Биография Некрасова: жизненный путь и творчество великого народного поэта. Биография Некрасова. Некрасов Николай Алексеевич: жизнь и творчество Последние годы жизни

Список всеми узнаваемых произведений Николая Алексеевича Некрасова достаточно большой. От стихотворений «Дедушка Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок» до эпической поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Именно Некрасов расширил диапазон стихотворного жанра разговорной речью и народной фольклорностью. До него никто не практиковал таких сочетаний. Это нововведение оказало большое влияние на дальнейшее развитие литературы.

Некрасов первым решился на сочетание грусти, сатиры и лирики в пределах одного произведения.

Историю развития Николая Алексеевича, как поэта биографы любят делить на три периода:

Момент выхода сборника «Мечты и звуки». Это образ поэта, который был создан в лирике Пушкина, Лермонтова, Баратынского. Юноша ещё желает походить на этот образ, но уже ищет себя в своём, личном творчестве. Писатель ещё не определился со своим направлением, и пытается подражать признанным литераторам.

С 1845 года. Теперь в стихах поэт изображает уличные сценки, и это нравится, это приветствуется. Перед нами поэт нового формата, который уже знает, что он хочет сказать.

Конец 40-х - Некрасов известный поэт и успешный литератор. Он редактирует наиболее влиятельный, на тот момент литературный мир.

В начале творческого пути

Совсем юным, с большими трудами, восемнадцатилетний Некрасов добрался до Петербурга. При себе он держал тетрадку юношеских стихов. Юноша верил в свои возможности. Ему казалось, что слава поэта случится, как только люди начнут читать его стихи.

И действительно уже через год он смог издать свою первую книгу - стихи. Книга называлась «Мечты и звуки». Того успеха, на который рассчитывал автор не последовало. Это не сломило поэта.

Молодой человек стремился к образованию. Он решил вольнослушателем посещать лекции в Петербургском университете, но это тоже был очень недолгий его проект, который увенчался крахом. Отец лишил его всякой помощи, жить было не на что. Молодой человек на несколько лет отложил своё высокое прозвание и стал писать в разные журналы, газеты, став при этом литературным подёнщиком. Водевили, проза, сатирические рассказы - вот чем зарабатывал в ранние годы Николай.

К счастью, в 1845 году всё переменилось. Вместе с поэтом Иваном Панаевым молодые авторы выпустили альманах, с привлекательным названием «Физиология Петербурга». Сборник ожидал успех. Русскому читателю явились абсолютно новые герои. Это были не романтические персонажи, не дуэлянты. Это были простые жители Петербурга: дворники, шарманщики, в общем, те, кто нуждается в сочувствии.

Современник

Через год, в конце 1846 года, молодые литераторы идут ещё дальше. Они всем известный журнал «Современник» оформляют в аренду. Это тот самый журнал, который был основан в 1836 году Пушкиным.

Уже в январе 1847 года вышли первые номера «Современника».

Современник тоже имеет громкий успех. С этого журнала начинается новая русская литература. Николай Алексеевич - это новый тип редактора. Он собрал отличную команду из профессионалов литературного жанра. Вся русская литература будто сузилась до узкого кружка единомышленников. Писателю, чтобы заявить о себе, достаточно было показать свою рукопись Некрасову, Панаеву или Белинскому, понравится и напечататься в «Современнике».

Журнал стал просвещать публику в антикрепостническом и демократическом духе.

Когда в издании стали печататься Добролюбов и Чернышевский старые сотрудники начали возмущаться. Но Николай Алексеевич был уверен, что благодаря разноплановости журнала его тираж вырастет. Ставка сработала. Журнал, рассчитанный на разноплановую молодёжь, привлекал всё больше читателей.

Но в 1862 году писательскому коллективу было объявлено предупреждение, и правительство решило приостановить деятельность издания. Он был возобновлён 1863 году.

