Ней в той или иной. Все люди в той или иной мере зависимые. Развитие восприятия речи

Правописание слов «также» и «так же» зависит от того, какая перед нами часть речи . Правило такое: союз пишется слитно, наречие с частицей – раздельно.

Раздельное написание

Правильно писать «так же», если «так» – это наречие, а «же» – частица. Их используют для сравнения объектов.

  • Она во всем стремилась походить на подругу: так же ярко красила губы, подолгу крутилась перед зеркалом и манерно растягивала слова.
  • Стоял апрель, а на улице все так же хлопьями валил снег.

Подсказка: попробуйте вставить после «так же» словосочетание «как и».

  • Так же, как и я , она терпеть не может сливки.
  • Животные так же, как и люди , умеют любить.

Слитное написание

«Также» представляет собой союз, который образовался путем сращения наречия с частицей. Писать его нужно слитно.

  • Артист нервничал перед выступлением, в зале также ощущалось волнение.
  • Доллар, как и евро, также продолжает стремительно расти.

Подсказка: союз «также» можно заменить другим союзом – «и».

  • Артист нервничал перед выступлением, и в зале ощущалось волнение.
  • И доллар, как евро, продолжает стремительно расти.

Задаем вопрос

Написание слова зависит еще и от вопроса. К наречию с частицей можно задать вопрос «как?». Зато с союзом такой номер не пройдет, поскольку это не самостоятельная часть речи.

Отбрасываем частицу

Рассмотрим такое предложение:

  • Мой сегодняшний день прошел так же, как и вчера.

Помня о том, что частица «же» придает лишь эффект усиления, попробуем ее отбросить. Что у нас получилось?

  • Мой сегодняшний день прошел так, как и вчера.

Предложение абсолютно не пострадало, значит, в данном случае «так же» следует написать раздельно.

Теперь другой пример:

  • Мой друг любит суши и роллы, я также люблю японскую кухню.

Попробуем снова отбросить «же». И вот что у нас получится:

  • Мой друг любит суши и роллы, я так люблю японскую кухню.

С предложением явно что-то не то! Еще бы, ведь в этом случае мы отбросили не частицу «же», а оторвали кусочек союза! Запоминаем: в такой ситуации наше слово пишется слитно.

В то же время, если заменить также на тоже – смысл не изменится. Это – убедительный повод для слитного написания.

  • Мой друг любит суши и роллы, я тоже люблю японскую кухню.

Синонимы

Наречию с частицей “так же” соответствуют следующие синонимы:

  1. таким же образом,
  2. точно так же,
  3. как и,
  4. равно как и,
  5. так же как,
  6. подобно,
  7. похоже,
  8. одинаково,
  9. аналогично.

Союз “также” можно заменить словами:

  1. тоже,
  2. в равной мере,
  3. вместе с тем,
  4. равным образом.

Помните о том, что правильно подобранный синоним способен разрешить целый ряд орфографических проблем.

Тяжелый случай

Бывают, правда, непростые ситуации, когда смысл можно определить лишь по широкому контексту, который включает в себя несколько предложений, либо по интонации.

  • Девочка была так же очень красивая. (Эта девочка была такая же красивая, как и другая.)
  • Настроен он был также решительно. (И настроен он был решительно.)

Пунктуация

Наши слова имеют свои пунктуационные особенности при оформлении на письме. Например, после наречия с частицей «так же» часто следует слово «как». Мы привыкли, что перед «как» обычно ставится запятая. Но это не всегда справедливо. Рассмотрим на примерах:

  • Я, так же как и большинство студентов, рассчитываю на стипендию.

(= Я, равно как и большинство студентов, рассчитываю.)

  • Я так же, как и большинство студентов, рассчитываю на стипендию.

(= Рассчитываю таким же образом, в такой же степени.)

Надеемся, наша статья помогла вам уяснить разницу между союзом «также» и наречием с частицей «так же». Всегда обращайте внимание на контекст – он поможет разрешить любые трудности. А также не забывайте руководствоваться правилами и подсказками. И на десерт – поучительная лингвистическая сказка.

О силе дружбы

Жили-были на свете наречие Так и частица Же. Так всегда сторонилась Же, потому что считала себя выше нее.

– Я самостоятельное слово! А она кто? – говорило Так вздернув нос.

Же молча сносила обиды и порой даже уходила из предложения, чтобы не оказаться рядом с высокомерным Так. Пожалуй, так бы они никогда и не подружились, если бы не один случай.

Союз И однажды сильно захворал. Настолько, что не мог встать с постели и занять свое законное место в предложении: «И дружба важна для нас». И ведь, как назло, все его ближайшие друзья разъехались – некому было подменить несчастного! Тогда слова решили собрать совет.

– Как же нам быть! Если И не встанет в предложение, оно потеряет смысл!

– Жаль бедолагу. Но мы все можем лишиться работы.

И все слова тихонечко заплакали. Как вдруг Так подошло к Же и опустив голову прошептало:

– Прости меня. Давай дружить. Я знаю, мы сможем помочь.

Же приветливо улыбнулась, протянула Так руку и сказала:

– Дружба также важна для нас.

И тут случилось чудо: предложение обрело смысл! Слова подняли удивленные глаза на бывших врагов и просияли. Они спасены!

С тех пор Так и Же стали такими друзьями, что водой не разольешь. А если и оказывались в предложении порознь, то все равно поддерживали друг друга.

также или так же

Слитно или раздельно?

Оба варианта написания являются верными, однако как пишется «также» слитно или раздельно, зависит от того, в каком значении слово употреблено. А употребляться оно может и в качестве союза, и в качестве наречия и частицы. Многие люди путают – «так же » или «также » как правильно писать это слово?

Правило «также» (союз)

Слитное написание «также » соблюдается в том случае, если слово употреблено в качестве союза. Союз образован в результате сращения наречия «так» и частицы «же». Запомнить правило слитного написания просто: если вместо «также» можно вставить «тоже» или «еще», значит это союз, следовательно, писать слово необходимо слитно .

Примеры

  • Петя любит мармелад, а также пастилу.
  • Я собрал все необходимое: палатку, дождевик, спальный мешок, а также не забыл и про котелок и удочку.
  • Мы перемыли всю посуду, а также начистили до блеска старый медный самовар.

Правило «так же» (наречие и частица)

Раздельным написание «так же » является в том случае, если в тексте оно употреблено в качестве наречия и частицы. Распознать эти части речи можно из контекста предложения. Если «так же » и «таким же образом» являются контекстуальными синонимами, сомневаться в способе написания не стоит – перед вами наречие и частица. Есть дополнительный способ удостовериться в том, что «так же »нужно писать раздельно: опускаем частицу «же», и если смысл предложения не изменился, значит «так же» пишем раздельно.

Примеры

Проговорите вслух все примеры для лучшего запоминания.

