Требования стандартов к кабинету обж. Учебно-методическое оснащение кабинета обж в условиях реализации фгос. IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
Подготовку учащихся общеобразовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» целесообразно проводить в специальных помещениях, оснащенных соответствующей аппаратурой, пособиями, аудиовизуальными средствами, компьютерами, инвентарем и другим оборудованием. К этим помещениям предъявляются определенные требования, которые продиктованы содержанием обучения, санитарно-гигиеническими и эргономическими нормами разработанными для учащихся.
Кабинет «Основ безопасности жизнедеятельности» – это оборудованный класс (с мебелью, стендами, макетами, с экспозициями по разделам курса, техническими средствами обучения и т.д.), предназначенный для проведения теоретических и практических занятий, а также кружковой работы во внеурочное время. Важно иметь примыкающее к нему помещение для хранения имущества - лаборантскую комнату (рис. 1).
Рис. 1. План кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности»: а – кабинет ОБЖ; б – лаборантская.
1 – стол ученический; 2 – стол преподавателя ОБЖ; 3 – стулья; 4 – окна; 5 – пульт дистанционного управления аппаратурой; 6 – аппаратура для программного обучения; 7 – подставка под проекционную аппаратуру; 8 – экран; 9 – классная доска; 10 – рабочий стол; 11 – стеллаж для хранения учебного имущества; 12 – стеллаж для хранения плакатов; 13 – стенды висячие; 14 – витрины; 15 – макет местности.
Основные из этих требований заключаются в следующем. Помещение должно:
Соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и быть удобным для занятий;
Обеспечивать широкие возможности для применения технических средств обучения;
Способствовать решению на занятиях не только учебных, но и воспитательных задач;
Обеспечивать максимальную наглядность обучения;
Ведущая роль в обучении основам безопасности жизнедеятельности принадлежит учебно-практической деятельности учащихся, большая часть которой осуществляется в специально оборудованных кабинетах.
Кабинет основ безопасности жизнедеятельности предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу ОБЖ, самостоятельной подготовки школьников, методических занятий с учителями, а также проведения кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он включает обычно класс, в котором проводятся занятия, и лаборантскую комнату.
В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся учебного материала по разделам и темам курса, а также макеты, муляжи и тренажеры для практических занятий.
В лаборантской комнате хранятся учебно-методическая литература, наглядные пособия, приборы, отчетно-плановая документация, другое имущество, оборудование.
Учебный кабинет может иметь и одно помещение – класс для теоретических занятий и учебно-практических работ.
Помещение, предназначенное для обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности, должно быть светлым и сухим. Недопустимо отводить для него подвал или полуподвал общеобразовательного учреждения.
Площадь кабинета определяется исходя из гигиенических требований для учебных помещений и нормативной численности учащихся в классах. В классе на одного ученика должно приходиться 2-2,5 м 2 площади. Площадь вспомогательного подсобного помещения (лаборантской комнаты), как показывает практика, должна составлять 12-15м 2 .
При оборудовании кабинета следует обратить внимание на обеспечение естественной и искусственной освещенности мест учащихся и учителя. Для естественного освещения площадь застекленной поверхности окон должна составлять не менее 0,25 пола помещения. Мебель и оборудование должны быть размещены таким образом, чтобы свет на рабочую зону учащихся падал с левой стороны. При южной ориентации окон следует предусмотреть для них жалюзи или шторы. Общее искусственное освещение должно обеспечивать минимально необходимый световой режим во всем помещении.
Для обеспечения комфортности учебного процесса в кабинете должен быть соответствующий воздушно-тепловой режим. Относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%, а температура должна быть в интервале 18-20 о С.
Особое внимание необходимо обратить на обеспечение электро- и пожаробезопасности помещений. Все электрифицированное оборудование должно иметь заземление. Помещения должны быть оснащены системами пожарной сигнализации и средствами пожаротушения в соответствии с установленными нормами и правилами.
При оборудовании кабинета желательно использовать краски светлых тонов (светло-зеленые, голубые, палевые), которые стимулируют учащихся на аккуратную и внимательную работу, а также на поддержание чистоты в помещении.
Знания, полученные на уроках ОБЖ, предназначены для применения в реальной жизни. Успех преподавания прямо зависит от использования наглядности и практических методов. Учебный предмет непосредственно связан с воспитанием в области профилактики вредных привычек, противопожарной безопасности, дорожного травматизма. На этих факторах основаны требования к оснащению кабинета ОБЖ в школе.