После покушения на императора Александра II, в 1866 году, журнал был закрыт навсегда.

Творческий расцвет

В средине 40-х годов, во время работы в «Современнике», к Николаю Алексеевичу приходит слава поэта. Слава эта была небесспорной. Многим стихи не нравились, казались странными, шокирующими. Для многих было мало красивых картин, пейзажности.

Своей лирикой писатель воспевает простые житейские ситуации. Многие думают, что позиция народного заступника - это только маска, а в жизни поэт совсем иной человек.

Писатель очень много сам работал над собственной биографией, создавая образ человека бедного и оттого, хорошо понимающего душу бедняков. В начале своего творческого пути он действительно ел хлеб в общественных столовых, прикрываясь от стыда газетой, какой-то период он спал в ночлежном приюте. Всё это, конечно, закалило его характер.

Когда, наконец, литератор зажил жизнью состоятельного писателя, эта жизнь перестала состыковываться с легендой, и современники сформировали встречный миф о сластолюбце, игроке, транжире.

Некрасов и сам понимает двойственность своего положения и репутации. И он кается в своих стихах.

Я за то глубоко презираю себя,
Что живу - день за днем бесполезно губя;
Что я, силы своей не пытав ни на чем,
Осудил сам себя беспощадным судом...

Самые яркие произведения

В творчестве автора случались разные периоды. Они все нашли своё отражение: классическая проза, поэзия, драматургия.

Дебютом литературного таланта можно считать стихотворение «В дороге» , написанное в 1945 году, где разговор барина и крепостного крестьянина обнажает отношение знати к простому народу. Захотели господа - взяли в дом на воспитание девочку, а после ревизии крепостных, выросшую, воспитанную девушку, взяли да и выставили из барского дома. К деревенской жизни она не приспособлена, да до этого никому нет дела.

Около десяти лет Некрасов печатается на страницах журнала, редактором которого сам же и является. Не только стихи занимают литератора. Сблизившись с писательницей Авдотьей Панаевой, влюбившись в неё, оценив её талант, Николай создаёт своеобразный тандем.

Один за другим выходят романы, написанные в соавторстве. Панаева печаталась под псевдонимом Станицкий. Самые заметные «Мёртвое озеро», «Три страны света» .

К ранним значимым произведениям можно отнести стихи: «Тройка», «Пьяница», «Псовая охота», «Родина» .

В 1856 году увидел свет его новый сборник стихов. Каждый стих был пропитан болью о народе, его тяжёлой долей в условиях полного бесправия, нищеты и безвыходности: «Школьник», «Колыбельная песня», «К временщику» .

В муках рождённое стихотворение «Размышления у парадного подъезда» в 1858. Это был обычный жизненный материал, только увиденный из окна, и тут же, разложенный на темы зла, суда и возмездия.

В зрелом творчестве поэт себе не изменял. Он описывал те трудности, с которыми столкнулись все слои общества, после отмены крепостного права.

Особое хрестоматийное место занимают такие прозвания:

Большой стих, посвящённый сестре поэта, Анне Алексеевне «Мороз, Красный нос» .

«Железная дорога» , где автор без прикрас показывает оборотную сторону медали строительства. И не стесняется говорить, что в жизни получивших вольную крепостных ничего не меняется. Их также эксплуатируют за копейки, а хозяева жизни обманным путём используют неграмотный люд.

Поэта «Русские женщины» , изначально должна была называться «Декабристки». Но автор сменил название, стараясь подчеркнуть, что любая русская женщина готова на жертвенность, и у неё хватит душевных сил, чтобы преодолеть все преграды.

Несмотря на то что поэма «Кому на Руси жить хорошо» задумывалась, как объёмное произведение, свет увидело только четыре части. Николай Алексеевич не успел закончить свой труд, но он постарался придать произведению законченный вид.

Крылатые выражения

О том насколько творчество Некрасова остаётся актуальным по сей день, можно судить по самым известным фразам. Вот только некоторые из них.