  • Люба, так же как и ее сестра Надя, носила две косы: они толстыми змеями сбегали с хрупких девичьих плечиков, и вились кисточками-кончиками у пояса.
  • Как аппетитна говядина в тарелке Сергея! Подайте мне это блюдо так же : на листьях салата и с соусом.
  • Все казалось таким же , как и вчера: так же сияло солнце и чирикали птахи, желтая пыльная дорога змейкой убегала в гору.

Археологические памятники разнообразны и многочисленны. Они в той или иной степени хранят историческую "память" о прошлом в виде остатков сооружений, погребений и т.д. Будучи органично связанными с местностью, с ландшафтом, археологические памятники являются недвижимыми. Все они отражают в той или иной мере деятельность людей прошедших эпох.

Рис. 2. Археологические памятники:

1 - земляная насыпь кургана Иссык (Казахстан); 2 - святилище Жайсан с наскальными изображениями (Казахстан)

Археологические памятники в современном обществе существуют объективно: общество, ученые могут знать об их существовании, изучать, проводить раскопки, использовать их в определенных целях или не знать о них ничего. Поэтому археологические памятники делятся на известные, учтенные и в той или иной степени охраняемые обществом, и неизвестные, которые еще предстоит открыть.

Археологические памятники представлены несколькими типами:

1. Поселения - это общее название целой группы археологических памятников, связанных с жизнью людей в прошлом. Они различаются в зависимости от эпохи, длительности проживания в них людей и характера их деятельности.

Рис. 3.

Рис. 4.

1 - курган с каменной наброской и ряд каменных столбов - балбалов (Горный Алтай); 2 - древнетюркское святилище Мерке с каменными изваяниями (по А. Досынбаевой)

Так, недолговременные поселения обычно называются стоянками , часто связанными с местами добычи и обработки камня в палеолите, являвшимися кратковременными поселениями скотоводов или местами добычи руды. Вместе с тем стоянками в археологии ошибочно называют большинство поселений древнекаменного века.

Древние поселения, окруженные валами, рвами, содержащие остатки укреплений, представляли собой городища , появившиеся в эпоху бронзы и характерные для последующих эпох.

Особый вид археологических памятников - древние города . Известны превратившиеся в археологические памятники города Древнего Египта, столица Древней Персии - Персеполь, Мохенджо-даро в Индии, город Ромула в Риме, погибшие и ставшие археологическими памятниками города средневековья - Старая Рязань, Любеч, Старая Ладога и др. К этому же виду памятников относятся представляющие археологическую ценность ныне существующие города и их укрепленные части - цитадели, крепости и пространство внутри них.

2. Стратиграфия и "культурный" слой. С поселениями в археологии связаны наблюдения ученых о стратиграфии и "культурном" слое. Если на месте поселения заложить траншею, то на ровной поверхности ее стенок будут видны слои: дерн, ниже - подстилающий его слой, который может быть черноземом, суглинком, супесью (в зависимости от местности), еще ниже будет залегать однородный материковый слой. Слои земли являются природными образованиями, характерными для данной местности. На том месте, где располагалось древнее поселение, будет присутствовать так называемый культурный слой, т.е. слой, связанный с жизнью людей. Присутствующие в нем следы жилищ, костров, остатков производственной деятельности, орудий труда или их частей, фрагментов керамической посуды являются важным материалом для изучения.

Рис. 5.

1 - слои древнего Новгорода X-XX вв.

Рис. 5.

2 - Разрез голоценовых слоев Денисовой пещеры (Горный Алтай): 1) светло-серый суглинок с вкраплением мелкого щебня, 2) черный суглинок с вкраплением щебня, 3) светло-серая супесь с щебнем, 4) темно-серый суглинок с вкраплением мелкого щебня, 5) светло-серый суглинок с вкраплением щебня, 6) светло-желтый отмученный суглинок, 7) черный суглинок с редкими вкраплениями щебня и светло-серого суглинка, 8) темно-серый суглинок, 9) темно-серый суглинок с вкраплением щебня, 10) щебень с беловатой глиной, 11) суглинок с вкраплением щебня, 12) красновато-бурый суглинок, 13) серый осветленный суглинок с вкраплением щебня, 14) темно-желтая отмученная глина, 15) голубовато-серая отмученная глина, 16) желтая глина с щебнем, 17) темно-серая глина, 18) крупный камень (по А. П. Деревянко, В. И. Молодину)

Значение имеет насыщенность, толщина культурного слоя, глубина его залегания от поверхности. Не всегда надежная, эта информация свидетельствует о том, как давно и как долго в том или ином месте жили люди. Так, очевидно, что артефакты древнекаменного века в любом случае будут залегать глубже, чем следы более поздних поселений, находившихся на этом же месте.

Культурных слоев может быть несколько, и изучение последовательности их залегания также представляет интерес. Они могут быть разделены прослойками, не содержащими археологических остатков, что свидетельствует о прерывности жизни на этом месте.

3. Погребения и погребальные сооружения - вторая и наиболее многочисленная группа археологических памятников, представленных грунтовыми могильниками, курганами и гробницами. Такое деление проводится по внешним признакам, наличию или отсутствию сооружений на поверхности над местом погребения.

Грунтовые могильники представляют собой погребения, никак не обозначенные на поверхности, - так называемые грунтовые захоронения. Такие памятники бывает сложно обнаружить. Зачастую их открывают случайно или с помощью естественнонаучных методов, при проведении разведок. Могильники, как правило, не содержат сложных сооружений. Это грунтовые ямы или ямы, выложенные внутри камнем либо деревом; в некоторых случаях они содержат захоронения остатков сожжения в керамических горшках.

Курганы . Курганные сооружения появились в степях Евразии в начале палеометаллической эпохи (начало 3-го тысячелетия до н.э.) с распространением в Евразии производящих форм хозяйства - животноводства и земледелия. Необходимо отметить определенную связь этих сооружений с окружающим ландшафтом: они возводились людьми с учетом особенностей местности, как се часть.

Насыпи-курганы различаются конструктивно и по внешнему виду: их сооружали из земли, земли и камней или только из камня, как, например, в Горном Алтае, или в виде оградок из каменных плит и столбов из камня, поставленных в углах. Курганы можно назвать наиболее распространенными древними погребальными сооружениями, расположенными на территории России.

Более сложные конструкции обнаружены в больших курганах эпохи бронзы и раннего железного века. Обычно они выглядят как установленные в обширных ямах срубы из дерева, иногда один содержит внутри другой, как в курганах, раскопанных в Горном Алтае. Они сделаны из долговечных пород дерева, в частности из лиственницы, сверху покрыты несколькими слоями бревен. Вокруг таких погребальных склепов часто встречаются сопутствующие сооружения из дерева и камня, иногда представляющие собой сложные конструкции (например, в скифских царских курганах на Украине, в кургане Иссык в Казахстане или Аржан в Туве). Известны случаи, когда место погребения оборудовалось не в яме, а на поверхности земли, в так называемой домовине (срубе), в ладье (как у некоторых славянских племен и скандинавов) или в небольшом сооружении из дерева и камня. Над такими наземными погребальными конструкциям устраивались насыпи.

