Произойдет зомби апокалипсис. Возможен ли зомби-апокалипсис? Зомби в современной культуре

Зомби… Милые, бедные зомби, их убивают, а они не заканчиваются, бедняги. Сама тема живых мертвецов крайне доставляющая: всем неприятна мысль, что миллиарды мертвых людей восстанут из могил и придется обороняться. Многие чуваки упрямо считают, что всякая магия вуду - это чушь собачья, но в этом посте мы углубимся немного не в ту степь. Зомби вполне может быть еще живым, но при этом он может категорически ничего не соображать. Так что бойся, дорогой читатель, сегодня мы расскажем тебе, почему зомби-апокалипсис реален и какие сценарии реальны больше всего.

2. Нейротоксины

Существует неприлично большое количество ядов, которые замедляют почти всю жизнедеятельность организма. Только хороший врач может понять, мертв человек совсем или лишь частично. Примером таких ядов можно считать яд рыбы фугу. После отравления жертва выводится из транса особыми наркотическими веществами, теряет память и личность, превращаясь в настоящего зомби. Кстати, все те разговоры про Гаити и зомби-работников плантации - настоящая правда, особенно учитывая то, что они вполне себе живые, но покорные и тупые как пробка.

3.Вирус бешенства


Как в фильме «28 дней спустя». На деле вполне себе реальная вещь, особенно учитывая то, что на свете есть вирус коровьего бешенства. Проверь-ка, нет ли у тебя его симптомов:

  • изменение походки;
  • галлюцинации;
  • проблемы с координацией (например, спотыкаешься и падаешь);
  • передергивание мышц;
  • миоклонические судороги или судороги;
  • быстро развивающиеся бред или слабоумие.

Учитывая, что такой вирус передается через кровь и слюну, можно считать его вполне реальной угрозой нашествия зомби. Только вот встречается он в природе редко. Зато агрессия с желанием порвать и надкусить будет в наличии.

4. Нейрогенез, стволовые клетки и другие радости науки

С помощью стволовых клеток абсолютно реально обновить мозг человека, по крайней мере к этому все и идет. А вот тут как раз и пришла пора настоящей паранойи для любителей зомбофикации. Пусть они заменят руки-ноги, но искалеченный мозг, восстановленный клетками с теми же недостатками, что и его «материнский мозг», будет так же недееспособен, но зато он будет новым. Также тело можно будет держать в анабиозе некоторое время, но вот реанимация этого человека может нести с собой определенные проблемы ввиду разрушения коры головного мозга. Пусть мозг человека будет новым, но связи в нем будут потеряны, личность деградирует до состояния ребенка, придется заново учить его всему, зато он с удовольствием будет смотреть сериалы по российскому зомбиящику. Проще говоря, это будет зомби, потому как личности у него не будет, зато будут послушность и покорность.

5. Наноботы

.

Не только в России развивают нанотехнологии. Маленькие проворные роботы смогут в ближайшем будущем построить внутри человека небольшой город или разрушить своего носителя. А почему такие малыши не могут разрушить связи в мозге человека? Да легко! Почитай хороший НФ-роман «Непобедимый» Станислава Лема про маленьких наноботов. Предположим, что боты останутся в наших телесах после смерти, что им стоит реанимировать твое тело? А представь, что таких ботов в телах у человека будет столько же, сколько лейкоцитов. Страшно? До жути!

Тема превращения большей части населения планеты в орды шатающихся по улицам зомби, охотящихся на горстку выживших, будоражит умы уже не первое десятилетие. Интерес к зомби то стихает, то возобновляется с новой силой. Что интересно, основным поставщиком фильмов, игр и книг о восставших мертвецах является США. Мало того, именно там к зомби-апокалипсису готовятся серьёзно и со всей ответственностью. Так, например, недавно мы писали о грядущих в Канзасе учениях, моделирующих конец света с живыми мертвецами, а весной этого года стало известно, что план действий на случай подобного катаклизма есть и у . И это не считая многочисленных «выживанцев», запасающихся в своих бункерах консервами и ломиками для проламывания черепов ожившим трупам. Так почему же тема зомби-нашествия настолько волнует американцев? Попробуем разобраться.

