Что относится к деструктивному событию. Деструктивность: все значения явления. Что было сделано в США для профилактики деструктивности

Все люди по своей природе делятся на тех, кто созидает, и на тех, кто разрушает. Люди со вторым вариантом характера часто являются повышенным источником опасности для общества, окружающих и даже самих себя. В психологии такое явление носит название деструктивного поведения, в переводе с латинского языка «деструкция» означает «разрушение».

Определение деструктивного характера

Деструкция это в психологии стремление личности нарушить свою цельную природу, нанести вред себе или окружающим. Это состояние, которое может нанести большой вред психике человека, потому что:

  • Деструкция неизменно приводит к проблемам с физическим здоровьем;
  • Человек, сосредоточенный на разрушении, не может позитивно мыслить и конструктивно общаться;
  • Саморазрушение приводит к постепенной физической и моральной деградации личности;
  • Если человек не способен созидать, он не может реализовать свой духовный потенциал, это ведет к быстрому истощению внутренних ресурсов.

Определение деструктивного состояния звучит как желание человека нарушить внутреннюю гармонию в себе самом и окружающем мире. Склонность к разрушению зависит от уровня развития деструктивных черт характера: у кого-то они ярко выражены, у кого-то почти отсутствуют («люди-созидатели»).

Стремление к деструкции, уничтожению может быть направлено внутрь или наружу, во внешний мир. В первом случае человек представляет опасность для себя самого, во втором – для общества. Оба варианта разрушительного поведения нуждаются в своевременной психологической коррекции. Деструктивный характер значительно затрудняет общение и конструктивное взаимодействие с окружающим миром, поэтому такие люди часто чувствуют себя одинокими, значит, страдают от вынужденной социальной изоляции.

Деструктивность как качество человека

Деструктивность это в психологии предрасположенность к разрушительным действиям по отношению к себе, окружающим или социуму в целом. Причина такого состояния может быть разной. Деструктивный характер определяется генами, чаще он все-таки формируется с возрастом, особенно, если ребенок растет в социально неблагополучной семье. Деструктивную направленность личности можно легко определить по следующим ярким признакам:

  • Человек намеренно ломает или портит свои (чужие) вещи;
  • Любовь к неприятным зрелищам, «ужастикам», частый просмотр фильмов со сценами насилия, суицида;
  • Интерес к смерти и суициду;
  • Склонность к длительным депрессиям.

Если человек демонстрирует данные симптомы, это говорит о развитии деструкции. Стремление разрушать все вокруг себя и собственную личность часто сочетается с различными видами зависимостей: табачной, алкогольной, наркотической или игровой.

Если негативная энергия направлена вовнутрь, человек может сознательно наносить себе увечья. У женщин это увлечение пластическими операциями и пирсинг, у мужчин – татуировки и «тоннели» в ушах. Самое печальное то, что от стремления наносить себе увечья тоже возникает сильная зависимость, поэтому человек, однажды сделавший себе татуировку с целью деструкции собственной личности, уже не может остановиться и продолжает уродовать свое тело. Такое поведение характерно не только для подростков, оно распространено и среди людей после 30 лет.

Виды деструктивного поведения

Деструктивное поведение в психологии это стремление к совершению действий, направленных на повреждение чего-либо. Эти действия могут иметь разный характер. Один из самых распространенных видов такого поведения – это деструктивный разговор (стремление всеми способами обидеть, унизить, морально уничтожить собеседника). Специалисты выделяют несколько групп деструктивных тенденций:

  • Разрушение себя самого;
  • Моральное уничтожение других людей;
  • Разрушение окружающего мира;
  • Полное пренебрежение социальными нормами и установками.

Интенсивность стремления к разрушению не зависит от возраста. Эта тенденция одинаково часто встречается у молодежи и людей старшего возраста. Мужчины более склонны к такому поведению, по сравнению с представительницами слабого пола. Негативное отношение к окружающему миру часто развивается под влиянием стресса или экзистенциального кризиса, профессионального выгорания. Тяга к деструкции может быть вызвана потерей работы, смертью близкого родственника или другой серьезной психологической травмой. Холерики более склонны к разрушительному поведению, направленному вовне. Меланхолики чаще демонстрируют тенденцию к автодеструкции.

Общаться с человеком, открыто демонстрирующим желание морально уничтожать окружающих и склонному к конфликтам, сложно. По возможности, лучше свести общение к минимуму. Если это невозможно (например, деструктивной личностью является непосредственный руководитель), нужно использовать различные методы психологической защиты от проявляемой агрессии.

Внимание! Крайней формой деструкции является убийство, крайней формой автодеструкции (саморазрушения) – суицид. Известно, что разрушительное поведение молодежи и подростков часто связано с тем, что они смотрят по телевидению и видят в компьютерных играх. Особую опасность для молодых умов представляет японская видеопродукция, так как для японской культуры характерно подсознательное стремление к деструкции.