Стихотворением «Поэт и гражданин» открывался сборник 1856 года. В этом стихотворении поэт бездействует, не пишет. И тут к нему входит гражданин и призывает начать работать.

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

В этих двух строчках заложена такая философия, что литераторы до сих пор по-разному трактуют их.

Автор постоянно использовал евангельские мотивы. За основу стихотворения «Сеятелям», написанного в 1876 году, была взята притча о сеятеле, который сеял зерно. Иное зерно взошло, и принесло добрые плоды, а иное упало на камень и погибло. Здесь поэт восклицает:

Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…

Вывод напрашивается сам собой. Далеко не всегда и не все говорят спасибо, но сеятель сеет, выбирая плодородную почву.

А этот отрывочек, известный каждому, из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» можно считать кульминационным последним аккордом творчества Некрасова:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!

На рубеже 1830-1840-х годов в русской литературе происходит смена литературных эпох: после гибели Пушкина и Лермонтова русская поэзия вступает в новую пору развития, и на первый план в ней выходит поэзия Тютчева, Некрасова, Фета и большой группы новых поэтов. Конечно, эти изменения происходят не оттого, что новые поэты попросту заняли место своих великих предшественников, — пришло иное общественно-историческое время, нуждавшееся в своей поэзии. Необходимость художественного осмысления нового положения человека в мире и обществе проявилась в философской поэзии Тютчева, личная жизнь, переживания природы и любви стали содержанием лирики Фета. Некрасов в своей лирике с самого начала творчества сосредоточивается на общественной проблематике, и идейной доминантой его поэзии становится гражданский пафос.

Общественная направленность лирики Некрасова, острота её социальной тематики, сочувствие к русскому обездоленному человеку были предопределены самой жизнью поэта. Детство Некрасов провёл в деревне Грешнёво Ярославской губернии, в имении отца, небогатого дворянина, отставного поручика Алексея Сергеевича Некрасова. Любовь и светлые воспоминания о матери, Елене Андреевне, которые поэт пронёс через всю жизнь, отразились в его творчестве проникновенным вниманием к женской участи. Ещё с детства Некрасов узнал нужду, а поскольку отец, служивший исправником, часто брал мальчика с собой, разъезжая по делам, тот не раз оказывался свидетелем человеческих несчастий.

В семнадцатилетнем возрасте Некрасов, следуя воле отца, уехал в Петербург устраиваться на военную службу, однако вскоре ослушался и, несмотря на угрозу лишиться материальной поддержки, предпочёл литературную деятельность. Некрасов стал вольнослушателем на филологическом факультете Петербургского университета и в то же время искал способы заработать на жизнь. О той поре своей жизни Некрасов вспоминал как о самой трудной — это было время недоедания, постоянной нужды и заботы о завтрашнем дне. Некрасову во многом помогло сближение с В.Г. Белинским. Он стал постоянным членом литературного кружка Белинского, начал сотрудничать в журнале «Отечественные записки». В 1840-е годы Некрасов, будучи энергичным, предприимчивым и талантливым человеком, был уже знаком со всем литературным обществом Петербурга. В числе его друзей и хороших знакомых были И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, В.И. Даль, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.И. Панаев и многие другие литераторы. О стремительности успеха Некрасова говорит тот факт, что уже в 1846 году вместе с И.И. Панаевым он выкупил знаменитый, организованный ещё А.С. Пушкиным журнал «Современник». Под новым руководством журнал стал центром литературной жизни Петербурга. Значительную роль в развитии «Современника» сыграл также Белинский, а позже — Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.

Творческая и общественная деятельность Некрасова нашла воплощение в его литературных сочинениях, журналистике и издательской работе. Велико общественное значение журналов «Современник» и «Отечественные записки», издаваемых Некрасовым в течение тридцати лет, поскольку благодаря им русское общество знакомилось с лучшими современными произведениями, узнавало о новых писателях и критиках.