Мифологических истоков появления термина «зомби» мы касаться не будем, так как про вуду знают более-менее все, да и гаитянские зомби сильно отличаются от тех полусгнивших стадных кадавров, которых мы привыкли видеть на киноэкранах. По тем же причинам пропустим мы и фильм «Белый зомби», обратившись напрямую к великому и ужасному Джорджу Ромеро, подарившему нам в 1968 году фильм «Ночь живых мертвецов», задав клише и рамки нового жанра - зомби-хоррора. Правда, термин «зомби» режиссёр не использовал, заменяя его словом «ghoul», что приблизительно можно перевести как «упырь», а вот «зомбировали» ходячих мертвецов Ромеро уже журналисты.

Правда, сам Ромеро неоднократно заявлял, что зомби в его фильмах - не более чем символ обывателя, который не хочет думать, подвержен стадному инстинкту и готов убивать тех, кто не похож на него. Впрочем, позднее Ромеро пересмотрел свой взгляд на оживших мертвецов, сделав их в «Земле мертвецов» едва ли не ницшеанскими сверхлюдьми, поднимающими восстание против насквозь прогнившего мироустройства. Но в общем и целом зомби для режиссёра оставались метафорическим изображением молчаливого, но агрессивного большинства.

Несмотря на довольно прозрачные намеки, которыми Ромеро буквально бил зрителя в лоб, обыватель так и не узнал себя в этом «зомби-зеркале», а бояться стал внешней формы - настоящих оживших мертвецов.

Прошло немного времени, и зомби заполонили массовую культуру, появляясь не только на киноэкранах, но и на страницах комиксов и книг, а позднее и видеоигр. Генеалогическое древо ходячих мертвецов ветвилось, предоставляя на суд публики как совершенно жутких бегающих («28 дней спустя», ремейк «Рассвета мертвецов») и даже соображающих («Земля мертвецов») зомби, так и комичных («Живая мертвечина»), трогательных («Зомби по имени Фидо») и даже романтичных («Тепло наших тел») кадавров.

Тем не менее страх перед ордами охочих до живой плоти немёртвых глубоко отпечатался в подкорке простого американского обывателя. В оружейных магазинах вроде бы в шутку начали выпускаться антизомби-наборы, куда, впрочем, входили далеко не игрушечные мачете, ножи и дробовики. Масло в огонь подлил и сын знаменитого комедианта Мэла Брукса Макс, выпустивший своё знаменитое «Руководство по выживанию среди зомби», лёгшее в основу действительно страшной и реалистичной (в отличие от экранизации) «Мировой войны Z».

Поколение, выросшее на фильмах Ромеро и его подражателей, сегодня занимает ключевые посты в американском правительстве, и страх перед ожившими мертвецами протуберанцами прорывается в деятельность серьёзных государственных структур. Как уже говорилось выше, Пентагон имеет в своём распоряжении план CONOP 8888, который предусматривает действия по отражению атаки орды оживших мертвецов и поддержанию общественного порядка среди выживших. Правда, военные утверждают, что образ зомби был выбран для того, чтобы избежать каких бы то ни было политических намёков, но сложно представить, что китайские десантники или диверсионные группы исламистов будут действовать, как стада оживших мертвецов, бездумно прущих под пулемётный огонь, заваливая огневые точки своими телами.

Примерно те же причины проведения учений в Канзасе называет губернатор штата Сэм Браунбек, утверждая, что «если вы готовы к зомби-апокалипсису, вы готовы ко всему», а тему живых мертвецов используют исключительно для создания дополнительного ажиотажа вокруг рядовых учений по отработке действий в условиях чрезвычайной ситуации.

