Тема женской доли и образ матрены. Тема женской доли в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. Н. А. Некрасов

Нет, наверное, в мировой литературе ни одного поэта, не писавшего о женщине. Традиционно образ женщины в мировой поэзии - это образ любимой, возлюбленной. Отсюда в лирике возникает любовная тема. Поэты воспевают любимую, ее красоту, свои чувства, страсть, описывают страдание от неразделенной или ушедшей любви, пишут об одиночестве, разочаровании, ревности.

Поэзия Некрасова, в своем обращении к женщине, впервые расширила тематические рамки. В его лирике кроме любовной появилась тема женской доли, представленная широко и разнообразно. Это во многом было связано с тем, что поэт коснулся другого социального слоя: не дворянства, а простого народа. Посвятив лиру «народу своему», поэт называет свою Музу родной сестрой избиваемой на площади кнутом молодой крестьянки.

Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской деревенской женщины. Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. В стихотворении «Тройка» поэт предсказывает девушке тяжелую замужнюю жизнь.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник,

И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный.

Будешь нянчить, работать и есть.

И в стихотворении «Свадьба» опять зловещее предсказание:

Ждет тебя много попреков жестоких,

Дней трудовых, вечеров одиноких:

Будешь ребенка больного качать,

Буйного мужа домой поджидать.

Свое сочувствие женской доле поэт высказывает и в стихотворениях «Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», показывая трагедию огромного большинства крестьянок, убивающихся изо дня в день на непосильной работе:

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит!

Тему тяжкой доли русской женщины поэт раскрывал и в своих знаменитых поэмах «Мороз, Красный нос», «Русские женщины». Страдальческая судьба русской женщины-крестьянки описана и в поэме «Кому на Руси жить хорошо», где ей целиком посвящена вся вторая часть. Ее героиня - Матрена Тимофеевна слывет среди людей счастливою. Рассказывая мужикам, ищущим ответ на вопрос «Кому живется весело, вольготно на Руси?», о своей жизни, она признает, что ей «в девках счастье выпало»: у нее была «хорошая, непьющая семья», любящие, ласковые, оберегавшие ее родители. Но и в такой семье по «пятому годочку» ей пришлось начать трудиться, в семь - уже ходить за коровой, пасти гусей, собирать грибы и ягоды, ворошить сено, а после трудового дня и баньки - снова за работу, за прялку.

И такая полная нелегкого труда жизнь вспоминается Матрене Тимофеевне в ее тридцать восемь лет как счастье. Потому что все, что ждало ее после замужества, было сплошным страданием. Не зря мать причитала, когда приехали сватать ее дочь. После свадьбы «попала с девичьей холи в ад». Издевательства родни мужа, побои, каторжный труд, страшная гибель любимого первенца - то было лишь начало ее страшной, но, увы, такой обычной для русской крестьянки судьбы.

После гибели первенца что ни год рождались другие дети: «некогда ни думать, ни печалиться, дай бог с работой справиться да лоб перекрестить», умерли родители Матрены. Всему покорилась Тимофеевна: «первая с постели, последняя в постель», унижалась перед свекром со свекровью и только в одном стала непокорной: за детей стояла горой, не давала их обижать. Когда деревня учинила самосуд над Федотом, который, работая подпаском, не сумел отнять у волчицы овцу, мать легла за него под розги.

Выпал на долю Матрены голодный год, а потом и еще более страшное испытание: забрали вне очереди мужа в рекруты. И опять не покорилась Матрена Тимофеевна. Беременная женщина пошла пешком в город искать правды и заступничества у губернатора. Правды она добилась, получив заступничество губернаторши, которая еще и сама крестила родившееся до времени дитя. С тех пор Матрену Тимофеевну «ославили счастливицей, прозвали губернаторшей». Растит крестьянка пятерых сыновей. Одного уже забрали в рекруты, дважды погорела ее семья, погуляла она, «как мерин в борозде». И по ее мнению, не дело это - «между бабами счастливую искать». А другая героиня поэмы - богомолка, зашедшая в село, с горечью скажет, что «ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки, заброшены, потеряны у Бога самого».