Однако истинным призванием Некрасова была поэзия. В двадцать лет он написал первый сборник стихотворений — «Мечты и звуки». Стихи этого сборника ещё незрелые, подражательные, в них нет самостоятельности, собственного поэтического голоса. Некрасов до такой степени был недоволен своим сборником, что позднее даже уничтожал изданные экземпляры. В ранние годы творчества у Некрасова был период, когда он пытался писать прозу, однако эти попытки были неудачными. Некрасову предстояло найти свою тему в поэзии, чтобы его поэтический талант мог проявиться в полной мере.

Тематика поэзии Некрасова оказалась очень широкой и разносторонней. Поначалу преобладали изображение страданий человека в большом городе, любовная лирика, элегии. Позже гражданская лирика поэта охватывает более глубокие темы, она обращается к жизни народа, особенно крестьянства, актуальным общественным вопросам. Таковы стихотворения «Несжатая полоса» (1854), «Школьник» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Железная дорога» (1864). Общественная позиция поэта ярко проявилась в стихотворениях, написанных на смерть его соратников по деятельности: «Памяти Белинского» (1853), «На смерть Шевченко» (1861), «Памяти Добролюбова» (1864). Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова занимала особое место, и ярче всего она проявилась в стихотворении «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...», 1874). Глубокая нежность звучит в некрасовских стихотворениях о детях и женщинах, таких как «Песня Ерёмушке» (1859), «Крестьянские дети» (1861), «Мать» (1868). В поэмах «Саша» (1855), «Мороз, Красный нос» (1862-1864), «Русские женщины» (1871 — 1872) жизнь России показана с разных сторон, но в центре неизменно оказывается образ русской женщины: будь то женщина с высокими стремлениями, или крестьянка с трагической судьбой, или преданные жёны декабристов. В последний период творчества Некрасов работает над поэмой-эпопеей «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1876), в которой поэт создал грандиозную картину пореформенной России, запечатлевшую всё великое многообразие её жизни в богатой галерее образов крестьян, солдат, ремесленников, простого люда, помещиков, духовенства. Поэма впитала в себя русское народное творчество: песни, легенды, пословицы, сказочные элементы. В произведении преобладает сказовая форма повествования, русская разговорная речь. По художественной силе и идейному значению важны образы Савелия — богатыря святорусского, крестьянки Матрёны и народного заступника Гриши Добросклонова. В них воплощена главная идея творчества Некрасова, высказанная в песне, завершающей поэму «Кому на Руси жить хорошо»:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!..

Биография Николая Алексеевича Некрасова

Талантливый русский писатель Некрасов Николай Алексеевич родился 28 ноября 1821 г. в небольшом городке Немирово Подольской губернии в многодетной семье обедневшего дворянина Алексея Сергеевича Некрасова. Отец был поручиком егерского полка в Немирове. Мать - Александра Андреевна Закревская, полюбившая его против воли своих зажиточных родителей. Брак состоялся без их благословения. Но наперекор ожиданиям жены Некрасова, семейная жизнь супругов была несчастливой. Отец поэта отличался своей деспотичностью по отношению к своей жене и тринадцати детям. Имел много пагубных пристрастий, которые привели к обеднению семьи и нужде переехать в деревню Грешнева, родовое имение отца, в 1824 г., где и проходило несчастливое детство будущего прозаика и публициста.

В десятилетнем возрасте Николай Алексеевич поступил в Ярославскую гимназию. В это период он только начинал писать свои первые произведения. Однако из-за низкой успеваемости, конфликтов с руководством гимназии, которому не нравились сатирические стихи поэта, а также из-за желания отца отдать сына в военное училище мальчик проучился всего пять лет.