Деструктивное поведение человека

Один из самых опасных типов психологических расстройств подростков и взрослых – это деструктивный характер. Он может проявляться постоянно или периодически, в виде неожиданных вспышек гнева и агрессии. Наиболее опасны такие вспышки, если человек находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В состоянии аффекта такая личность теряет человеческий образ и может нанести серьезный вред окружающим, особенно тем, кто слабее. Мужчины, имеющие склонность к разрушению, часто унижают ни в чем не повинных жен и детей, превращая их в жертв домашнего насилия. В этом случае лучший способ спастись от домашнего тирана и получить свободу – обратиться в кризисный центр помощи жертвам домашнего насилия.

Деструктивное поведение подростков

Деструктивное поведение несовершеннолетних подростков всегда вызывает большую тревогу. Если оно явное, предостеречь молодого человека от страшных поступков несложно, для этого достаточно родительской заботы и визита к грамотному психологу. Однако чаще всего молодые люди всеми способами скрывают от взрослых свое патологическое влечение к разрушению или саморазрушению.

Деструкция собственной жизни характерна для многих современных молодежных субкультур, например, готов. Чаще всего подростки занимаются вандализмом. Известны случаи, когда 13-14 летние школьники ломают инвентарь на детских площадках, намеренно устраивают пожары и погромы на кладбищах. Все это – типичные признаки развивающейся страсти к разрушению. С возрастом эти отклонения могут усилиться и привести к процессу деградации личности. Некоторые подростки намеренно наносят себе увечья и травмы, считая это признаком смелости. Еще одно характерное проявление негативного отношения к себе и миру – увлечение экстремальными хобби и видами спорта, связанными с большим риском для жизни. Пример – движение «зацеперов».

Внимание! В социальных сетях молодежь подстерегает серьезная опасность – сообщества, в которых у подростков намеренно разжигают интерес к автодеструкции. Наглядный пример – известная группа «Синий кит», участники которой, информационно зомбируя детей, толкали их на совершение суицида.

Профилактические мероприятия, направленные на коррекцию

Для профилактики деструктивного отклоняющегося поведения необходимо:

  • Активно развивать психологическое позитивное мышление вместо разрушительного;
  • Проводить политику защиты молодежи от негативного влияния интернета;
  • Пропагандировать основные принципы здорового образа жизни и занятия разными видами спорта;
  • Проводить активную работу с молодежью в плане культурного досуга и патриотического воспитания;
  • Всячески поощрять любое стремление ребенка к созиданию, делать что-то своими руками как альтернативу разрушению.

Как показывает практический опыт, такие мероприятия по профилактике обычно дают хороший результат и находят живой отклик у молодых людей, страдающих от склонности к деструкции или автодеструкции.

При любых проявлениях деструктивного поведения человеку требуется неотложная психологическая помощь. В отличие от других, не представляющих угрозу для общества расстройств, данная проблема не проходит самостоятельно и нуждается в коррекции. Тенденция к деструкции быстро прогрессирует, поэтому оставлять без внимания нарастающее стремление к разрушению ни в коем случае нельзя.

Видео

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Дети выказывают свой негативизм по отношению к игрушкам и родителям.

Подростки часто бывают агрессивными, нарушают нормы и правила поведения в обществе. А взрослые срываются на домочадцах на работе.

Деструктивный - это характер, или обычная реакция на внешние раздражители? Какая причина кроется в таком поведении, и что с этим делать?

Деструктивное поведение – это...

Деструктивное поведение – это физические действия или слова, направленные на разрушение чего-либо: отношений, предметов, здоровья, настроения, мира, спокойствия.

Человек вторгается в чужую жизнь, портит свою. Может и законы.

Выражается как :

  1. упрямство;
  2. агрессия;
  3. грубость;
  4. страх;
  5. нетерпимость;
  6. драчливость;
  7. ненависть;
  8. паника.

Неосознанными целями могут выступать издевательства, пытки или даже убийство живых существ: как животных, так и людей. Также нарушение социального спокойствия – перевороты в государстве и акты терроризма, нанесение вреда природе или имуществу.

Типы деструктивного поведения:


Есть различие в деструктивном поведении в зависимости от пола .

Мужчины склонны к экстремальным видам спорта и развлечениям, выполнению опасных работ. Женщины выбирают пассивную форму саморазрушению – изнуряют себя рутинными обязательствами.

История изучения деструктивности

В теории З.Фрейда о силах, которые движут каждой личностью, значительное место занимает инстинкт смерти.

Он обозначает то, что человек стремится к первичному неживому состоянию с помощью деструктивного поведения.

К.Лоренц , как и Фрейд, считает, что агрессия заложена в . Она , приспособлению к различным условиям. А также выживанию среди других индивидов, занимая свою позицию в социальной иерархии.

А.Басс даёт определение:

«Агрессия – это реакция, которая приносит боль организму, на которого она специально направлена».

Это один из видов поведения для достижения цели. Часто смысл агрессии заключается в том, чтобы заставить другого человека что-то сделать – вид манипуляции.

Ф.Аллан считает, что это просто способ собрать свои силы, дабы противостоять внешним факторам. Л.Бендер говорит, что люди используют деструктивность, чтобы приблизиться или отдалиться от человека, ситуации.

