Красный крест анри дюнан. Жан Анри Дюнан: Блудный лауреат. Жан ДюнанJean Henri Dunant

Жан Анри Дюнан – создатель красного креста

Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 года в швейцарской Женеве в семье негоцианта Жана Жака Дюнана – уважаемого торговца, входившего в правящий совет города. Родители, очень набожные люди, с детства старались привить сыну не только предпринимательские способности, но и человеколюбие, сострадание, стремление делать добро. С 18 лет днем Дюнан учился экономике, а после занятий вечерами посещал бедняков и больных. Юноша увлекался экономикой, религией, занимался общественной деятельностью. Двадцатилетний Дюнан по воскресеньям приходил к узникам городской тюрьмы и подолгу общался с ними, стараясь поддержать их, сохранить в них веру в людей и Бога, вселить мысль о раскаянии и праведной жизни. После окончания колледжа Дюнан поступил стажером в банк, но не перестал думать о духовной карьере, путешествуя по Европе в качестве представителя Ассоциации молодых христиан. Однако в возрасте 26 лет он неожиданно переключается на бизнес, став представителем женевской компании в Северной Африке и на Сицилии. К 1859 году 30-летний преуспевающий бизнесмен, объездивший всю Африку, уже возглавляет крупную финансово-промышленную компанию, которая занимается разработкой полезных ископаемых во французском Алжире. Для дальнейшей экспансии на африканский рынок этой компании не хватало одного – эксклюзивного права использования алжирских водных ресурсов. С целью обеспечить себе поддержку на самом верху президент Compagnie genevoise des colonies de Setif Дюнан отправляется к императору Франции Наполеону III.

Молодого предпринимателя не смутило, что ехать пришлось не в Париж, а в Северную Италию: в то время Франция в союзе с Сардинским королевством только что начала войну с Австрией. Императорская ставка располагалась в ломбардском селении Сольферино, где 24 июня 1859 года произошло одно из самых кровопролитных сражений XIX столетия: более 40 тысяч убитых и раненых с обеих сторон. Как раз на следующий день после боя Дюнан и прибыл в Сольферино. Он был поражен, увидев тысячи раненых, брошенных на поле боя и нуждающихся в срочной медицинской помощи. Забыв о том, зачем явился в Сольферино, бизнесмен обратился к жителям соседней деревни с просьбой помочь раненым. Он срочно написал своим деловым партнерам в Женеву, попросив перевести деньги, а затем лично в течение трех суток помогал ухаживать за ранеными в местной церкви, превращенной в походный госпиталь. Так и не встретившись с Наполеоном III, Дюнан вернулся домой совсем другим человеком: о своем бизнесе он забыл, голова и сердце Жана Анри теперь были заняты совсем другими мыслями.

Итогом этой получившей неожиданное завершение «бизнес-поездки» стала книга «Воспоминание о Сольферино», вышедшая в октябре 1862 года. Дюнан за свои деньги отослал по экземпляру главам правительств, монархам, ведущим военачальникам и просто европейским знаменитостям. Впрочем, он мог бы этого и не делать, поскольку после перевода на все европейские языки «Воспоминание о Сольферино» стало настоящим мировым бестселлером, где не только были описаны ужасы войны, страдания раненых и гражданского населения, но и приводились советы правительствам для уменьшения этих страданий. В конце книги прилагался план создания национальных организаций по оказанию гуманитарной помощи – их, по мнению Дюнана, должны были возглавить известные и уважаемые в обществе люди, которые бы пользовались поддержкой правительств своих стран. А для координации их деятельности автор советовал создать международный общественный орган, которому следовало придать статус наднационального, с «дипломатическим иммунитетом» на время ведения войны.

При всем своем опыте в сфере бизнеса Анри Дюнан не являлся прирожденным организатором (более того, он даже сторонился любой публичной деятельности), но он, безусловно, обладал даром убеждения. Ужасы войны были известны человечеству уже не одно тысячелетие, однако только после призывов Дюнана общество попыталось хоть как-то уменьшить страдания воюющих и жертв военных действий. Первым его поддержал Гюстав Мойнье – женевский адвокат и председатель местного благотворительного общества социальной помощи. Он предложил создать (и создал затем) Международный комитет помощи раненым (Комитет Пяти), в состав которого, кроме него и Дюнана, вошли генерал Гильом Анри Дюфур и врачи Луи Аппиа и Теодор Монуар.

Дюнан был, конечно, идеалистом, но не настолько витал в облаках, чтобы призывать отказаться от войн. Он всего лишь предлагал правительствам разных государств, объединив свои усилия, регламентировать оказание гуманитарной помощи военнопленным и гражданскому населению во время боевых действий. Именно с этой целью 26 октября 1863 года 36 представителей 14 европейских стран собрались в Женеве на историческую международную конференцию. Кроме приглашений на нее, правительства европейских стран получили проект международного соглашения о гуманитарной помощи военнопленным и гражданскому населению во время войн – основу того, что позже будет названо Женевскими конвенциями.

Целеустремленность и активность Дюнана, объездившего за свой счет пол-Европы и встречавшегося накануне конференции практически со всеми видными европейскими политиками, принесла свои плоды. Поддержка же начинания Дюнана в прессе заставила сливки всего мирового сообщества внимательно следить за тем, что происходило в Женеве. После трех дней дискуссий участники конференции приняли десять резолюций, одна из которых призывала правительства всех стран принять участие в следующей конференции – уже на официальном дипломатическом уровне и с перспективой разработки всеохватывающего международного правового документа, который подлежал бы ратификации парламентами.

Там же, в Женеве, 8 августа следующего года открылась вторая конференция. На протяжении недели официальные представители 16 европейских стран (в том числе наблюдатели и от США, Бразилии и Мексики) на принципах, предложенных Дюнаном, договорились о создании международной организации по оказанию гуманитарной помощи во время войн. 22 августа 1864 года была подписана Женевская конвенция «Об улучшении состояния раненых в армиях воюющих стран», а уже к концу года ее ратифицировали десять государств – Франция, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Норвегия, Дания и герцогство Баден. Конвенция, прежде всего, гарантировала нейтралитет медицинского персонала во время войны. Кроме того, в ней впервые были прописаны механизмы финансирования и функционирования национальных обществ по оказанию помощи раненым. Участники встречи утвердили и единый отличительный знак, гарантирующий неприкосновенность медперсоналу, – красный крест на белом флаге («выкрашенный наоборот» государственный флаг традиционно нейтральной Швейцарии).

Идею эмблемы подал один из Комитета Пяти – доктор Аппиа, он первым и отправился с этим еще неофициальным «охранным знаком» на датско-прусскую войну, начавшуюся за несколько месяцев до созыва конференции. Вскоре новоиспеченная организация получила свое официальное название – Международное общество Красного Креста.

Как же сложилась судьба основателя общества? На протяжении всей жизни Дюнану не давали покоя идеи одна другой грандиознее. Еще в 1864 году он опубликовал брошюру «Вселенское и международное общество по возрождению Востока», где предложил план создания нейтрального еврейского государства в Палестине. Спустя три года его увлек новый проект – открытия опять-таки «международной и вселенской» библиотеки, в которой предлагалось собрать шедевры письменной культуры всех времен и народов.