По воле отца в 1838 г. Некрасов приезжает в Петербург для вступления в местный полк. Но под влиянием своего товарища по гимназии Глушицким, он идет против воли отца и подает документы на поступление в Петербургский университет. Однако из-за постоянных поисков источников заработка, Некрасов не сдает успешно вступительные экзамены. В результате он стал посещать занятия на филологическом факультете, где проучился с 1839 по 1841 г.г.

Все это время Некрасов был в поисках хоть какого-то заработка, поскольку его отец перестал выделять ему денежные средства. Начинающий поэт брался за написание мало оплачиваемых сказок в стихах, статьей для различных изданий.

В начале 40-х г. Некрасову удается писать небольшие заметки в театральный журнал "Пантеон…", стать сотрудником журнала "Отечественных Записок".

В 1843 г. Некрасов сблизился с Белинским, который высоко оценил его творчество и поспособствовал раскрытию его таланта.

В 1845-1846 годах Некрасов издает два альманаха "Петербургский сборник" и "Физиология Петербурга".

В 1847 г. благодаря дару писать превосходные произведения Некрасову удается стать редактором и издателем журнала "Современник". Будучи талантливым организатором, он сумел привлечь в журнал таких литераторов как Герцена, Тургенева , Белинского, Гончарова и др.

В это время творчество Некрасова пропитано состраданием к простому народу, большинство его произведений посвящено тяжелой трудовой жизни людей: "Крестьянские дети" , "Железная дорога" , "Мороз, Красный нос", "Поэт и гражданин" , "Коробейники" , "Размышления у парадного подъезда" и др. Анализируя творчество писателя, можно прийти к выводу, что Некрасов в своих стихах затрагивал остросоциальные проблемы. Также, значительное место в своих произведениях поэт отвел роли женщины, ее нелегкой доле.

После закрытия "Современника" в 1866 г., Некрасову удается арендовать у Краевского "Отечественные Записки", заняв не менее высокую ступень чем "Современник".

Умер поэт 8 января 1878 в Петербурге, не преодолев многолетнюю тяжелую болезнь. Свидетельством великой утраты такого талантливого человека был манифест из нескольких тысяч человек, пришедших попрощаться с Некрасовым.

Кроме биографии Некрасова, ознакомьтесь также с другими материалами:

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

Ответ оставил Гость

1. Детство
Некрасов Николай Алексеевич родился 28 декабря 1821 года втихом городке Подольской губернии Немирово, где в тот год временнорасполагался полк, в котором проходил службу его отец, Некрасов АлексейСергеевич, происходивший из рода мелкопоместных дворян.
Детские годыпрошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотическогохарактера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему сталсвидетелем будущий поэт. Возможно, поэтому в произведениях Некрасоваможно разглядеть нотки жалости к собственной матери. Мать поэта, женщинаобразованная, была первым его учителем, она привила ему любовь клитературе, к русскому языку.
2. Молодость
В 1832 - 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.
В17 лет переехал в Петербург, но, отказавшись посвятить себя военнойкарьере, как настаивал отец, был лишён материальной поддержки. В 1838,против воли отца, будущий поэт пытается поступить в университет. Невыдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и втечение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Бедствия,выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах инезаконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова".
Длятого чтобы не умереть с голоду, стал писать стихи по заказукниготорговцев. В это время он познакомился с В. Белинским. Вскоре делаНекрасова «пошли в гору» , он дает уроки, пишет небольшие статьи дляместных газет, что позволяет ему даже откладывать сбережения) .
3. Литературная и публицистическая деятельность
ДелаНиколая Алексеевича пошли настолько успешно, что в 1847 Некрасов иПанаев приобрели журнал «Современник» , основанный А. С. Пушкиным.Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство неприостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал. В этот годНекрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжалкаждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.
Послезакрытия журнала "Современник" Некрасов приобрел право на издание"Отечественных записок", с которыми были связаны последние десять летего жизни. В эти годы работал над поэмой "Кому на Руси жить хорошо"(1866 - 76), написал поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870;"Русские женщины", 1871 - 72). Кроме того, создал серию сатирическихпроизведений, вершиной которых стала поэма "Современники" (1875).
4. Болезнь
Ноэйфория от хорошей жизни продлилась недолго, ибо уже в 1850 годуписатель сильно заболел (медики даже предрекали ему скорую смерть) , нопоездка в Италию значительно улучшила здоровье Некрасова. В 1875 году уНекрасова нашли рак кишечника, после чего жизнь писателя превратилась вмедленный уход в иной мир. Именно в период перед смертью Некрасов,получив поддержку от близких людей, занялся творчеством с новой силой.Умер Николай Алексеевич в декабре 1877 года. Похороны этой неординарной,но, несомненно, великой личности в русской литературе, былиорганизованны многочисленными поклонниками и состоялись на Новодевичьемкладбище.