Другие точки зрения на деструктивное поведение:

  1. реакция на психический или физический дискомфорт;
  2. драйв и запал, который приносит удовольствие, несмотря на весь негатив;
  3. – при невозможности удовлетворить свои потребности или решить проблему.

Деструктивность в детском возрасте

Психолог Альфред Адлер — первый, кто начал изучать деструктивное поведение у детей, и классифицировал возможные мотивы .

Борьба за власть

Каждый ребёнок стремится показать свою силу, и попробовать перетянуть на себя покрывало власти.

Некоторые делают это пассивно , и после слов мамы: «Сделай уроки» или «Помой посуду», просто не выполняют эти указания. Другие же сразу агрессивно показывают свою позицию: «Не хочу, не буду».

В такой ситуации родителям стоит объяснить, какие будут последствия невыполнения и непослушания. Пускай сын или дочка сами за свои поступки и решают, что делать.

Привлечение внимания

Если ребёнок постоянно дёргает родителей и дома, и на улице, и в магазине, а также достаёт учителей с частым выходом из класса во время урока или громкими разговорами, то это всё способы для привлечения внимания. Очевидно, что его не хватает.

Родителям стоит больше времени уделять своим детям. Не только, когда нужно их покритиковать, но и в позитивном ключе. А если ребёнок ноет: «Обрати внимание! Поиграй сейчас!», то стоит сказать: «Хорошо, через 10-15 минут, как освобожусь.», а не бежать сразу, чтобы это не стало механизмом для манипуляции.

Месть

Если детям не нравится, как к ним относятся , они будут мстить самыми различными способами: обзывательствами, обманом, воровством, разрисовкой стен или любимой книги мамы, могут даже ударить.

В таких ситуациях лучше обратиться к психотерапевту. Скорее всего, родители не могут наладить доверительные отношения, и сами выказывают первоначальную злость. Поэтому нужен специалист и взгляд со стороны.

Демонстрация несостоятельности

Ребёнок не верит в успешность выполнения заданий и указаний. Поэтому прогуливает школу и репетиторов, не хочет выходить к доске и устраивает на этой почве скандал, врёт.

Скорее всего, причина в постоянной критике и авторитарном методе воспитания, который нужно немедленно сменить. Нужно поддерживать таких детей во всех начинаниях, хвалить и уделять внимание при совместном времяпровождении.

Деструктивный подросток

В подростковом возрасте чаще подвержены деструктивному поведению те , у кого:

  1. повышенная тревожность;
  2. зацикленность на негативных моментах;
  3. депрессивное расстройство;
  4. повышенное чувство вины за проблемы близких;
  5. соматическое или психическое заболевания.

Возможные причины :


В таких ситуациях стоит воспитывать в детях позитивный взгляд на мир, вовлекать в полезные виды деятельности.

А также родители должны настроить доверительный контакт, чтобы взрослеющие личности могли им довериться, попросить о помощи и знать, что они будут услышаны.

Признаки деструктивного человека (деструктора)

Разрушительный характер человека может быть не исправлен в детстве или подростковом возрасте, поэтому он пронесёт его через всю свою жизнь. Как узнать, что перед вами такой тип людей?

Скрытые и явные угрозы

Деструктивным личностям важно знать, что они лучше других, и весь мир им обязан. Чтобы поддерживать это амплуа и самолюбие, не позволяет другим высказывать своё мнение. А также пресекает любое непослушание и критику. Собеседник может услышать приказной тон или угрозу.

Триангуляция

Человек завлекает в спор сторонних людей, мнение которых якобы совпадает с его, а не оппонента. Делает отсылки на то, что его коллеги, друзья, учёные тоже на его стороне. Таким образом, давит на жертву, чтобы она сломалась и приняла позицию собеседника.

Проверка границ

Такие люди любят проверять, где находятся чужие границы. И каждый раз пытаются их разломать, пока остаются безнаказанными. Поэтому, если жертва вернулась к обидчику, то это даёт повод последнему дальше её изнурять своим исследованием рамок.

Жестокий сарказм

Унижение других – с деструктивным характером. в этом очень помогает, поскольку можно вовремя перевести всё в невинную шутку. А если человек обиделся, то это его «проблема», что такой чувствительный.

Газлайтинг

Если слышите на свое замечание по поводу поведения обсуждаемого персонажа фразу: «Такого не было!», « ?!», «Тебе показалось», то знайте, что это манипуляция. Собеседник пытается разрушить уверенность в реальности и пошатнуть убеждённость в своей правоте.