К сожалению, из всех начинаний неутомимого швейцарца при его жизни было реализовано лишь первое – Красный Крест, за что в 1901 году Жан Анри Дюнан вместе с французским экономистом Федериком Пасси разделил первую в истории Нобелевскую премию мира.

Если бурная общественная деятельность Дюнана имела безусловный успех, то в других сферах жизни ему далеко не так везло. Основным источником дохода для него оставался бизнес, который, начиная с 1867 года, «забуксовал». Поскольку правительство Наполеона III не предоставило Дюнану столь необходимых прав на водные ресурсы, его компания оказалась полностью вытесненной с североафриканского рынка и обанкротилась. Вместе с Дюнаном разорились и его деловые партнеры. Основатель Красного Креста несколько лет влачил самое жалкое существование: обнищавший миллионер, по его собственному признанию, обедал коркой хлеба, подкрашивал старый выцветший черный плащ чернилами, а нестираные воротнички – мелом, при этом нередко ночуя на улице. Два десятилетия он провел в полном одиночестве, обосновавшись в небольшой деревушке Хейден. Там его в 1890 году и обнаружил сельский учитель, сообщивший миру, что основатель Красного Креста еще жив. А спустя два года тяжело больной Дюнан перебрался в деревенский хоспис, где провел последние 12 лет жизни.

О нем вспомнили еще раз в 1901 году – в связи с присуждением Нобелевской премии, но сам лауреат не прибыл на церемонию вручения. Как и на многие другие последующие чествования: к концу жизни награды посыпались на него одна за другой. Просто к тому времени он впал в состояние мизантропии и хронической депрессии, окончательно разуверившись в человечестве и какой бы то ни было религии, выразившись как нельзя точнее: «Я просто верю в Бога, как это делали в первом веке нашей эры, когда еще не существовало церкви».

Биография Жана Анри Дюнана могла бы лечь в основу захватывающего киносценария. Он родился в богатой семье, а умер в полной нищете; возглавлял одно из крупнейших европейских коммерческих предприятий, но потерпел сокрушительное банкротство. Наконец, человек, имя которого в конце XIX века было известно всей Европе, почетный гражданин Женевы и Нобелевский лауреат, закончил жизнь изгнанником, в полном одиночестве и забвении, не оставив ни оплакивающей его вдовы, ни наследников.

Умер Дюнан 10 октября 1910 года, завещав «закопать его, как собаку», – без отпевания и гражданской панихиды. К полученным им нобелевским и прочим «премиальным» деньгам он так и не притронулся. Часть средств получили те, кто ухаживал за ним в последние годы, еще часть была отписана хоспису, где он провел остаток жизни, на бесплатные койки для беднейших жителей деревни, а остальное передано в Норвегию и Швейцарию на различные филантропические проекты. В XX веке основателю Красного Креста Жану Анри Дюнану в Женеве был сооружен памятник: коленопреклоненный человек подает воду раненому солдату.

Значение:

Проект Дюнана, представляющий собой дань истинному человеколюбию, получил продолжение. Первые национальные общества помощи раненым были созданы еще в 1863 году в Вюртемберге, Великом герцогстве Ольденбургском, Бельгии и Пруссии, а затем появились в Дании, Франции, Италии, Испании и ряде германских княжеств. 15 мая 1867 года к ним присоединилась Россия: Александр II утвердил устав Общества попечения о раненых и больных воинах (с 1879 года – Российское общество Красного Креста). Оно было основано по инициативе великой княгини Елены Павловны и знаменитого военного хирурга Николая Пирогова, а его почетными членами стали императорская семья, высокопоставленные сановники и высшие церковные чины. Российский Красный Крест принял активное участие в Первой мировой войне.

За полтора столетия главное творение Жана Анри Дюнана прошло путь от Комитета Пяти до мощной международной организации, трижды лауреата Нобелевской премии мира (в 1917, 1944 и 1963 годах). В движении Красного Креста с учетом добровольцев участвуют до 100 млн человек из почти 180 стран. Бюджет общества приближается к 700 млн долларов США, причем все взносы – добровольные (каждое национальное общество и каждое правительство вносит столько, сколько может себе позволить). В свете современной рекламной прибыли знакомая всей планете эмблема могла бы стать выгодным брендом, но красный крест позволено использовать только военным медицинским учреждениям и тем, кто предоставляет бесплатную медицинскую помощь.

Каждый раз, когда где-то начинается локальная война, мирному населению и раненым оказывают помощь люди с опознавательным красным крестом на одежде, которые в меру своих сил стараются придать вооруженным конфликтам более или менее цивилизованный характер. Именно благодаря деятельности мирных «крестоносцев», вооруженных лекарствами, медицинскими инструментами и прочими средствами гуманитарной помощи, удается спасти тысячи человеческих жизней.

Среди основополагающих принципов Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца прежде всего гуманность . Это стремление оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, при любых обстоятельствах, как на международном, так и на национальном уровне стараться предотвращать или облегчать человеческие страдания. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей, обеспечивать уважение к человеческой личности, способствовать достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.

Второй принцип – беспристрастность . Для движения не существует никакого различия по признаку расы, религии, класса или политических убеждений, оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь тех, кто в этом нуждается больше всего.

Третий принцип – нейтральность . Для сохранения всеобщего доверия движение не может принимать чью-либо сторону в вооруженных конфликтах и вступать в споры политического, расового, религиозного или идеологического характеров.

Четвертый принцип – независимость . Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, тем не менее, должны всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста и Красного Полумесяца.

Пятый принцип – добровольность . Движение в своей добровольной деятельности по оказанию помощи ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.

Шестой принцип – единство . В стране может быть только одно общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.

Наконец, седьмой принцип – универсальность . Движение является всемирным. Все национальные общества имеют равные права и обязаны оказывать помощь друг другу.

Что о нем говорили:

«Эти страницы наполнили душу волнением. Высокие чувства, которыми книга проникнута, касаются сокровенных струн сердца. <…> Эта книга заставляет проклясть войну» (Братья Гонкур).

«С 18 лет Дюнан посвящает свой досуг посещению бедняков, больных, умирающих – он приносит им помощь и утешение. В возрасте 20 лет он начинает посещать женевскую тюрьму: каждое воскресенье в послеобеденные часы он приходит к заключенным и читает им вслух книги по истории, рассказы о путешествиях, научно-популярную литературу. Одним словом, еще задолго до того, как Дюнан посвятил свою жизнь попечению о солдатах, раненных на полях сражений, он начал заботиться о тех, кто был изранен тяжелой судьбой в мирное время» (П. Буасье).

Что он сказал:

«Это была рукопашная, невыразимо ужасная. Австрийские и союзные войска топтали друг друга, резались на неостывших трупах, противника валили прикладами, разнося ему череп и потроша саблями и штыками. Бой перешел в бойню, схватку диких зверей, обезумевших от ярости и опьяневших от крови» («Воспоминание о Сольферино»).

«Я не могу не отметить, что сегодня Красный Крест существует во многих странах мира и что в определенной степени выводы, сделанные мною в книге «Воспоминание о Сольферино», были подсказаны благородным примером, который во время Крымской войны показала Ее Императорское Высочество госпожа великая княгиня Елена Павловна».