Гробницы как вид погребальных сооружений относятся в основном к археологическим памятникам раннегосударственных обществ (египетские пирамиды, погребальные сооружения Мезоамерики, гробницы китайских императоров династий Цинь, Хань и Мин, величественные сооружения правителей Бахая на Дальнем Востоке, античные гробницы и склепы этрусков, средневековые мусульманские мавзолеи). Особенность гробниц состоит в том, что они являются монументальным архитектурными сооружениями из долговечных строительных материалов, сами погребения располагаются в помещениях внутри сооружения, к которым ведут коридоры-дромосы. Гробницы, эти "дома мертвых", олицетворяют целый ряд духовных ценностей: вечность жизни, идею перевоплощения и возрождения, представления о мироздании, о душе, духовном и телесном и т.д. В классовом обществе они также символизируют власть.

С конструкциями погребальных сооружений были связаны различные типы (обряды) погребений людей. Вместе с конструкциями они составляют единое целое - погребальный археологический памятник.

При исследовании известных в археологии обрядов погребений весьма важным являются следующие показатели: в каком положении был погребен человек, какие предметы и как были расположены рядом с ним, антропологические данные о скелете (пол, возраст и т.д.).

Выделяют два основных типа погребения: трупоположение и трупосожжение. Эти обряды имеют довольно много разновидностей и содержат в себе важную археологическую информацию.

Трупоположение . Обычно археологи сталкиваются не с трупами, а со скелетами некогда погребенных людей и с предметами, которые были размещены с ними в соответствии с представлениями о "загробной жизни" и обычаями погребального культа. Трупы погребенных удается обнаружить лишь в некоторых случаях, в определенных условиях, например в мерзлоте (в курганах скифской эпохи в высокогорных районах Горного Алтая) или в условиях очень сухого климата.

Особенности положения умершего имеют в археологии особое значение. Обычай погребения людей возник в среднем палеолите, примерно 140-100 тыс. лет назад, а так называемые "скорченные" погребения с "окрашенными" скелетами характерны для палеометаллической эпохи в степной части Евразии. Погребения бывают одиночными, парными и групповыми, в больших погребальных камерах, как, например, в культурах скифской эпохи. Найденные погребения порождают множество вопросов: кого хоронили вместе, почему, как в погребальной камере оказалось большое количество погребенных, одновременно или разновременно они погребались, как первоначально была устроена погребальная камера и т.д.

Трупосожжение - хорошо известный археологам, широко распространенный обряд, имеющий разновидности: сожжение трупа внутри могильной ямы; захоронение остатков сожжения за пределами ямы и погребение в ней горсти углей и пепла; погребения остатков сожжения в погребальных урнах, горшках и оссуариях.

Кенотафы - своеобразные "погребения", не содержащие останков умершего, т.е. пустые могилы. Они создавались в разные эпохи. Существует мнение, что такие курганы и могильные ямы сооружались для погибшего или умершего, когда его тело по каким-то причинам нельзя было захоронить.

  • 4. Мегалитические сооружения известны в Испании, Португалии, Британии, Крыму, на Кавказе, в Корее и на средиземноморском побережье Африки. Они разные: это дольмены-ящики из крупных каменных блоков, сверху покрытые каменной плитой; кромлехи - круглые сооружения из больших камней (к этой группе древних сооружений относится знаменитый Стоунхендж в Англии). Эти памятники в основном относятся к концу каменного века и палеометаллической эпохе и различаются по своим функциям.
  • 5. Памятники первобытного искусства представлены так называемой пещерной живописью (полихромными изображениями) древнекаменного века, древнейшей палеолитической скульптурой и графикой. Особую многочисленную группу памятников первобытного искусства составляют памятники наскального искусства, распространенные на всех континентах.

Изображения различны, зависят от времени и места их создания. Есть определенная закономерность их расположения: они связаны с предгорьями, горами, выходами камня на берегах рек, озер, морей. Памятники наскального искусства находятся на поверхности, они открыты. Характерные для них изображения той или иной эпохи отражают материализованную в рисунках духовную культуру древнего человека. В этом заключается их основная особенность.

6. Памятниками хозяйственной деятельности являются места добычи камня и древние рудные выработки, места выплавки металла, остатки оросительных сооружений, древние дороги в ряде районов Средней Азии, Южной Сибири, Кавказа и Крыма.

Прослеживается связь этих памятников с природой. Так, остатки древних оросительных систем встречаются в районах засушливого климата, места добычи полиметаллических руд - в горных районах.

К памятникам хозяйственной деятельности относятся производственные объекты, встречающиеся в городах античной эпохи, раннегосударственных образований в Средней Азии и крупных поселениях раннего железного века и средневековья. Это археологические остатки объектов ремесленного производства - керамического, бронзолитейного, кузнечного, кожевенного и др.

7. Пещерные памятники. Многие археологические памятники расположены в пещерах. Это и палеолитическая живопись, и поселения, чаще палеолитические, находившиеся внутри пещер или на площадках перед входом в пещеру. В более поздние времена пещеры использовались и в культовых целях. Такие памятники находят в горах, в карстовых образованиях. В пещерах встречаются и погребения. Так, одно из самых ранних погребений человека среднего палеолита - неандертальца - было обнаружено в пещере Тешик-Таш, в Узбекистане.

Проведение исследований в пещерах требует наличия спелеологических навыков, использования специального оборудования и сопряжена с дополнительными трудностями: раскопкой напластований и перемещенных слоев, сложностями фиксации материалов в культурном слое пещеры.

  • 8. Архитектурно-археологические памятники составляют весьма многочисленную группу памятников: это цитадели и кремлевские комплексы средневековья в древних городах; замковые постройки, архитектурно-религиозные комплексы, городские укрепления. Архитектурно-археологические памятники как сохранившиеся до наших дней, так и разрушенные, представляют интерес для археологов, историков и архитекторов.
  • 9. Каменные изваяния. Эти памятники принадлежат разным археологическим эпохам - от энеолита и до средневековья (древнетюркские, половецкие и печенежские каменные бабы). Они различны по внешнему виду, назначению, функциям. В одних случаях каменные изваяния связаны с погребальными комплексами, являются их частью с самостоятельными смысловыми функциями, в других представляют собой полностью самостоятельные монументально-изобразительные памятники.

Основная территория распространения изваяний - степная Евразия; находясь на своих первоначальных местах в природной среде, они составляли с ней единое целое.