Проекция

Поскольку человек не может признаться себе, что у него есть недостатки, то проецирует это на других. Может сказать, что кому-то не помешало бы пойти в спортзал, если сам не доволен своей фигурой. Таким образом, вызывает чувство стыда, которое должно быть свойственно ему.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Девиантное поведение - что это такое, типы и причины девиации, а также способы ее коррекции Социопатия - что это такое и кто такие социопаты
Альтруизм - что это такое и выгодно ли быть альтруистом Нимфомания - это плохое воспитание или болезнь Что такое ЧСВ в молодежном сленге Что такое жестокость - причины возникновения, можно ли ее оправдать и как защитить себя от жестокости Что такое агорафобия: описание, симптомы, причины, лечение Кинестетик - кто это такой Что такое честолюбие - черты честолюбивой личности, плюсы и минусы честолюбия Гетеросексуал - кто это и как с этим жить

Деструктивность - свойство личности, сопровождающееся отрицательным отношением человека к самому себе и другим, а также соответствующим этому разрушительным поведением.
сайт

Согласно Эриху Фромму, деструктивное поведение проявляется в виде сознательного желания разрушать и возвеличивать себя над другими. «Человек отличается от животного тем, что он - убийца», - пишет ученый. - «Он может быть деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранению и вне связи с удовлетворением потребностей».

Основными причинами разрушительного поведения человека являются отсутствие возможностей для творческой самореализации, конформизм, ощущение изолированности, незначимости, нарциссизм, одиночество, неуверенность в себе, а также хроническая депрессия и скука. Согласно теории Фромма, индивидуум пытается компенсировать чувство собственной неполноценности, унижая и мучая других.

Преодоление деструктивности в характере зиждется на понимании того факта, что самоутверждение за счет других является ложным и никогда не будет подтверждением истинной самодостаточности человека.

  • Деструктивность - это агрессивные, разрушительные действия по отношению к себе и другим.
  • Деструктивность - это неконструктивная, «детская» реакция на препятствия, ущемление интересов.
  • Деструктивность - это следствие нерешенных психологических проблем человека.
  • Деструктивность - это обратная сторона страха.
  • Деструктивность - это попытка возвысить себя за счет унижения окружающих.

Недостатки деструктивности

  • Деструктивность является источником страданий самого агрессора и окружающих его людей.
  • Деструктивность служит причиной духовной деградации человека.
  • Деструктивность провоцирует ответную, еще более разрушительную реакцию.
  • Деструктивность истощает психику, создавая благоприятную почву для переутомления, злоупотребления алкоголем, депрессии.
  • Деструктивность порождает беспринципность, безнравственность и порочность.

Проявления деструктивности в повседневной жизни

  • Общество. Учеными выяснено, что деструктивность человеческого характера не зависит от наличия благ и уровня материального комфорта. Как ни странно, по мере развития цивилизации деструктивность общества возрастает, проявляя себя в садизме, вандализме, некрофилии, террористических актах и самоубийстве.
  • Первородный грех. В христианском мировоззрении именно первородный грех - вкушение Адамом и Евой плода от дерева «познания добра и зла» - является проявлением деструктивного начала, присущего человеческой природе: нечестия, богохульства, ненависти, убийства и всего прочего, что может исходить из злого человеческого сердца.
  • Искусство. Проявление тенденции к деструктивности в искусстве объединил в себе термин «деструкция» - демонстрация разрушения, которая широко распространена в архитектуре (Пизанская башня, «танцующий дом» в Праге) и живописи (геометрический абстракционизм, сюрреализм).
  • Известные личности. Идол разрушения стал неотъемлемой частью дьявольского образа многих исторических личностей, таких как Эрнст Фон Саломон, Иосиф Сталин, Адольф Гитлер. Примером мании разрушения последнего является тайный указ фюрера «Сожженная земля», согласно которому все оккупированные города должны быть подвергнуты полному разрушению. Только благодаря рисковавшему жизнью немецкому архитектору Шпееру, не зараженному гитлеровской страстью к разрушению, программа «Сожженная земля» так и не была реализована.

Как преодолеть деструктивность

  • Окажите себе поддержку. Если человек самодостаточен и находит в себе опору, он не будет видеть смысла в деструктивной деятельности. Откажитесь от поиска подтверждения своей значимости в других людях. Для того чтобы чувствовать свою полноценность и уверенность, нет необходимости унижать других. Займитесь самосовершенствованием и и вырастайте - но только в своих собственных глазах.
  • Проявляйте эмпатию и сострадание. Чем больше в человеке сила сострадания, тем меньшую агрессию по отношению к себе и людям он демонстрирует. Преодолев свой эгоцентризм, развивайте в себе сочувствие и сопереживание больным, несчастным, обездоленным людям, сиротам и бездомным животным.
  • Избавьтесь от страха. Разрушающая деятельность и агрессивность проявляются под влиянием обстоятельств, которые мы считаем враждебными. Научитесь доверять жизни. Избавьтесь от страха показаться неполноценными или слабыми. Помните: «никто не может оскорбить или унизить вас, если вы этого не хотите».
  • Дайте выход агрессии. Сдерживать свои негативные чувства опасно. Арт-терапия - один из способов трансформации агрессии человека в более конструктивное русло. Выберите наиболее интересное для вас направление искусства и творите по наитию. Состояние свободного творчества дает возможность самовыражения и столь необходимую эмоциональную разрядку, оказывающую терапевтический эффект для нашей психики.

