В чем сила личности Евгения Базарова? (По роману Тургенева «Отцы и дети»). Образ Базарова из «Отцы и дети» (Школьные сочинения) В чем сила и художественная привлекательность

Евгений Васильевич Базаров - главный герой романа Тургенева "Отцы и дети". Несомненно, именно его образ сыграл огромную роль в формировании всей русской литературы. Базаров - персонаж, перевернувший мировоззрение многих, живших в то время. Его нигилизм, противостояние общим нормам и ценностям, пропагандирование собственного образа жизни побудило в молодом поколении стремление порвать цепи "старой" обузы в виде устаревших ценностей и правил.

Как бы я ни хотел быть похожим на Базарова, все же, к сожалению, а может и к счастью, сходств у нас мало. Евгений одновременно, я считаю, является "складом" как положительных, так и отрицательных качеств. Он, по сути, является примером для многих - ум, способность выражать собственное мнение, сообразительность, разносторонность, моральная и физическая сила, обладание уверенностью в себе и своих действиях.

Казалось бы, откуда у такого человека отрицательные качества? Увы, но они имеют место быть - это его самолюбие на фоне своего мировоззрения, некоторый эгоизм, но больше всего удивление у меня вызывает то, что для него не существуют понятия "жалость", "доброта", "любовь".

Не менее расстроило отношение Базарова к женщинам. Отношения никакого, собственно, и не было. Евгений не умеет общаться с противоположным полом, он не способен чем то жертвовать ради другого человека, отрицает определенные обязанности в отношениях мужчины и женщины.

Расстраивает и то, что семья Базарова так и не появилась в романе как действующие лица. Я, читая историю Евгения, до самого конца надеялся на появление семьи, что бы понять, героя нигилистом воспитали родители или он сам сформировал такой образ жизни.

Не смотря на вышесказаннное, Базаров все же - уникальная личность, которая отличается своей оригинальностью, Евгений не создан по чьему то шаблону. Нет ни одного героя во всей русской литературе, который хотя бы на половину был похож на этого персонажа.

Мне кажется, что Базаров просто не сформировался окончательно как человек. В его словах видна некоторая неуверенность. Пример этому то, как он говорил о любви - якобы это всего лишь "химический процесс", но влюбившись в Одинцову, герой сразу же отказывается от своих слов и сознается, что любовь - нечто неизмеримое, живущее внутри каждого человека своей жизнью.

Если говорить о моем отношении к Базарову, я, честно говоря, сам не знаю, как я к нему отношусь. Если логически рассуждать, Евгений умный, честный, сильный, разносторонний, одним словом - привлекательный как личность, но с другой стороны, его излишняя самоуверенность и эгоизм отталкивают. Если меня попросят сделать окончательный выбор, я все же отвечу, что я, в основном, питаю положительные эмоции к этому герою, ведь он - образ "нового", идущего против "старого", готовый сместить его со своего трона в любой момент.

Размышляя над вопросом, нужен ли Базаров в нынешнее время и смог бы он прожить в эту эпоху, я, бесспорно, отвечу - нужен. Сам герой задавался этим вопросом и говорил: "Я нужен России...Нет, видно не нужен". Возможно, он не нужен был России именно того времени, потому что силы были очень неравны и его попытки преобразить страну не поддерживались большинством. Но если говорить о России нынешней, то, несомненно, "Базаровы" нужны, ведь выражение собственной точки зрения, а не слепое подчинение - очень важная способность в век ТВ, СМИ, и интернета. Базаров пропагандировал эволюцию, прогресс, он - пример для нового поколения, способного своим количеством разрушать "старое" и строить "новое".

Тургенев так определяет ос-новную черту своего творческого метода: «Наше время требует уло-вить современность в ее преходящих образах». Она обуславливает возникновение в творчестве писателя особого вида реалистического романа, называемого культурно-историческим. Для такого романа свойственно представление злободневных проблем, новых идей и ге-роев времени, характеризующихся через особый тип культуры, что с полным основанием можно отнести к роману «Отцы и дети». Этому произведению присуще еще одно качество культурно-исторического романа: становиться своеобразным самоотчетом русского общества за конкретный временной отрезок (роман «Отцы и дети», законченный в 1861 году, рассказывает о событиях 1859 года).

Другим отличительным качеством романа является его насы-щенность идейной полемикой, что отразилось на всей системе ис-пользуемых художественных средств. Главным из них становится диалог, развивающийся в форме идейного спора. В диалоге рас-крываются, обнаруживаются характеры героев. Диалоги Базарова с Павлом Петровичем, с Аркадием, с Ситниковым и Кукшиной, с Одинцовой характеризуют героя более полно и всесторонне, чем его поступки, которые порой кажутся весьма противоречивыми. В от-личие от своих противников Базаров в споре краток, не стремится говорить красиво, но при этом он очень убедителен (например, спор Базарова и Павла Петровича в X главе). Почти из всех споров он выходит победителем.