«…О, если б они только знали, сколько мне приходится трудиться, какие муки, тревоги, волнения приходится мне испытывать, если б они знали, в какой беспросветной нужде я живу… И вот я назначен председателем Постоянного международного комитета, созданного для подготовки Конвенции об участи военнопленных во всех цивилизованных государствах…»

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Реконструкция подлинной истории автора

26. «Явление креста», давшее победу Константину Великому, и победа Дмитрия Донского «с помощью креста» Пушки - это «схимы с крестами» в войске Дмитрия Донского В Куликовской битве войска Дмитрия Донского использовали пушки , гл. 6. В войске Мамая, по-видимому, пушек не

Из книги Красный террор глазами очевидцев автора Волков Сергей Владимирович

Доклад Центрального Комитета Российского Красного Креста о деятельности Чрезвычайной Комиссии в Киеве 14 февраля 1920 года.Центральный Комитет Российского Общества Красного Креста при сем представляет очерк, составленный на основании доклада сестер милосердия

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

26. «Явление креста», давшее победу Константину Великому, и победа Дмитрия Донского «с помощью креста». Пушки – это «схимы с крестами» в войске Дмитрия Донского В Куликовской битве войска Дмитрия Донского использовали пушки , гл. 6. В войске Мамая, по-видимому, пушек не

Из книги 100 великих евреев автора Шапиро Майкл

АНРИ БЕРГСОН (1859-1941)Он родился в Париже в семье польского музыканта и матери-ирландки и стал одним из самых известных философов своего времени. Воззрения Бергсона на время, эволюцию, память, свободу, восприятие, разум и тело, интуицию, интеллект, мистику и общество

Из книги Люди Зимнего дворца [Монаршие особы, их фавориты и слуги] автора Зимин Игорь Викторович

Глава 6. Российское общество красного креста создавалось в зимнем дворце С Зимним дворцом связано появление в России самой крупной общественной организации (под плотным государственным патронатом) – Российского общества Красного Креста.Связана эта история, с одной

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

2. «ЯВЛЕНИЕ КРЕСТА», ДАВШЕЕ ПОБЕДУ КОНСТАНТИНУ ВЕЛИКОМУ В СРАЖЕНИИ С МАКСЕНЦИЕМ И ПОБЕДА ДМИТРИЯ ДОНСКОГО НАД МАМАЕМ «С ПОМОЩЬЮ КРЕСТА» 2.1. ПУШКИ = «СХИМЫ С КРЕСТАМИ» В ВОЙСКЕ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО Напомним вкратце один из основных сюжетов в истории Куликовской битвы 1380 года.

Из книги Миф о шести миллионах автора Хогган Дэвид

Из книги Шесть миллионов потеряны и найдены автора Цундел Эрнст

Евреи и концлагеря. Доклад Международного Красного Креста. Международный Красный Крест составил трехтомный доклад, "Report of the International Committee of the Red Cross on its Activities During the Second World War", напечатанный в Женеве в 1948г., который является весьма уникальным по своей объективности. Этот

Из книги Катынь автора Мацкевич Юзеф

Приложение 10. ТЕЛЕГРАММА НЕМЕЦКОГО КРАСНОГО КРЕСТА В ЖЕНЕВУ «В связи с сообщением об обнаружении останков нескольких тысяч польских офицеров в Катынском лесу под Смоленском - Принимая во внимание сообщенные немецким Красным Крестом, польским Красным Крестом и другими

Из книги Личности в истории автора Коллектив авторов

Анри Дюнан – основатель «Красного Креста» Олег Филин Он основал крупнейшую мировую организацию помощи раненым, стал первым лауреатом Нобелевской премии мира и умер в нищете, отдав все деньги на благотворительные цели. Его имя мало кому известно, но его творение знают

Из книги Высшие кадры Красной Армии 1917-1921 автора Войтиков Сергей Сергеевич

Глава 1 «Дело военнопленных», или Германский шпионаж «под флагом шведского Красного Креста» В феврале-марте 1918 года петроградская военная контрразведка отнюдь не безуспешно проводила, невзирая на недостаток финансирования и кадровый голод, агентурно-наблюдательное

Из книги История Сибири: Хрестоматия автора Воложанин К. Ю.

Общество «Красного Креста» в организации помощи политическим заключенным и ссыльным Организации помощи политическим заключенным и ссыльным существовали в России со времен революционного народничества. Так, с XIX столетия сложилась славная традиция освободительного

автора

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Подводные лодки: Свыше 300 подводных лодок всех стран мира автора Автор неизвестен

Олег Филин

Он основал крупнейшую мировую организацию помощи раненым, стал первым лауреатом Нобелевской премии мира и умер в нищете, отдав все деньги на благотворительные цели. Его имя мало кому известно, но его творение знают все.

Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 года в Женеве в семье негоцианта Жана Жака Дюнана, входившего в правящий совет города. Родители, искренне верующие люди, с детства старались научить сына не только предпринимательской сметке, но и человеколюбию, состраданию, стремлению делать добро. Дюнан увлекается экономикой, религией, общественной деятельностью. С 18 лет днем он учится экономике, а по вечерам посещает бедняков и больных. С 20 лет по воскресеньям он приходит к узникам городской тюрьмы, общается с ними, стараясь поддержать их, сохранить в них веру в людей и в Бога. После окончания колледжа он поступает стажером в банк.

В 26 лет Дюнан приезжает в Алжир и работает в представительстве женевского банка, не оставляя и своей благотворительной деятельности, принимая активное участие в борьбе против рабства. В 1859 году он решает открыть собственное предприятие и создает акционерное общество мельниц Мон-Джемиля, для финансирования которого приглашает друзей и родственников. И вот собран достаточно большой капитал, выбрано хорошее место, мельница оснащена современным оборудованием. Для окончательного осуществления планов остается получить землю. Но здесь Дюнан сталкивается с непреодолимым бюрократическим противодействием. Не добившись успеха в переговорах с алжирскими чиновниками, он отправляется в Париж, обивает пороги различных ведомств. Безрезультатно. Дюнан не опускает руки и с присущим ему упорством и целеустремленностью решает обратиться к последней инстанции - императору. Наполеон III находится в это время в Сольферино во главе французской армии, которая вместе с итальянскими союзниками готовится отразить вторжение австрийских войск. И Дюнан отправляется в Италию.

Как приходят в жизнь человека события, которые полностью меняют ее? Стечение обстоятельств? Судьба? А может быть, в каком-то смысле человек сам создает свою судьбу, призывая те ситуации, к которым он готов и через которые должен пройти?

В Италии Дюнан становится свидетелем одной из самых жестоких и кровопролитных битв XIX века - битвы при Сольферино (24 июня 1859 г.). Итогом этого сражения стало 40 тысяч убитых и раненых.

«25 июня солнце осветило самое ужасное зрелище, какое только может представить себе человеческое воображение, - рассказывает Дюнан. - Все поле битвы усеяно трупами людей и лошадей; дороги, канавы, овраги полны мертвыми телами, а в окрестностях Сольферино земля буквально сплошь покрыта ими... Несчастные раненые, которых поднимают в течение дня, мертвенно бледны и совершенно обессилены; у некоторых, особенно у тяжелораненных, взгляд отупелый, они точно ничего не понимают, но это... не мешает им ощущать страдания; иные возбуждены и содрогаются от нервной дрожи; другие, с воспаленными, зияющими ранами, точно обезумели от жестоких страданий; они умоляют их прикончить и с искаженными лицами бьются в предсмертных судорогах... Всевозможные осколки, обломки костей, клочки одежды, земля, куски свинца раздражают раны и усиливают мучения раненых». Тела погибших погребают в течение трех дней.