Не избегают зомби-темы и средства массовой информации, периодически выдающие новости, которые пусть и являются утками, но поневоле заставляют сердце биться чаще, в глубине души, в обход рациональных доводов здравого смысла, вызывая сомнение: «А вдруг?»

В 2002 году, например, сообщалось о «зомби», выброшенном на берег острова Сент-Томас, входящего в состав американских Виргинских островов. Согласно сообщениям местной газеты, позднее растиражированным по всему миру, на берег выбросило тело мужчины «с сильно ободранной кожей». Когда на пляж прибыл наряд полиции, утопленник вскочил на ноги и набросился на стражей правопорядка. При этом несколько выстрелов по корпусу, сделанных растерявшимися полицейскими, никакого эффекта не произвели, и полисмены были вынуждены сделать тактическое отступление, побросав табельное оружие. Впрочем, среди собравшихся поглазеть на мертвеца зевак нашёлся один смелый парень, который подобрал пистолет и трижды выстрелил в голову ходячего, уложив его на землю. Позднее тело забрали военные медики, и дальнейшая судьба «зомби с Виргинских островов» неизвестна.

В 2012 году о зомби-апокалипсисе завела речь премьер-министр Австралии Джулия Гиллард, известная, впрочем, своим эксцентричным поведением. Перед знаменательной датой 21 декабря 2012 года, когда должен был наступить конец света в соответствии с календарем индейцев майя, она заявила, что будет защищать австралийцев от любой угрозы, включая «кровожадных зомби».


Всё это, конечно, смешно, но и в реальности имеют место быть случаи зомби-поведения. В том же 2012 году на улицах Майями полицейскими был застрелен мужчина, который напал на бродягу и в буквальном смысле обглодал ему лицо. По словам полицейских, у потерпевшего отсутствовали кожа на лбу, губы и нос. При этом для того, чтобы убить людоеда, потребовалось шесть выстрелов - чем не та самая неуязвимость зомби? Позднее были зафиксированы ещё несколько подобных случаев, причём везде нападавшие находились под воздействием синтетического наркотика, более известного как соль для ванн.

Наркотики наркотиками, но все эти случаи показывают, что в мозгу человека есть области, активация или отключение которых химическим или каким-нибудь другим путём заставляют его охотиться и буквально пожирать живьём себе подобных, при этом повышая болевой порог и, вероятно, усиливая мускульную силу и рефлексы. Если верить исследованию Тима Верстинена и Бредли Войтека «Диагностика зомби: мозг и поведение», эта область мозга - миндалина. В общем, неплохой простор для фантазии и исследований разработчиков химического оружия.

Сюда же можно отнести и ос, откладывающих яйца в тело пауков, заставляя тех вместо паутины плести защитные коконы для осиного потомства.

Про бешенство, вернее, вторую его стадию, можно и не говорить: агрессивность и «нечеловеческая» сила - одни из симптомов заболевания у человека. Но управлять человеком может даже вирус гриппа. Бингемтонский университет штата Нью-Йорк отметил, что участники подопытной группы, которой привили вирус гриппа, вместо тихой и размеренной жизни развивали вдруг социальную активность, посещая многолюдные вечеринки и бары, где вирусу было проще распространяться.

Выходит, что генетически модифицируя тот же кордицепс или возбудителей бешенства и токсоплазмоза, учёные вполне могут получить зомби-вирус. А уж если он вырвется на свободу, то надеяться на благополучный исход нам не придётся: согласно исследованиям профессора Университета Оттавы Роберта Смита, шансов у человечества при таком исходе будет очень мало. К примеру, город населением 500 тысяч обратиться в орду живых мертвецов всего за три дня при наличии в нём одного единственного заражнного. Нейтрализовать угрозу можно только благодаря чётко выверенным и хорошо организованным массированным атакам на ходячих и серьёзному комплексу профилактических мер, что в условиях наступившего в таком случае хаоса трудноосуществимо.

