Лекция на тему личного роста. Личностный рост. Мой удивительный удар прозрения

Знания - это вклад в человече­ский капитал, еще одна успешно преодолен­ная ступенька в саморазви­тии, обогащение внутренне­го мира и расширение спектра компетен­ций. Но помимо чисто профессио­нального образова­ния, которое нужно для работы, современ­ный, перспектив­ный человек стремится получить ресурсную информацию, которая позволит ему выгодно выделяться среди других. Тайм-менеджмент, ораторское искусство, управление эмоциями, межличност­ные отношение, эффектив­ные коммуника­ции - эти и многие другие знания крайне важны для развития личности и полноценно­го существова­ния ее в обществе. Самые полезные практиче­ские курсы такого рода собраны на образова­тельном портале Smotri­Uchis.ru. Online лекции из раздела «Развитие личности дистанцион­ное обучение» расскажут, как избавиться от страха публичных выступле­ний, развить технику речи, освоить искусство самопрезен­тации и телефонных перегово­ров, объяснят, как ладить с окружающи­ми. Все это вы сможете осваивать самостоя­тельно - в удобное для себя время и с нужной интенсивно­стью, но под контролем опытного преподава­теля. Многие видео курсы раздела можно пройти бесплатно, цена на другие более чем доступна. Уроки от лучших преподава­телей Smotri­Uchis.ru будут полезны и тем, кто изучает вопрос с нуля, и тем, кто планирует переквали­фикацию или переподго­товку. Если вы - профессио­нал в перечислен­ных вопросах, то будем рады видеть вас в рядах наших преподава­телей. Выбирайте тему из раздела «Развитие личности онлайн курсы», записывай­те собствен­ный обучающий цикл и получайте стабильный доход от его продаж.

Личностный рост – это обязательный процесс самосовершенствования индивида, целенаправленное движение и стремление субъекта воплотить наяву того человека, которым он хотел бы быть в идеале («я» идеальное). Все факторы, условия, возможности, приближающие его к достижению цели, и являются личностным ростом, который является одним из основных и наиболее значимых смыслов жизни индивида. С помощью данного процесса человек способен изменить себя, любые черты характера в нужную ему сторону, ликвидировать комплексы, научиться контролировать проявление эмоций, избавиться от негативных мыслей. Личностный рост у каждого субъекта разный, так как представления о своем идеальном «я» у всех индивидов полностью отличаются.

Личностный рост человека

Личностный рост человека заключает в себе неуклонное и постоянное развитие потенциала личности. Потенциал является обобщенной системной характеристикой индивидуальных и психологических личностных особенностей индивида. В его основе лежат способности личности отталкиваться от устойчивых внутренних ориентиров и факторов в процессах жизнедеятельности, сохранять постоянство деятельности и целевых ориентиров при регулярном меняющемся воздействии среды. Т.е. потенциал личности – это целый комплекс свойств психики, который дает индивиду возможности принятия решений и регулирования своего поведения, но при этом исходит из своих личных критериев и представлений.

К показателям личностного потенциала разные авторы относят независимость и внутреннюю свободу, личностную автономию, осмысленность жизнедеятельности, устойчивость в жизненных условиях, готовность к внутренним трансформациям, способность принятия новой информации, устойчивую готовность к действиям, временную перспективу личности.

Личностный рост характеризуется, прежде всего, победой над индивидуальными слабостями, фобиями, страхами, над всем тем, что стоит на пути к идеальному «я». Такой рост необязательно должен быть позитивным для окружающих.

Личностный рост в психологии – это саморазвитие, которое характеризуется осознанностью, устремлением индивида стать лучше, чем он есть сейчас, быть умнее, значимее, перспективнее. Главной составляющей успешной личности является ее рост. Процесс личностного роста – это каждодневный труд субъекта над самим собой. Сегодня существует множество теорий, которые относятся к личностному росту.

Теория бихевиоризма заключается в том, что человек изначально не имеет никакого отличного от других потенциала. Все люди рождаются с одинаковым потенциалом. А личностный рост зависит только от обстоятельств и условий, которые окружают индивида.

Экзистенциальный подход заключается в том, что рост личности происходит в процессе самопознания, отыскивания гармонии и, как результат – новое восприятие окружающей действительности.

Самой распространенной теорией личностного роста является «неизбежно позитивная», которая заключается в том, что каждый индивид наполнен огромным количеством потенциала. Такой потенциал так и рвется наружу, но способен найти выход только при наличии соответственных условий, обстоятельств, которые не обязательно будут позитивными. Именно поэтому, данная теория называется позитивной: чтобы ни случилось в жизни, плохое или хорошее, личностный рост состоится при любых условиях.

Личностный рост остро необходим человеку, так как без него индивид будет деградировать. Он является современной моделью всем известной истины: выживает только сильнейший. Человек, не стремящийся к росту, не живет, а существует.

Рост личности индивида зависит, главным образом, от его усилий, однако одних усилий недостаточно. Полноценный рост возможен только при наличии доброжелательного участия окружающих, которые являются значимыми для него. Личностный потенциал неразрывно связан с «я» идеальным, которое формируется в процессах совместного взаимодействия с людьми. Следует дифференцировать личностный рост от гармоничного развития индивида, которое включает в себя приобретенные знания и умения, усвоение ценностных ориентаций, моральных и этических норм, необходимых правил поведения.

Во время личностного роста происходят трансформации, как в духовном мире субъектов, так и в процессах их взаимоотношений с окружающим миром. Сутью таких трансформаций является то, что индивид понемногу освобождается от искривляющего воздействия различных психологических защит, делается способным испытывать доверие к воспринимаемой информации, а не фильтрует ее ради защиты своего идеального «Я», становится способным жить настоящим.