Важнейшим средством характеристики героев является их язык. Различные интонационные оттенки воссоздают сложнейшую гамму переживаний героев, а выбор лексики характеризует их социаль-ное положение, круг занятий и даже эпоху, к которой они принад-лежат. К примеру, Павел Петрович употребляет в своей речи «эф- то» вместо «это» и «в этой причуде сказывался остаток преданий александровского времени». Или другой пример: слово «принцип» Павел Петрович «выговаривал мягко, на французский манер», как «принсип», а «Аркадий, напротив, произносил «прынцип», налегая на первый слог», из чего становится ясно, что герои, принадлежа к различным поколениям, воспринимают это слово по-разному.

Противопоставление характерно и для других художественных средств, поскольку антитеза является идейно-структурной основой всего произведения. Это касается использованных деталей. Так, Ба-заров и Павел Петрович, противопоставленные по происхождению и социальному положению (аристократ-демократ), характеризуются разными деталями поведения (бездеятельная жизнь в деревне, ко-торую ведет Павел Кирсанов, — постоянная работа, которой занят Базаров, даже будучи в гостях у своего приятеля Аркадия), речи (ви-тиеватые обороты речи, манерность Кирсанова — простота, чекан-ность фразы, афористичность Базарова), портретными деталями. Так, полной антитезой портрету Базарова, нарисованному в 1-й гла-ве, является портрет Павла Петровича: у Евгения лицо «длинное», лоб «широкий», волосы «длинные и густые», у Павла Петровича чер-ты словно выведены «тонким и легким резцом», волосы «коротко стриженные»; рука у Базарова «красная», а у Павла Петровича «кра-сивая… с длинными розовыми ногтями»; Базаров одет в «длинный балахон с кистями», а Павел Петрович в «темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки».

Благодаря всем этим средствам характеристики Тургенев вы-ступает в романе как объективный повествователь, выражающий свою позицию через развитие сюжета, сопоставление героев, ре-зультаты их действий. Психологизм Тургенева тоже особый: по сло-вам самого писателя, он «тайный психолог». Это означает, что Тур-генев намекает на скрытые причины состояния или поведения героев, прямо их не анализируя, а вовлекая читателя в аналитиче-ский процесс. Не изображая прямо чувства и мысли своих героев, писатель дает возможность читателю их угадывать по внешним проявлениям. К примеру, по тому, как Одинцова «с принужденным смехом» говорит Базарову о предложении, сделанном Аркадием Кате, а затем по ходу разговора «опять смеется и быстро отворачи-вается», становятся ясны ее чувства: растерянность и досада, кото-рые она старалась скрыть за смехом. Материал с сайта

Но объективность повествования не мешает выражению автор-ского лиризма, который проявляется в описаниях красоты искусст-ва, природы, резко противостоящих подчеркнутому антиэстетизму Базарова («Природа не храм, а мастерская»; «Рафаэль гроша мед-ного не стоит»). Так, несогласие со взглядами Базарова выражено в описании игры Николая Петровича на виолончели: «Кто-то играл с чувством, хотя и неопытной рукой, «Ожидание» Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия».

«Отцы и дети» по праву признаны самым совершенным романом Тургенева. Соотношение сюжетной динамики, психологизма, лириче-ского начала в повествовании, философски значимых диалогов, быто-вых описаний, социальных характеристик — всех элементов идейно-художественной структуры здесь достигает идеального равновесия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • отцы и дети детали характеризующие эпоху
  • художественная роль диалога тургенева отцы и дети
  • отцы и дети тургенев диалоги
  • художественные средства в отцы и дети
  • художественная привлекательность базарова

Образ Базарова занимает центральное место в романе Тургенева “Отцы и дети”. Только в двух главах из двадцати восьми этот человек не является основным действующим лицом. Все прочие персонажи, описанные автором, группируются вокруг Базарова, помогают отчетливей увидеть определённые черты его характера, а также раскрывают себя. Базаров кардинально отличается от людей, окружающих его: он умён, обладает огромной душевной силой, однако среди представителей уездной аристократии испытывает одиночество. Это - разночинец, придерживающийся демократических взглядов, выступающий против крепостного строя, материалист, который прошёл непростую школу лишений и труда. Образ Базарова привлекает к себе внимание своей независимостью и умением мыслить самостоятельно, свободно.