Выделяют несколько основных типологических и хронологических групп рассматриваемого типа памятников:

  • o стелы энеолита и ранней бронзы, на поверхности которых выбиты сложные изображения из растительных, животных и солярных символов;
  • o изображения конца эпохи бронзы и раннего железного века, так называемые оленные камни. Они антропоморфны, передают в камне и общих чертах фигуру человека; по всей поверхности камня изображены стилизованные "летящие" олени с вытянутыми мордами;
  • o средневековые антропоморфные изображения, принадлежащие средневековым скотоводческим народам. Они изображают человека, на некоторых показаны особенности лица, детали одежды, аксессуары.
  • 10. Клады. Существует два понятия клада - бытовое, когда речь идет о специально спрятанных драгоценных предметах или монетах, и археологическое, связанное с найденными археологическими предметами (вооружения, орудий труда, ценной посуды и др.). Клады могут быть спрятаны по каким-либо причинам и оставлены их владельцами или погребены в результате катастроф. Иногда археологическими кладами называют собрания предметов, которые, строго говоря, кладами не являются. Например, амударьинский клад - собрание археологических предметов из разных мест Средней Азии, скупленные в XIX в. на рынках Пакистана. Клады, как правило, содержат предметы, относящиеся к одному периоду или археологической культуре.
  • 11. Эпиграфические памятники. Это сохранившиеся каменные стелы с надписями разных эпох, имеющие историческую ценность. На территории России и стран СНГ встречаются древнегреческие и римские, древнетюркские, славянские, армянские и грузинские стелы, содержащие клятвы, документы, законы и посвящения, намогильные эпитафии и указатели. Эти памятники неразделимы с археологией: как и любые другие археологические памятники, они служат цели исторической реконструкции.
  • 12. Памятники подводной археологии представляют собой остатки прибрежных поселений прошлого, могильники и наскальные изображения, находящиеся под водой (в основном прибрежные, расположенные на небольшой глубине), затонувшие суда разных археологических эпох. В настоящее время открыто довольно много объектов подводной археологии у побережья Черного, Балтийского морей и в бассейне Средиземного моря, у берегов Передней Азии, Северной Африки, на юге Европы, в странах Юго-Восточной Азии.

Археологические памятники неодинаковы по своей информативности, но в любом случае являются важными и часто незаменимыми источниками изучения прошлого. Археологические памятники - невосполнимые объекты материальной и духовной деятельности людей прошлого. Их количество не увеличивается, а напротив, ежегодно уменьшается в результате естественного разрушения, техногенного вмешательства (когда при промышленном строительстве разрушаются памятники археологии) или антропогенного влияния (по причине невежества или безразличного отношения человека к прошлому). Наконец, археологические памятники исчезают и в результате научных раскопок. Переставая существовать, они переходят в новое качество - становятся источником исторических сведений.

В настоящее время зависимость определяется как «болезненное стремление человека заместить свою духовную неполноту посредством химических веществ, материальных объектов, психических процессов или человеческих отношений». Кроме химической, существует зависимость от лекарств, никотина, пищи, болезни режима, отношений. Таким образом, алкоголизм и наркомания — это лишь вершина айсберга.
Важно четко представлять, что человек употребляет алкоголь и наркотики не из-за своей изначальной порочности и склонности к преступному образу жизни, а потому что возникает неконтролируемая, не зависящая от воли человека болезнь. Таким образом, сначала человек заболевает, а уже вследствие этого заболевания его поведение становится асоциальным.

2. Основные виды зависимостей:
Заболевание имеет две основные формы:
* физическая (химическая) — физиологическая потребность организма в очередной дозе наркотического вещества. Если это вещество не поступает в организм, человек испытывает чрезвычайно болезненное состояние — абстинентный синдром. Его проявлениями могут быть тремор конечностей, головные боли, тошнота, рвота, понос, могут возникать галлюцинации, нарушения рассудка и памяти.
И потребность в наркотике и ломка не зависят от воли человека, характера, так же как кашель у больного туберкулезом не зависит от его желания. Медицина пока не умеет лечить такие нарушения, поэтому заболевания с химической зависимостью хронические, прогрессирующие и неизлечимые.

* психическая — душевная потребность к возвращению в состояние наркотического опьянения. (В отличие от дурной привычки, справиться с психической зависимостью волевым усилием невозможно). И это также не дурная привычка, а заболевание. Зависимый человек может радоваться, испытывать положительные эмоции, только употребляя наркотики. Во многом это объясняется особенностями нарушенного врожденного обмена веществ: в частности, недостатком уровня эндорфинов. С каждым разом для достижения нужного эффекта требуется все большее количество наркотика. Алкоголь или наркотик, с точки зрения позитивной терапии Пезишкиана, является веществом, которое дает ощущение тепла, защищенности, уверенности и выполняет таким образом функцию семьи, позволяя делать жизненные конфликты переносимыми.

3. Основные признаки и стадии алкоголизма и наркомании.АЛКОГОЛИЗМ — заболевание с прогредиентным (прогрессирующим) течением, в основе которого лежит патологическое пристрастие к этиловому спирту. Термин ввел шведский врач М.Гусс в середине 19в.
Спирт оказывает на человека эйфоризующее (повышает настроение), седативное, релаксирующее действие. Многие люди нуждаются в достижении такого эффекта: невротики, люди с плохой социальной адаптацией, работающие с эмоциональными и физическими перегрузками. Однако даже сильно пьющий человек может не быть алкоголиком. Если он в любой момент может сказать себе «нет» и остановиться, он не алкоголик.
Алкоголиком считается человек, находящийся во власти влечения, т.е. если он не способен перестать пить после первой рюмки, приняв предварительно такое решение. Практика показывает, что алкоголик навсегда теряет способность контролировать себя при употреблении алкоголя и пить умеренно, как другие люди. Алкоголику достаточно выпить первую рюмку и даже после многих лет воздержания возникает феномен тяги.
В книге «Анонимные алкоголики» приводится такой случай: «Алкоголик-бизнесмен в возрасте 30 лет понял, что ничего не добьется, если не бросит пить. И он решил, что пока не добьется успеха в бизнесе, не возьмет в рот ни капли. Человек исключительной воли, он не пил в течение 25 лет и вышел на пенсию в 55 лет, сделав блестящую карьеру и имея крепкое здоровье. И тут он стал жертвой иллюзии, которую питают все алкоголики, что долголетняя трезвость и самоконтроль позволят ему пить, как обычные люди. Через 2 месяца он уже был в больнице, а через 4 года умер, превратившись в полную развалину. Таким образом, алкоголь — это хитрый, властный, сбивающий с толку смертельный враг.
В становлении алкоголизма большую роль играют: социальное окружение, обстановка в семье, воспитание, традиции, наследственность, способность адаптироваться к стрессам. Важно понять, что это действительно опасное смертельное заболевание, а не слабость воли или распущенность, как многие думают.
По данным ВОЗ, смертность по причине алкоголизма является 3-й после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. 60-70% мужчин, злоупотребляющих алкоголем, умирают до 50 лет: алкогольное отравление, внезапная остановка сердца, травматизм, самоубийства и убийства (около половины совершаются в состоянии опьянения). Сопутствующие болезни: язвенная, сердечно-сосудистые расстройства, травмы, далее: цирроз печени, полиневриты, мозговые нарушения. У женщин — заболевания ЖКТ (панкреатит, гепатит, холецистит, гастрит). Мировая статистика излечения от хронического алкоголизма следующая: мужчин 3%, женщин — 1%. Увы, алкоголик практически неизлечим. Так как алкоголь не имеет никакой пищевой ценности, а содержит одни калории, человек по существу убивает себя голодом. Это медленная форма самоубийства.