· книжная продукция;
· настенная наглядность;
· электронные средства;
· видео и аудио материалы;
· технические приборы;
· лабораторные материалы.
В таблице представлены требования к количеству и видам оснащения кабинета ОБЖ в школе.
Оборудование |
Количество на класс |
||
Литература |
Учебники, хрестоматии, научно-популярные издания |
по числу учеников |
|
Настенная наглядность |
Стенды, таблицы, диаграммы |
||
Цифровые источники |
Компьютерные программы, учебники, игры |
||
Аудио и видео ресурсы |
Видеофильмы, фонозаписи, слайды |
||
Аппаратура |
Компьютер, телевизор, проектор с экраном, многофункциональное устройство, видеоплеер, аудиоцентр |
||
Пособия для лабораторных и практических работ |
Лабораторные материалы |
Аптечка, сумка-комплект, расходный материал |
|
Оборудование для практических занятий |
Средства защиты, разведприборы |
1 на 2 учащихся 1 на класс |
Требования к оснащению кабинета ОБЖ в школе по ФГОС.
Преподавание в рамках ФГОС усиливает прикладную направленность уроков. Предполагается использование цифровой аппаратуры, позволяющей ученикам самостоятельно вести исследовательскую деятельность. Соответствуют стандартам оснащённости кабинета ОБЖ следующие пособия:
· цифровые плакаты и фолии;
· электронные тренажёры;
· цифровые лаборатории;
· электрифицированные стенды;
· интерактивные стенды.
Примеры и краткие описания данных средств обучения представлены в таблице
Характеристики |
||
Цифровые плакаты |
Сборник по разделам учебного курса: «Безопасное поведение учащихся», «Чрезвычайные ситуации», и т.д. |
Информация на компакт-диске применяется на интерактивной доске |
Тренажёры-имитаторы |
Манекен МАКСИМ III-01 |
Модель тела человека с электронным пультом управления. Подходит для парных и групповых практикумов |
Электрифицированные стенды |
«Этапы оказания первой помощи» |
Щит со световыми индикаторами служит для обучения и контроля. |
Цифровые лаборатории |
Комплекс цифровых датчиков по экологии |
С помощью приборов можно проводить длительное исследование |
Интерактивные стенды |
«Оказание первой помощи» |
Цифровой дисплей и опция «Виртуальный учитель» отрабатывают навык, тестируют уровень знаний |
По стандартам оснащённости необходима также интерактивная доска и набор приложений для неё.
Оформление стен: предметные стенды
Помещение для занятий ОБЖ служит в школе одновременно воспитательным центром. Наглядность на стенах обучает правилам поведения на воде, в транспорте, на дорогах и т.п. Необходимо разместить в кабинете стенды по обязательным направлениям:
· поведение при пожаре;
· действия при угрозе теракта;
· безопасность в быту;
· опасные растения и животные;
· здоровый образ жизни.
В таблице даны примеры стендов с приблизительными ценами
Тематика |
Примерные цены (руб.) |
|
Пожарная безопасность |
«Средства для тушения пожаров», «Умей действовать при пожаре» |
|
Безопасность против террора |
«Экстремизм – антисоциальное явление», «Действия при террористической угрозе» |
Компания "Развитие образования" предлагает более 200 товаров для создания современного кабинета Основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Полный перечень оборудования можно увидеть в разделе .
Все наименования можно разделить на несколько групп:
Включает в себя массо-габаритные макеты оружия, средства индивидуальной защиты (противогазы, костюмы ОЗК), дозиметры, прибор ВПХР и т.д.
С его помощью можно не только в теории, но и на практике обучится правилам оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях. В эту категорию входят перевязочные и противохимические пакеты, тренажеры сердечно-легочной реанимации Максим, специальные носилки и т.д.
Макеты убежищ и укрытий
Призваны в масштабе показать каким должны быть сооружения, призванные защитить людей от военных действий, радиации, природных и техногенных катастроф.
Печатные материалы
Демонстрационные комплекты таблиц и плакатов по таким темам как "Пожарная безопасность", "Здоровый образ жизни", "Знаки дорожного движения", "Терроризм" и т.д.
Среди 126 наименований стендов есть не только информационные, затрагивающие темы ,
генерал - майор внутренней службы
« » __________ 2013 г.
ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ОБОРУДОВАНИЮ
КАБИНЕТА (КЛАССА)
«ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Подготовлены:
Управлением гражданской защиты
ГУ МЧС России по Пензенской области
Общие положения | ||
Принципы оформления и оборудования кабинета ОБЖ | ||
Методика оценки учебно-материальной базы по ОБЖ | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ | ||
Оборудование кабинета ОБЖ |
I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственный образовательный стандарт по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности » включает в себя базовый уровень предъявления учебного материала, который государство обязуется представить всем обучающимся независимо от вида образовательного учреждения.
Основной результат овладения знаниями, умениями и навыками по безопасности жизнедеятельности – это усвоение обучающимися минимальных требований для жизни человека, вне зависимости от того, чем он будет заниматься в будущем.
Учебная база должна способствовать тому, чтобы был успешно выполнен государственный стандарт и требования регионального стандарта.
Для успешного решения учебно-воспитательных задач, определяемых учебной программой , в каждой общеобразовательной школе (учебном заведении) рекомендуется иметь кабинет ОБЖ. Под кабинетом ОБЖ следует понимать учебное помещение, оборудованное классной мебелью, оснащенное учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения и устройствами, которые рационально размещены в готовности для систематического применения на уроках и внеклассных мероприятиях по ОБЖ. Для него выделяется просторное светлое помещение 54-60 кв. м с примыкающей лаборантской, где может быть расположен металлический шкаф для хранения пневматического оружия. Лаборантская имеет вход из кабинета ОБЖ.
Кабинет ОБЖ общеобразовательной школы оборудуется с целью:
Создания необходимой учебно-материальной базы для изучения (преимущественно теоретического) всех разделов учебной программы курса ОБЖ;
Проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий по основам безопасности жизнедеятельности и основам военной службы с учащимися, закреплению и углублению полученных знаний;
Пропаганды здорового образа жизни, ответственного отношения к личной и общественной безопасности.
Кабинет ОБЖ должен отвечать следующим основным требованиям:
Представлять собой помещение, удобное для занятий, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим нормам , с примыкающей к нему лаборантской, предназначенной для хранения приборов, учебных наглядных пособий и учебного имущества;
Способствовать решению в ходе урока не только учебных, но и воспитательных задач;
Обеспечивать максимальное достижение наглядности в обучении и одновременно создавать условия для выполнения учениками самостоятельных заданий;
Обеспечивать возможность для широкого применения технических средств обучения;
Стенд «Правила безопасности жизни» (предвидеть опасность; по возможности избегать ее; при необходимости – действовать);
Стенд «Материал к уроку».
На этот стенд помещаются: информация о текущих событиях, пособия, сообщения. Новые сообщения по безопасности жизни вызывают интерес у школьников.
В кабинете может быть сделан план и макет местности, отражающий местоположение школы со всеми дорогами, потенциально опасными объектами. На макете отрабатываются вопросы безопасного поведения на улице, безопасный путь от дома до школы и действия учащихся в случае возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций на территории, прилегающей к школе.
Указанные стенды можно рекомендовать как общие. А другие стенды (в зависимости от наличия рисунков, плакатов) должны «работать» - нести информацию по темам программы «Основ безопасности жизнедеятельности», утвержденной Министерством образования РФ. Эти стенды рекомендуется оформлять по трем разделам:
1. Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях.
2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
3. Подготовка по основам военной службы.
Примерное содержание стендов «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях :
Определение чрезвычайной ситуации;
Классификация ЧС природного характера;
Классификация ЧС техногенного характера;
РСЧС как система обеспечения безопасности (структура; управление; силы и средства ЧС);
Обязанности учащихся по защите при возникновении ЧС.
Примерное содержание стендов «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» :
Профилактика травматизма учащихся;
Первая медицинская помощь при различных видах травм;
Инфекционные заболевания и их профилактика;
Определение здоровья и здорового образа жизни (распределение дневного рациона по калорийности; основные питательные вещества и витамины ; энергетическая ценность основных пищевых продуктов; показатели здоровья; составляющие здоровья и ЗОЖ и т. д.);
Вредные привычки и борьба с ними (отставание в учебе курящих школьников; влияние алкоголя на внутренние органы подростка; опасность наркомании; влияние алкоголя на здоровье потомства; профилактика венерических заболеваний; информация о СПИДе и т. д.);
Основные спортивные нормативы подростков допризывного возраста.