Читая Некрасова, приходишь к выводу, какой делает в одном из своих стихотворений сам поэт, - «Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать». Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше. С нескрываемым сочувствием относится автор к тем, кто не мирится со своим голодным и бесправным существованием. Не кроткие и покорные близки поэту, а такие смелые, непокорные и свободолюбивые бунтари, как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, семь правдоискателей, Гриша Добросклонов. Лучшие из них сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Среди них и Матрена Тимофеевна.

  1. Тема поэмы.
  2. Образ женщины-крестьянки.
  3. Матрена Тимофеевна как яркий представитель крестьянской женщины.
  4. Особенность женского характера у Некрасова.

Свое итоговое произведение, поэму «Кому на Руси жить хорошо», Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам на Руси счастливого человека. Автор исследует жизнь различных слоев русского общества: крестьян, помещиков, духовенства. Особой темой становится судьба русской крестьянки, ибо она оказывается еще тяжелей, чем судьба остальных крестьян. «Не дело между бабами / Счастливую искать», - прямо отвечает обратившимся к ней странникам Матрена Тимофеевна, героиня главы «Крестьянка». Но образ женщины-крестьянки, порабощенной и крепостничеством, и деспотизмом семьи мужа, волнует Некрасова больше.

Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Матрены Корчагиной. Горькая доля крестьянской женщины, вечно униженной нищетой, непосильно работающей и не видящей счастья, вызывает глубокое сочувствие в душе поэта, но, вместе с тем, он отмечает в ее характере и человеческое достоинство, и гордость, и незыблемую нравственную чистоту. Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии.

У героини было счастливое, беззаботное раннее детство, а с пяти лет началось приобщение к посильному труду: «отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и т.д. Да еще счастье - попался добрый муж. Матрене не пришлось, как многим другим крестьянкам, жить с «постылым», терпеть побои. В любви и согласии жила Матрена с мужем. Вот этот лад в семье и помогал героине переносить беды и несчастья. Филипп был печником, постоянно уезжал на заработки в Петербург. Матрена тяжело переживала постоянные разлуки. Ей приходилось приспосабливаться к жизни в чужой семье. Молодую красивую женщину в отсутствии мужа-заступника преследовал господский управляющий. Ни у кого из родни, кроме столетнего деда Савелия, героиня не находила поддержки.

Характер Матрены Тимофеевны закаляется именно в тяжких испытаниях. Это - женщина умная, самоотверженная, волевая, решительная. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой. Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Сама глава названа не ее именем, а «Крестьянка». Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - роднят Матрену с героинями поэмы «Русские женщины». Долгий рассказ Матрены Тимофеевны о своей (еще достаточно благополучной и на редкость удачливой!) судьбе - это и ода красоте души русской крестьянки, и обвинение тем, кто обрек ее на страшные муки.

Как и Ермил Гирин, Матрена известна всей округе. Но в поэме она рассказывает о своей жизни сама, и слушают ее лишь семь странников. Правдивость рассказа подчеркивается просьбой странников: «Аты нам душу выложи!» Да и сама героиня главы обещает: «Не скрою ничего».

Необыкновенная творческая одаренность Матрены Тимофеевны позволяет ей не только хранить в памяти фольклор, но и обновлять его. Рассказ изобилует элементами фольклорных произведений, посвященных горькой доле женщины: песен,«пословиц, поговорок, плачей, причитаний.

Особую роль в описании жизни русской женщины играют песни (не случайно вторая глава этой части поэмы носит название «Песни»). Некрасов изображает жизнь крестьянки во всей полноте, с детства, до момента, когда она встречается с искателями счастливого человека. В жизни Матрены Тимофеевны есть несколько моментов, когда вот-вот готовы выплеснуться наружу те чувства, которые могли бы привести ее к решительному действию. Первый раз - когда, вопреки ее мольбам, лекари начинают вскрытие тела Демушки. Но становой тогда приказывает связать мать. Второй - когда староста решает наказать ее сына Федотушку, пожалевшего голодную волчицу.