Получается, что опасность зомби-апокалипсиса, пусть и не очень высокая, но всё-таки существует, и, может быть, не стоит поднимать на смех тех «выживанцев», которые роют бункеры, запасаются провизией и сносят на стрельбищах головы ростовым мишеням.

Аномальные заразные белки, которые получили название прионы, могут блокировать одни участки мозга, а другие оставлять неповрежденными, создавая при этом из человека зомби. Вполне может быть, но это не так просто.

В западно-африканском и гаитянском учении Вуду зомби – это человеческие существа без души, их тела есть не что иное, как оболочка, которой управляют мощные колдуны. В фильме 1968 года «Ночь живых мертвецов» армия неуклюжих, слабоумных пожирателей трупов, оживших из-за радиации, атакует группу местных жителей Пенсильвании. Мы ищем что-то среднее между Гаити и Голливудом: возбудитель инфекции, который сделает своих жертв полумертвыми, но все же еще живыми оболочками того, кем они были раньше.

Этот эффективный агент будет направлен и заблокирует определенные участки мозга, как утверждают ученые. И хотя живые мертвецы имеют неповрежденные двигательные навыки – умение ходить, конечно же, но еще и способность рвать, необходимая для того, чтобы пожирать человеческую плоть, их лобная доля, отвечающая за нравственное поведение, планирование и сдерживание импульсивных действий (таких как стремление укусить кого-то) перестанет существовать. Мозжечок, контролирующий координацию движений, вероятнее всего, будет функционировать, но не полностью. Это объясняет тот факт, что зомби в фильмах легко обогнать или сбить бейсбольной битой.

Скорее всего, виновником такого частично разрушенного мозга и есть белок. Точнее, белковоподобная инфекционная частица под названием прион. Это не совсем вирус и не живая частица, но ее практически невозможно разрушить и неизвестно, как лечить болезнь, которую вызывают эти прионы.

Первая прионная эпидемия была открыта примерно в 1950 годы в Папуа Новая Гвинея, когда представители одного из местных племен были поражены странной дрожью. Временами больные люди этого племени разражались неконтролируемым смехом. Племя назвало эту болезнь «куру», а к началу 60 –х годов ученые выяснили, что источник этой болезни берет начало из каннибальских похоронных обычаев племени, включая и поедание мозга.

О прионах стало широко известно в 1990 годы, как об инфекционных возбудителях, повлекших за собой губчатую энцефалопатию крупного рогатого скота, также известную под названием коровьего бешенства. Когда деформированный прион попадает к нам в организм, как у бешеной коровы, в нашем мозге образуются дыры, подобно дырам в губке. Сцинтиграфия головного мозга зараженных прионом людей выглядела, словно в голову выстрелили из дробового ружья.

Страшные предположения

Если мы думаем, что гении зла задумали разрушить наш мир, то все, что им нужно будет сделать, так это присоединить прион к вирусу, так как прионные болезни очень легко распространяются среди населения. Чтобы на самом деле все стало еще более катастрофично, нам понадобится вирус, который очень быстро распространяется и который разнесет прионы к лобной доле мозга и мозжечку. Направить инфекцию именно к этим частям организма будет трудно, но это очень важно для того, чтобы создать волочащих ноги, тупых существ, которые нам нужны.

Ученые предлагают использовать вирус, вызывающий энцефалит, воспаление головной коры мозга. Подойдет и вирус герпеса, но присоединить прион к вирусу вряд ли удастся. После заражения нам придется остановить распространение приона в организме, чтобы наши зомби не стали абсолютно неподвижными, а их мозги – совершенно бесполезными. Ученые предлагают добавить бикарбонат натрия, чтобы стимулировать метаболический алкалоз, повышающий уровень pH в организме и затрудняющий размножение прионов. В этом случае у человека будут припадки, судорожные сокращения мышц и выглядеть он будет так же ужасно, как зомби.