Золотая середина

Деструктивность

Конструктивность

Мягкотелость, неспособность к конструктивному разрушению

Крылатые выражения о деструктивности

Жадность абсолютно деструктивна. Она разрушает все. - Эрта Китт - Сюрреализм деструктивен, но он разрушает только то, что считает кандалами, ограничивающими наше восприятие. - Сальвадор Дали - Казнит и сажает в тюрьмы неуверенный в себе. Он уничтожает свидетелей и судей. Но для того чтобы обрести величие, недостаточно истребить свидетелей собственной низости. - Антуан де Сент-Экзюпери - Агрессия - проявление бессилия. - Анжелика Миропольцева - Э. Фромм / Анатомия человеческой деструктивности Исчерпывающий труд американского ученого, посвященный описанию феномена деструктивности и выяснения его предпосылок. По признанию самого Фромма, издание, опубликованное в 70-ти летнем возрасте автора, вобрало в себя информацию, которую ученый накапливал более 40 лет. Альберт Налчаджян / Агрессивность человека Книга обобщает в себе концепции, идеи и гипотезы, связанные с психологическим изучением агрессивности человек, уделяя особенное внимание связи агрессии с другими проявлениями психики

Глубокие социальные изменения, происходящие в мире в начале ХХI века, заставляют по-новому взглянуть на ряд феноменов, исследованию которых ранее уделялось недостаточно внимания. Один из них – деструктивная деятельность человека . Разрушительная сторона человеческой природы особенно ярко проявилась в ХХ веке: массовые убийства, революции, войны, многочисленные террористические акты. Средства массовой информации ежедневно сообщают о совершающихся даже в самых благополучных странах насильственных преступлениях. Призванные способствовать снижению деструктивности моральные, религиозные и правовые нормы не в состоянии полностью предотвратить ее. Даже самые комфортные условия существования не приводят к снижению деструктивности, причем она проявляется не только в отношении людей друг к другу: и природная среда, и памятники культуры, и простейшие предметы подвергаются бессмысленному разрушению. Учитывая современный уровень развития техники и технологии, деструктивная деятельность в настоящее время представляет реальную угрозу не только для отдельных социальных групп, но и для всего человечества.

Для сегодняшней России данная проблема особо актуальна, так как в стране, находящейся в условиях затянувшегося процесса трансформации, практически не существует общепринятой системы ценностей, которые сдерживали бы разрушительные тенденции, заложенные в природе человека. Кроме того, ухудшение общей социально-экономической обстановки в стране, рост безработицы, социальная незащищенность людей, их разочарование в жизни, связанное с отсутствием перспектив, способствуют росту деструкции. Необходимость в исследовании назрела еще и потому, что в период становления информационного общества значительно возрастает степень влияния индивида на социум, а, следовательно, последствия деструктивной деятельности могут быть совершенно непредсказуемыми.

Следует отметить, что феномен деструктивной деятельности недостаточно исследован в науке. Даже сами понятия «деструкция», «деструктивность», «деструктивная деятельность» отсутствуют в большинстве словарей, а если и встречаются, то их трактовка заканчивается простым переводом слова. Так, например, в «Большом энциклопедическом словаре» деструкция трактуется как «нарушение, разрушение нормальной структуры чего-либо». В «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» указывается, что деструкция – это «разрушение, нарушение правильного, нормального строения чего-либо», а под деструктивностью понимается «разрушительность; стремление к порче; неплодотворность».

Хотя наличие в природе человека разрушительного начала констатировалось многими исследователями, собственно этой теме посвящена лишь одна масштабная работа – книга Э. Фромма «Анатомия человеческой деструктивности». Между тем внимание многих ученых привлекали частные проявления деструкции, каковыми являются убийство, самоубийство, террористическая деятельность. А ведь эти явления имеют во многом общие основания, которые необходимо выяснить. Кроме того, отдельные проявления деструктивной деятельности изучались, как правило, узкими специалистами: биологами, генетиками, психологами, сексопатологами, историками, юристами. Но известно, что только целостное изучение феномена с привлечением данных, полученных узкими специалистами, позволяет постичь его сущность. Итак, недостаточная разработанность проблемы деструкции в целом и деструктивной деятельности человека в частности, отсутствие однозначных трактовок самих терминов свидетельствуют о необходимости проведения исследования. Только глубокое изучение данной темы, анализ детерминант деструктивной деятельности, особенностей ее проявления в информационном обществе и выяснение специфики аутодеструкции, возможно, позволит выработать социокультурные механизмы, сдерживающие разрушительные начала природы человека и переориентировать деструктивные тенденции в другие сферы деятельности.