Творчество Н.А. Некрасова актуально сейчас, как и в XIX веке. Гражданская позиция молодёжи должна быть активной, именно к этому призывал великий русский поэт. Истоки творчества Н. Некрасова помогает понять изучение его биографии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Николай Алексеевич Некрасов

(1821-1878)

Очерк жизни и творчества

Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм в изображении жизни народа

Цели занятия:

Расширить знания студентов о жизни и творчестве Некрасова (условия жизни - формирование его личности и таланта);

Помочь студентам определить основные темы лирики Некрасова;

Совершенствовать технику выразительного чтения;

Воспитывать гражданственность, патриотизм.

После изучения темы студенты должны

Знать:

Биографию Н. Некрасова, условия формирования его личности и таланта:

Деятельность Некрасова как редактора журналов «Современник» и «Отечественные записки»:

Основные темы лирики Н.Некрасова.

Уметь:

Анализировать лирические произведения;

Теория литературы: народность

Оснащение:

Портрет Н. Некрасова;

И. Фогельсон «Литература учит», М., Пр., 1990 г., стр. 116;

Н. Некрасов «Стихотворения и поэмы», М., 1984 г.

Тип занятия: комбинированный

Методы работы: анализ лирического произведения

ВПС: поэзия Ф.Тютчева и А. Фета

Поэзия А. Пушкина и М. Лермонтова

Структура занятия

  1. Оргмомент
  2. Мотивация темы

Русская лирика первой половины XIX века описывала с болью и сочувствием, негодуя и протестуя, страдания народа, выражала любовь и внимание к народной жизни. Вспомните «Деревню» А. Пушкина, «Родину» Лермонтова. И это было величайшим завоевание нашей литературы. Однако, авторское «я» в таких стихотворениях выражала эти чувства как бы «со стороны» - с позиции духовного мира передового человека, но другой социологической среды - дворянина.

Лирика Некрасова сделала следующий шаг. Поэт наглядно слился с народом, с его представлениями, идеалом, что в лирике авторским «я» стал сам человек из народа - городской бедняк, солдатский рекрут, крепостной мужик, женщина- крестьянка. Это их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем у Некрасова, это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви, ненависти.

Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слёз!

Родились вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьётесь о сердца людские,

Как волны об утёс.

(1858 г.)

Творчество Н.А. Некрасова занимает особое место в истории литературы. С одной стороны, Н. Некрасов связан с традициями А. Пушкина и М. Лермонтова, а с другой - является одним из зачинателем нового направления.

Чем отличается лирика Некрасова от лирики Тютчева и Фета, от представителей «чистого мастерства? От лирики Жуковского, Дельвига?

Давайте сравним отрывки из стихотворений поэтов-романтиков с соответст- t вующими строками из лирики Некрасова. Что нового появляется в его поэзии? (Фогельсон, стр. 122)

мы находим в лирике Некрасова новизну проблематики, композиции, жанров, своеобразие авторского видения мира, гражданственность.

