЙШ- (ближайший, скорейший), а также приставку НАИ- (наилучший). Для составной сравнительной и превосходной используются частицы наречного происхождения более-менее (более высокий, менее сильный), самый, наиболее-наименее (самый высокий, наиболее высокий, наименее сильный).

Не забудьте, что простая сравнительная форма не изменяется по родам, числам, падежам и не согласуется с определяемым существительным или местоимением. Она всегда является частью составного именного сказуемого, в особых случаях несогласованным определением. Составная сравнительная и превосходная степень может быть употреблена и в полной, и в краткой форме (более крепкий - более крепок, наиболее крепкий - наиболее крепок).

Приступим к анализу прилагательных. Во-первых, отметим, что любое прилагательное всегда обозначает признак предмета. Выписываем прилагательное с тем словом, от которого оно зависит или с которым связано по смыслу и грамматически. Во-вторых, начальная форма - это именительный падеж единственного числа мужского рода. В-третьих, прилагательные могут выполнять роль согласованного определения (полные формы, составная сравнительная и превосходная степени) и именной части сказуемого.

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.) и морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- разряд.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной или краткой форме (только у качественных и некоторых притяжательных),
- сравнительной или превосходной степени (только у качественных),
- числе (нет в простой сравнительной форме),
- роде (нет во множественном числе и у простой сравнительной форме),
- падеже (нет в краткой форме у качественных, в простой сравнительной форме).

3. Синтаксическая роль прилагательного (согласованное определение, составное именное сказуемое).

Выберем прилагательные для морфологического разбора из повести Веры Инбер «Как я была маленькой». Сначала разберём качественные прилагательные, затем относительные и, наконец, притяжательные.

Образцы разбора имён прилагательных

По сторонам дороги шепчутся зелёные колосья: они пожелтеют ещё не скоро.

1. Зелёные (колосья) - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): зелёный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- положительной степени,
- мн.ч.,
- Им.п.
3. колосья (какие?) зелёные (согласованное определение).

Лицо у скрипача было худое , неспокойное, глаза тёмные.

1. (Было) худое (лицо) - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): худой
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- положительной степени,
- ед.ч.,
- ср.р.,
- Им.п.
3. Лицо было (какое?) худое (составное именное сказуемое).

Мы были очень нарядны .

1. (Мы были) нарядны - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): нарядный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- положительной степени,
- мн.ч.
3. Были (каковы?) нарядны (составное именное сказуемое).

Снег!.. До чего же он прелестен !

1. (Он) прелестен - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): прелестный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- положительной степени,
- ед.ч.,
- м.р.
3. Он (каков?) прелестен (составное именное сказуемое).

Теперь тётя Наташа одинока .

1. (Тётя Наташа) одинока - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): одинокий
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- положительной степени,
- ед.ч.,
- ж.р.
3. Тётя Наташа (какова?) одинока (составное именное сказуемое).

Дядя Оскар лицом был похож на тётю Нашу, но только он был моложе .

1. (Он был) моложе - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): молодой
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,

3. Был (каков?) моложе (составное сказуемое).

Ты разглядываешь её и видишь, что у неё тончайший узор.

1. (Узор) тончайший - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): тонкий
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- простой превосходной степени,
- ед.ч.,
- м.р.,
- В.п.
3. Узор (какой?) тончайший (согласованное определение).

Отражаясь в нём, самые красивые вещи казались уродливыми.

1. (Вещи) самые красивые - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): красивый
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,

- мн.ч.,
- И.п.
3. Вещи (какие?) самые красивые (согласованное определение).

Пальцы на руках самые обыкновенные .

1. (Пальцы) самые обыкновенные - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): обыкновенный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- составной превосходной степени,
- мн.ч.,
- И.п.
3. Пальцы (какие?) самые обыкновенные (составное именное сказуемое).

А вот и низенький бабушкин домик с глиняной завалинкой, с мальвами у крыльца.

1. (С завалинкой) глиняной - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): глиняный
Постоянные (П.п.):
- относительное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед.ч,
- ж.р.,
- Т.п.
3. С завалинкой (какой?) глиняной (согласованное определение).

Песок сыпался из одного стеклянного пузырька в другой, на это уходило полчаса.

1. (Из пузырька) стеклянного - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): стеклянный
Постоянные (П.п.):
- относительное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед.ч.,
- м.р.,
- Р.п.
3. Из пузырька (какого?) стеклянного (согласованное определение).

А вот и низенький бабушкин домик с глиняной завалинкой, с мальвами у крыльца.

1. (Домик) бабушкин - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): бабушкин
Постоянные (П.п.):
- притяжательное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- ед.ч.,
- м.р.,
- И.п.
3. Домик (какой?) бабушкин (согласованное определение).

Мы едем спокойно и так долго, что успеваем вздремнуть, привалившись справа и слева к маминому плечу.

1. (К плечу) маминому - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): мамин
Постоянные (П.п.):
- притяжательное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- ед.ч.,
- ср.р.,
- Д.п.
3. К плечу (какому?) маминому (согласованное определение).

Он схватил со стола салфетку, сложил кончик, как заячье ушко, подсунул его под иголку и проворно завертел ручку колеса.