Ближайший город Кастильон весь заполнен ранеными. 9000 человек лежат на улицах, в церквях, на площадях. Не в силах остаться в стороне, Дюнан активно включается в оказание помощи раненым, организует добровольцев. У него нет никаких медицинских знаний, но он как умеет накладывает повязки, приносит еду, воду, табак. Даже просто разговаривает с ранеными, многие из которых находятся в очень подавленном состоянии, так как им не оказывается никакая помощь. Дюнан помогает всем - и своим, и солдатам противника - и убеждает в таком подходе остальных добровольцев. Его призыв «Tutti Fratelli» («Все мы братья») стал в дальнейшем девизом системы помощи.

Он оказался в это время в этом месте по чистой случайности. Он мог бы просто пройти мимо - как это и сделали многие другие. Но не смог. Может быть, именно это и отличает настоящего Человека?

Медицинская служба армии в те времена была очень немногочисленна и не могла справиться с таким количеством раненых. В городе всего шесть французских врачей. «В течение первой недели после сражения раненых, про которых доктора говорили „тут ничего нельзя сделать», оставляли без всякого ухода, и они умирали совершенно заброшенными. И это было вполне естественно, ввиду ограниченного количества фельдшеров и огромной массы раненых. Это жестоко и ужасно, но неизбежно; нельзя терять драгоценное время на безнадежных, когда оно нужно тем, кого еще можно спасти». «Сколько молодых венгерцев, чехов, румын, только что поступивших на военную службу, пали от усталости после сражения или от потери крови, и даже легкораненные - погибли от голода и истощения!»

В эти страшные дни у Дюнана рождается идея создания системы добровольных медицинских обществ, которые могли бы оказывать помощь раненым во время войны. «Как нужны были бы в этих городах Ломбардии сотня-другая добровольных фельдшеров и фельдшериц, но опытных, знающих свое дело!.. Действительно, что могла сделать в громадном и спешном деле горсть единичных личностей, как бы ни были они воодушевлены добрыми намерениями». «...Если б было достаточно лазаретной прислуги, чтоб поднимать раненых на равнинах Медоля, в оврагах Сан-Мартино и на холмах Сольферино 24 июня, несчастные не оставались бы по несколько часов без помощи, в страшной тоске и страхе быть забытыми и не делали бы неимоверных усилий, только ухудшающих их положение, чтоб подняться, невзирая на жестокие мучения, в надежде, что их увидят и принесут носилки. И, наконец, на другой день, не грозила бы еще худшая опасность живому быть похороненным с мертвыми!»

Является ли слабостью способность чувствовать чужую боль как свою собственную, если не острее? Или, наоборот, такое сострадание становится движущей силой, позволяющей человеку совершать казалось бы невозможное?

Несколько дней перевернули жизнь Анри Дюнана. Так и не встретившись с императором, он возвращается в Женеву и пишет книгу «Воспоминание о битве при Сольферино», в которой натуралистично описывает всю ту ужасную оборотную сторону войны, о которой в те времена было не принято говорить. В ней он высказывает и свои идеи организации добровольных обществ помощи раненым.

Книга оказалась своевременной и оказала сильнейшее воздействие на многих людей. Со всех концов Европы к Дюнану приходят письма. Его идеи начинают воплощаться в жизнь. В феврале 1863 года в Женеве организуется небольшой комитет, ставящий своей целью создание таких добровольных обществ. Дюнан - секретарь комитета. Ведутся переговоры с правительствами разных стран, идет подготовка к международной конференции, которая объединила бы усилия национальных групп помощи.

Дюнан рассылает письма правительствам разных стран, излагая свои идеи, лично встречается со многими из них. И вот, благодаря его усилиям и неимоверной энергии, 29 октября 1863 года 39 делегатов из 16 стран встречаются в Женеве. Подписывается договор, известный как Женевская конвенция. В него вошли такие важнейшие положения, как гарантия неприкосновенности для тех, кто оказывает помощь, введение для этих людей опознавательного знака - красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг - как знак признательности стране, представитель которой выдвинул эти идеи). 29 октября 1863 года считается днем рождения Красного Креста. Менее чем через два месяца открывается первое Общество помощи в Вюртенберге. В течение следующего года открываются еще 10 обществ Красного Креста: в герцогстве Ольденбургском, в Бельгии, Пруссии, Дании, Франции, Италии, Макленбурге, Испании и Германии.

8 августа 1864 года на Конференции Международного комитета по оказанию помощи раненым эмблема Красного Креста обретает особый статус: теперь она обеспечивает защиту людям, которые ее носят, средствам передвижения, зданиям. Это было узаконено межправительственным соглашением - «Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны», подписанной 22 сентября 1864 года.

Основополагающие принципы Движения Красного Креста

Гуманность . Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порожденное стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах как на международном, так и на национальном уровне предотвращать или облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.

Беспристрастность . Движение не проводит никакого различия по признаку расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремиться облегчать страдания людей, и в первую очередь тех, кто больше всего в этом нуждается.

Независимость . Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.

Добровольность . В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.

Единство . В стране может быть только одно общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.

Универсальность . Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.

Задумаемся на минуту. За два года пройден путь от создания комитета из пяти человек до подписания международного соглашения правительствами 16 стран (причем Женевские конвенции до сих пор считаются одними из наиболее стойких соглашений международного права). И все это было сделано в основном благодаря усилиям и борьбе одного человека!

Из-за разногласий, возникших с членами Комитета, Дюнан, хотя и остается его секретарем до 1867 года, дальше продолжает действовать практически в одиночку. Он выступает также за предоставление защиты военнопленным, раненым и потерпевшим кораблекрушение на флоте. Между тем, алжирское предприятие Дюнана, которому он уже давно не уделял внимания, развалилось. В 1867 году Дюнан объявляется банкротом и подвергается резкому осуждению со стороны женевской общественности. Несмотря на это, в том же году он объявляется почетным членом Комитетов Красного Креста Австрии, Голландии, Швеции, Пруссии и Испании. И все же, так как одним из условий членства в МККК был определенный материальный достаток, желая избежать кривотолков, Дюнан вынужден подать в отставку с поста секретаря Международного Комитета. Отставка принимается.

Есть расхожее выражение: «человек не от мира сего». Таких людей не волнует материальное благосостояние, положение в обществе - они живут ради одной идеи, в которой видят свое предназначение, и посвящают ей все свои силы, весь свой талант. Не правда ли, странно звучит применительно к деловому человеку? Однако Анри Дюнан полностью соответствует этому образу.

1870 год. В Европе новая война (между Пруссией и Францией). Несмотря на катастрофическое финансовое положение, Дюнан снова помогает раненым. Он активно участвует в снаряжении медицинских лазаретов, которые французское Общество помощи раненым отправляет на фронт. Посещает раненых в больницах Парижа. Именно по предложению Дюнана вводятся в обращение солдатские медальоны, позволяющие опознавать погибших и тяжелораненых.

Многие идеи Дюнана опередили его время. Например, понимая необходимость просвещения людей, он берется за осуществление проекта международной библиотеки. Первые книги начали выходить в 1869 году, но война помешала реализации этого проекта. В 1874 году Дюнан снова заявляет о себе, выступая инициатором компании против работорговли. 1 февраля 1875 года в Лондоне состоялось последнее общественное выступление Дюнана. Его материальное состояние на нуле.