Барин решает простить ребенка, но наказать саму «бабу дерзкую». И Некрасов показывает очень важную черту волевого характера героини: она гордо ложится. под розги, не унизившись до просьбы о прощении, выносит боль и позор публичного наказания. И лишь на следующий день она выплакала свое горе над речкой. Единственный раз, когда Матрена Тимофеевна решает бороться за свое счастье, - это когда забирают в солдаты ее мужа. Она обращается с неистовой молитвой к Божьей матери, и эта молитва, видимо, придает ей силы: Матрена Тимофеевна находит смелость обратиться к губернаторше, которая не только помогает крестьянке, но и становится крестной матерью ее ребенка. После этого случая Матрену начинают называть счастливой. Вот, оказывается, в чем счастье крестьянки: не стать солдаткой, найти силы молчать и терпеть да растить детей.

Ключи от счастья женского, -Ото нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны... - таков невеселый итог разговора Матрены Тимофеевны с семью странниками. Внешняя красота, сердечность, сообразительность, слава счастливицы дают возможность говорить о Матрене Тимофеевне как о личности неповторимой, исключительной.

Посредством изображения судьбы Матрены Тимофеевны автор делает глубокие обобщения: русские женщины живут в постоянном труде, радостях и горестях материнства, в борьбе за семью, за дом. Тема женской доли в поэме сливается с темой родины. Женские характеры героинь Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа. Те нечеловеческие условия жизни, на фоне которых вырисовываются эти образы, указывают на острую необходимость перемен в порядках, стиле и образе жизни в селах и городах старорежимной России.

Не будем придавать теме «женской доли» ни мрачных, ни счастливых красок, откажемся от апологетики и деконструкции патриархальных мифов, и беспристрастно заглянем в прошлое. И довольно быстро станет ясно, что пресловутая дремучая патриархальность – не более чем псевдоисторическая проекция современной безграмотности.

Хронология священных образов

женском месте в древней культуре едва ли что-то может сказать лучше, чем анализ языческих пантеонов. Официальная наука выделяет несколько мужских божеств восточных славян и всего одно женское. Есть, правда, некоторые, кто считает, что богинь было на одну-две больше, а также сторонники полного патриархата «славянского Олимпа», но их версии слишком слабо подкреплены источниками.

В любом случае, налицо представление о мужчинах, как о тех, кто наделён силой и властью, это совместимо с тогдашним военно-демократическим строем общества. Однако, за женщиной была «закреплена» практически вся магия, а атрибуты чисто женских занятий были символами достатка, богатства и плодородия: веретено, нити, шерсть, узорочье, серп, понёва, скатерть, посуда и т.д. Помните, когда Илья Муромец падает на землю, поверженный Сокольником, и взмолившись, получает «второе дыхание»? Это очень напоминает представление индийцев о женской безграничной энергии Шакти, без которой любое божество бессильно.

С тех времён сохранилась масса праздников и обрядов, в которые мужчины не имели права вмешиваться, а если попадались на глаза, могли быть даже и безнаказанно убиты. Это особое ритуальное пространство даёт нам представление о случаях неприкосновенности женской воли. Ранние дошедшие до нас княжеские распоряжения, также, гласят о том, что в случае выдачи девушки замуж против её желания, если она пострадает физически, мать с отцом будут сурово наказаны.

О чём же это говорит? Скорее о том, что удобнее рассматривать тогдашнее положение мужчин и женщин не с точки зрения роли, а с точки зрения пространства – внутреннего (дом, запретные обряды) и внешнего (поездки, работа на улице, защита семьи). Это разграничение будет ключевым моментом в гендерных отношениях вплоть до наших дней.

«Я относилась к тебе как к брату…»

Удивительными находками наградила нас археология. Скорее всего, в средневековой Руси и не думали о том, что берестяные грамоты смогут пролежать в земле чуть ли не тысячу лет, сохраняя не только текст, но и чувства, детали образа мысли.

Не менее знаменит «Приказ от попадьи к попу», написанный в конце XIV столетия, в котором говорится о некоем происшествии, которое получило нежелательную огласку, заканчивается послание деловитой фразой «Позаботься об этом». А в сообщении «От Петра к Марье» содержится просьба прислать копию документа о покупке пожни. Это означает, что и юридической грамотностью женщины обделены не были.