Популярность зомби давно вышла за пределы жанра ужасов. «Живые мертвецы» стали любимцами малышей, воюя с растениями в детских играх. Они являются одними из типичных врагов в фантастических шутерах и сериалах. Становятся элементом молодёжного дизайна в одежде. Неужели леденящие кровь ужасы остались в прошлом, и сегодня никого не волнует возможен ли зомби-апокалипсис ? Попробуем разобраться, насколько актуальна данная тема и какова вероятность появления «живых мертвецов» на улицах современных городов.

Существуют ли зомби в реальной жизни

Существа с подгнившей плотью, рычащие и тянущие руки и зубы к мозгам, обросли множеством историй, легенд и суеверий. Они появляются в мистических триллерах и мелодрамах, молодёжных комедиях куда чаще своих «коллег» вампиров, добавляя толику юмора или символизируя притесняемые прослойки общества. В мире кино живые мертвецы – постоянная массовка, которая делится на две основных категории:

  1. Классические зомби – восставшие из могил трупы, часто не отличающиеся умом и сообразительностью.
  2. Живые мертвецы – результат воздействия некой пандемии, превратившей большую часть человечества в агрессивных плотоядных существ.

А как насчёт реальности? Достоверно известно, что зомби в изначальном смысле – не вымысел голливудских режиссёров. Слово произошло от одного из африканских языков и значит «Душа мертвеца». На вопрос «Кто такие зомби и существуют ли они?» жрец вуду ответит утвердительно, добавив, что сам не прочь обзавестись парочкой экземпляров для работы в саду.

  1. Обряд превращения человека в покорного раба, действительно, существует в этой религии, но не подразумевает его реальной смерти. На Гаити подобные практики находятся вне закона.
  2. Для ритуала потенциального зомби колдуну требовалась рыба фугу, содержащая сильный нервнопаралитический яд - тетродотоксин. Отведавший снадобье жреца вуду человек впадал в кому.
  3. Родственники оплакивали и хоронили, а затем «мертвец» оживал – яд выводился из организма. Однако «зомби» был слишком растерян и напуган, чтобы вернуться домой. Колдун постоянно опаивал его наркотическими веществами и заставлял работать.

Вымышленные «живые мертвецы» отличаются неимоверной живучестью и силой. Они способны находить жертв по звуку или запаху. Нейробиологи даже выпустили книгу на тему мозга зомби, чтобы с юмором разобраться в функционировании этих странных существ. В книге Андрея Круза «Эпоха мёртвых» заражённые обладают устрашающим эффектом, деморализуя не только рядовых выживальщиков, но и профессиональных военных. Рассмотрим возможен ли зомби-апокалипсис в реальной жизни.

  • Даже армия покорных рабов жреца вуду, не обращающих внимания на боль и пули, не способна вызвать глобальной катастрофы цивилизации. Орду такого рода без труда остановит обычная полиция или отряд спецназа. Достаточно снотворного газа, чтобы они перестали представлять опасность.
  • В случае возникновения эпидемии, вирус будет быстро локализован и исследован. Пока что не существует ни одного штамма, превращающего человека в суперзомби. Больные люди ослаблены из-за патологических нарушений в организме и не часто способны укусить даже врача. Чумная эпидемия нанесла Средневековой цивилизации существенный урон, но проблема крылась в сокращении населения.
  • Для функционирования живого человека требуется слаженная работа многих систем. После смерти возникает необратимый процесс разложения. Восставшие зомби не смогут не то что рычать, но даже ходить. Хотя их поведение можно объяснить нарушениями определённых участков мозга, но истории с вуду или эпидемией по-прежнему остаются правдоподобней.

Стоит ли готовиться к зомби-апокалипсису?

За толпами агрессивных «живых мертвецов» скрывается страх перед войной, опустошением, крушением цивилизации. Все это уже случалось раньше, происходит сейчас и произойдёт в будущем без всякого участия оживших или заражённых существ. В мире природы зомби тоже имеют место.