Забытый почти всеми, Дюнан десять лет пребывает в безысходной нищете. Он странствует пешком по Эльзасу, Германии, Италии, Швейцарии, часто не имея денег на еду, скрывая ветхость сюртука с помощью чернил и отбеливая рубашки мелом. Благодаря небольшим денежным средствам, которые стали высылать ему родственники, он поселяется в Хайденском приюте, где живет до конца дней.

Страдал ли он, лишившись всего - состояния, элементарных жизненных условий, общественного признания? Трудно сказать. Но рискну предположить, что эти лишения не были для него ужасными. Ведь то, что он утратил, не играло существенной роли в его жизни. А то, что было в ней главным, отнять у него не мог никто - милосердие, сострадание, готовность откликнуться на чужое горе, способность жить ради других.

К 1895 году Красный Крест существует уже в 37 странах мира, Женевская конвенция об обращении с ранеными подписана 42 государствами. В том же году мир снова вспоминает о Дюнане благодаря журналисту Вильгельму Зондреггеру, которому удается его отыскать. Интервью с Дюнаном становится сенсацией, его перепечатывают ведущие газеты мира. Узнав о бедственном положении Дюнана, русская императрица назначает ему денежную пенсию. Дюнан не притрагивается к этим деньгам, как и к другим денежным субсидиям, и переводит практически все деньги в Красный Крест, оставляя себе лишь минимальные средства на жизнь.

В 1901 году Анри Дюнан становится первым лауреатом Нобелевской премии мира, разделив ее с Фредериком Пасси. Полученную крупную денежную сумму он передает на благотворительную деятельность в Швейцарии и Норвегии.

Дюнан умирает 30 октября 1910 года. Надгробный камень на его могиле изображает опустившегося на колени человека, подающего воду раненому солдату.

Международное движение Красного Креста
на сегодняшний день

1. Международный Комитет Красного Креста (МККК) , созданный в 1863 году, - основатель движения Красного Креста. Штаб-квартира МККК находится в Женеве, его отделения есть практически во всех странах, где существуют национальные общества Красного Креста. МККК занимается в основном вопросами общей организации и координации.

2. Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (МФОККиКП) . Федерация, основанная в 1919 году, оказывает помощь и поддержку национальным обществам Красного Креста, разрабатывает и осуществляет программы по оказанию международной помощи при стихийных бедствиях, техногенных катастрофах и т. д.

3. Национальные общества Красного Креста . Существуют более чем в 170 странах мира (в арабских странах, Пакистане, Афганистане, Туркменистане, Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане - общества Красного Полумесяца, в Иране - Общество Красного Льва и Солнца). Национальные общества помогают своим правительствам, осуществляя программы оказания помощи во время вооруженных конфликтов, при стихийных бедствиях, оказывают гуманитарную помощь и т. д.


Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь":

8 мая отмечается Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца. Это день рождения основателя Международного общества Красного Креста, швейцарского гуманиста, общественного деятеля, лауреата Нобелевской премии Анри Дюнана.

Швейцарский предприниматель и общественный деятель, Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 года в Женеве в состоятельной семье.

В 18 лет Дюнан присоединился к популярной в то время в Женеве евангелистской организации «Пробуждение». Позже он принимал активное участие в работе Христианской ассоциации молодежи (ИМКА).

Понимая, что средства к существованию невозможно получить одной лишь благотворительностью, Дюнан начал работать в представительстве одного из крупнейших женевских банков в Северной Африке и Сицилии. Продолжая и свою благотворительную деятельность, он основал отделение ИМКА в Алжире.

В 1859 году Дюнан решил начать собственное дело, обзавелся обширным участком земли в Алжире, где рассчитывал разводить скот и заниматься земледелием.

Во время австро‑итало‑французской войны в 1859 году Дюнан, оказавшись свидетелем сражения при Сольферино (24 июля), помогал спасать раненых. Свои впечатления он описал в книге «Воспоминания о Сольферино» (Un Souvenir de Solfrino, 1862), в которой выдвинул проект организации международного комитета помощи раненым.

Книга оказала сильнейшее воздействие на многих людей. Со всех концов Европы к Дюнану стали приходить письма. Его идеи начинают воплощаться в жизнь. В феврале 1863 года в Женеве был организован небольшой комитет по созданию добровольных обществ помощи раненым, в котором Дюнан занимал должность секретаря. Он рассылал письма правительствам разных стран, излагая свои идеи, лично встречался со многими из них. Благодаря его усилиям 26 октября 1863 года 39 делегатов из 16 стран встретились в Женеве.

Они подписали договор, известный как Женевская конвенция, в который вошли такие важнейшие положения, как гарантия неприкосновенности для тех, кто оказывает помощь, введение для этих людей опознавательного знака - красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг - как знак признательности стране, представитель которой выдвинул эти идеи).

В 1963 году вышла книга Анри Дюнана под названием «Рабство у мусульман и в Соединенных Штатах Америки».

В 1864 году Анри Дюнан, выступавший в поддержку европейских евреев, которые стремились вернуться в Палестину, основал Международное общество возрождения Востока, целью которого было создание европейской колонии в Палестине.

В поисках средств для этого предприятия Дюнан учредил в 1876 году Общество сирийской и палестинской колонизации.

Поглощенный своей гуманитарной деятельностью, он забросил свой алжирский бизнес и в 1867 году обанкротился.

В 1871 году, во время франко‑прусской войны, Дюнан основал Общество провидения, в задачу которого входила защита военнопленных; его отделения были созданы во Франции, Англии, Бельгии, Баварии, США.

В 1874 году Анри Дюнан стал инициатором кампании против работорговли, которая все еще процветала в отдельных частях Африки, в Египте, Турции, Афганистане. Хотя рабство в Европе было запрещено законом, в 1875 году британское Адмиралтейство предписало капитанам возвращать беглых рабов их владельцам. Как член антирабовладельческого общества, Дюнан организовал акции протеста, и новые инструкции были отменены.

Обанкротившийся Дюнан жил в уединении, появляясь в свете нечасто. Для сбора средств в пользу Всемирного альянса он некоторое время читал лекции в Англии. Забытый друзьями, он поселился в Южной Англии, хотя некоторое время прожил в Париже, где состоял секретарем Французского общества друзей мира Фредерика Пасси. Затем вернулся в Швейцарию и начал странствовать от деревни к деревне в поисках пропитания. В 1892 году он поселился в Хайденском приюте, где и провел остаток жизни.

После долгих лет безвестности его отыскал журналист Вильгельм Зондреггер; его интервью с Дюнаном было перепечатано многими европейскими газетами. Узнав о бедственном положении Дюнана, русская императрица назначила ему небольшую пенсию, ему было предложено сотрудничество с пацифистским журналом.

Он основал крупнейшую мировую организацию помощи раненым, стал первым лауреатом Нобелевской премии мира и умер в нищете, отдав все деньги на благотворительные цели. Его имя мало кому известно, но его творение знают все.

Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 года в Женеве в семье Жана Жака Дюнана, входившего в правящий совет города. Родители, искренне верующие люди, с детства старались научить сына человеколюбию, состраданию, стремлению делать добро. Достигнув определенного возраста, Дюнан увлекся экономикой, религией, общественной деятельностью. Еще в 17 лет он начал искать для себя ответ на вопросы: как можно познать Бога? В чем смысл жизни? Что значит быть христианином? В 18 лет Дюнан уверовал в Бога и сразу же начал посещать заключенных в тюрьмах, рассказывая им о том, как он нашел Господа. Для друзей-студентов он организовал еженедельные прогулки по горам, где главной темой разговора были вера и Бог. В скором времени в таких прогулках стали участвовать более сотни молодых людей. После каждой прогулки Дюнан приглашал всех к себе домой, где происходили специальные собрания, которые потом были преобразованы в первый швейцарский Христианский союз молодежи (ИМКА). Такие союзы впоследствии стали появляться и в других частях Европы. Дюнан, работавший в то время разъездным банковским администратором, смог наладить контакты и установить взаимосвязь со всеми этими ответвлениями ИМКА. Организовывая многочисленные молодежные собрания, он был настолько полон энергии, что один из его сотрудников писал: «Моя задача была не из легких. Я должен был сдерживать Дюнана - у него было удивительное усердие и энергия». В этот же период он изучал экономику, а по вечерам посещал бедняков и больных. С 20 лет по воскресеньям он приходил к узникам городской тюрьмы, общался с ними, стараясь поддержать их, сохранить в них веру в людей и в Бога.

После окончания колледжа он поступил стажером в банк. Однажды руководство банка, в котором работал Дюнан, заметив его организаторские и дипломатические способности, повысило его в должности, назначив своим представителем в Северной Африке. Так он оказался в стране с богатыми перспективами, где стразу же поставил своей главной задачей построить и развивать шахты, заводы, домовладения и фермерские хозяйства на участке в 20 тысяч гектар, не оставляя и своей благотворительной деятельности, принимая активное участие в борьбе против рабства. В разрез со своим служебным положением Дюнан решил заняться собственным бизнесом и с риском для себя стал покупать землю и продавать ее с наценкой. Затем он пошел дальше и получил от правительства право на аренду более 400 га земли с перспективой постройки плантаций, шахт и заводов. Это стоило ему потери должности главного управляющего Женевской банковской компании.

Он смог получить большие инвестиции для своих Алжирских поместий, за которые должен был выплачивать 10 процентов годового дохода. Он с головой ушел в свой бизнес. Он в спешном порядке построил суперновые мельницы, дома, насадил плантации, надеясь, что скоро получит и разрешение на постройку водопровода, который для его бизнеса нужен был как воздух. Однако французские власти в Алжире не торопились дать ему право на пользование водой. Через год разочарований и проволочек Дюнан был доведен до отчаянья. Он испытал практически все средства, чтобы обеспечить водоснабжение, и теперь ему оставался единственный путь: подать прошение императору Франции Наполеону III. Наполеон III находился в это время в Сольферино во главе французской армии, которая вместе с итальянскими союзниками готовилась отразить вторжение австрийских войск. И Дюнан отправился в Италию.

Как приходят в жизнь человека события, которые полностью меняют ее? Стечение обстоятельств? Судьба? А может быть, в каком-то смысле человек сам создает свою судьбу, призывая те ситуации, к которым он готов и через которые должен пройти? Впереди у Дюнана были три дня, которые изменили его жизнь. В Италии он стал свидетелем одной из самых жестоких и кровопролитных битв XIX века - битвы при Сольферино (24 июня 1859). Итогом этого сражения стало 40 тысяч убитых и раненых. Дюнан пережил сильнейший шок. Когда на следующий день после битвы поднялось солнце, оно осветило самые жуткие картины, какие только можно себе представить. Тела людей и лошадей покрывали поле битвы; трупы валялись на дорогах, в окопах, в оврагах, зарослях и на открытых местах. Подступы Сольферино были буквально устланы мертвецами. Понадобилось три дня и три ночи, чтобы похоронить трупы, валявшиеся на поле битвы. Раненые, которых было, по меньшей мере, сорок тысяч, лежали в грязных кровавых лужах. Дюнан отправился в поисках штаб-квартиры Наполеона, но вместо этого он нашел тысячи тяжело раненных солдат обеих армий, в огромном количестве лежавших в церквях и на тротуарах. Не хватало врачей, которые могли бы оказать им помощь. Дюнан не смог просто так покинуть этот ад. Он оказался в это время в этом месте по чистой случайности. Он мог бы просто пройти мимо - как это и сделали многие другие. Но не смог. Может быть, именно это и отличает настоящего Человека?

В течение трех дней и ночей он занимался организацией и руководством медицинской помощи пострадавшим в битве. Здесь он стал известен под именем «человек в белом», которого чтили, чуть ли не как ангела. Имея помощниками всего несколько крестьян, он кормил людей и перевязывал им раны, пока, наконец, не прибыли несколько врачей для организации полевого госпиталя. Дюнан помогал всем - и своим, и солдатам противника - и убеждал в таком подходе остальных добровольцев. Его призыв «Tutti Fratelli» («Все мы братья») стал в дальнейшем девизом системы помощи. Является ли слабостью способность чувствовать чужую боль как свою собственную, если не острее? Или, наоборот, такое сострадание становится движущей силой, позволяющей человеку совершать, казалось бы, невозможное? Однако эти три дня он запомнил на всю жизнь.

Даже страх о судьбе бизнеса не мог вытеснить прошедшие события. Тогда он взялся за перо и начал изливать свои воспоминания на бумагу. Из них получилась книга, которая потрясла мир и заставила задуматься даже глав государств. В этой книге под названием «Воспоминание о Сольферино» он подробно описал ужасы битвы вместе с ее последствиями и обратился с призывом к благотворительным организациям, которые могли бы содействовать в оказании помощи раненым, оставаясь при этом нейтральными по отношению к конфликтующим сторонам. Его поддержала группа влиятельных людей из Женевы, которые образовали «Комитет пяти» для воплощения идеи в жизнь.

Они предложили главам правительство прислать представителей на конференцию. Дюнан посетил нескольких глав европейских государств, а затем председательствовал на первой международной конференции в Женеве по организации Красного Креста, где была составлена Женевская конвенция.

8 августа 1864 года на Конференции Международного комитета по оказанию помощи раненым эмблема Красного Креста обрела особый статус: теперь она обеспечивала защиту людям, которые ее носят, средствам передвижения, зданиям. Это было узаконено межправительственным соглашением - «Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны», подписанной 22 сентября 1864 года.

Между тем, алжирское предприятие Дюнана, которому он уже давно не уделял внимания, развалилось. В 1867 году его объявили банкротом и подвергли резкому осуждению со стороны женевской общественности. Несмотря на это, в том же году он был избран почетным членом Комитетов Красного Креста Австрии, Голландии, Швеции, Пруссии и Испании. И все же, так как одним из условий членства в МККК был определенный материальный достаток, желая избежать кривотолков, Дюнан вынужден был подать в отставку с поста секретаря Международного Комитета.