Степени опьянения:
— легкая: эйфория, расслабление, физический комфорт, облегчается общение, самоуверенность, благодушие и говорливость. (У лиц, перенесших черепно-мозговую травму, психопатов возможна атипичная форма — агрессия)
— средняя: может быть переход в раздражительное, даже злобное состояние, речь становится невнятной, снижается температурная и болевая чувствительность, нарушается координация, возможны немотивированные поступки. После симптомы интоксикации: головная боль, жажда, слабость, апатия. (помощь: выпить 2 литра раствора марганцовки и вызвать рвоту)
— тяжелая: выключение сознания вплоть до комы, самопроизвольные дефекация и мочеиспускание. (помощь: срочно вызвать скорую. Рвоту вызывать нельзя, возможна аспирация рвотных масс).

(Внимание: у лиц с неполноценной нервной системой (эпилепсия, энцефалопатия, психопатия), а также в результате сильного стресса может возникнуть патологическое опьянение — сильное возбуждение (страх, гнев, ярость, помрачение и полное выключение сознания). Длительность — от нескольких минут до нескольких часов, потом — слабость и глубокий сон. Признаются невменяемыми в случае правонарушения.)

Стадии алкоголизма:
— Первая: потеря контроля, нарастающая толерантность, переход к систематическому пьянству.
— Вторая: максимальная переносимость алкоголя (до 2л водки в день), пьянство ежедневное на протяжении многих лет (постоянное влечение и физические возможности). Возникает абстинентный синдром (гиперемия лица, сердцебиение, дрожь в теле и тремор конечностей, диспепсия, боль в области сердца), который облегчается после «опохмела». Также могут быть нарушения сна, чувство вины, тревога, подавленность, кошмары.
Формируется алкогольный характер и алкогольное мышление: повышенная возбудимость, слабодушие, плаксивость, в то же время эмоциональное и нравственное безразличие (все внимание — только на спиртное).
Третья: снижается толерантность, требуются меньшие дозы, т.к. печень уже не способна разлагать алкоголь, запои, влечение непреодолимое. Деградация тела и духа (лживость, воровство, цинизм).

НАРКОМАНИЯ.
Существует несколько видов наркотической зависимости:

Вещества Признаки употребления Проявления АС
ОПИАТЫ: препараты мака, морфин, кодеин, метадон, героин точечные зрачки, влажные глаза, выделения из носа, постоянная жажда, сильно худеет зрачки расширены, повышено давление, брюшные колики, понос, тошнота, рвота, боли в теле и суставах
Психостимуляторы: кокаин, крэк, эфедрин, амфетамин, мефедрин, кофеин, теофиллин, никотин, антидепрессанты (повышатели) расширение зрачков, нелепое поведение, повышение температуры, при передозировке тремор, спазмы мышц, тревога, галлюцинации депрессия, резкая возбудимость, сонливость
Депрессанты: барбитураты, транквилизаторы, снотворные: седуксен, реланиум,элениум, тазепам и др. понижатели сонливость, пьяная походка, нечеткая речь, эмоциональная расторможенность тошнота, рвота, судороги, припадки, галлюцинации
ГАЛЛЮЦИНОГЕНЫ (психоделические):
псилобицин, мескалин из кактуса пейотль, мухоморы, марихуана, ЛСД, атропин, ср-ва мед.наркоза кетамин, каллипсол сильно расширенные зрачки, покраснение лица и глаз, учащенный, сухость слизистой губ, рта, носа, повышенный аппетит проявления могут отсутствовать, сильная психическая зависимость. Хиппи, психоделическое искусство
ИНГАЛЯНТЫ:
бензин, ацетон, клей, аэрозоли тошнота, рвота, головные боли, нарушенная координация и контроль энцефалопатия.

из книги «Анонимные наркоманы»:
«Кто такой наркоман? Вся наша жизнь и мысли крутились вокруг наркотиков — достать, принять дозу, добыть средства достать еще. Мы жили, чтобы употреблять наркотики, и принимали наркотики, чтобы жить. Все очень просто: наркоман — это человек, жизнью которого управляют наркотики. Мы много раз возвращались в нормальное состояние — но лишь для того, чтобы снова начать их употреблять. Оказалось, что болезнь поймала нас в ловушку. Мы были вынуждены манипулировать людьми, лгать, воровать, торговать собой, наш дух оказался сломлен, способность ощущать себя человеком утрачена.»

Именно психическая зависимость, душевная потребность к возвращению в состояние наркотического опьянения является причиной, по которой человек, даже пройдя дорогостоящее лечение, возвращается к прежнему. Можно снять ломку, закодироваться, т.е. убрать физическую зависимость, но противостоять психической зависимости наркоман оказывается практически бессилен. Не умеет он жить полной жизнью, не умеет радоваться, создавать нормальные отношения с людьми, он чувствует себя чужим на этом празднике жизни. И поэтому тяга к «химической радости» оказывается непреодолимой.

Потребность в наркотике не зависят от воли человека, характера, так же как кашель у больного туберкулезом не зависит от его желания. Медицина пока не умеет лечить такие нарушения обмена веществ, поэтому заболевания с хим. зависимостью признаны современной наукой хроническими, прогрессирующими и неизлечимыми.

Единственное условие жизни для алкоголика и наркомана — полностью отказаться от приема алкоголя или наркотиков. Это сверхтрудно — покончить с пристрастием, достигнуть состояния чистоты. Обычно это происходит, когда человек понимает, что стоит на пороге жизни и смерти, и говорит себе — «Все, дальше так продолжаться не может». Психологи называют это состояние конверсией.
Каждый человек может иметь только свой личный опыт конверсии, поэтому, к сожалению, мы не можем заставить другого измениться, даже понимая, что он погибает. Я хочу напомнить случай, когда родители, стремясь оградить ребенка от наркотиков, на целые недели приковывали его цепью к батарее отопления, чтобы он не мог выйти за очередной дозой. Такая борьба бесполезна. Она разрушает остатки доверия.

Если наркотическая беда пришла в дом, важно принять, что нет четких и быстрых рецептов спасения. В этой ситуации первостепенная обязанность близких состоит в том, чтобы немедленно обратиться за помощью. Причем, помощь требуется, как показала практика, в первую очередь членам семьи наркомана. Ситуация сама собой не разрешится, а только усугубится. Важно знать, как жить дальше, чтобы не стать пособниками болезни. Куда обращаться и какая методика может помочь?