А вот грамота «От Гостяты к Василю» содержит жалобу на то, что муж Гостяты присвоил себе её приданое, женщину выгнал, и завёл себе новую пассию. Видимо, Василь приходился братом авторше, который был в своём праве защитить сестру от такого демарша.

Изучая эти письменные источники о нравах в древней Руси, можно сделать вывод о том, что женщина была мужу верной помощницей, не уступающей ему в образовании и умении управлять хозяйством, имела право на защиту со стороны родственников. Но, к сожалению, учёные отмечают, что этот взлёт культуры и нравственности был временным.

Сильвестровская женщина

Слово «Домострой» вызывает не самые лучшие ассоциации и сплошь и рядом используется как символ дремучих патриархальных нравов на Руси.

Бытует версия, что эта книга, написанная воспитателем Ивана Грозного, была призвана нормировать семейные отношения в беспокойный век. Стоит упомянуть о том, что в те времена замуж выдавали очень рано, и нередко, муж становился почти отцом своей молодой супруге. Соответственно, в равной мере он был главой для всех в своём доме и имел право «учить» плетью, кого считал нужным.

Вместе с тем, осуждалось битьё домочадцев деревянными и металлическими предметами, при свидетелях, и главное – наказание без любви и справедливости. Церковь склонна была защищать права женщин, когда дело доходило до открытого неуважения, и могла даже пригрозить нерадивым сыновьям, не проявляющим уважения к матери, ссылаясь на то, что святые жёны и Богородица, между прочим, кое-что значат.

Скорее всего, домашнее насилие не имеет отношения ни к языческим пережиткам, ни к православию, а лишь к человеческой агрессии и безответственности.

Возможно, был у этого и свой катализатор – то самое пространственное разделение, страх перед неведомой силой, которой женщины всё ещё владели, ведь мужьям строго воспрещалось присутствие при родах, нежелательно было заходить на чужую половину избы, нелюбимый супруг мог быть отравлен или оклеветан, помешать этому было крайне трудно. В семье была масса тайн, а значит, не было полного доверия.

В этнографическую эпоху

Старинные песни о женской доле, которые сегодня мы можем прослушать в свободном доступе, печальны почти на все сто процентов. В них имеется явная конфронтация «муж» - «любовник», где муж - или старик, или тиран, или убит, а любовник тут как тут. И, наоборот, в одной известной старинной песне парень пишет из тюрьмы своим родителям и жене, которые от него отказываются, а тайная подруга выручает его большой ценой. Девичьи песни, в основном, повествуют о безответной любви или наблюдении со стороны за объектом страсти. В казачьей среде нередко топили нелюбимых жён, умолявших лишить их жизни хотя бы не на глазах у детей и соседей, причём, случалось такое не только в песнях, есть и официальные сообщения информантов об этом.

Вежливость и хитрость ценились выше красоты и богатства и были ключом к успеху. Если, к примеру, невеста обязана была дарить жениху плеть, то почему бы эту плеть не сплести из шёлка или бархата? Ведь если догадаться, как не нарушить устоев общества, не испортить жизнь друг другу, и при этом, добиться своего, то станешь и собой доволен, и чтим людьми. Именно такие случаи описаны в знаменитых сборниках заветных сказок, составляющих своего рода русский «Декамерон».

Все сказанное – о том, чтобы попробовать отойти от шаблона «Забитость русской женщины – правда или миф?» и обратиться к нынешним дням. Ограниченность, безграмотность, уязвимость применительно к дореволюционному крестьянству как-никак выглядит более естественно, чем то же самое сегодня. Если сейчас хватает социальной рекламы о домашнем насилии, а женские форумы в сети, порой, просто страшно читать от царящего там гротеска, то кажется, в прошлом было ещё хуже, однако, это логическая ловушка. Мы лишь заменили суеверия о мощной женской магии на утверждение о том, что «в каждой женщине есть загадка» и этот барьер, кажется, никогда не будет окончательно взят.

Нет, наверное, в мировой литературе ни одного поэта, не писавшего о женщине. Традиционно образ женщины в мировой поэзии - это образ любимой, возлюбленной. Отсюда в лирике возникает любовная тема. Поэты воспевают любимую, ее красоту, свои чувства, страсть, описывают страдание от неразделенной или ушедшей любви, пишут об одиночестве, разочаровании, ревности.