При прохождении через все перечисленные трансформации индивид становится открытым для восприятия новой информации. Одновременно с этим он начинает намного лучше понимать свои чувства, эмоции, переживания и самого себя в целом, становится способным здраво оценивать свои индивидуальные возможности, брать ответственность на себя только за то, что действительно зависит от него, распланировать свою последующую жизнь так, как хочет именно он, а не согласно чужим представлениям или навязанным стереотипам. Все это позволяет индивиду более полно воспринимать реальность, жить как бы с «широко открытыми глазами». За счет этого он начинает лучше понимать других и принимает их такими, которыми они являются в реальности, избавляется от надуманных иллюзий и навязанных предрассудков.

Индивид, стремящийся к личностному росту, устремлен не просто к общению, а к совместному взаимодействию. В контактах с людьми такой индивид становится более непринужденным, непосредственным и открытым, однако при этом, оставаясь более реалистичным, способным грамотно разрешать различные конфликты, гибким.

Личностный рост в психологии способствует развитию целостной личности, которая не имеет неразрешимых несогласий между желаниями, устремлениями и потенциалом, между жизненными требованиями и моралью, между планируемыми действиями и реальностью. Другими словами, это означает, что такой индивид не подвержен переживанию кризисов. Однако это не означает, что такие кризисы совсем исключены. Ведь различия между «Я» идеальным и «Я реальным» все же сохраняются.

Личностный рост дарит субъекту способ преодоления таких кризисов – смысл существования, ощущения душевной осмысленности всех своих идей, действий и чувств. При попадании в трудную или кризисную ситуацию, человек, стремящийся к личностному росту, не ставит перед собой следующие вопросы: «Почему это происходит со мной?», «За что мне все это?», «Кто виноват в этом» и т.д. Такой человек будет спрашивать: «Что я получу в результате преодоления трудной ситуации», «Какой опыт я приобрету?» и т.д.

Личностный рост человека влияет на профессиональные достижения и успешность в любых сферах деятельности. Так, например, перспективный личностный рост будущего педагога подразумевает три возможных направления: адаптации, саморазвития и стагнации (деградации).

Адаптация помогает приспособиться к требованиям систем образования, изучить основные виды деятельности и ролевые позиции. Саморазвитие помогает в постоянном самосовершенствовании, которое в конечном итоге ведет к полной реализации личности как профессионала. В тех случаях, когда педагог решил остановиться в своем профессиональном и личностном развитии и начинает жить только лишь за счет использования привычных стереотипов и старого багажа знаний, а также умений, наступает стагнация. Вот именно поэтому непременным условием успешной профессиональной деятельности индивида, который решил посвятить себя обучению детей, должен быть личностный рост будущего педагога и его самосовершенствование в течение всего времени преподавания.

Личностный рост и саморазвитие

Личностный рост заключается в постоянном стремлении к устойчивости собственной самооценки. Индивид, при любых обстоятельствах, верящий в себя и свои силы, не ведает преград. В течение жизни препятствия и преграды встречаются на пути каждого. Поэтому так необходима адекватная самооценка, которая поможет принять верное решение. Другими словами, личностный рост – это сотворение самим собой новейших стратегий для принятия решений и воплощение в жизнь индивидуальных задач. Поэтому именно такой рост способен создать фундамент, основу, которая впоследствии влияет на правильность принятых решений.

Саморазвитие является автономным процессом, который живет в каждом. В процессе своего развития индивид получает рост только в том месте, в которое направлены его потребности. Поэтому каждый человек в некоторых областях деятельности разбирается виртуозно, а некоторые ему совсем неподвластны.

Часто процессам саморазвития способствуют проблемы и неприятные ситуации, которые переживают субъекты. Нередко такие проблемы могут оставаться нерешенными. Однако то, что через них проходит человек, может сделать его либо сильнее, либо сломает его. На пути личностного роста встречается множество преград и проблем. Для того чтобы этот рост все таки был, следует научиться не только принимать, брать, но и терять, отдавать. В жизни не может случиться такое, чтобы исчезли все проблемы, но человек может научиться менять свое отношение к ним, принимать их по-другому.

Личностный рост и саморазвитие – это акцентирование жизненного смысла. Только в развитии возможно жить. Благодаря развитию человек переходит на новый виток спирали, на новую ступень. Движение в обратном направлении ведет к регрессу и деградации.

Процесс саморазвития происходит постоянно и на протяжении всей жизни индивида. По мере прохождения саморазвития с человеком происходят трансформации, он начинает мыслить шире, видеть целиком, а не только частности, начинает понимать, что данный процесс бесконечен. Чем дальше углубиться в саморазвитие, тем интереснее становится жить.

Различают семь инструментов, способствующих личностному росту и саморазвитию индивида. Первым таким инструментом будет ведение индивидуального дневника в бумажном варианте или в электронном виде. Преимуществами такого метода является анализ и разбор прожитого дня, оценивание событий, действий и поступков, происшествий, своих мыслей, дальнейшие планы. Ежедневное ведение дневника помогает увидеть отрицательные и неэффективные шаблоны поведения и стандартное мышление, обучает четкости и ясности в выражении собственных мыслей, включает логику. С помощью данного метода легко проследить за всеми трансформациями, что происходят с собственной личностью на протяжении длительного времени. Еще одним плюсом ведения дневника будет то, что при перечитывании его через какое-то время можно по-новому оценить свои поступки и события, выделить акценты на позитивных моментах и поведенческих вариациях, вспомнить о совершенных ошибках для того, чтобы в дальнейшем их не совершать.

Следующим инструментом является создание своеобразного хранилища собственных идей. Данный способ играет важную роль. Это связано с тем, что человеческий мозг, в силу своего устройства, способен продуцировать идеи в любой час дня или ночи, в совершенно различных обстановках. Однако не всегда человек способен запомнить все генерируемые мозгом идеи. Для этого и нужно хранилище таких идей. Как только в голове появилась новая идея – ее следует тотчас же записать.

Еще одним немаловажным инструментом является позитивное мышление. Нужно научиться всегда мыслить со знаком «плюс». Для этого следует, образно выражаясь, «ловить» все повторяющиеся негативные утверждения, мысли и трансформировать их в положительные, добрые, хорошие, приятные и полезные.