Столкновение свободного сознания и старых порядков

Сюжет романа Тургенева основывается на столкновении Базарова с аристократическим миром того времени. Автор раскрывает характер и жизненную позицию героя в его конфликте с “барчуками проклятыми”. В произведении писатель активно использует контрасты: Базаров противопоставляется Павлу Петровичу. Один из них - убеждённый демократ, а другой - типичный представитель аристократического сословия. Базаров - последователен, целеустремлён, обладает В свою очередь, Павел Петрович - мягкотелый, пребывает в состоянии некой “раздвоенности”. Его убеждения - случайны, у него нет представления о своей цели.

Как уже было сказано, образ Базарова наиболее полно раскрывается в спорах героя с другими персонажами. Беседуя с Павлом Петровичем, он демонстрирует нам зрелость ума, умение зрить в корень, презрение и ненависть к барско-рабскому порядку. Взаимоотношения Базарова и Аркадия раскрывают личность первого с новой стороны: он выступает воспитателем, учителем и другом, проявляет умение привлекать молодёжь на свою сторону, непримиримость и честность в дружбе. А его отношения с Одинцовой показывают, что, помимо всего прочего, Базаров способен на глубокую настоящую любовь. Это - цельная натура, имеющая силу воли и обладающая

Происхождение Базарова

Евгений Базаров, образ которого сегодня является темой нашего обсуждения, - выходец из простой семьи. Дед его был крестьянином, а отец - уездным доктором. О том, что его дед пахал землю, Базаров говорит с нескрываемой гордостью. Он гордится тем, что обучался за “медные деньги”, и тем, что всего, что имеет, добился своими силами. Труд для этого человека является настоящей нравственной потребностью. Даже отдыхая в деревне, он не способен сидеть, сложа руки. С людьми Базаров общается просто, руководствуясь искренней заинтересованностью. И это в очередной раз подтверждается тем, что после того, как он навещает Аркадия, дворовые мальчишки “бегали за дохтуром, точно собачонки”, а во время болезни Моти он с удовольствием помогает Фене. Базаров держится просто и уверенно в любой компании, он не стремится произвести на окружающих впечатление и при любых обстоятельствах остаётся самим собой.

Отрицание как основа мировоззрения героя

Образ Базарова - это образ сторонника “беспощадного и полного отрицания”. Что же отрицает этот сильный и неординарный человек? Он сам же даёт ответ на этот вопрос: “Всё”. Базаров отрицает буквально все аспекты общественно-политического устройства России тех лет.

Главный герой романа не поддаётся чужому воздействию, но умеет склонять на свою сторону других людей. Очевидным является его сильное влияние на Аркадия, а в спорах с Николаем Петровичем он настолько убедителен, что заставляет того усомниться в своих взглядах. Не сумела устоять перед обаянием личности Базарова и аристократка Одинцова. Однако справедливости ради следует отметить, что далеко не все суждения героя истинны. Ведь Базаров отрицал и красоту окружающей его живой природы, и искусство, и безграничную сферу человеческих эмоций и переживаний. Впрочем, по всей видимости, любовь к Одинцовой заставила его переосмыслить эти взгляды и подняться ещё на ступеньку выше.

Заключение

Человека, идущего на шаг впереди своего времени, изображает в своём творении Тургенев. Образ Базарова чужд тому миру и той эпохе, в которой он живёт. Однако одновременно с неисчерпаемой душевной силой персонажа автор показывает нам и “обратную сторону медали” - его идейное, политическое и даже психологическое одиночество в чуждой ему среде дворян. Демонстрируя готовность Базарова менять окружающий мир к лучшему, “расчищать” его для тех, кто будет строить новое государство с новыми порядками, Тургенев, тем не менее, не даёт своему герою возможности действовать. Ведь, по его мнению, Россия не нуждается в столь разрушительных поступках.

Многое привлекало Тургенева в его герое: внутренняя независимость, последовательность, стойкость в отстаивании своих убеждений, критическое отношение к действительности. Но многое все же писателя или прямо отталкивало, или внушало очень серьезные опасения. В этом проявлялась не столько либеральная ограниченность Тургенева, сколько прозорливость его как писателя-реалиста. Не случайно как в тексте произведения, так и в высказываниях, статьях, письмах писателя все время ощущается некая двойственность, неопределенность в отношении автора к герою. Тургенев писал А. А. Фету:

* «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу». В другом письме Тургенев высказывался более определенно: «Мне металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на погибель - потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего,- мне метался какой-то странный препарат с Пугачевым…».