Проблема деструктивной деятельности человека достаточно мало исследована, более того, она была сформулирована лишь в ХХ веке, хотя интуитивно угадывалась мыслителями в далеком прошлом. О наличии врожденного зла в душах людей писали китайский мыслитель Сюнь-цзы и древнегреческий философ Платон . В иудео-христианской богословской традиции используется понятие «первородный грех», которое в форме мифологического образа выражает деструктивное начало, присущее человеческой природе. О разрушительных устремлениях, свойственных природе человека, упоминал И. Кант. Однако лишь в ХХ веке были предприняты попытки обоснования деструктивной деятельности человека. Одна из наиболее известных теорий, объясняющих наличие разрушительного начала в природе человека, – концепция основателя психоанализа З. Фрейда . Фрейд относился к природе человека с глубоким пессимизмом и под влиянием ужасной жестокости и разрушений, вызванных Первой мировой войной, пришел к выводу, что человеку присущи два основных инстинкта: Эрос – инстинкт жизни, энергия которого (известная как «либидо») направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни; и Танатос – инстинкт смерти, энергия которого направлена на разрушение и прекращение жизни. В основе «инстинкта смерти», считал Фрейд, лежит биологический механизм, общий для всех форм жизни. Каждый организм, размышлял он, стремится снизить нервное возбуждение до минимума. Смерть полностью снимает всякое внутреннее напряжение, и, таким образом, все органические формы жизни стремятся к смерти. Однако стремление к полному внутреннему спокойствию сталкивается с противоположной силой, инстинктом жизни. Согласно З. Фрейду, все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих двух инстинктов. Он указывал, что деструктивные тенденции имеют место у всех людей, и «...у большого числа лиц они достаточно сильны, чтобы определить собою их поведение в человеческом обществе». По мнению З. Фрейда, с деструктивными тенденциями нельзя не считаться, так как, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это приведет к разрушению самого индивида. Разрядку деструктивной энергии может дать катарсис – совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением. Концепцию З. Фрейда поддерживает известный психолог и психотерапевт Э. Берн . Однако данные исследователи лишь констатируют наличие деструктивных тенденций в природе человека, не проводя их глубокого анализа.

Исследованием деструктивности занимался известный американский ученый Э. Фромм . Он уделяет ей достаточно внимания в работе «Бегство от свободы» и посвящает данному феномену отдельную книгу, названную им «Анатомия человеческой деструктивности» . Э. Фромм – сторонник социокультурной детерминации деструктивности, которая, по его мнению, является одной из разновидностей агрессии. Он различает доброкачественную и злокачественную агрессию . В рамках первой он выделяет псевдоагрессию (в том числе неосторожные убийства или ранения), игровую агрессию в учебном тренинге и оборонительную агрессию (в том числе в целях защиты свободы личности и общества, своего тела, своих потребностей, мыслей, чувств, своей собственности; агрессию, связанную с реакцией человека на попытку лишить его иллюзий, обусловленную конформизмом; инструментальную агрессию, которая преследует цель обеспечить то, что необходимо и желательно). В целом доброкачественную агрессию Э. Фромм определяет как биологически адаптивную, способствующую поддержанию жизни и служению делу жизни. Он отмечает, что данный вид агрессии – реакция на угрозу витальным интересам индивида. Доброкачественная агрессия заложена в филогенезе, свойственна и животным, и людям, носит взрывной характер, возникает спонтанно как реакция на угрозу. В отличие от доброкачественной, злокачественная агрессия деструктивность – биологически неадаптивна, она не заложена в филогенезе, присуща исключительно человеку, не нужна для физиологического выживания – напротив, деструктивность приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления – убийство и жестокие истязания – не имеют никакой цели, кроме получения удовольствия. Э. Фромм считает, что различаются спонтанная деструктивность – проявление дремлющих разрушительных импульсов, которые активизируются при чрезвычайных обстоятельствах (например, деструктивность из мести), и деструктивность, связанная со структурой характера , которая присуща конкретному индивиду в скрытой или явной форме всегда (садизм, некрофилия ). К основным причинам деструктивности Э. Фромм относит отсутствие возможностей для творческой самореализации, нарциссизм, ощущение изолированности и «никчемности». В настоящее время рост деструктивности наблюдается в связи с распространением свободы, которая несет не только положительные перемены, но и приводит к утрате чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Свободе сопутствуют чувство одиночества, собственной незначимости и отчужденности. Люди стремятся преодолеть их, «убежать от свободы». Одним из способов «бегства от свободы» , по Э. Фромму, и является деструктивность . Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других.

При несомненной ценности концепция Э. Фромма не свободна от целого ряда недостатков . Так, Э. Фромм отмечает, что агрессия, возникшая для защиты своих витальных интересов, не является злокачественной. При этом неизбежно возникает вопрос: какие интересы следует относить к витальным? Ведь сфера витальных интересов у людей гораздо шире, чем у животных, и, если отнести к ним, скажем, потребности в защищенности, стремления принадлежать к социальной группе, к достижению высокой самооценки и к самоактуализации, потребность в уважении со стороны окружающих, мы увидим, что предложенная Э. Фроммом схема деления агрессии на доброкачественную и злокачественную не применима. Ведь большинство деструктивных действий является именно следствием неудовлетворения перечисленных нами потребностей. Достаточно сложно провести водораздел между деструктивностью и оборонительной, инструментальной агрессией. Следует обратить внимание на то, что часто деструктивные действия совершаются, когда объективно никакой угрозы витальным интересам человека нет, но для субъекта эта угроза – реальность. Кроме того, Э. Фромм основное внимание уделяет таким формам проявления деструктивности, как садизм и некрофилия, оставляя без внимания аутодеструкцию, вандализм, терроризм и ряд других ее проявлений. Также, рассматривая преимущественно психологические и социокультурные основания деструктивности, он оставляет без должного внимания ее биологические и нейрофизиологические основания, не анализирует историческое многообразие форм деструктивности, подтверждая свои выводы лишь несколькими примерами.