Zombie-бренд. Зомби в поп-культуре - конструкт, который нужен индустрии как динамо-машина по производству денег. Этот образ выражает глубинный страх человека: непобедимое, агрессивное, тупое и зловещее, с чем можно столкнуться или во что есть опасность превратиться, потеряв себя. И есть те, кто готов на этом зарабатывать: покрутили ручку, и из зомби-машины в кинокорпорацию пошли деньги. Недавно этот образ использовали в рекламном ролике для телефонов, которые лучше фотографируют человеческие лица в темноте. В язык вошли устойчивые выражения и мемы: например, «Я - зомби» или «Человек человеку волк, а зомби зомби зомби». Фильмы с таким сюжетом отражают классическое поп-культурное потребление: знаем, что это вредно, но покупаем снова. Этот странный образ - квинтэссенция цивилизационной самоиронии и коллективной тревоги.

Образ зомби по-своему отражен в разных областях мировой культуры.

Кино. Первый фильм о зомби выпустила в 1932 году продюсерская компания Виктора Гальперина. Он назывался «Белый зомби». Главную роль играл Бела Лугоши. Джордж Ромеро, создавший канон этого жанра, говорил, что вдохновлялся романом Ричарда Мэтсона «Я - легенда», хотя роман был о вампирах. Литература. Наибольший интерес представляют два современных произведения. В 2003 году вышла книга американского писателя Макса Брукса «Руководство по выживанию среди зомби». Сценарий фильма «Мировая война Z» с Брэдом Питтом в главной роли основан на ней. В 2009 году американский сценарист, продюсер и писатель Сет Грэм-Смит выпустил мэшап-роман «Гордость и предубеждение и зомби». Игры. На основе этого романа была создана видеоигра, где английские леди и джентльмены используют восточные единоборства в борьбе с зомби. А игра «Зомби против растений» («Plants vs Zombies») в жанре Tower Defense заработала первый миллион долларов за девять дней после релиза. Мифология. Идея зомби существовала и в японской мифологии в образе духов бусо. А в германо-скандинавской мифологии есть два похожих образа - Драугр и Нахцерер. Философский зомби. Так называют мысленный эксперимент в философии сознания. Это гипотетическое существо, неотличимое от нормального человека, но у него отсутствуют сознательный опыт или способность ощущать. (Вы замечали такое: думая, что ударились, автоматически вскрикиваете, а потом понимаете, что и не больно? Это про то же.) Программирование. Зомби-процессом называют дочерний процесс в Unix-системе, завершивший выполнение, но еще присутствующий в списке операционной системы, чтобы считался код завершения. Образование. Зомби как культурный феномен изучают в нескольких университетах и колледжах мира. Например, в чикагском Columbia College есть курс «Зомби в популярных медиа»: студенты пытаются понять, почему снимают так много фильмов о зомби, и что в этой жуткой идее интересует людей. Образ зомби в социологии и психологии. С 2001 года в разных местах мира проходит « Зомби-моб» (Zombie Walk) - массовое шествие загримированных под зомби людей. Это феномен тоже изучают социологи и психологи.

Феномен доброго зомби. За последнее время появилось несколько фильмов о добрых, человечных или просто незлых зомби:

. «Тепло наших тел» («Warm Bodies») про красавчика-зомби, которого любовь к девушке (хотя, наверное, все же сожранный мозг ее бойфренда) снова делает человеком.

. «Файдо» («Fido», Файдо - традиционная собачья кличка в США) - сатира на тему «Кого на самом деле стоит классифицировать как зомби?».

. «Зомби по имени Шон» (официальный перевод названия некорректен, поскольку «Shaun of the Dead» - игра с названием фильма «Dawn of the Dead». Главного героя зовут Шон, но в зомби превращается его друг. Впрочем, после этого он так и остается безобидным бездельником с игровой приставкой. В этом умном и едком пародийном фильме режиссера Эдгара Райта главные роли играют Саймон Пегг и Ник Фрост, и это практически зомби-вариация фильма «Типа крутые легавые».