Нужно любить себя целиком и полностью со всеми имеющимися недостатками и достоинствами. Часто так бывает, что создав модель идеального «я» индивид начинает к ней активно стремиться и при каждой неудаче или неправильном поступке, с его точки зрения, принимается ругать себя, осуждать свои действия, т.е. занижать самому себе самооценку. Для саморазвития и роста, личности необходимо оценивать себя беспристрастно, как бы с позиции объективного наблюдателя. Следует анализировать свои поступки, стараясь при этом не давать эмоциональной оценки.

Еще одним известным инструментом на пути успешного самопознания и развития является техника «резинки». Для выполнения такой техники необходимо надеть на кисть резинку и, при каждом случае негативного мышления, следует ее оттянуть и отпустить. За счет щелчка и слабых болевых ощущений произойдет смена поведения мыслей. Таким образом, происходит вырабатывание своеобразного рефлекса.

Техника общения со своим подсознанием заключается в задавании вопросов самому себе. В ней работают вопросы такого типа: «Что мне следует изменить в себе, чтобы добиться нужной цели?» После того, как индивид задал вопрос, его следует забыть, т.е. перестать акцентировать на нем внимание. Через пару дней в сознании появится ответ на вопрос или решение, которое будет самым оптимальным в сложившейся ситуации.

Следует научиться бороться со своими страхами и не бояться перемен. Ведь все неизвестное является своеобразной зоной развития именно из-за того, что дает толчок к прогрессу и росту.

Личностный рост тренинг

Тренинги личностного роста способствуют саморазвитию и росту личности. Часто такие тренинги относят к деятельности, психотерапевтической направленности. В этом есть доля истины, но в принципе это далеко не так. Развитие уверенности в себе и своих силах – это является направлением тренингов личностного роста. Они проводятся с изначально здоровыми людьми. Однако это не является лечением, следовательно, психотерапией быть не может.

Тренинги личностного роста являются занятиями, которые направлены на повышение потенциала индивида, на выявление и усовершенствование таких качеств, которые способствуют успешности в разных областях жизнедеятельности. Основной целью таких тренингов является трансформация жизненного воззрения на обычные вещи, смена обычных стереотипов мыслительной деятельности и поступков, деяний, мешающих индивиду стать более успешным и счастливым.

Главным акцентом тренингов являются позитивные и качественные трансформации личности субъекта. При помощи специализированных методик индивид «программируется» на успех во всем. После тренингов человек ощущает себя более уверенным, спокойным, свободным и счастливым вне зависимости от обстоятельств внешней среды.

Различают два варианта направленности таких тренингов: способствующие естественному росту личности (пассивному) и активному личностному росту.

Тренинги, направленные на пассивный личностный рост призваны оздоровить, укрепить потенциал личности, снять блоки, которые мешают развитию и росту личности. С помощью данной методики проживают все негативные ситуации. Такие тренинги не предусматривают создание направленности или определения того, что должно происходить с индивидом, как будет развиваться личностный рост. Пассивный рост личности обуславливается только внутренними программами индивида. А роль ведущего тренинга заключается всего лишь в том, чтобы создать для роста личности оптимальные условия.

Тренинги пассивного личностного роста направлены на работу, как с прошлым, так и с настоящим. Они помогают найти выход из определенных сложившихся ситуаций, научиться легче и проще реагировать на обстоятельства, справляться с такими обстоятельствами в любых жизненных сферах. Лучшими тренингами данного вида могут считаться трансформационные тренинги. Главной их направленностью является работа с глубинными обуславливающими механизмами, такими как ценности и убеждения, осознанность, механизмы компенсаторной и психологической защиты и др. Благодаря данному тренингу можно заметить следующие положительные сдвиги в личности индивида: расширение мировоззрения, появление чувства озарения, освобождение от убеждений, которые ограничивают его, и отрицательного воздействия окружающих. Результатом трансформационных тренингов является открытие новых возможностей для себя.

На тренингах активного личностного роста происходит трансформация личности на уровне самоидентификации. Он направлен на получение знаний и развитие у субъектов конкретных навыков. К ним относят тренинги, направленные на развитие качеств лидера, повышение профессиональной эффективности, обучающие тренинги (например, обучение правильным целевым установкам).

Тренинги личностного роста могут проводиться вживую и онлайн, посредством интернета. Тренинги способствуют активизации мышления. После их прохождения индивид начинает задумываться о смысле жизни, о своих жизненных целях и позиции.

В каждом тренинге присутствует определенный комплекс упражнений, направленный на развитие личностного роста, например, упражнение «я в будущем», «шприц», «табу», «Самопрезентация», «Пессимист, Оптимист, Шут», «На какой я ступеньке?», «Комиссионный магазин» и множество других.

Упражнение «я в будущем» заключается в рисовании своей личности в будущем и защите перед другими своей картинки.

Целью упражнения «шприц» является помощь участникам глубже прочувствовать и пережить условия уговоров, сформировать так называемый иммунитет к любому психологическому влиянию.

Целью упражнения «табу» является помощь участникам в понимании того, как проявляется у них отношение к различного рода ограничениям и запретам.

Целью упражнения «самопрезентация» является включение приспособительных механизмов, отработка проявления эмоций, которые способствуют процессам профессионального приспособления.

Целью упражнения «пессимист, оптимист, шут» является формирование единого отношения индивида к проблемным ситуациям, приобретение опыта разбора проблем с различных точек зрения.

Целью упражнения «на какой я ступеньке?» является помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки.

Целью упражнения «комиссионный магазин» является выработка навыков самопонимания, самоанализа, самокритичности, обнаружение существенных для индивида качеств в совместной работе.

Личностный рост методики

Первым шагом на пути к личностному развитию является признание того, что настоящее положение дел не всегда такое, какое люди так сильно желают и ждут, о чем мечтают, рассуждают и думают.

Личностный рост довольно редко бывает всесторонне направленным. Это связано с тем, что большинство из нас обладают сильными и слабыми чертами характера, сторонами. Поэтому и личностный рост, главным образом, будет проявляться в признании сторон, характеризующихся слабым проявлением, и поступков, направленных на усиление таких сторон.