Концепцию саморазрушительного поведения человека сформулировал Н. Фарбероу , однако она не получила широкого распространения. Он относит к саморазрушительному поведению не только завершенные самоубийства, но и алкоголизм, токсикоманию, наркотическую зависимость, пренебрежение врачебными рекомендациями, трудоголизм, делинквентные поступки, неоправданную склонность к риску, опрометчивый азарт. Этот подход позволил Н. Фарбероу разработать принципы современной профилактики самоубийств и стать инициатором создания центров их профилактики в США, а затем во многих странах мира.

Несмотря на отсутствие специальных работ, наличие проблемы деструктивности констатируется рядом отечественных и зарубежных ученых. При этом деструктивность рассматривается как компонент агрессии, вид девиантного поведения, составной элемент творчества или тип преобразования. Так, отечественный исследователь Ю.М. Антонян выделяет три компонента агрессии : конструктивный, деструктивный и дефицитарный. Он указывает, что при деструктивной агрессии активность индивида деформирована, поэтому его деятельность носит разрушительный по отношению к окружающим характер, у такого субъекта могут развиваться садистские расстройства, формироваться садистский или авторитарный характер. О.С. Осипова различает два вида девиантного поведения : созидательной и разрушительной направленности . Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме (отдельной социальной группе, страте) социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой сдерживание темпов развития общества: разрушение энергетического потенциала отдельных личностей и общества в целом. О.С. Осипова указывает на связь девиантного поведения с риском, а также на то, что девиантное поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских , анализирующие поведенческие девиации, делят их на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение . Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных), и, соответственно, внешнедеструктивное поведение. Во втором случае – внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и, соответственно, внутридеструктивное поведение. Е.В Змановская выделяет три группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное), асоциальное (аморальное), аутодеструктивное (саморазрушительное). Под аутодеструктивным она понимает поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.). По направленности и степени выраженности деструктивности Е.В. Змановская предлагает использовать следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) – просоциальное (относительно деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) – асоциальное (пассивно-деструктивное) – саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) – самоубивающее (активно-аутодеструктивное).

Некоторые исследователи указывают на связь деструкции и творчества. Так, В.Н. Дружинин выделяет два вида преобразования : творческое поведение , создающее новую среду, и разрушение – дезадаптивное поведение, не создающее, а уничтожающее прежнюю среду. Он отмечает, что творчество и деструкцию объединяет то, что их причиной является отчуждение человека от природы и мира в целом. Б. Карлоф подчеркивает, что в самом творческом акте неизбежно присутствует элемент деструкции. Он пишет о двух видах поведения : адаптивном , связанном с имеющимися в распоряжении человека ресурсами, и креативном , которое он определяет как «созидательное разрушение» . Интересен подход польского ученого Ю. Козелецкого к данной проблеме. По его мнению, человеку присуща «трансгрессия» – стремление к постоянному преодолению своих прежних достижений и результатов, желание выйти за пределы того, чем он обладает. Ю. Козелецкий выделяет конструктивную , созидающую трансгрессию – творчество, и деструктивную трансгрессию – действия, приводящие к разрушению прежнего. Таким образом, в науке отсутствует определенность в отношении того, что понимать под «деструктивностью» и «деструктивной деятельностью человека».

Следует отметить, что ряд вопросов, имеющих прямое отношение к деструктивной деятельности, исследуется в работах, посвященных анализу агрессии и насилия . Наиболее значимыми в этом плане являются работы зарубежных исследователей К. Лоренца, Р. Бэрона и Д. Ричардсона, А. Бандуры, Л. Берковица, Р. Бовена, Н. Зинберга и Г. Феллмана, а также статьи отечественных ученых Л.В. Скворцова, И.Ю. Залысина, А.А. Реана. В целом все работы, так или иначе затрагивающие деструктивную деятельность человека, можно разделить на две группы . К первой следует отнести труды исследователей, считающих, что деструктивность свойство, заложенное в самой природе человека ,полностью искоренить которое невозможно. Ко второй группе относятся исследования, в которых отмечается, что стремление к разрушению не присуще человеку изначально. Оно приобретается в процессе жизни в результате неудовлетворения индивидом основных потребностей, является следствием фрустрации, формируется в результате социального научения. А следовательно, изменяя условия существования, можно влиять и на деструктивную деятельность человека.