Как формировался Некрасов как поэт и личность? Что знаете о его детстве?

  1. Изложение нового материала. Творчество Н.А. Некрасова.

Я лиру посвятил народу своему

I. Детство, ярославская гимназия. Первые годы жизни в Петербурге (1821- 1840). После отказа сына поступить на военную службу, отец лишил его наследства и содержания. «Петербургские мытарства» - нищета, провал на экзаменах в университет, разнос в критике сб. «Мечты и звуки» (подражательный характер).

II.Сближение с В. Белинским - переломный момент в творческой биографии Некрасова.

(ст., «Родина» (1846)

Ш.Некрасов - издатель и редактор журнала «Современник» (1847-1866) Тематическое и жанровое богатство творчества Некрасова:

  1. цикл лирических стихотворений;
  2. стихотворения о городских бедняках («На улице», «О погоде...»)
  3. стихотворения о женской доле («Свадьба», «В полном разгаре страда деревенская...»);
  4. стихотворения о тяжёлой судьбе народа («Несжатая полоса», «Арина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», «Железная дорога», поэмы «Крестьянские дети», «Коробейники», «Мороз, Красный нос»);
  5. гражданская лирика («Поэт и гражданин»);
  6. тема России, самосознание и общественное назначение русского человека («Саша», «Тургеневу»);
  1. Некрасов - издатель и редактор журнала «Отечественные записки» (1867-1877)
  2. Творчество Некрасова 1867-1877 гг.:
  1. поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877 гг.);
  2. поэмы о декабристах и их жёнах («Дедушка», «Русские женщины»);
  3. поэма о бюрократах, буржуазии и либеральных дельцах («Современники» - сатира);
  4. стихотворения, проникнутые элегическими настроениями («Три элегии», «Утро», «Уныние», «Элегия»);
  5. стихотворения, выражающие веру поэта в будущее России, народа («Пророк»).

Анализ лирических произведений

«Родина» (1846) - своеобразный итог идейных исканий Некрасова.

В основу стихотворений легли факты биографии поэта, но эти детали биографии перерастают в исторические закономерности судеб людей крепостной России.

Для Некрасова нет даже первоначального радостного пушкинского переживания при виде сада, дома.

«Родина» написана в форме лирического монолога. Новаторство Некрасов заключается не только в новизне проблематики, но и в том, что Некрасов, разрушая жанровые перегородки (включает элементы сатиры, элегии, пейзаж лирики), он создаёт новые по форме лирическое стихотворение, насыщенное социальным содержанием.

«Поэт и гражданин»

(стихотворение «Поэт и гражданин», видеопроект т/к «Культура»)

вопросы для обсуждения:

  • К чему призывает поэта гражданин?
  • В чём своеобразие композиции стихотворения?

(столкновение двух характеров, двух типов отношения действительности. В жанровом отношении - это философский спор в форме драматургии.

  • Каков жанр стихов?
  • Почему Некрасов выбирает форму диалога? (раздвоенность автора)

- Каков мотив стихотворения?

Мотив - основное настроение поэта, чувство, которое он испытал во время написания стихотворения

Диалог в стихотворениях мог быть воспринят как полемика между представителями «чистого искусства» и революционно-демократического.

В стихотворениях Некрасов излагает свои взгляды на роль и назначение поэта. Содержание стихотворения - разговор между условными персонажами - Поэтом и Гражданином. Перед нами не столкновение двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначение поэзии в общественной жизни. Автор высказывает следующую мысль: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений, активной борьбы за эти убеждения.

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

«Элегия» (1874)

(Элегия - стихотворение, в котором выражены настроения, грустные раздумья, скорбь, философские размышления)

Какова обстановка в России; обстоятельства жизни Некрасова в годы создания «Элегии»? (первая половина 70-х годов XIX в)

Почему Некрасов выбрал жанр элегии?

Стихотворение посвящено А.Н. Ермакову, другу Некрасова, инженеру путей сообщения.