В 1871 году, во время франко-прусской войны, Дюнан основал Общество провидения, в задачу которого входила защита военнопленных; его отделения были созданы во Франции, Англии, Бельгии, Баварии, США. В 1872 году общество получило название Всемирного союза порядка и цивилизации; французское и британское отделения союза присоединились к призыву Дюнана о распространении нейтралитета на заключенных. Русский царь Александр II способствовал подготовке конференции в Брюсселе, где была разработана конвенция о ведении войны и обращении с пленными. Несмотря на катастрофическое финансовое положение, Дюнан снова помогал раненым. Он активно участвовал в снаряжении медицинских лазаретов, которые французское Общество помощи раненым отправляло на фронт. Посещал раненых в больницах Парижа. Именно по предложению Дюнана ввелись в обращение солдатские медальоны, позволяющие опознавать погибших и тяжелораненых.

С 1871 по 1874 годы Дюнан большую часть времени посвящал Всемирному альянсу. В 1874 году он стал инициатором кампании против работорговли, которая все еще процветала в отдельных частях Африки, в Египте, Турции, Афганистане. Хотя рабство в Европе запрещалось законом, в 1875 году британское Адмиралтейство предписало капитанам возвращать беглых рабов их владельцам. Как член антирабовладельческого общества Дюнан организовал энергичные акции протеста, и новые инструкции были отменены. 1 февраля 1875 года в Лондоне состоялось последнее общественное выступление Дюнана. Его материальное состояние было на нуле.

Дюнан выступал в поддержку стремления европейских евреев вернуться на родину предков в Палестину (в то время не было государства Израиль). В 1864 году он основал Международное общество возрождения Востока, целью которого было создание европейской колонии в Палестине.

После разорения в Алжире, у него осталось совсем немного материальных возможностей. Некоторое время он имел небольшой доход, позволявший ему оставаться обеспеченным человеком. Однако, вернувшись в Париж в возрасте пятидесяти трех лет, он был вынужден пополнить ряды нищих. Дюнан проводил долгие, тоскливые дни, бродя по холодным улицам, преследуемый воспоминаниями прошлого. И тогда, отвергнутый миром и забытый всеми, он снова искренне обратил свои надежды к Богу, как блудный сын из евангельской притчи. Ни бизнес, не добрые дела не могли заменить ему общение с Его Отцом.

Вскоре Дюнан вернулся в Швейцарию и начал странствовать от деревни к деревне, часто не имея и куска хлеба. Несмотря на нищету, он тщательно следил за своей внешностью, скрывая ветхость сюртука с помощью чернил и отбеливая рубашки мелом. В 1892 году он поселился в Хайденском приюте, где и провел остаток жизни.

Позже мир снова вспомнил о нем. После многих лет безвестности его отыскал журналист Вильгельм Зондреггер, чье интервью с Дюнаном было перепечатано многими европейскими газетами. Узнав о его бедственном положении, вдовствующая русская императрица назначила ему небольшую пенсию. Дюнан не притрагивался к этим деньгам, как и к другим денежным субсидиям, и переводил практически все деньги в Красный Крест, оставляя себе лишь минимальные средства на жизнь. В 1901 году Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира, которую он разделил с Фредериком Пасси. Возвращение из забвения и Нобелевская премия, конечно же, значили для него многое, но все это было ничто в сравнении с тем, что он снова обрел Христа. Семьи Дюнан не создал. Все средства, полученные от Нобелевского комитета, он завещал филантропическим организациям Норвегии и Швеции. Он также учредил бесплатную койку для бедных в Хайденском приюте, в котором он провел последние 18 лет своей жизни.

Страдал ли он, лишившись всего, - состояния, элементарных жизненных условий, общественного признания? Трудно сказать. Но то, что он утратил, не играло существенной роли в его жизни. Ему доводилось обедать за королевскими столами и питаться объедками с бродягами. А то, что было в ней главным, отнять у него не мог никто - вера в Бога, милосердие, сострадание, готовность откликнуться на чужое горе, способность жить ради других. Камень над его могилой украшен изображением коленопреклоненного человека, который подает воду раненому солдату.

Инна Никитина
по материалам

Общество Красного Креста появилось после попыток Дюнана спасти свой бизнес.

Жан Анри Дюнан был уже в преклонном возрасте, когда мир снова вспомнил о нем. Отвергнутый всеми и забытый друзьями милый почтенный старец доживал свои дни в приюте для престарелых. Неожиданно благодаря одному швейцарскому журналисту история Дюнана стала новостью номер один во всем мире. Дело закончилось тем, что Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира. Это было в 1901 году. Сегодня дело Дюнана продолжает жить, но мало кто знает, что этот необычный человек был инициатором создания не только Красного Креста…

Красный Алмаз

Сегодня Дело Жана Анри Дюнана живет и обзаводится новыми эмблемами. Недавно мир облетела весть, что в конце 2005 года в Швейцарии представителями 192 стран был подписан документ, который вводит в официальное обращение третий официальный символ Международного Комитета Красного Креста и Красного Полумесяца - Красный Кристалл. Теперь, работая в христианских странах, Комитет будет использовать Крест, в мусульманских - Полумесяц, в Израиле - Алмаз. И не чьи религиозные чувства не будут задеты.

К слову сказать, красный крест, который как символ существует уже более полутора столетия, не имел никакого отношения к христианскому кресту. Но определенные предпосылки считать его христианским были. Дело в том, что в качестве символа новой организации был выбран швейцарский флаг, на котором просто поменяли цвета. Но крест на швейцарском флаге появился именно как символ воинов-христиан Средневековья. Поэтому для того, чтобы к международной благотворительной организации могли присоединиться мусульманские страны, в свое время пришлось ввести второй знак - Красный Полумесяц. Теперь специально для Израиля принята еще одна эмблема - Красный Кристалл.

Мечты Дюнана-бизнесмена

Жан Анри Дюнан - с одной стороны большой неудачник, с другой пользовался большим признанием в новейшей истории. Ему доводилось обедать за королевскими столами, и питаться объедками с бродягами. Дюнан - один из самых своекорыстных людей, и в то же время он больше, чем какой-нибудь другой влиятельный человек, проявил жалости и сострадания к своим современникам.

Однажды руководство банка, в котором работал Дюнан, заметив его организаторские и дипломатические способности, повысило его в должности, назначив своим представителем в Северной Африке. Так он оказался в стране с богатыми перспективами, где стразу же поставил своей главной задачей построить и развивать шахты, заводы, домовладения и фермерские хозяйства на участке в 20 тысяч гектар.

В разрез со своим служебным положением, Дюнан решил заняться собственным бизнесом и с риском для себя стал покупать землю и продавать ее с наценкой. Затем он пошел дальше и получил от правительства право на аренду более 400 га земли с перспективой постройки плантаций, шахт и заводов. Это стоило ему потери должности главного управляющего Женевской банковской компании, после чего он с головой окунулся в поиски счастья как частный делец в Алжире.

Благодаря своим связям, он смог получить многие тысячи франков инвестиций для своих Алжирских поместий, за которые должен был выплачивать 10 процентов годового дохода. Он в спешном порядке построил суперновые мельницы, дома, насадил плантации, надеясь, что скоро получит и разрешение на постройку водопровода, который для его бизнеса нужен был как воздух. Однако французские власти в Алжире не торопились дать ему право на пользование водой. Без воды он никак не мог пустить в дело свои поселения, а проценты инвесторам все равно надо было выплачивать.

Через год разочарований и проволочек Дюнан был доведен до отчаянья. Он испытал практически все средства, чтобы обеспечить водоснабжение, и теперь ему оставался единственный путь: подать прошение императору Франции Наполеону III.