Сегодня существует множество методик, направленных на стимулирование развитие личностного роста индивида. Заключаются они в постоянном и целенаправленном воздействии, которое направлено на усиление более слабых сторон. Ответственность за свою жизнь, возможность творения своей жизни по собственному желанию, уверенность в своих силах, самосовершенствование – вот основные цели методик личностного роста.

Гармоничное развитие личности лежит в самопознании, самореализации, самосовершенствовании, обретении целостности и, как следствие, значительных трансформаций жизненных условий, факторов, обстоятельств, ситуаций и возможностей.

Способ освоения методик развития личности напрямую зависит от быстроты, с которой постигаются новые сведения, грамотного следования рекомендациям и существенности последнего результата.

Одной из самых доступных методик самопознания и личностного развития является самостоятельное изучение специализированной литературы. Отсутствие обратной взаимосвязи является основным недостатком данной методики. Данный недостаток заключается в невозможности получения рекомендаций, советов, поддержки при необходимости.

Следующей доступной методикой самообразования является просмотр обучающих видеоматериалов. Она отличается довольно слабой эффективностью, в связи с тем, что избранная методика бывает неправильно поданной. Такое случается, если источник сведений некомпетентен.

Более эффективной методикой будет посещение различных обучающих тренингов, курсов и семинаров. Отрицательной чертой такой методики является отсутствие индивидуальной направленности на каждого участника, однако, грамотный тренер может учесть потенциал и приоритеты каждого.

Самым оптимальным вариантом самообучения и личностного развития будут индивидуальные занятия с тренером. Недостатком такого метода может служить его достаточно высокая стоимость. Индивидуальные занятия позволяют тренеру учесть все особенности индивида, вовремя внести нужную корректировку, уделять возможный максимум внимания, давать необходимые рекомендации и советы.

Большая часть популярнейших методик развития личности индивида основывается на способах использования аффирмаций, методах визуализации и постановок целей.

Под аффирмациями понимают короткие словосочетания или фразы, которые содержат в себе позитивные вербальные формулы или утверждения. При их многократном повторе в подсознании субъекта закрепляется нужный образ или установка, способствующая оптимизации психоэмоционального фона индивида, стимуляции положительных трансформаций. Т.е. аффирмация – это короткое предложение, несущее конкретную смысловую нагрузку для улучшения эмоционального поля личности, которое ведет к позитивным жизненным переменам.

Существуют определенные правила составления аффирмаций, чтобы они смогли пересилить устоявшиеся негативные установки в подсознании: смысловая нагрузка должна быть однозначной; слова, составляющие фразы, должны быть положительными, также как и эмоции во время их произношения; установка должна быть четко конкретизирована в соответствии с имеющимися потребностями; фразы должны быть направлены на активность жизненной позиции.

Метод визуализации представляет собой преподнесение информации с помощью зрительных, наглядных образов. Данный метод довольно широко применяется как психологическая техника.

Визуальные отображения субъектов, явлений, вещей, эмоций хранятся в подсознании на протяжении всей жизни индивида. При этом некоторые образы могут находиться в инертном (пассивном) состоянии. Но при необходимости такую информацию, возможно восстановить, извлечь и применить с целью решения какой-нибудь задачи или проблемы. Такое возможно в тех случаях, когда с помощью сознательных умений невозможно разрешить задачу или проблему. Таким способом происходит постоянное накапливание внутренних энергий для сотворения желаемых трансформаций.

Четко поставленные и сформулированные цели являются основой для достижения успешности в любых сферах. Цели – это обязательные составляющие этапов воплощения жизненного плана. Для грамотной постановки цели следует произвести детальный последовательный анализ уже существующих обстоятельств, условия или ситуаций, учесть личностные приоритеты, оценить долгосрочность, перспективность цели, творческую визуализацию. Важнейшими и обязательными условиями для успешного воплощения поставленных задач будут желание достичь поставленной цели, уверенность в реальности ее осуществления, направленность на ожидание ее результатов.

Выработка индивидуальной модели эффективности роста личности или проведение различных экспериментов с уже существующими методиками и техниками личностного развития являются необходимыми составляющими самосовершенствования. Это связано с тем, что уже имеющиеся модели эффективны чаще только лишь на начальных ступенях самопознания.

Лучшее время для личностного роста и самосовершенствования - это здесь и сейчас, и вряд ли какой-то другой ресурс поможет вам в этом лучше, чем лекции на конференции TED. Представляем вашему вниманию 10 лучших выступлений, которые навсегда изменят вашу жизнь.

10. Как язык тела формирует вашу личность

Смените позу - и вы измените всю свою жизнь. Социальный психолог Эми Кадди рассказывает, как даже простая имитация «сильного» языка тела может снизить уровень стресса и подарить уверенность в себе. Казалось бы, поза - сущий пустяк, однако этот пустяк может сыграть решающую роль в такой стрессовой ситуации, как, например, собеседование о приеме на работу или переговоры о повышении зарплаты.

9. Сила уязвимости

Все мы иногда чувствуем себя беззащитными и испытываем страх перед неопределенностью - и именно такие ситуации могут стать лучшим стимулом для личностного роста, считает доктор Брэн Браун.

8. Математика любви

Все еще ищете любовь всей своей жизни? Математик Ханна Фрай даст несколько научно обоснованных советов о том, как найти идеального партнера, - например, не использовать на сайтах знакомств свои лучшие фотографии.

7. Почему всем нужно практиковать неотложную психологическую помощь

Психолог Гай Винч утверждает: люди напрасно не заботятся о своем эмоциональном и психическом здоровье так же тщательно, как заботятся о здоровье своего тела (и таких полезных привычках, как, например, чистка зубов). Между тем чувство вины, одиночества и другие душевные раны могут быть даже опаснее ран физических.

6. Я сын террориста. Я выбираю мир.