4. Психотерапия при работе с химической зависимостью.
4.1. На 1 этапе важно прекратить прием наркотиков, остановить их влияние на психику. Должно быть полное и немедленное воздержание. Это задача врача. Врачи на данном этапе часто применяют для алкоголиков антабус, для наркоманов циклазоцин или метадон. (Если зависимый начинает пить во время приема данных лекарств, у него начинается бурный приступ болезни).
Затем нужно найти замену наркотику, что-то более интересное. Зависимые — это люди, не умеющие радоваться, они не любят себя и не умеют любить других. Оказавшись без наркотика, они ощущают пустоту, обнаруживают, как пишет Эрик Берн, что в их отношениях с людьми всегда есть что-то извращенное или неприятное. Если препарат нечем заменить, достигнуто очень мало.
Мировой опыт свидетельствует о том, что лучшей заменой препарата являются люди. Больной должен научиться ценить живых людей и отношения с ними больше наркотика. Прием, приводящий к успеху, состоит в том, чтобы сделать из наркомана или алкоголика миссионера.
По времени процесс замещения идет не менее года, воздержание в течение меньшего срока не дает устойчивых результатов!)

4.2. Анонимные алкоголики.

Хорошо зарекомендовала себя 12-шаговая программа общества Анонимных Алкоголиков (АА), основанного 10 июня 1935г. (Акрон, штат Огайо).
Алкоголики, испытав на себя все возможные способы излечения, поняли, что справиться с этим недугом можно только полностью отказавшись от спиртного как от смертельного яда (не будешь же ты пить цианистый калий!). Жизненный опыт научил их, что преодолеть патологическую тягу к первой рюмке самому человеку невозможно. Они признали свое бессилие перед алкоголем.

Это и есть первый шаг программы: сдаться, признать себя в этом вопросе неспособным справиться с проблемой. Несмотря на его очевидность, это самый трудный шаг, он легче удается людям, уже дошедшим до последней черты.
Второй шаг — это убеждение, что только Сила, более могущественная, чем сам человек, поможет вернуть ему здравомыслие. Это момент обретения высшей силы Создателя в той мере, как человек это понимает.
(«С этого момента нечто, что можно назвать Создатель, Бог, Высший разум, Вселенский разум будет нашим руководителем, а мы — исполнителями Его воли. Он — наш отец, а мы — его дети.»)
Осознание присутствия Высшей Силы часто производит быстрое изменение в состоянии алкоголика, он приобретает душевное спокойствие, как бы рождается заново.
Третий шаг — обретение уверенности в готовности окончательно отдаться на волю Создателю.
(«Господи, я предаю себя тебе, чтобы создавать и творить при моем участии, как Тебе угодно. Освободи меня от пут себялюбия, чтобы я мог лучше выполнять твою Волю. Удали то, что тяготит меня, чтобы эта победа была свидетельством для тех, кому я хотел помочь, полагаясь на силу Твою, Твою любовь и понимание предначертанного Тобой пути. Да исполнится твоя воля в веках».)
Отказ от эгоцентризма, смирение является мощной психотерапией.
Четвертый шаг — инвентаризация, наведение порядка в своем персональном хозяйстве. Честный анализ прошлой жизни, составление списка людей, учреждений, принципов, по отношению к которым были испытаны злость, страх и обида. Избавление от негативных чувств, прощение, обретение адекватной самооценки.
Пятый шаг — исповедь. Нужно рассказать всю свою жизнь, не скрывая ни недостатков характера, ни темных уголков человеку, который умеет понять, хранить тайну, не осудить. Такое понимание более возможно между выздоравливающими алкоголиками, которые испытали аналогичные проблемы. Опыт показывает, что ни близким, ни психотерапевтам, ни другому здоровому человеку алкоголик не может довериться до конца.
Шестой и седьмой шаги — готовность избавиться от своих недостатков и обращение к Создателю:
(«Я хочу, мой Создатель, чтобы Ты принял меня со всем, что во мне есть, и хорошим, и плохим. Прошу Тебя освободить меня от недостатков моего характера, мешающих мне быть полезным для Тебя и других. Дай мне силы выполнить твою Волю.»).
Восьмой шаг: составление списка людей, которым было причинено зло. Просьба к Всевышнему преисполниться желанием загладить свою вину.
Девятый шаг: Вера без действий мертва: возмещение причиненного этим людям ущерба, кроме тех случаев, когда это могло бы повредить кому-либо другому. Целеполагание: не просто привести свою жизнь в порядок, а изменить ее таким образом, чтобы приносить максимальную пользу миру и людям.
Десятый шаг: исправление ошибок на новом пути, развитие понимания и самоконтроля. Здесь необходимо выработать в себе новые модели поведения, заменив ими старые, болезненные привычки.
11-шаг: ежедневные обращения к Создателю и углубленное размышление. Да исполнится воля Твоя!
12-шаг: помощь другим зависимым. Именно в заботах о подопечном зависимый может забыть о своих проблемах.
У АА есть 3 простых девиза:
Живи и давай жить другим.
Первым делом — главное.
Тише едешь — дальше будешь.
и Молитва о душевном покое:
Боже, дай мне разум и душевный покой
принять то, что я не в силах изменить;
мужество изменить то, что могу;
и мудрость отличить одно от другого. Райнгольд Нибур
Итак: Выздоровление возможно только при духовной эволюции.
Важно знать:
— в чем проблема
— что делать для выздоровления
— как работать для достижения цели.

4.3. Метод активной релаксации
Важным методом профилактики и поддержки больных в период реабилитации является активная релаксация (АР). Как составная часть системы психофизического оздоровления и самосовершенствования (ПАФОС) АР может стать основой мощного предупреждающего воздействия, стилем ЗОЖ. Процесс нервно-мышечного расслабления повышает эффективность ухода от негативных чувств и мыслей в сторону позитивного мышления. Возникает желание заниматься здоровьем и самосовершенствованием, появляется интерес к своей внешности и ее улучшению, диетологии, закаливанию, самомассажу, различным упражнениям ЛФК, эстетотерапии. Это является сильной опорой для духовно-эстетического развития и формирования иммунитета к зависимостям.

На стадии лечения (даже начальных фаз) АР является лишь мощным подспорьем специальным методам лечения. Помимо общеоздоровляющей роли, снижения неадекватных психофизических напряжений, развития методов самоконтроля и самооценки, она позволяет решать следующие проблемы:
1. ликвидировать вакуум времени, являясь эффективным средством терапии занятостью, особенно при возникновении тяги.

2. повышать уровень эндорфинов, особенно во временных зонах риска. Известно, что под воздействием высоких психо-физических нагрузок, которые испытывают, например, спортсмены-профессионалы, в организме повышается концентрация эндорфинов, возникает т.н. «малая наркотизация». Подбор и поэтапная коррекция индивидуальных программ интенсивных физических нагрузок, при удовлетворительном состоянии здоровья, показывают, что по мере прочного внедрения АР в режим дня происходит выделение эндорфинов, что снижает потребность в плохой наркотизации.