Три дня, изменившие все

В это время Наполеон командовал своими войсками в Италии в войне против Австрии. Ожидать, пока император возвратится домой, для Дюнана означало банкротство, и он отправился прямо на фронт. Он рассчитывал сначала завоевать благорасположение императора преподнесением подарка - написанной им самим книги об императоре, изобилующей лестью в адрес Наполеона по поводу его заслуг и планов в международном масштабе. Затем он воспользовался бы случаем объяснить, как его алжирские поселения пришли в упадок из-за проволочек местных властей.

В это время войска готовились к большой битве возле Сольферио. Наполеон приготовил к бою 150 тысяч солдат и 400 пушек, а его противник австрийский император Франц Йозеф - 170 тысяч солдат и 500 пушек. В общей сложности, более 300000 человек были выставлены друг против друга.

Дюнан прибыл на передний край битвы на рассвете 24 июня 1859 года. Как раз австрийская пехота начала наступление на передовую линию французов. Затрубили трубы, забили барабаны, началась битва.

Сначала для Дюнана все это казалось похожим на игру: белые дымки выстрелов, трескотня мушкетов и тысячи разноцветных мундиров. Но неожиданно эта игра превратилась в жесточайшее кровопролитие. Солдаты кинулись врукопашную и начали колоть, кричать, резать и убивать друг друга. Люди падали сотнями. Когда пехота выдохлась, в бой выступила кавалерия, проносясь над распластанными, корчащимися телами, а за кавалерией последовала артиллерия на конных упряжках, которая давила и добивала бесчисленное множество раненных. Дюнан пережил сильнейший шок.

Когда на следующий день поднялось солнце, оно осветило самые жуткие картины, какие только можно себе представить. Тела людей и лошадей покрывали поле битвы; трупы валялись на дорогах, в окопах, в оврагах, зарослях и на открытых местах. Подступы Сольферино были буквально устланы мертвецами. Понадобилось три дня и три ночи, чтобы похоронить трупы, валявшиеся на поле битвы.

Раненые, которых было, по меньшей мере, сорок тысяч, лежали в грязных кровавых лужах. Дюнан отправился в близлежащий Кастильон в поисках штаб-квартиры Наполеона. Но вместо этого он нашел сотни тяжело раненных солдат обеих армий, в огромном количестве лежавших в церквях и на тротуарах. Не хватало врачей, которые могли бы оказывать им помощь.

Дюнан не смог просто так покинуть этот ад. В течение трех дней и ночей он занимался организацией и руководством медицинской помощью пострадавших в битве. Здесь он стал известен под именем "человек в белом", которого чтили чуть ли не как ангела. Имея помощниками всего несколько крестьян, он кормил людей и перевязывал их раны, пока, наконец, не прибыли несколько врачей для организации полевого госпиталя. Эти три дня он запомнил на всю жизнь.

Торжество Милосердия

На четвертый день Дюнан снова отправился искать императора, надеясь спасти свой бизнес. Поиски оказались бесплодными. Но во время их Дюнана не покидали мысли о пережитом. Даже страх о судьбе бизнеса не мог вытеснить эти мысли. Тогда он взялся за перо и начал изливать свои воспоминания на бумагу. Из них получилась книга, которая потрясла мир и заставила задуматься даже глав государств. В этой книге под названием "Воспоминание о Сольферино" он подробно описал ужасы битвы вместе с ее последствиями и обратился с призывом к благотворительным организациям, которые могли бы содействовать в оказании помощи раненным, оставаясь при этом нейтральными по отношению к конфликтующим сторонам. Его поддержала группа влиятельных людей из Женевы, которые образовывали "Комитет пяти" для воплощения идеи в жизнь.

Они предложили главам правительство прислать представителей на конференцию. Дюнан посетил нескольких глав европейких государств, а затем председательствовал на первой международной конференции в Женеве по организации Красного Креста, где была составлена Женевская конвенция.

Вскоре новой организации предстояло выдержать первое серьезное испытание на прочность. Пруссия развязала жестокую и ненужную войну против Австрии, в которой столкнулись две армии численностью в четверть миллиона человек каждая. Во время этого кровопролития воюющие армии впервые выполнили условия Женевской конвенции. Прусские бригады Красного Креста смогли безопасно унести всех своих раненых с поля битвы. У австрийцев не было отделения Красного Креста, и в результате их раненые лежали на открытом поле двое суток под проливным дождем, пока их не подобрали прусские спасатели. Это было торжеством Красного Креста и обвинением тем правительствам, которые не захотели организовать оказание помощи для своих раненых.

Дюнан-неудачник

В то время, как дело Красного Креста начало преуспевать, бизнес Дюнана стал разваливаться.

Встретиться с Наполеоном III ему все же удалось. Это случилось, когда император нанес официальный визит в Алжир. Наполеон пообещал помочь Дюнану, однако не сделал абсолютно ничего.

Империя бизнеса Дюнана оказалась на грани разрушения, и он был разорен. Банк потребовал от него погашения самого крупного превышенного кредита, остальные инвесторы стали требовать возвращения своих денег. Дюнан потерял все свое имущество, плантации, мельницы, дубовые рощи, свинцовые и золотые рудники, и состояние своей семьи.

Дюнан-христианин

Еще в 17 лет Дюнан начал искать для себя ответ на вопросы: как можно познать Бога? В чем смысл жизни? Что значит быть христианином? В 18 лет Дюнан уверовал в Бога и сразу же начал посещать заключенных в тюрьмах, рассказывая им о том, как он нашел Бога.

Для друзей-студентов он организовал еженедельные прогулки по горам, где главной темой разговора были вера и Бог. В скором времени в таких прогулках стали участвовать более сотни молодых людей. После каждой прогулки Дюнан приглашал всех к себе домой, где происходили специальные собрания, которые потом были преобразованы в первый швейцарский Христианский союз молодежи (ИМКА). Такие союзы впоследствии стали появляться и в других частях Европы. Дюнан, работавший в то время разъездным банковским администратором, смог наладить контакты и установить взаимосвязь со всеми этими ответвлениями ИМКА.

Организовывая многочисленные молодежные собрания, он был настолько полон энергии, что один из его сотрудников писал: "Моя задача была не из легких. Я должен был сдерживать Дюнана - у него было удивительное усердие и энергия".

Впоследствии Дюнан охладел к вере, т.к. постепенно им полностью завладело амбициозное желание успеха и богатства. Воспоминания юности ушли на задний план, и он посвятил все силы ума на созидание своего дела.

После разорения в Алжире, у него осталось совсем немного возможностей проявить блеск. Некоторое время он имел небольшой доход, позволявший ему оставаться респектабельным человеком. Как-то однажды он приехал в Англию в поисках новой карьеры, но все двери оказались для него закрытыми, и он был рад предложению работать по продаже новоизобретенных органов, приводимых в действие газом.

Вернувшись в Париж в возрасте пятидесяти трех лет, он был вынужден пополнить ряды нищих. Дюнан проводил долгие, тоскливые дни, бродя по холодным улицам, преследуемый воспоминаниями прошлого. И тогда, отвергнутый миром и забытый всеми, Он снова обратил свои надежды к Богу, как блудный сын из евангельской притчи.

Позже мир снова вспомнил о нем. Дело закончилось тем, что Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира. Возвращение из забвения и Нобелевская премия, конечно же, значили для него многое, но все это было ничто в сравнении с тем, что он снова обрел Христа.