«Требуется много энергии для того, чтобы удерживать внутри себя ненависть». Вот главная идея проникновенной речи Зака Ибрагима - истории о том, как он выбрал мир вместо насилия и фанатизма, в атмосфере которых воспитывался. Несмотря на довольно специфическую тему терроризма и жестокости, в выступлении Ибрагима можно найти важные жизненные уроки для любого из нас: о том, как личный опыт поможет воспитать в себе способность к состраданию, как знакомство с другими людьми и изучение разных образов жизни способно обогатить вашу собственную жизнь, о том, что, в какой бы среде или семейной идеологии вы ни воспитывались - только вы можете решать, кто вы есть.

5. Как говорить так, чтобы другим хотелось слушать

Каждый хочет быть услышанным - так, чтобы их слова не просто слышали, а слушали. Первый шаг на пути к этой цели - самому стать более внимательным слушателем, но для того, чтобы сделать следующий шаг, нужно в корне изменить свое взаимодействие с окружающими. Эксперт по звуку Джулиан Трежер рекомендует четыре принципа общения с людьми, которые позволят завоевать их внимание и доверие: честность, искренность, верность своим принципам, любовь.

4. Как принимать трудные решения

В жизни каждому рано или поздно приходится делать трудный выбор. Философ Рут Чейндж расскажет, как принимать судьбоносные решения: для этого прежде всего нужно заглянуть в себя - именно это даст вам возможность понять, кем вы хотите быть.

3. Почему мы делаем то, что делаем

Что заставляет делать то, что вы делаете? Что движет вами? По мнению Тони Роббинса, «эмоции - это та невидимая сила, которая движет нами изнутри». Мы все способны думать рационально, но именно эмоции могут действительно изменить качество нашей жизни. Как утверждает Роббинс, самореализация - это искусство, которое требует умения вносить вклад в общее дело и испытывать благодарность по отношению к себе и окружающим.

2. Вы можете вырастить новые клетки головного мозга. И я расскажу, как

Кому не хочется повысить активность своих мозговых клеток? Нейробиолог Садрин Тюре выделяет три способа вырастить новые клетки головного мозга через процесс нейрогенезиса: обучение, секс и бег. Звучит неплохо.

1. Мой удивительный удар прозрения

Этот рассказ нейрофизиолога Джилл Болт Тейлор о работе мозга и личном опыте тяжелейшего инсульта - одно из самых эмоциональных выступлений на TED. Это речь о самоанализе, о существовании на грани жизни и смерти. Убежденность доктора Тейлор в том, что «мы все обладаем возможностью выбирать, каждый день и каждую минуту, кем мы хотим быть в этом мире», может послужить мощным источником вдохновения.

Перестройте своё мышление!

1) Эффективный стимул

Чтобы двигаться вперёд, необходим стимул. Такой полезный пинок, который способствует вашему движению, заставляет действовать дальше, больше! Ставьте себе цели, чтобы просыпаться по утрам с потенциалом, с энергией, с желанием. Создавайте себе условия, в которых вам удобно и легко работать, развиваться. Не ждите «подходящего момента», не привыкайте к не тем обстоятельствам и ситуациям. Меняйте и действуйте! Пока не будет так, как вам нужно! Меняйте место работы, домашнюю атмосферу, отношения с коллегами и близкими людьми, меняйте мышление, умонастроение, да хоть место жительства. Сами не сделаете – мир за вас не сделает и подавно.

2) Осознанные уроки

Цените уроки, которая нам припадает жизнь. Ищите в тяжелых ситуациях пользу для себя и возможность для роста и развития. Не боритесь с прошлыми ошибками. Если какая-то проблема сильно укоренилась в вашей жизни, не ищите быстрого решения. Только поэтапные шаги и изменения в лучшую сторону. Замена вредных привычек новыми и полезными. Замена пустоты интересными увлечениями. Мы сами позволяем проблемам разрастаться, во-первых, потому что придаем им огромное значение, во-вторых, потому что запускаем их. Если вы чего-то не делаете только из-за прошлого неудачного опыта – просто поступите иначе, обойдите сложности, предотвратите появление трудностей – всё, так, как было уже не будет!

3) Повышение уважения и значимости

Хотите добиться успеха? Создавайте себе хорошую репутацию. Только не путайте: не надо КАЗАТЬСЯ или ПРИТВОРЯТЬСЯ успешным. Говорить то, чего нет, обещать того, что не можете. Будьте лучшей версией себя! Искренним, простым, хорошим и интересным человеком. Не скрывайте свои таланты, используйте свои способности правильно. Держите своё слово. Будьте человеком, которому можно довериться и на которого можно положиться. Делайте всё честно и от души.

4) Бесконечная учёба

«Если существует единственная формула успеха, то это постоянное обучение». Учитесь у мира, у людей, успешнее, сильнее, мудрее вас, учитесь даже у бедных, но хороших людей с золотым сердцем, учитесь у детей, учитесь у природы. Всегда есть те вещи, знания, качества и мнения, которые нужно и полезно вам перенять. Это ведет к нахождению и переосмыслению ценностей, к созданию своих истин, к расширению кругозора и широты вашей души.

5) Познание мира и себя

Во-первых, друзья, больше путешествуйте! Это невероятные эмоции и неизбежные перемены внутри себя, во взгляде на мир. Во-вторых, познавайте все свои грани! Слушайте внутренний голос, ищите в себе новые таланты.

Представьте, что у вас несколько жизней – чем вы бы занимались в одной, а в другой? Найдя ответы – реализуйте всё СЕЙЧАС! Поймите, что вас манит – фотография, кулинария, спорт, танцы, автомобили, вылазки в горы? Услышьте внутренние желания и помните, НИКОГДА НЕ ПОЗДНО!

Лекция 9.doc

Лекция 9. Тренинги и игры в целях личностного роста

План

1. Понятие о тренинге личностного развития (роста)

2. Игра как психолого-педагогическое явление

3. Классификация игровых методов активного обучения

4. Ролевые игры: сущность и классификация.
1. Понятие о тренинге личностного развития (роста)

Тренинг личностного роста представляет собой разновидность социально-психологического тренинга, направленного на развитие психических процессов (познавательных, волевых и эмоциональных), свойств и качеств человека. Речь идет о развитии восприятия, представлений, воображения, памяти, внимания, мышления, речи, воли, эмоциональной устойчивости, способностей, черт характера, наблюдательности, самоконтроля и других личностных характеристик человека. Частной формой тренинга личностного роста выступает тренинг креативности (развития творческого мышления).