3. Большое значение имеют специальные психофизические упражнения в сочетании с формулами самовнушения (записанными на кассеты), которые при постоянном проведении создают в коре головного мозга очаг «конкурирующей доминанты». Использование этих упражнений при возникновении тяги позволяет существенно ослабить влечение.
4. При тяжелом течении абстинентного синдрома акцент делается на психическую компоненту с постепенным включением соматики: идеомоторика — легкий массаж — водные процедуры — легкий стретчинг — ритмичная ходьба — элементы аэробики и т.д. Все это — в комплексном настрое на АР как стиль жизни и реабилитации.

4.4. Поведенческая терапия в АА
Изменение поведения — это длительный процесс, для которого необходима достаточная мотивация. Желательное поведение формируется в результате наблюдения или подражания тем ролевым моделям, которые пользуются социальным одобрением.
Род Айленд Дж. Прочаска и К. Ди-Клементе выделили 5 стадий изменения моделей поведения:
1. предобдумывание (информация о необходимости изменений)
2. обдумывание (формирование мотивации)
3. принятие решения (составление плана, постановка целей)
4. действие (оказание помощи)
5. поддержание новой формы поведения (социальная поддержка, положительное подкрепление)

5. Работа с семьей зависимого.
Суть разъяснительной работы в семье больного состоит в отказе от категоричности ожиданий, выработке готовности к возможным срывам, развитию саногенного (оздоровительного) мышления, когда акцент не том, что «сорвался, все напрасно, ничего не получится», а «продержался, можешь не пить, в следующий раз продержишься еще дольше..»

Нужно понимать, что алкоголик может не пить много лет, но он все равно остается больным человеком, и у него возможны срывы, его нельзя провоцировать даже обстановкой. Жалеть, любить, терпеть и не корить, не упрекать даже в мыслях, стараться увеличивать периоды воздержания и терпеливо ждать выходов из срывов. Важно постоянно напоминать близкому: «Я люблю тебя, но не принимаю пьянство», тогда вы объединяетесь против общего врага — алкоголя. В противном случае, вы остаетесь в одиночестве и неизбежно проигрываете. «Непонимание» со стороны близких чаще всего усиливает желание уйти в алкоголь.
Когда ясно, что срыв неминуем, возьмите обещание никогда не пить на голодный желудок, хотя бы выпить 2 стакана воды и съесть кусок хлеба.

Появилось желание выпить — нужно плотно и вкусно поесть, принять успокаивающее (седуксен, фенозепам, сонапакс — 1-2 табл). Помогает сладкое, шоколад. Если сможет, пусть уменьшит крепость алкоголя: принимает сухие вина, разбавляет водку водой, ни в коем случае не переходя на крепленые вина — они выбивают поджелудочную железу, влияют на психику. Старайтесь отдалить этот момент как можно дольше, понимая, как это тяжело ему, напоминая, что каждое волевое усилие — даже на час!!!- оставляет в психике след, и следующее усилие будет даваться легче. НИКАКОЕ СТАРАНИЕ НЕ ПРОХОДИТ ЗРЯ — закрепляется условный рефлекс, закладывается фундамент для более успешных попыток. Чем дольше можешь продержаться, тем больше успех. Да, срывы могут быть, но ведь и успеха абсолютного не бывает
Если весна затягивается, и в мае еще холодно, мы все равно не сомневаемся, что лето придет. Поэтому старайтесь получать максимальное удовлетворение от «хороших» дней» и терпеливо ждать, когда пройдут «плохие». Любовь, терпение и искренность помогают в этом. Высокомерие, жалость, молчаливый укор, плохо скрываемое презрение — провоцируют близкого на срыв. Как писал Киплинг: «Умей прощать и не кажись, прощая, великодушней и умней других».

6. СОЗАВИСИМОСТЬ (СЗ)
К сожалению, такое разумное поведение удается редким людям. Общеизвестно, что если в семье есть алкоголик или наркоман, вся семья больна. Если алкоголик находится в зависимости от наркотика, то его близкие находятся в зависимости от его неконтролируемого и часто угрожающего поведения. Их психологический статус определяется как «созависимые».
Созависимость, по определению, данному на 1-й конференции по этой проблеме в 1989г. (Аризона, США) — «это устойчивое состояние болезненной зависимости от компульсивных форм поведения и мнения других людей, формирующееся при попытках человека обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность».
СЗ — это заученное самопораженческое поведение. Это те модели, которые не дают людям возможности сформировать более радостные, здоровые взаимоотношения. В основе СЗ – глубинный разрыв человека с самим собой. Каждый член неблагополучного семейства имеет серьезные проблемы. В такой семье каждому не хватает настоящей любви, заботы и тепла. Методика зависимости от самопораженческой модели абсолютно схожа с алкогольной. Поэтому и излечение происходит успешно по программе 12 шагов (для родственников это Ал-Анон).

Восприятие речи

Особенности восприятия речи

Уровни восприятия речи

  • Восприятия голоса.

Восприятие устной речи

  • Роль знаковых образов.
  • Форма монолога.
  • Волевое усилие.

Нарушения восприятия речи

  • Нарушение чтения.

Развитие восприятия речи

  • Развитие физического слуха.
  • Развитие речевого слуха.

Процесс восприятия речи

04.04.2015

Снежана Иванова

Восприятие речи - сложный процесс, требующий от человека сосредоточенной работы всех психических процессов и, главным образом, мыслительной деятельности...

Восприятие речи — сложный и интересный процесс, требующий от человека сосредоточенной работы всех психических процессов и, главным образом, мыслительной деятельности. Жизнь современного человека тесно связана с речью. Практически все свои действия мы сопровождаем определенными высказывания и не можем жить без взаимодействия с другими людьми. Общение является ведущим компонентом всякой деятельности, поскольку любое дело в современном мире построено на том, чтобы каким – то образом контактировать с людьми. Можно с полной ответственностью заявить, что начало нынешнего 21 – го века ознаменовано большими продажами. Причем сейчас продают не только непосредственные продавцы, как это было раньше, но и всякая другая деятельность подчинена торговле. Появились новые специальности и профессии: маркетолог, менеджер, консультант, копирайтер. Все они в той или иной степени обязательно предполагают тесное взаимодействие с людьми.

Особенности восприятия речи

Процесс восприятия речи, в свою очередь, подчинен внутреннему механизму личности, умению складно и грамотно излагать свои мысли. То, как именно человек воспринимает речь другого, зависит от множества факторов. Не последнюю роль здесь играют такие вещи, как тембр голоса, скорость речи, интонация. Известно, что при быстрой скорости речи, индивид проявляет меньшую сосредоточенность на объекте, чем при более медленной. Заинтересованность в предмете разговора тоже откладывает существенный отпечаток на процесс слушания и воспроизведения звучащей речи. Когда информация полезна и индивид осознает ее важность, происходит так называемое мотивированное слушание, то есть обусловленное внешней необходимостью.

Уровни восприятия речи

В современной психологической науке выделяют несколько уровней восприятия речи. Данные структурные компоненты подходят для «живой», то есть произносимой субъектом деятельности речи.