Записывайтесь на вебинар

КАК МОТИВИРОВАТЬ СОТРУДНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСТОРИИ

О чем говорит феномен доброго зомби? Кинозомби переживает кризис отсутствия личности.

Тупиковая ветвь культурной эволюции. Зомби как поп-культурный персонаж - это «тупиковая ветвь эволюции»: кинематограф не может развивать его как персонажа-личность. В жизни кинозомби не будет драматических поворотов (ну, кроме резюмирующего снаряда в мозг), новой любви, карьерных перемен, свадеб и рождения детей. Ему просто нечем заняться. У этого культурного конструкта два интереса: жрать и уничтожать - маловато для кинематографических коллизий.

Сатира на эту тему присутствует в фильме «Тепло наших тел»: в покинутом людьми городе зомби от нечего делать возвращаются к рутинным прижизненным обязанностям и даже пытаются общаться звуками.

Даже если допустить, что «зомби победили» в кино: чем они будут заниматься, когда все уничтожат? В смысле кинематографической фабулы и сценария, им остается либо тихо разложиться под кустом, либо добреть, умнеть и опять становиться людьми.

Кинематограф загнал себя в угол и вынужден пустить время вспять: возвращать зомби к жизни (например, через любовь, как в «Warm Bodies») или хотя бы сделать его сносным диванным членом общества (как это произошло с Эдом, другом Шона в «Shaun of the Dead»).

Другой вариант - размышлять о людях, которые в столкновении с зомби проявляют весь спектр человеческого и по-настоящему становятся людьми.

Вообще интереснее всего не сама зомби-тема, а феномен превращения наивных, а потом и «мясных» зомби-фильмов в поэтичное размышление о человеке, о том, в каких иллюзиях мы живем. В сущности, мы так увлечены игрой, которую конструирует цивилизация (и почти каждый из нас как ее часть), что не видим «мир как он есть». И сериал «Ходячие мертвецы» вот уже пятый сезон устраивает нам анатомический театр наших иллюзий.

Дороги в мегаполисах пусты, но этому уже никто не радуется. Везде стоят дорогие машины, но на лошади уедешь дальше. Главный герой, полицейский Рик Граймс, изо всех сил старается сохранять разум и благородство, но чем больше стрессов, тем яростнее он реагирует на жестокость тех, кто пока жив, но утратил человечность - стал «ходячим мертвецом» по сути. После зомби-апокалипсиса ярче проявляется абсурдность расизма и вражды. Группы здоровых людей, выживших в таком аду, воют друг с другом за безопасное место и еду. И оказывается, что речь идет не только о консервах из супермаркета, но и о самих людях, которых каннибалы воспринимают так же, как сейчас мы - животных на фермах. Алкоголик готов рисковать собой и товарищами, чтобы вырвать у зомби сумку с бутылкой. Фермер держит свою зомби-семью в амбаре, надеясь, что найдется средство излечить мертвецов и настаивает на том, чтобы к ходячим относились по-человечески. Некогда мирный, законопослушный человек, столкнувшись с ужасными вещами, становится психопатом, который складирует головы зомби в аквариуме, устраивает комнату пыток и Колизей с зомби. Но и в нем остается нечто человечное - он ухаживает за зомби-дочерью и позже заботится о нескольких живых. Властные амбиции и садистские наклонности выплывают наружу в условиях распавшейся цивилизации и общественной морали. Люди ведут счет дням без смертей и радуются табличке «30 дней без происшествий». Человек приспосабливается ко всему: женщина с катаной отрубает зомби руки и челюсти, чтобы они не могли навредить ей, и ведет за собой на цепях - их запах делает ее «невидимой» для толп мертвецов. Пойманных ходячих также используют как десант против враждебной группы, набивая ими грузовик. По сути «Ходячие мертвецы» - размышление о том, на что способен человек в экстремальных условиях, какова цена нашей цивилизации, почему мы ничего не ценим и так скучаем, пока у нас все хорошо.