Социально-психологический тренинг личностного роста осуществляется в учебных группах в рамках развивающей и развивающе-коррекционной психологической работы. Широкое распространение тренинг личностного роста нашел в развивающей работе с учащимися средних и старших классов.

Составными элементами и методами проведения тренинга личностного роста являются психотехнические упражнения и игры. В данном тренинге, помимо ролевых игр, активно используются занимательные, развлекательные и подвижные игры.

Занимательные, развлекательные и подвижные игры применяются в тренинге личностного роста, выступают его составным элементом и методом проведения, имеют серьезную эмоциональную и когнитивную нагрузку, способствуют развитию личности человека. Чаще всего они проводятся автономно, вне тренинга личностного роста, но их общая направленность на гармонизацию интеллектуального, эмоционального и физического развития человека, особенно в детском возрасте, остается крайне важной.

Одна из целей таких игр - смена деятельности, полноценный и эффективный психологический отдых. Игры устраиваются в перерывах между занятиями, могут проводиться в классе, за столом, на улице, могут принимать и другие формы. Подвижные развлекательные игры поднимают общий тонус, улучшают самочувствие. Психотехнические оздоровительные игры создают настрой на обучение, психологическую готовность для усвоения больших объемов информации.

Функции занимательных, развлекательных и подвижных игр

1. Обучающая - развитие общеучебных навыков и умений, психических процессов, таких как память, внимание, мышление.

2. Развлекательная - создание благоприятной атмосферы на занятиях.

3. Коммуникативная - объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов.

4. Релаксационная - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

5. Психотехническая - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.

Развивающие и психокоррекционные игры могут быть применены для оказания психологической помощи ведущему, интенсивного развития мышления и личности обучаемых, улучшения социально-психологического климата в тренинговых группах.

Игры и упражнения могут найти применение в различных условиях проведения занятий. Одни из них пригодятся в школе, детском саду, оздоровительном лагере. Другие можно использовать при организации вечеров отдыха в клубе и т.д.

Занимательные интеллектуальные игры используются:

Для школьников, испытывающих трудности в учении: понимании и осмыслении нового материала, его запоминании, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи;

Снятия усталости учащихся и «разрядки»-на уроке;

Активизации учебной работы в классе, повышения активности и инициативы учащихся;

Развития личностной свободы и раскованности учащихся, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе;

Укрепления взаимоотношений учащихся друг с другом, развития дружбы и взаимопомощи в классе.

Если игровые упражнения организуются для «разрядки» в течениеурока, то участвует весь класс; длительность игры составляет 5-7 мин; в одном игровом эпизоде могут быть использованы 1-2 игровых упражнения из предполагаемого комплекса.

Советы при проведении интеллектуальных игр с учащимися:

Все ответы учащихся, даже самые неожиданные, непривычные и странные, есть ответы «правильные»;

Поддерживайте у учащихся стремление к поиску новых и эвристичных ответов;

На игровых занятиях обязательно давайте эмоциональные подкрепления: «Молодцы!», «Как у нас хорошо получается!», «Умница, Катя!», «Оригинальный ответ, Сережа!», «Ничего, у тебя все получится!», «Смотри, как нам интересно, давай, подключайся к игре!»;

Атмосфера в игровой группе должна быть эмоционально положительной.

Для проведения игр важны такие условия, как их продолжительность, количество человек в группе, пол и возраст участников. Так, на каждую игру должно уходить не более 30-35 мин. В противном случае у большинства участников может возникнуть «игровая усталость». Оптимальное число играющих - 10-15 чел. Необходимо помнить, что слишком большая группа становится неуправляемой и в ней начинают происходить процессы, отличные от процессов группового обучения. Желательно также, чтобы группа являлась гетерогенной по полу и возрасту, т.е. в ней должны присутствовать люди разного пола и возраста.

^ 2. Игра как психолого-педагогическое явление

В отечественной психологии «игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры».

Под «игрой» некоторые зарубежные исследователи понимают «...самостоятельную социальную структуру, подразумевающую состязание между двумя и более противоборствующими сторонами, а также ограниченную процедурами и правилами с целью достижения победы одной из сторон».

В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Единицей игры и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль.

Характерная особенность игры - ее двуплановость. С одной стороны, играющий осуществляет реальную деятельность, которая требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными обстоятельствами. Двуплановость обусловливает развивающий характер игры.

^ 3. Классификация игровых методов активного обучения

К игровым методам активного социально-психологического обучения относятся ролевые и операциональные игры. Операциональные игры, в свою очередь, подразделяются на деловые и организационно-деятельностные.

^ Ролевые игры - род игровых методов активного обучения, основанных на моделировании и проигрывании социальных ролей в процессе решения учебно-профессиональной задачи. В условиях ролевой игры обучаемый сталкивается с ситуациями, в которых он вынужден изменять свои коммуникативные навыки. Эффективность обучения обеспечивается тем, что человек лучше овладевает знаниями, навыками и умениями при условии принятия той или иной социальной роли, ранее недостаточно известной ему или усвоенной им.

^ Операциональные игры - род игровых методов обучения, основанных на моделировании структурно-функционального строения учебно-профессиональной деятельности.

Операциональные игры как метод активного социально-психологического обучения по своим психологическим параметрам (мотивации, участию интеллектуальных ресурсов, эмоциональной окраске) во многом аналогичны методу анализа конкретных ситуаций. Однако в противоположность спонтанному обсуждению, принятому в дискуссионных методах и сопровождаемому субъективной оценкой ведущего, операциональные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.