Хотя комплексно деструктивная деятельность не исследовалась, отдельные ее формы изучены достаточно глубоко. Так, исследованием самоубийства занимались Э. Дюркгейм, А. Камю, Н. Бердяев, Л.З. Трегубов и Ю.Р. Вагин, А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, Л.Л. Бергельсон, И.Б. Орлова; убийства – Ю.М. Антонян; терроризма – В.В. Витюк, С.А. Эфиров, Л.А. Моджоян, Е.Г. Ляхов, А. Тахери, А.П. Шмид; каннибализма – Е. Волхард, П. Браун, Л. Каневский. Биологические и нейрофизиологические детерминанты деструктивной деятельности затрагиваются в работах Д. Дьюсбери, К. Лоренца, О. Меннинга, Р. Шовена, Я. Дембовского, М.Л. Бутовской, В.П. Эфроимсона, Р. Болтона, Дж. Вилдера. Положения, проливающие свет на социокультурные детерминанты исследуемого феномена, содержатся в трудах Э. Фромма, Б.Ф. Поршнева, А.П. Скрипника, П. Кууси.

Таким образом, анализ степени научной разработанности проблемы показывает, что комплексно она практически не исследовалась. Единственная фундаментальная работа – «Анатомия человеческой деструктивности» Э. Фромма – не лишена недостатков, прежде всего потому, что основное внимание ее автор уделяет лишь психологическим и социокультурным основаниям исследуемого феномена, оставляя без внимания биологические, нейрофизиологические, генетические основания, а также проблему аутодеструкции. В связи с этим назрела необходимость в целостном исследовании деструктивной деятельности человека с привлечением данных частных наук: этологии, нейрофизиологии, эндокринологии, генетики, психологии, социологии, истории культуры.

Скачать книгу Лысак И.В. о деструктивной деятельности

  • Вперёд >

ДЕСТРУКТИВНЫЙ

ДЕСТРУКТИВНЫЙ

(этим. см. след. сл.). Разоряющий, опустошающий.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ДЕСТРУКТИВНЫЙ

[фр. destructif destructio] - разрушительный, гибельный; неплодотворный, неэффективный.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

Деструктивный

ая, ое, вен, вна (фр. destructif, нем. destruktiv лат. dēstrūcfīvus разрушительный).
Ведущий к разрушению чего-н.; неплодотворный; противоп. конструктивный . Деструктивные силы общества . Деструктивное решение .
Деструктивность - свойство деструктивного.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ДЕСТРУКТИВНЫЙ" в других словарях:

    ДЕСТРУКТИВНЫЙ - ДЕСТРУКТИВНЫЙ, ДЕСТРУКЦИЯ (от лат. destructio разрушение). Деструктивный сопровождающийся лишением структуры, термин, часто употребляющийся в патологии для обозначения различных (дегенеративных, некробиотических, воспалительных, неопластических)… …

    См. разрушительный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. деструктивный прил., кол во синонимов: 4 … Словарь синонимов

    деструктивный - ая, ое. destructif adj., нем. destruktiv <лат. destuctivus. Разрушительный, ведущий к разрушению чего н.; неплодотворный; противоп. конструктивный. Деструктивные силы общества. Крысин 1998. Невзирая на леденящие ветры и деструктивные призывы.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ДЕСТРУКТИВНЫЙ - ДЕСТРУКТИВНЫЙ, ДЕСТРУКЦИЯ (нёбной) поверхности альвеолярного отростка верхней челюсти тянутся по краю твердого нёба к мягкому нёбу и затем вниз по боковой стенке глотки к глубоким шейным лимф, железам (lymphoglandulae cer vicales profundae… … Большая медицинская энциклопедия

    - (лат. destnictivus) разрушительный, нарушающий нормальную структуру чего либо … Большой медицинский словарь

    Прил. 1. соотн. с сущ. деструкция, связанный с ним 2. Ведущий к деструкции; неплодотворный, разрушительный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Деструктивный, деструктивная, деструктивное, деструктивные, деструктивного, деструктивной, деструктивного, деструктивных, деструктивному, деструктивной, деструктивному, деструктивным, деструктивный, деструктивную, деструктивное, деструктивные,… … Формы слов

    деструктивный - деструкт ивный; кратк. форма вен, вна … Русский орфографический словарь

    деструктивный - кр.ф. деструкти/вен, деструкти/вна, вно, вны; деструкти/внее … Орфографический словарь русского языка

    деструктивный - [дэ], ая, ое; вен, вна, вно Ведущий к разрушению чего л.; неплодотворный. Деструктивные силы общества. Деструктивная позиция. Деструктивные переговоры. Синонимы: беспредме/тный, бессодержа/тельный, па/губный, пусто/й, разруши/тельный … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Магия бессмертия Главный барьер , Сервест Б.. В своей книге Сервест Бурислав, автор многочисленных книг по эзотерике, затрагивает вечную тему бессмертия, её магической силы. В книге ведётся размышление о том, что такое знание, о его роли…
  • Маноратха , Ушаков Владимир Сергеевич. Близкое будущее. Ученые бьют тревогу: общество стремительно деградирует, и требуется немедленно остановить деструктивный процесс. Неясно, следствие ли это игр политиков или поиски пути к…