Поэзия Некрасова, в своем обращении к женщине, впервые расширила тематические рамки. В его лирике кроме любовной появилась тема женской доли, представленная широко и разнообразно. Это во многом было связано с тем, что поэт коснулся другого социального слоя: не дворянства, а простого народа. Посвятив лиру «народу своему», поэт называет свою Музу родной сестрой избиваемой на площади кнутом молодой крестьянки.

Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской деревенской женщины. Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. В стихотворении «Тройка» поэт предсказывает девушке тяжелую замужнюю жизнь.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник,

И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и черной и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный.

Будешь нянчить, работать и есть.

И в стихотворении «Свадьба» опять зловещее предсказание:

Ждет тебя много попреков жестоких,

Дней трудовых, вечеров одиноких:

Будешь ребенка больного качать,

Буйного мужа домой поджидать.

Свое сочувствие женской доле поэт высказывает и в стихотворениях «Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», показывая трагедию огромного большинства крестьянок, убивающихся изо дня в день на непосильной работе:

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит!

Тему тяжкой доли русской женщины поэт раскрывал и в своих знаменитых поэмах «Мороз, Красный нос», «Русские женщины». Страдальческая судьба русской женщины-крестьянки описана и в поэме «Кому на Руси жить хорошо», где ей целиком посвящена вся вторая часть. Ее героиня - Матрена Тимофеевна слывет среди людей счастливою. Рассказывая мужикам, ищущим ответ на вопрос «Кому живется весело, вольготно на Руси?», о своей жизни, она признает, что ей «в девках счастье выпало»: у нее была «хорошая, непьющая семья», любящие, ласковые, оберегавшие ее родители. Но и в такой семье по «пятому годочку» ей пришлось начать трудиться, в семь - уже ходить за коровой, пасти гусей, собирать грибы и ягоды, ворошить сено, а после трудового дня и баньки - снова за работу, за прялку.

И такая полная нелегкого труда жизнь вспоминается Матрене Тимофеевне в ее тридцать восемь лет как счастье. Потому что все, что ждало ее после замужества, было сплошным страданием. Не зря мать причитала, когда приехали сватать ее дочь. После свадьбы «попала с девичьей холи в ад». Издевательства родни мужа, побои, каторжный труд, страшная гибель любимого первенца - то было лишь начало ее страшной, но, увы, такой обычной для русской крестьянки судьбы.

После гибели первенца что ни год рождались другие дети: «некогда ни думать, ни печалиться, дай бог с работой справиться да лоб перекрестить», умерли родители Матрены. Всему покорилась Тимофеевна: «первая с постели, последняя в постель», унижалась перед свекром со свекровью и только в одном стала непокорной: за детей стояла горой, не давала их обижать. Когда деревня учинила самосуд над Федотом, который, работая подпаском, не сумел отнять у волчицы овцу, мать легла за него под розги.

Выпал на долю Матрены голодный год, а потом и еще более страшное испытание: забрали вне очереди мужа в рекруты. И опять не покорилась Матрена Тимофеевна. Беременная женщина пошла пешком в город искать правды и заступничества у губернатора. Правды она добилась, получив заступничество губернаторши, которая еще и сама крестила родившееся до времени дитя. С тех пор Матрену Тимофеевну «ославили счастливицей, прозвали губернаторшей». Растит крестьянка пятерых сыновей. Одного уже забрали в рекруты, дважды погорела ее семья, погуляла она, «как мерин в борозде». И по ее мнению, не дело это - «между бабами счастливую искать». А другая героиня поэмы - богомолка, зашедшая в село, с горечью скажет, что «ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки, заброшены, потеряны у Бога самого».

Читая Некрасова, приходишь к выводу, какой делает в одном из своих стихотворений сам поэт, - «Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать». Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше. С нескрываемым сочувствием относится автор к тем, кто не мирится со своим голодным и бесправным существованием. Не кроткие и покорные близки поэту, а такие смелые, непокорные и свободолюбивые бунтари, как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, семь правдоискателей, Гриша Добросклонов. Лучшие из них сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Среди них и Матрена Тимофеевна.