1. (Ушко) заячье - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): заячий
Постоянные (П.п.):
- притяжательное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- ед.ч.,
- ср.р.,
- И.п.
3. Ушко (какое?) заячье (входит в состав обособленного обстоятельства, выраженного сравнительным оборотом).

Кроме тряпок, была у меня ещё метёлочка из куриных перьев.

1. (Из перьев) куриных - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): куриный
Постоянные (П.п.):
- притяжательное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- мн.ч.,
- Р.п.
3. Из перьев (каких?) куриных (согласованное определение).

Самые распространённые формы имён прилагательных мы рассмотрели. А теперь пора перейти к более сложным примерам. Выполните морфологический разбор указанных прилагательных. Если возникнут вопросы, воспользуйтесь самопроверкой.

Я рад 3 всему, что вижу.

Чем проще слово, тем более оно точно 3 .

Все лошади в полку были вороными 3 .

Он надел рубашку цвета хаки 3 .

Нигде не найдёте варенья вкуснее 3 .

Утиный 3 выводок держится вместе и после того, как молодые начнут летать.

Мне нравился её бронзовый 3 загар.

У меня всегда появляется волчий 3 аппетит от волнения.

Проливной дождь меня не испугал.

Наиболее внимателен 3 был Петя.

Он скоро попал на родной 3 аэродром.

Она выбрала более трудное 3 дело.

САМОПРОВЕРКА

Я рад 3 всему, что вижу.

1. (Я) рад - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): рад
Постоянные (П.п.):
- качественное,
- краткая форма.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед.числа,
- м.рода.
3. Я (каков?) рад (составное именное сказуемое).

Слово «рад» не имеет степеней сравнения и не изменяется по падежам.

Чем проще слово, тем более оно точно 3 .

1. (Оно) более точно - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): точный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- составной сравнительной степени,
- ед.числе,
- ср.роде.
3. Оно (каково?) более точно (составное именное сказуемое).

Форма «более точно» не изменяется по падежам.

Все лошади в полку были вороными 3 .

1. (Лошади были) вороными - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): вороной
Постоянные (П.п.):
- качественное,
- полная форма.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- мн.числа,
- Т. падежа.
3. Лошади были (каковы?) вороными (составное именное сказуемое).

Слово «вороной» всегда в полной форме и не имеет степеней сравнения.

Он надел рубашку цвета хаки 3 .

1. (Цвета) хаки - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): хаки
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
- неизменяемое слово.
3. Цвета (какого?) хаки (несогласованное определение).

Нигде не найдёте варенья вкуснее 3 .

1. (Варенья) вкуснее - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): вкусный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- простой сравнительной степени.
3. Варенья (какого?) вкуснее (несогласованное определение).

Слово «вкуснее» не имеет полной или краткой формы, а также числа, рода и падежа.

Утиный 3 выводок держится вместе и после того, как молодые начнут летать.

1. (Выводок) утиный - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): утиный
Постоянные (П.п.):
- притяжательное в значении относительного.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед. числа,
- м.рода,
- И.п.
3. Выводок (какой?) утиный (согласованное определение).

Мне нравился её бронзовый 3 загар.

1. (Загар) бронзовый - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): бронзовый
Постоянные (П.п.):
- относительное в значении качественного.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед. числа,
- м.рода,
- В.п.
3. Загар (какой?) бронзовый (согласованное определение).

У меня всегда появляется волчий 3 аппетит от волнения.

1. (Аппетит) волчий - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): волчий
Постоянные (П.п.):
- притяжательное в значении качественного.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед. числа,
- м.рода,
- В.п.
3. Аппетит (какой?) волчий (согласованное определение).

Проливной 3 дождь меня не испугал.

1. (Дождь) проливной - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): проливной
Постоянные (П.п.):
- качественное,
- полная форма.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед. числа,
- м.рода,
- И.п.
3. Дождь (какой?) проливной (согласованное определение).

Наиболее внимателен 3 был Петя.

1. (Петя был) наиболее внимателен - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): внимательный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- составной превосходной степени,
- ед. числе,
- м.роде.
3. Петя был (каков?) наиболее внимателен (составное именное сказуемое).

Он скоро попал на родной 3 аэродром.

1. (На аэродром) родной - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): родной
Постоянные (П.п.):
- качественное,
- полная форма.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед. числа,
- м.рода,
- В.п.
3. На аэродром (какой?) родной (согласованное определение).

Она выбрала более трудное 3 дело.

1. (Дело) более трудное - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): трудный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- составной превосходной степени,
- ед. числе,
- ср.роде,
- В.п.
3. Дело (какое?) более трудное (согласованное определение).

Вдруг он увидел, как впереди, в кустах, мелькнул рыжий лисий 3 хвост.

1. (Хвост) лисий - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): лисий
Постоянные (П.п.):
- притяжательное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- ед.ч.,
- м.р.,
- И.п.
3. Хвост (какой?) лисий (согласованное определение).

Литература

1. Вороничев О.Е. О логической основе морфологического анализа знаменательных слов / Русский язык в школе и дома. - 2008. - № 1.

2. Илюшина Л.А. О морфологическом разборе имён прилагательных, числительных, местоимений / Русский язык в школе. - 2002. - № 4.

3. Широкова Л.Н., Ерошкина Н.А. Переход прилагательных из одного разряда в другой (VI класс) / Русский язык в школе. - 2009. - № 10.