  • Восприятия голоса. На подсознательном уровне каждый человек воспринимает голос собеседника. Хотим мы того или нет, но окружающие оказывают на нас существенное влияние. На самом деле, мы воспринимаем в первую очередь не то, что нам говорят, а с какой интонацией эти слова произносятся. Если голос определенного лица с самого начала внушает нам страх и опасение, совсем не важно, что он скажет. Наше восприятие подсознательно настроится на то, чтобы отгородиться или избежать встречи с новой информацией. И даже в том случае, когда она действительно может оказаться полезной, слова не будут правильно услышаны и приняты.
  • Восприятие тембра и скорости речи. Многочисленными исследованиями было подтверждено, что во вторую очередь человек воспринимает тембр и скорость речи. Если то, как произносит слова говорящий, соответствует нашим собственным представлениям и согласуется с нашими индивидуальными особенностями проговора, значит, такая речь гораздо скорее найдет отклик. В ином случае, слушающему приходится в значительной степени перенастраивать себя, испытывать дискомфорт и напряжение для лучшего усвоения и понимания информации. Вот почему далеко не все студенты на лекциях легко воспринимают речь преподавателя. Именно поэтому сам лектор должен обладать личным обаянием, чтобы заинтересовать своим выступлением.
  • Восприятие смысла высказывания. На третьем этапе находится вхождение информации в центр восприятия – мозговые структуры. Если на предыдущих уровнях все прошло благополучно, и личность эмоционально не отгородилась от слушающего, то содержание высказывания достигает своей цели. Восприятие смысла высказывания происходит легко и свободно в том случае, когда люди максимально расположены друг к другу и между ними нет взаимных претензий, страха или предубеждений.
  • Получение и обработка поступившей информации. Когда речь говорящего была правильно услышана собеседником, в дальнейшем происходит усвоение информации. Ее необходимо осознать, осмыслить, сделать своей. Все это требует определенного времени и, соответственно, волевых усилий. Человеческому мозгу требуется некоторый промежуток для эффективного усвоения.

Формирование ответного высказывания

Последним, но не менее важным компонентом восприятия речи является создание ответной реплики, которая бы соответствовала речевому высказыванию собеседника. Моделирование предложений и произнесение их происходит посредством участия голосовых связок. Прежде, чем найдутся нужные слова, нужно понять истинные мотивы и намерения собеседника. Как правило, ответное высказывание по интонации и силе воздействия соотносится с первоначальным речевым посылом, который исходит от коммуникатора. Иными словами, реципиент почти всегда эмоционально находится на той же волне, как тот, кто начал беседу, или подстраивается под нее.

Восприятие устной речи

Нет никаких сомнений в том, что речь, произносимая голосом, отличается от письменной, то есть воспринимаемой через условные обозначения. Дело в том, что восприятие речи на слух имеет свои характерные особенности, какие не встречаются в письменной. Устная речь, сама по себе, сложный и многоуровневый феномен.

Зрительное восприятие и речь тесным образом связаны друг с другом. Замечено, что чем больше человек читает, тем более сформированной и грамотной можно назвать его речь. Процесс восприятия письменной речи характеризуется рядом особенностей.

  • Роль знаковых образов. Мы воспринимаем любой текст посредством чтения. Предложения в тексте состоят из отдельных слов, а те из букв. Прежде чем человек научится читать, ему приходится осваивать знаковую систему – определенные условные обозначения.
  • Форма монолога. В отличие от живой беседы, в письменной речи мы вынуждены «слушать» позицию автора. То есть восприятие идет из прочитанного материала, а не из формы вопрос – ответ. Мысленно, конечно, можно вести с автором душевный диалог на философские и научные темы, но в основном, читатель только усваивает изложенную в книге информацию.
  • Отдаленность эффекта во времени. При изучении определенной информации нередко происходит формирование собственного мнения по конкретному вопросу, выстраивание индивидуальных точек зрения и взглядов. Но все это становится возможным только в результате активного осмысления прочитанного материала, которое гарантирует его лучшее усвоение.
  • Волевое усилие. Иногда, чтобы эффективно воспринять нужную информацию, необходимо сделать над собой волевое усилие, то есть заставить себя совершать действия, которые на данный момент выполнять не хочется. Регулярные занятия и чтение серьезной литературы дисциплинируют, помогают выработать уверенность в себе.

Нарушения восприятия речи

Люди, страдающие теми или иными расстройствами психики, иногда обнаруживают в себе нарушения восприятия речи. Такие изменения проявляют себя в том, что человек не может запомнить текст после многократного повторения, не умеет выделить главную мысль в прочитанном и не может научиться читать. Чаще всего расстройствами речи страдают люди с явными физическими отклонениями, имеющие ту или иную степень умственной недостаточности.

  • Расстройства понимания устной речи. Проявляются в невозможности сосредоточиться на взаимодействии с другим человеком. Такой человек может не воспринимать как отдельные слова, так и целые фразы, обращенные к нему. Он путает понятия, заменяет слова, «перебирает» в них буквы. Иногда такие изменения в сознании происходят в результате аварий.
  • Нарушение чтения. Данный вид нарушения возникает при повреждениях левого полушария коры головного мозга, височных и затылочных долей. При этом может наблюдаться следующая картина: больной знает названия всех букв, понимает смысл прочитанного, если ему читать вслух, но сам не может сложить слоги.

Развитие восприятия речи

Чтобы развитие речи осуществлялось полноценно, необходимо на занятиях затрагивать все его компоненты: физический, фонематический и речевой слух. Только комплексный подход позволит достичь высоких результатов.

  • Развитие физического слуха. Сюда относится способность адекватно воспринимать звуки из окружающего пространства. Если человек страдает тугоухостью или абсолютной глухотой, то развитие речи делается затруднительным, а во втором случае практически невыполнимой задачей. При нарушениях физического слуха необходимо организовать индивидуальные занятия, способствующие выравниванию индивида в развитии.
  • Развитие фонематического слуха. Включает в себя развитие способности отличать друг от друга близкие по звучанию слова, формирование правильного произношения слов, выговаривание окончаний. Если фонематический слух развит в достаточной степени, то эти знания способствуют выстраиванию связной речи, пониманию смысла высказывания, быстрому овладению чтением и письмом.
  • Развитие речевого слуха. Данная способность состоит из нескольких компонентов, тесно связанных между собой: способность понимать звучащую речь, выстраивать логические связи между предметами и явлениями, самостоятельно моделировать предложения и смысловые отрезки текста, пользоваться родным языком в соответствии с литературной нормой, понимать интонацию, значение слов и отдельных фраз. Для достижения лучшего эффекта рекомендуется давать задания на составление и пересказ текста.

Таким образом, процесс восприятия речи представляет собой сложную многоуровневую систему, которая подчинена механизмам взаимодействия человека с окружающим миром. От того, насколько успешно он сможет овладеть ее законами и правилами, зависит и степень его социализации.