Почему посвящение Ермакову включено в текст? Что это даёт читателю?

Посвящение делает это стихотворение личным документом, лирическим произведением, посвящённым двум общественным темам: положению народа и роли певца в обществе, а также призванию каждого человека, его месту в обществе.

В это время (время написания стихотворения 15 августа 1874 г.) в стране спад революционного движения. Разгромлена Парижская коммуна. Н.Некрасов много болеет, он теряет голос, жалуется на желудок, потом выясняется, что у него рак. Друзей рядом становилось всё меньше. Поэт сомневается в отношении молодёжи к себе теперешнему. Главный вопрос - что с народом, каков он и что с ним будет? Поводов для размышлений много.

Поэтому Некрасов избирает жанром своего стихотворения «Элегию», что является выражением преимущественно грустных раздумий.

Что в этом стихотворении личного?

«Я» поэта существует в трёх из четырёх строф стихотворения:

во второй Некрасов думает о сущности своей поэзии, о своей совести;

в третьей - об увиденном и услышанном в жизни;

в четвёртой - о том, как к нему приходит вдохновение .

Каков Некрасов в этом стихотворении?

Это человек, умеющий думать («Ответа я ищу не там?)

Это человек, работающий не ради славы, а ради своей совести.

В чём Некрасов видит существо своей поэзии?

Цель поэзии - служение народу. Поэт прославляет союз музы с народом («И в мире нет прочней, прекраснее союза!») и подтверждает личным примером:

Я лиру посвятил народу своему

Как он воспринял реформу 1861 года? Стало ли легче крестьянину?

Есть ли в стихах описание природы?

Природа соответствует настроение поэта: задумчива, грустна

Что в этом стихотворении общезначимого для всех эпох? для потомства?

Мы разобрали несколько стихотворений, и в каждом из них услышали неповторимо своеобразный голос поэта, ощущали особенности его стиля.

- Что же такое стиль писателя?

Стиль - это единство всех средств художественного изображения жизни в произведении писателя.

Своеобразие стиля зависит от его взглядов на жизнь и искусство, нравственных и эстетических идеалов, политических и художественных убеждений, особенностей его личности и таланта.

Некрасову свойственны важные черты:

Изображение жизни с присущими ей сложностью и противоречивостью;

Стремление к правде, постижению закономерных (типических) процессов и явлений действительности;

Критика несправедливого социального устройства;

Выражение передовых общественных идеалов;

Поэтизация мира крестьянина.

(Стр. учебника. Стиль писателя)

Основные мотивы лирики:

Назначение поэта и поэзии;

Тема народа;

Образ нового человека, героя времени;

Тема России.

IV. Закрепление

Что можно сказать о детстве и отрочестве писателя?

Как проходила его жизнь в Петербурге?

Какую роль в его жизнь сыграло знакомство с Белинским?

Что можно сказать о Некрасове-журналисте?

Чем отличалась Муза Некрасова от музы Пушкина, Лермонтова?

Каково назначение поэта в общественной жизни?

Что говорит Некрасов о судьбе русского народа и русской женщины- крестьянки?

Как раскрывается образ Родины в поэзии Некрасова?

Важно только одно -

Любишь народ, родину,

Служить им сердцем и душой.

Н. Некрасов

VI. Домашнее задание:

Написать сочинение «Я призван был воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ».

Список использованной литературы:

1. Некрасов Н.А.. Собрание сочинений. Стихи. Поэмы.

2. Некрасов Н.А.. Кому на Руси жить хорошо. Серия «Классика для школы». М.: «Стрекоза-Пресс», 2005.

3. Коровин В.И. Русская поэзия ХIХ века. М., 1983.

4.Живые страницы. Н.А.Некрасов в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. М., 1974;

5. Скатов Н.Н. «Н.А. Некрасов. Жизнь замечательных людей.», М.,1994