В операциональных играх, в отличие от ролевых, более подчеркнут аспект инструментального обучения, обучения средствам и способам поведения и деятельности и, в то же время, формализован и упрощен аспект межличностных отношений. Хотя игры по основному замыслу сталкивают обучаемого с практическими задачами, игровая имитационная модель неизбежно упрощает действительность, главным образом в констатации статичности межличностных отношений.

^ 4. Ролевые игры: сущность и классификация.

Ролевая игра - это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации 1 .

Проигрывание определенной сценарием роли, отождествление (идентификация) с ней помогает обучающему:

1) обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в личностных и профессионально значимых ситуациях;

2) установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению;

3) пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных ситуациях.

Ролевые игры классифицируются по нескольким основаниям.

По назначению они подразделяются на ролевые игры:

По диагностике личностных качеств;

Тренировке социально-ролевого поведения (в том числе с элементами психо- и социодрамы);

Развитию коммуникативных и организаторских качеств 2 . В зависимости от полноты заданного сюжета ролевые

Игры дифференцируются на игры:

Со слабо обозначенным сюжетом;

С достаточно полно обозначенным сюжетом;

С жестко заданным сюжетом.

^ Характерные признаки ролевой игры:

Наличие и распределение ролей. Каждый участник ролевой игры получает определенную роль;

Различие ролевых целей при решении поставленных задач. Участники ролевой игры принимают решения в соответствии с задаваемыми им социальными ролями;

Взаимодействие игроков, исполняющих те или иные роли. Оно происходит по вертикали и горизонтали;

Наличие общей цели у коллектива. Общей целью в ролевой игре является приобретение новых знаний и отработка навыков принятия осознанных ответственных решений в процессе совместной деятельности и в межличностном общении;

Многоальтернативность решений. В ролевой игре игрокам приходится принимать решение после анализа нескольких альтернатив, возможных вариантов дальнейшего развития ситуаций;

Наличие управляемого эмоционального напряжения. Оно возникает благодаря тому, что социальные роли выполняются участниками в контексте конфликтной ситуации; эта ситуация невольно сопровождается вынужденной активностью игроков;

Система индивидуального и/или группового оценивания деятельности игроков.

^ Процедура проведения ролевой игры"

1. Подготовка к проведению игры. Ведущий объясняет суть метода, игровые правила и задачи участников. На данном этапе излагается сценарий и организуется игровое пространство.

2. Непосредственное проведение игры. Участники в игре воплощают сценарий, происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении, т.е. в ролевой игре обучаемые овладевают опытом деятельности и соответствующих ему переживаний, сходных с тем, что они получили бы в действительности. Другие обучаемые фиксируют свои оценки происходящего по заранее определенным критериям. Значительно повысить эффективность метода ролевой игры позволяет использование видеотехники.

3. Подведение итогов игры. Суть данного этапа - осмысление «пережитого». Начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний (описания словами своих ощущений, возникавших по ходу игры) и обмена эмоциональным опытом между участниками игры.

Примерными вопросами для рефлексивного анализа ситуации участниками ролевой игры могут быть такие.

1. Удовлетворены ли вы результатами игры и почему?

2. Какие переживания вы испытали в ходе игры?

3. Хотели ли бы вы что-то изменить, оказавшись вновь в такой ситуации, и что именно?

4. Чем вам больше всего помогал и/или мешал партнер в поисках компромисса?

5. Может ли вам пригодиться нынешний опыт, и если да, то в каких обстоятельствах реальной жизни?

В комментариях не должно быть оценок ни самого человека, ни его поступков, слов и манеры общения. Продуктивная обратная связь не должна содержать советов или интерпретаций, в ней может присутствовать информация о том, какие чувства испытывает партнер (или наблюдатель), о чем он думает и как может поступить в данной ситуации. Например, его высказывание может быть следующим: «Мне не нравится, когда Вы меня перебиваете, и у меня появляется желание прервать нашу беседу».

Члены учебной группы, выполняющие роль наблюдателей за развитием ситуации и сопереживающие происходящему, могут вести протоколы (карточки) наблюдения. Ниже приведена карточка наблюдения за «учительницей» из рассматриваемого нами примера. Карточка наблюдения содержит перечень критериев для оценки по пятибалльной системе проявляемых «учительницей» качеств.

^ Организационно-деятельностные игры

Организационно-деятельностная игра- игровой метод активного социально-психологического обучения, род операциональных игр, в ходе которой с использованием моделирования организации профессиональной деятельности обучаемыми решаются актуальные теоретические и практические проблемы, развивается рефлексивный компонент творческого мышления.

В отличие от деловой игры, цель которой - решение актуальной педагогической задачи, целью организационно-деятельностной игры является решение теоретической или практической проблемы. Задача - это ситуация, в которой надо найти определенный порядок действий (алгоритм) для достижения цели и в которой осуществление этого алгоритма требует наличия определенных умений. Проблемная форма организации деятельности, коммуникации, рефлексии и мышления, применяемая в организационно-деятельностной игре, означает, что игроки помещены в условия, когда они не знают, что и как делать, какие они должны выработать способы деятельности, коммуникации, мышления, рефлексии и т.п.

Организационно-деятельностные игры считают играми на развитие, методологизацию мышления, выработку обобщенных приемов продуктивной умственной деятельности. Организационно-деятельностная игра развивает способность к действиям в широкой, с зыбкими границами области, приучает к коллективной мыслительной деятельности, осуществляет перестройку мышления участников. Она отличается от деловой игры тем, что проводится более продолжительное время (как правило, в течение пяти дней), предполагает участие широкого круга организаторов: режиссера, сценариста, методологов и игротехников, обязательное и широкое использование рефлексивных методик.

В организационно-деятельностной игре устанавливается иерархический уровень взаимодействия: игровой, игротехнический, методологический, предполагающий привлечение к игре специалистов - режиссеров, сценаристов, методологов и игротехников.

Слагаемыми элементами подготовки руководителя, режиссеров и сценаристов к организационно-деятельностной игре выступают:

Анализ проблемы практической деятельности специалистов и их характерных ошибок;

Определение для учебной группы уровня сложности проблемы, выносимой на игру;

Уточнение уровня формируемых способностей у обучаемых.