Примерное содержание стендов «Подготовка по основам военной службы» :
Правовые основы военной службы (статья 59 Конституции РФ, выписки из Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»);
Структура Вооруженных Сил РФ;
Тактическая подготовка;
Огневая подготовка;
Строевая подготовка;
Общевоинские уставы ВС РФ.
Кроме этого стенды по основам военной службы могут быть дополнены Днями воинской славы Отечества, портретами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и Министра обороны РФ.
При оформлении кабинета можно использовать лозунги по тематике стендов. Например:
«Любить Родину – значит уметь ее защищать».
«Изучение предмета ОБЖ является частью обязательной подготовки граждан к службе в рядах Вооруженных Сил».
«Катаклизмы природного и техногенного характера сотрясают нашу планету».
Все вышеизложенное имеет рекомендательный характер. Каждый преподаватель ОБЖ в содружестве с учителем ИЗО и технологии, исходя из местных условий и возможностей школы, может оформить и оснастить кабинет так, как считает наиболее приемлемым. Но при этом, он должен обязательно учитывать выше приведенные структурные основы содержания оформления.
IV. УГОЛОК ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Уголок гражданской обороны находится в школе на видном месте. Материалы используются при проведении занятий по ряду тем. Рекомендуется при оборудовании уголка ГО разместить в нем следующие материалы:
Гражданская оборона – определения и понятия;
Основные задачи ГО;
Структура управления ГО в России;
Структура ГО в школе (организация ГО в школе; формирования ГО в школе; сигналы оповещения ГО и действия по ним; схема оповещения);
Возможные ЧС для данной местности и действия населения при угрозе и возникновении этих ЧС;
План размещения защитных сооружений;
Порядок экстренной эвакуации из здания школы.
V. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ПО ОБЖ
При проведении смотра-конкурса учебной базы по ОБЖ необходима единая методика оценки.
В предлагаемой методике основное внимание уделяется обеспечению каждого урока наглядными пособиями, таблицами и даются следующие оценки в баллах:
Наличие наглядных пособий (плакаты, таблицы, рисунки) из расчета одно наглядное пособие – 1 балл; за обеспечение 1 урока не более 3 баллов;
наличие контролирующего материала (карточки контроля): 1 тема – 5 баллов;
Ситуационные задачи: 1 задача – 5 баллов;
Тесты: за полугодие – 40 баллов, за год – 40 баллов;
технические средства : - диафильмы (за один диафильм – 5 баллов);
Слайды (за обеспечение урока не более 3 баллов);
Видеофильмы по теме – 10 баллов;
обеспечение средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами защиты : - противогазы – 10 баллов;
Респираторы – 10 баллов;
ОЗК – 10 баллов;
ИПП – 10 баллов;
АИ – 10 баллов;
Жгуты кровоостанавливающие резиновые – 10 баллов;
Тренажеров – 10-30 баллов;
наличие стрелкового тира – 150 баллов (оборудование места для стрельбы – 50 баллов);
наличие кабинета ОБЖ – 200 баллов;
тематическое планирование – 10 баллов на параллель классов;
план создания и совершенствования учебно-материальной базы – 30 баллов.
Значение тому или иному элементу оценки в данной методике придает его значимость, частота использования, стоимость, трудозатраты на разработку и изготовление.
За наличие оборудованного кабинета ОБЖ дается 200 баллов. Это стимул, так как наличие кабинета – уже начало создания учебно-материальной базы.
Приложение 1
ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА ОБЖ
Для эффективности обучения учащихся по ОБЖ в школе должен быть отдельный кабинет, оборудованный и оформленный в соответствии с программой ОБЖ.
В кабинете должны быть:
1. Столы ученические по количеству учащихся.
2. Стулья ученические по количеству учащихся.
3. Стол для преподавателя и стул
4. Доска классная.
5. Место для ТСО (технических средств обучения).
6. Стенды сменные.
7. Экран переносной.
Рядом с кабинетом необходимо иметь комнату для хранения имущества, необходимого для изучения программы ОБЖ.
В комнате для хранения имущества должно быть:
1. Шкаф для хранения приборов и оборудования.
2. Стеллажи для средств индивидуальной защиты.
3. Стол преподавателя и стул.
4. Стеллаж для хранения сменных стендов.
5. Шкаф книжный.
6. Тир пневматический переносной.
7. Шкаф металлический для пневматических винтовок.
8. Место для хранения плакатов (плакатница).
В кабинете должны быть следующие технические средства обучения:
1. Телевизор.
2. DVD-плейер.
3. Компьютер.
4. Мультимедийный проектор.