Странное соответствие с Пугачевым само по себе чрезвычайно показательно и важно при выяснении авторского отношения к такому герою. Мысль о том, что Базаров - трагическое лицо, не один раз встречается в письмах Тургенева. Но, как известно, величие трагического героя не исключает наличия у него и трагической вины… Трагизм Базарова - в бесплодности его желания подавить в себе человеческие стремления, в обреченности его попыток противопоставить свой разум стихийным и властным законам жизни, неудержимой силе чувств и страстей. В этом отношении очень важны главы, рассказывающие о пребывании Базарова у Одинцовой, когда, по справедливому наблюдению Ю. В. Лебедева,

* «конфликт романа из внешнего (Базаров и аристократия) постепенно переводится во внутренний план, в душу героя…», и чем дальше, тем сильнее проявляется душевное одиночество Базарова - даже в общении с Аркадием, даже в родительском доме. Его смерть должна была, по замыслу автора, «наложить последнюю черту на трагическую фигуру».

Тургенев наделил Базарова нетерпимостью ко всему прошлому не потому, что он искажал действительность. В действительности были такие «нигилисты» в русской жизни, и писатель всеми силами души, всем своим талантом стремился предупредить своих читателей о драматических последствиях пренебрежительного отношения к тем духовным ценностям, которые были выработаны в прошлом. Ведь и природа не только мастерская, как утверждает Базаров, но и храм. Речь идет вообще обо всей полноте человеческого существования, человеческих взаимоотношений, о любви, которую Базаров попытался, было свести к физиологии, но именно тут-то и потерпел самое сокрушительное поражение, потому что редко кто из тургеневских героев смог достойно пройти испытание любовью. Базаров не был здесь исключением, хотя его поражение, естественно, зависело от совершенно иных причин, чем, например, поражение Рудина. Вот почему в последние годы советские литературоведы выдвигают на первый план в романе Тургенева очень важную и сегодня идею органической преемственности культурных ценностей в ходе смены одних поколений другими.

Общественное и историко-литературное значение романа. «Отцы и дети» - одна из вершин художественного мастерства писателя. Накал споров о романе сам по себе свидетельствовал, что он никого не оставлял равнодушным, а это является верным признаком действенности произведения.

Как и в других тургеневских романах, содержание «Отцов и детей» разворачивается в ограниченном пространстве и всего лишь на протяжении нескольких недель. Но это не помешало писателю дать целую картину русской жизни - более широкую и объемную, чем в его предшествующих произведениях. Важное место в романе занимают идейные споры, которые становятся важным структурным элементом его.

Герой, представляющий русскую демократическую молодежь со всеми достоинствами и недостатками, силой и слабостью, знаменовал собой начало нового этапа в истории русской литературы. Во многих произведениях последующих десятилетий будет продолжена художественная разработка проблем, образов, мотивов, впервые поднятых Тургеневым. В литературе роману подражали, с ним резко спорили (как, например, Чернышевский в «Что делить?» но в любом случае уже невозможно было пройти мимо тех Художественных открытий, которые совершил Тургенев. Другой великий русский писатель, Достоевский в 1863 г. с сочувствием упоминал «беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на в эгоизм».

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» вышел в свет в 1862 году. В этот период русской истории, когда крепостное право было уже отменено, особенно ярко обострились социальные противоречия, борьба между теряющей свои передовые позиции дворянской аристократией и новым, прогрессивным поколением разночинцев.

В «Отцах и детях» изображаются две социально различные среды, два типа мировоззрения, два поколения с противоположными представлениями и интересами. Однако не случайно ведет действие главный герой романа – демократ Евгений

Базаров. Именно он, по справедливому замечанию Д.И. Писарева, «человек сильный по уму и по характеру составляет центр всего романа».

И.А. Гончаров пишет о том, что «во всякое время жили на свете люди, недовольные жизнью… Это всегда умные люди, и они не уживаются с теми явлениями, к которым привыкает масса». Таким был и герой Тургенева.

Чем же примечателен для читателя и дорог автору Евгений Базаров? Попытаемся проследить направление мировоззрения героя и понять, в чем заключается сила личности этого незаурядного человека, почему его имя стоит в ряду с такими выдающимися персонажами русской литературы XIX века, как Чацкий, Онегин, Печорин.

Тургенев вводит своего героя в «полуобломовскую» обстановку жизни «лучших представителей дворянства», уже тем самым противопоставляя его остальным действующим лицам романа. Базаров как человек, прошедший «школу труда и лишений», – воплощение отрицания праздной жизни. Он не мыслит своего существования без постоянной и упорной работы, которая дает ему самостоятельность, независимость, самоуважение и право осуждать сибаритствующих демагогов в лице Павла Петровича Кирсанова.