В игре не только игроки, но и режиссер и сценарист испытывают затруднения в моделировании и перестройке взаимодействий по ходу развития сюжетной линии. Это порождает потребность в организации рефлексии, привлечении методологов - специалистов по организации рефлексивного анализа деятельности.

Функции методологов в организационно-деятельностной игре:

Обеспечение единства режиссера, сценариста и идеолога в построении сюжета игры;

Построение траектории «вождения» игроков, их взаимодействия;

Развитие сюжетной линии вплоть до нахождения выхода из трудной ситуации, которая задана сюжетом;

Нахождение выхода из трудной практической ситуации (через работу с сюжетом).

В функции профессионально подготовленных игротехников входит соответствующая организация групповой работы (проблематизация игроков, проведение в ходе игры групповых рефлексий - самоанализа и т.д.).

^ Составные базовые технологии в организационно-деятельностнои игре:

Мнемотехника (развитие системы понятий);

Психотехника (управление системой мотивов);

Схемотехника (перевод понятий в графическую форму);

Группотехника (организация групповой работы);

Социотехника (использование социального опыта как средства обучения).

Результатами организационно-деятельностных игр становятся:

Во-первых, развитие мышления обучаемых, выработка приемов продуктивной умственной деятельности, умений анализировать действительность, формулировать теоретические и практические проблемы и решать их;

Во-вторых, складывание коллективного мыслительного действия и обучение коллективному мышлению;

В-третьих, в ходе игры ситуации проблемного типа переводятся в ситуации задачного типа, происходит развитие социально организуемой деятельности и социальной практики, формулируются новые цели, идеалы, ценности; такое обновление профессиональной подготовленности игроков происходит либо вследствие качественно смоделированных условий деятельности, либо в результате системной критики деятельности;

В-четвертых, результатом игры являются быстрое возникновение и развитие групп, вплоть до коллективов со сложной архитектоникой микрогрупп, формируются команды для преобразования практики.

Структура и особенности подготовки и проведения организационно-деятельностнои игры

Технология подготовительной части организационно-деятельностнои игры сводится к следующему. Прежде всего выбирается тема, которая аккумулирует в себе актуальную теоретическую и/или практическую проблему, имеющую место на данный момент в профессиональной деятельности специалистов.

В подготовительный период осуществляется подбор участников игры. В состав групп играющих желательно ввести практиков из близких областей деятельности. Составы команд подбираются в связи с выделенными проблемами.

Заблаговременная подготовка обучаемых к организационно-деятельностнои игре включает в себя:

Предметно-содержательную подготовку (изучение литературы, прочитанных лекций, решение контрольных задач);

Схемографическую подготовку (освоение символов и знаков);

Рефлексивно-психологическую подготовку (продумывание личностных стратегий действий на занятиях).

Каждая организационно-деятелъностная игра, как правило, проводится в течение пяти дней и делится на следующие этапы: самоопределение; анализ проблемы; определение системы ценностей и целей деятельности; определение системы средств осуществления деятельности; построение проекта измененной деятельности.

Эти этапы коррелируют с фазами психологического механизма игры:

Принятия участниками нормативных требований к игровой деятельности;

Осознания затруднений в практическом и мыслительном планах деятельности по разрешению проблемы;

Формирования потребности в перестройке собственной деятельности и личности;

Построения стратегии профессионального самоизменения.

В первой фазе обучаемые в состоянии «какие они есть в жизни» входят в игровую деятельность. Они становятся игроками и самоопределяются в игре. Участники соотносят цели и правила участия в организационно-деятельностнои игре с собственными целями. У них складываются представления об их деятельности, происходит презентация - процесс и способы представления, подачи себя окружающим.

Во второй фазе участники анализируют свою практическую деятельность и формулируют существующие проблемы. В основе каждой игры обязательно находится проблемная ситуация, сложившаяся в той или иной сфере практики.

На этом этапе происходит процесс рефлексивного восхождения от абстрактного к конкретному при анализе деятельности, т.е. «рефлексивная взгонка», когда анализируются затруднения в практике, выявляются основные субъекты практики и их отношения, строится проблемное поле и формулируются проблемы.

В третьей, «критической», фазе участники сопоставляют представления о том, «какие они есть», с представлениями о том, «какими они должны быть», чтобы преодолеть затруднения в деятельности. Участники обнаруживают нетождественность этих представлений и осознают, что причина находится в них самих, в характере их деятельности. На этой фазе они оказываются перед выбором и осуществляют его: или перестраивать свою деятельность и себя, или отказаться от попыток решения проблемы и жить по-старому. У участников появляется потребность в собственном саморазвитии, и они через уточнение ценностей и целей своей профессиональной деятельности обращаются к синтезу новых знаний и способностей по овладению этой деятельностью.

На этой фазе игры, чтобы выяснить причины затруднений практической деятельности, участники анализируют ситуации на теоретическом абстрактном уровне. Работа с концепциями или теоретическими схемами требует разработки или уточнения теоретических понятий, для построения которых используется логика «восхождения от абстрактного к конкретному».

У участников организационно-деятельностных игр на этой фазе формируется способность создать деловую атмосферу при обсуждении, а также понимание динамики групповых процессов. Именно в этот момент у игроков появляется потребность «быть другими» для преодоления затруднений в коллективной деятельности.

На четвертой фазе участники строят стратегию самоизменения и саморазвития, испытывают потребность быть другими, строят проекты измененной профессиональной деятельности. Осознаваемая потребность участников организационно-деятельностных игр «быть другими» и действовать «по-другому» становится мотивом их деятельности как в рамках игрового учебного процесса, так и после игры, на практике.

Управление организационно-деятельностной игрой требует от организаторов большой гибкости, творчества на всех этапах ее подготовки и проведения.

Литература

1. Активные формы социально-психологического обучения / Отв. ред. В.В. Дударев. М., 2006.

2. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М., 2005.

3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 2005.

4. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М., 2005.

5. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой, Л.И. Косовой. СПб., 2007.