Базаров справедливо и точно называет себя «самоломанным». Действительно, из романа мы узнаем о том, то сыну лекаря пришлось самостоятельно учиться, самому «тащить себя по жизни». Отсюда – его отрицание бездеятельности, рутины, размеренной праздной жизни.

Даже нас, современных читателей, поражают целеустремленность и неутомимость в труде тургеневского персонажа, который «даже прогулок без цели терпеть не мог». Базаров не признавал понятия «отдых», считая его уделом бездельников. Уже этот жизненный принцип героя свидетельствует о силе его личности и внушает невольное уважение.

Если нелегкие условия и жизненные испытания сформировали характер Базарова, то острый, пытливый ум, бескомпромиссность взглядов, холодная практичность определили его мировоззрение. Тургенев изображает тип нигилиста – то есть человека, все отрицающего, «не принимающего ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Это натура независимая, все подвергающая суду мысли, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, особенно если они выдвинуты людьми недалекого ума.

Привыкший учиться на собственных ошибках, Базаров предпочитает все постигать самостоятельно, отвергая исторический опыт предшествующих поколений. Он убежденный материалист, признающий только то, что «можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств».

Герой чужд романтизма, малейшего проявления сентиментальности, используя эти слова чуть ли не в качестве ругательств. Полагая, что время восторженных романтиков ушло в далекое прошлое, Базаров провозглашает свой век веком холодной прозаичности, свое время – эпохой расчетливых практиков, признающих лишь прикладную науку и отрицающих ценность теоретических знаний.

Казалось бы, все сказанное свидетельствует явно не в пользу тургеневского героя, изображая его как бездушного ограниченного циника, чуждого естественных человеческих проявлений. Однако следует более глубоко вникнуть в сущность этого образа, посмотреть на его нигилизм под другим углом зрения, чтобы понять, то отнюдь не все утверждения Базарова соответствуют истинному положению вещей и раскрывают настоящую сущность его характера.

Так, Базаров не отрицает самой необходимости принципиальных убеждений. Он только не хочет слепо подчиняться общим правилам, безрассудно следовать за авторитетом. «Мне скажут дело, я соглашаюсь – вот и все», – это замечание героя говорит о том, что он выступает не против принципиальности во взглядах и поведении вообще, а против рабского преклонения перед отжившими принципами, условностями, традициями.

Не стремясь к абстрактному идеалу, Базаров всегда остается самим собой при любом повороте событий, что также дано далеко не каждому и свидетельствует о внутренней силе и незаурядности мышления этого человека. Он естественен во всех своих проявлениях, не лицемерит, не кривит душой, не прячет «из вежливости» резкое, но справедливое слово.

Эти качества тургеневского персонажа, по-моему, не могут не импонировать читателю, потому что поклоняться общепринятым, но далеко не всегда истинно достойным авторитетам, слиться с безликой массой может каждый человек, но далеко не каждый способен сохранить свою духовную цельность, выделиться из толпы, не быть «как все». На это способен отважиться только человек твердого характера, несгибаемой воли, критического ума. Только по-настоящему сильной личности дано жить по собственным убеждениям и нравственным законам.

Подобно всем нигилистам любой эпохи, Евгений Базаров очень одинок, не находит искренней и надежной поддержки со стороны общества. Он одинок во всем: в любви, во взглядах на жизнь, даже в своем нигилизме. Именно одиночество, прежде всего, сформировало его как сильную личность, способную выдержать любые удары судьбы.

Автор романа утверждает, что если его герой «назвался нигилистом, то надо читать – революционером». Действительно, базаров не был чужд идей революционной демократии, и, в определенном отношении, его можно отнести к разночинцам.

Однако революционность тургеневского героя, очевидно, следует рассматривать не столько в политическом, социальном, сколько в философском, моральном аспектах. Ведь революция по своей сути – уже преклонение перед авторитетами, а Базаров отрицает подчинение любым догмам. Он не признает деления общества на классы, так как далек от социальных предрассудков и условностей. Поэтому в основе базаровской позиции прослеживается стремление произвести «революцию в умах» – в сознании людей, разрушить косность представлений о мире и человеческих отношениях и тем самым изменить общество к лучшему.

Таким образом, Базаров – это человек, опередивший свою эпоху и потому не понятый эпохой; герой, превратившийся в бунтаря-одиночку, не найдя поддержки современников. Подобно Чацкому и Печорину, Базаров – герой будущего.

Можно говорить об ошибках во взглядах Базарова, не соглашать с некоторыми его убеждениями, но нельзя в целом не уважать этого мужественного человека, не преклоняться перед его умом, целеустремленностью, волей.